kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа воспитателя. направление: трудовое воспитание младших школьников с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучабщихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа воспитателя. направление: трудовое воспитание младших школьников с ОВЗ»

Министерство образования Республики Башкортостан

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья




«Утверждено»

Директор

_________ /З.А. Аглиуллина/ «___»_________2018г.











Рабочая программа

воспитателя

направление: трудовое воспитание

возраст 7 – 12 лет

срок реализации программы 5лет











Разработано группой воспитателей:

Суриной Г.У., Ермаковой Л.В., Лотфуллиной Л.М.,

Шавалиевой Г.Р., Гусевой О.Н., Мамаевой Ю.П.,

Резбаевой З.К., Шарипкуловой Д.Р., Тайгильдиной Г.С.

Хаматова Е.С.





Уфа – 2018



СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………….……………...3


Планируемые результаты воспитательной работы по трудовому воспитанию..………………………………………………………….….6


Содержание воспитательной работы по трудовому воспитанию..……………………………………………………….…….8


Тематическое планирование……………………………………………9









































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированной основной образовательной программы государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Уфимская коррекционная школа-интернат № 63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант I)

Трудовое воспитание является важнейшей частью воспитания детей, базой для развития творческих способностей ребёнка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке учащихся коррекционной школы к самостоятельной практической деятельности в труде и быту. Внеклассные занятия по труду призваны способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых навыков и умений, воспитанию культуры труда. При этом важно, что именно внеклассные занятия наиболее конкретно связаны с практической общественно полезной деятельностью, а это даёт широкую возможность воспитания нравственных качеств умственно отсталых детей.

Правильное отношение к труду, у умственно отсталого ребёнка, можно воспитать лишь систематически организуя его собственную деятельность. Одна из основных целей трудового воспитания привитие навыков самообслуживания, так как нельзя недооценивать важность самообслуживающего труда, являющегося средством воспитания положительных качеств личности: чувства коллективизма, взаимопомощи, собранности, аккуратности, добросовестного отношения к общественному труду. Навыки самообслуживания вырабатываются в результате многократных повторений одних и тех же действий в определённой последовательности при настойчивом воспитательном воздействии, которые в дальнейшем прочно закрепляются.

Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП, а также с использованием «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1–4 классы», «Трудовое обучение" автор Н. Н. Павлова / Под редакцией В.В.Воронковой.

Цели программы

Данная программа реализует познавательные и социокультурные цели:

  • воспитание положительных качеств личности обучающего: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;

  • уважение к людям труда;

  • получение элементарных знаний по видам труда.


Задачи программы

Для достижения поставленных целей трудового воспитания необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:

  • воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь;

  • формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от их свойств;

  • коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учетом их возрастных особенностей;

  • воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда.

  • вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия;

  • воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости;

  • формирование навыков организации своей и общей работы;

  • воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.


Цель коррекционно – воспитательной работы с детьми, которые имеют интеллектуальные нарушения – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.


В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Формирование и обогащение чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно – двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой деятельности умственно отсталых детей.

Учитывая психологические особенности воспитанников, материал даётся небольшими дозами, с постепенным увеличением закрепляющих упражнений, включая ежедневный материал для повторения.

При организации трудового воспитания используются следующие принципы:

- индивидуализация воспитательной работы (учёт особенностей учащихся, воспитанников);

- активность обучающихся, воспитанников (взаимодействие с окружающим миром);

- целостность педагогического процесса;

- структурированность деятельности;

- практическая направленность;

- коммуникативная направленность;

- доступность предлагаемых требований и видов деятельности;

- социальная мотивация деятельности.

При последовательном личностном развитии ребёнка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

 

 ФОРМЫ РАБОТЫ

Для реализации основных целей и задач трудового воспитания воспитанников применяются коллективная, групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы; проводятся практические занятия, экскурсии, дидактические игры; используются ТСО: видеофрагменты фильмов(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (ПК, магнитофон).

Основными видами работ являются рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой, наблюдение, демонстрация, просмотр и т.п.

Программа трудового воспитания реализуется через следующие направления деятельности обучающихся, воспитанников:

1. Учебный труд обучающегося включает в себя труд умственный и физический. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольных участках. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

2. Общественно-полезный, результативный труд включает в себя такие виды общественно полезной деятельности, как работа на пришкольном участке, на территории школы по ее благоустройству, по оказанию помощи инвалидам и ветеранам войны и труда, больным и престарелым; изготовление игрушек для младших школьников; создание и ремонт наглядных пособий, книг в школьной библиотеке.

3. Бытовой самообслуживающий - труд направленный на удовлетворение бытовых потребностей коллектива, каждого его члена за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд в обучающихся, воспитанников включает в себя: уборку постели; стирку мелких вещей личного пользования; уборку помещений от пыли; чистку собственных вещей и обуви; уход за цветами, озеленение школьной территории; ремонт школьной мебели; создание в бытовой и классной комнатах уюта.


2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

-Овладеть элементарными навыками самообслуживания.

-Знать и выполнять правила поведения в столовой, душевой, гигиенической комнате.

-Участвовать в дежурстве по столовой.

-Уход за школьным садом.

-Поддерживать чистоту и порядок в классе, спальне.

-Правильно ухаживать за одеждой.

-Выполнять ремонт одежды

-Выполнять работы по обслуживающему труду.

-Уметь ухаживать за растениями на школьных клумбах.

Программа также предусматривает максимальное вовлечение родителей и обучающихся в разнообразные виды общественно полезного труда;

Изучение семей обучающихся, ситуации развития ребенка в семье, отношения родителей к труду ребенка, обязанностей ребенка дома;

Передачи им минимума производственного опыта трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека. Оганизация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков трудовой деятельности;

Организация выставок работ.

Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице. Диагностика уровня воспитанности  проводится по методике М.И.Шиловой. (Приложение №1)


Ожидаемые результаты

1-2год обучения

Дети должны знать:

-Знать наиболее распространенные профессии;

-технику безопасности;

- аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами;

Дети должны уметь:

-совместно достигать цель, не переключаясь на другие занятия;

- доводить начатое дело до конца;


3год обучения

Дети должны знать:

-Знать и выполнять правила поведения в столовой, душевой, гигиенической комнате, уметь пользоваться предметами личной гигиены.

-Знать наиболее распространенные профессии;

Дети должны уметь:

-Овладеть элементарными навыками самообслуживания, правильно ухаживать за одеждой и обувью.


4год обучения

Дети должны знать:

-различать понятия «труд» и «самообслуживающий труд»;

-сезонные особенности сельскохозяйственного труда людей;

- культурные растения, которые произрастают на огороде;

Дети должны уметь:

-различать виды одежды по сезонам;

- под контролем воспитателя правильно сервировать стол и правильно пользоваться столовыми приборами;

- выполнять коллективную работу под руководством воспитателя;

- с помощью воспитателя высаживать рассаду рассады на пришкольном участке;


5 год обучения

Дети должны знать:

-правила и последовательность проведение сухой и влажной уборки;

-правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами;

-правила ухода за одеждой, обувью;

-правила сушки одежды, обуви;

-правила хранения одежды и обуви.

Дети должны уметь:

-производить влажную и сухую уборку помещений;

-чистить мягкую мебель, книжные полки, столы, батарей;

-стирать и гладить различные предметы одежды;

-производить мелкий ремонт одежды;

-ухаживать за различными видами обуви.



3. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для каждого воспитательного занятия определены цели и имеются рекомендации по проведению, что позволяет воспитателю легко подобрать форму проведения и соответствующий методический материал.

Формы проведения могут быть разнообразными и зависеть от контингента, детей их психофизического развития, поэтому чёткого определения, не требуется.

Программа должна стать удобной в использовании и направить в правильное «русло» воспитательный процесс.

Теоретический материал занятий по своему содержанию связан с практической деятельностью детей, что создаёт оптимальную умственную и физическую нагрузку.

В реализации данной программы важное значение отводится экскурсиям, беседам, трудовым делам, акциям. Данные мероприятия закладывают положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни, потребности в творческом труде; готовят к сознательному выбору профессии, формируют культуру труда.

Мы остановились на организации и планировании работы по трудовому воспитанию таким образом, чтобы вся совокупность воспитательных средств была направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Речь идёт о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

За основу нашей программы были взяты предложенные материалы разработанные Е.Д.Худенко, Г.Ф. Гаврилычевой, Е.Ю.Селивановой, В.В.Титовой.

Выполнение программы по трудовому воспитанию заключается в приобретении знаний, умений, навыков и опыта через вовлечение их в процессе обучения и воспитания в различные упражнения, игры, практикумы, способствующие их личностному развитию.



КАЛЕНДАРНО-Тематическое планирование

1-2 год обучения


Сроки проведения

Тема

Форма

1



Сентябрь

Беседа о школе. Беседа о труде и профессиях.

Беседа



Беседа



Беседа-диалог

Дежурство. Уголки дежурных

Учимся дежурить.

Мамин труд

2


Октябрь

Занятие «Моем игрушки»

Бытовой труд

Экскурсия

Труд в природе

Занятие

Экскурсия в кабинет врача

Уборка участка от листьев.



Занятие «Чистюля из Чистюлькино»

3


Ноябрь

Помощь дворнику (уборка сухих веточек со школьного участка)

Труд в природе

Труд в природе


Беседа

Презентация

Полив комнатных растений

Трудись – не ленись

Фототчет «Как мы свой класс любим»

4


Декабрь

Наблюдение за трудом уборщицы

Беседа

Занятие

Практическая работа

Беседа-диалог

Занятие «В гости к бабушке Федоре»

Организация самообслуживания


«Загадки о рабочих инструментах»

5



Январь

«Путешествие в город трудолюбивых вещей»

Презентация


Беседа

«Труд людей зимой»

6



Февраль

Лечим книжки

Ручной труд

Беседа


Беседа

«Гуляем, наблюдаем, трудимся зимой!»

Организация самообслуживания

Знакомство с трудом повара

7

Март

Мамины помощники

Беседа-диалог

Труд в природе

Посадка семян бархатцев

Дидактическая игра «Большая стирка»

Организация самообслуживания

8


Апрель

«Трудись -не ленись !»

Беседа-диалог


Беседа


Развлечение

«В каждой крошке хлеба-труд.»

Моё рабочее место: чистота, красота, порядок.

«Первомай – праздник весны и труда»

9


Май

Мы платочки постираем

Ручной труд

Беседа

Беседа-диалог

Развлечение

Цветы и уход за ними

Все умею делать сам .

Развлечение «День труда»


КАЛЕНДАРНО-Тематическое планирование

3год обучения


Сроки проведения

Тема

Форма

1



Сентябрь

Познакомить детей с понятием «природный материал». Рассказать о способах подготовки листьев к работе. Собрать природный материал.

Беседа



Труд в природе


Презентация

Беседа – диалог


Бытовой труд

Кладовая природы. Труд людей осенью

«Пословицы о труде»

Моё рабочее место: чистота, красота, порядок.

2


Октябрь

Изготовление открыток ко дню учителя

Ручной труд


Презентация


Труд в природе

Бытовой труд

Труд людей на огородах и полях

Уборка школьного участка.



Уборка игровых уголков.

3


Ноябрь

Изготовление поделок для осенней выставки

Ручной труд


Труд в природе

Беседа

Бытовой труд

Уход за комнатными растениями

Чистота - залог здоровья

Трудовая пятница

4


Декабрь

«Умелые руки не знают скуки».


Беседа

Ручной труд

Организация самообслуживания

«Мастерская деда Мороза»

«Мастерская деда Мороза»

5


Январь

Изготовляем кормушки для птиц

Ручной труд

Беседа- диалог

«Труд людей зимой»

6



Февраль

" В классе своем все почистим- уберем"

Трудотерапия


Ручной труд


Беседа

Труд в природе

Изготовление сувениров ко дню Защитника Отечества.

Культура внешнего вида.

«Огород на подоконнике». Посадка лука.

7

Март

Изготовление сувениров к 8 марта


Организация хозяйственно-бытового труда


Уборка и мытьё шкафчиков.

Мы моем свои расчески.

Каждой вещи – свое место

8


Апрель

Уход за комнатными растениями

Труд в природе


Беседа

Труд в природе

Развлечение

«Настоящие инструменты для настоящего труда»

Акция «Мы друзья твои природа»

«Первомай – праздник весны и труда»

9

Май


Посадка цветов

Труд в природе

Ручной труд

Труд в природе


Развлечение


Участие в акции «Забота о книгах»

Уход за клумбой

Развлечение «На помощь к Фее Трудолюбия в страну Чистоты и порядка»Развлечение «День труда»


КАЛЕНДАРНО-Тематическое планирование

4 год обучения


Сроки проведения

Тема

Форма

1



Сентябрь

Организация дежурств в школе, интернате, столовой.

Беседа



Презентация


Беседа - диалог

Ознакомление детей с трудом взрослых в сельской местности

Загадки о рабочих инструментах


Моё рабочее место: чистота, красота, порядок.

2


Октябрь

Изготовление открыток ко дню учителя

Ручной труд


Презентация Хоз.- быт. труд

Труд в природе

"Путешествие в страну Трудолюбия! "

Пришивание пуговиц



Уход за комнатными растениями

3

Ноябрь


Изготовление поделок для осенней выставки

Ручной труд


Презентация


Беседа


Беседа-диалог

9 ноября — Всемирный день почты. Труд почтальена.

Современные средства гигиены и уборки

Моя семья. Труд родителей

4

Декабрь


Мой ежедневный труд дома

Беседа

Труд в природе

Ручной труд


Уборка снега на участке

Организация самообслуживания

«Мастерская деда Мороза»

5



Январь

«Моя помощь птицам зимой» Изготовление кормушек


Беседа


«Труд людей зимой»

6



Февраль

Ознакомление с трудом взрослых. Профессия – строитель.

Презентация



Ручной труд

Беседа

Беседа

Изготовление сувениров ко дню Защитника Отечества.

Организация самообслуживания

Акции «каждой вещи своё место»

7

Март

Изготовление открыток к 8 марта

Ручной труд

Труд в природе


Организация хозяйственно-бытового труда

«Огород круглый год-посадка рассады помидор»

Трудотерапия в столовой.

Организация самообслуживания

8

Апрель


«Труд людей весной»

Беседа-диалог

Беседа


Развлечение

Волосы. Уход за ними.

Организация самообслуживания

«Первомай – праздник весны и труда»

9

Май


Посадка бархатцев

Труд в природе

Организация хозяйственно-бытового труда

Презентация

«Трудовой десант»

Стенгазета «Охрана труда»


Презентация «Деятельность, труд, профессия»


КАЛЕНДАРНО-Тематическое планирование

5 год обучения


Сроки проведения

Тема

Форма

1



Сентябрь

Организация дежурств в школе, интернате, столовой.


Бытовой труд


Беседа


Презентация


Беседа - диалог

Беседа о труде и самообслуживающем труде.

Слайды «Труд людей осенью»

Ознакомление с трудом взрослых «Ателье»

2


Октябрь

Уборка урожая, сбор семян.


Труд в природе


Беседа - диалог



Бытовой труд

Познакомить с правилами безопасности при работе с бытовыми электроприборами: электрочайник, электрическая плита.

Уход за одеждой: глажка. Мелкий ремонт одежды.



Организация самообслуживания

3

Ноябрь


Предметы облегчающие труд человека в быту

Беседа


Ручной труд


Бытовой труд


Практическая работа


Изготовление поделок для осенней выставки

Практическое занятие «Уборка помещения».

Трудовой час: подготовить школьную одежду на следующую учебную неделю.

4


Декабрь

Труд «мужской» и «женский»

Беседа


Практическая работа


Ручной труд

Труд в природе

Экскурсия в магазин одежды. Одежда; виды ухода за одеждой. Уход за одеждой: ручная стирка. Трудовой час: стирка различных предметов одежды.

Строительство “Снежного городка”

Строительство “Снежного городка”

5

Январь


Уборка спальной комнаты.

Бытовой труд

Беседа-диалог

Мои обязанности дома.

6



Февраль

Уход за одеждой: глажка. Мелкий ремонт одежды.

Практическая работа

Беседа

Ручной труд


Бытовой труд

«Человек трудом красен».

Изготовление сувениров ко дню Защитника Отечества.

Трудовой час: чистка мягкой мебели.

7

Март

Изготовление открыток к 8 марта

Ручной труд

Практическая работа

Практическая работа

Беседа

Обувь: виды обуви. Уход за обувью.


Плакат «Скажи охране труда-да!»


«Знакомство с трудом пожарных»

8


Апрель

Практическое занятие «Уборка помещения».

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Ручной труд

Сервировка стола. Накрываем стол к обеду.

Совместный труд детей и взрослого «Стенгазета»

Открытки посвященные празднику 1 мая. «Мир, труд, май!!!»

9

Май


Мой дом. Как убирать дом? Трудовой час: уборка спальной комнаты.


Организация хозяйственно-бытового труда

Работа на приусадебном участке

Беседа


Развлечение

Весна на участке. Трудовой час. Озеленение пришкольного участка.


Беседа о труде и самообслуживающем труде.

“Все профессии нужны, все профессии важны”





«Рассмотрено»

на заседании ШМО___________________________

Руководитель МО__________ /ФИО./

«___»_________2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

____________ / Квашнина Н.П./ «___»___________2018г.


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Гусева Оксана Николаевна

Дата: 21.10.2019

Номер свидетельства: 523523


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства