Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательное азбуковедение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерной программы и авторской программы внеурочной деятельности: С, В. Низовой, Е. Л. Харчевниковой «Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС», 2010г.; В. В. Волина «Занимательное азбуковедение», Москва «Просвещение»2009г.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов
- Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиями организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
- Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Программа «Занимательное азбуковедение» входит во внеурочную деятельность по направлению «Учение с увлечением».
Количество часов по программе - 1 час в неделю.
Цель программы: развитие пространственных представлений, развитие мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики, развитие выразительности речи, ее обоснованности и последовательности, развитие БУД на основе личного опыта учащихся.
Основные задачи программы:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
развитие креативного мышления и творческого воображения.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
учить организации личной и коллективной деятельности.
II.Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к русскому слову должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
IIIВиды деятельности:
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
IV.Место курса в плане внеурочной деятельности
В соответствии с планом внеурочной деятельности предлагаемая программа коррекционно-развивающих часов по русскому языку «Занимательное азбуковедение» рассчитана на 33часа (из расчета 1 час в неделю, при продолжительности учебного года - 33 недели).
В соответствии с расписанием занятий внеурочной деятельности и календарным учебным графиком работы ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат» на 2023-2024 учебный год рабочая программа составлена на: 33 часа.
V. Характеристика базовых учебных действий.
Личностные результаты
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, потребность в чтении;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
VI. Содержание учебного предмета.
Развитие устной речи: уточнение и обогащение знаний и представлений детей о предметах ближайшего окружения для овладения лексическим запасом родного языка, пословицы и поговорки, крылатые слова, физминутки.