РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
6. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Будь здоров» .
7. Календарно-тематическое планирование.
8. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
Пояснительная записка
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровье сберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативно-правовую базу разработки программы внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
2. Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22 декабря 2015 г. № 4/15;
4. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Постановлением №40154 от 24.11.2015. о внесение изменений № 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10
5. Письмо МО РФ «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» от 22.02.1999 г. № 220/11-12.
Рабочая программа разработана для детей 7 – 8 лет с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (вариант1) , детей с расстройством аутистического спектра.
Объем часов, отпущенных на занятия.
Срок реализации программы - 1 год. (33часа) Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 1 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия
Продолжительность одного занятия до 35 - 40 минут.
Цели и задачи реализации программы
Цель: создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, формирование игровой деятельности.
Задачи:
формирование интереса к игровой деятельности;
формирование положительного эмоционального отношения к игре;
формирование умения выполнять отдельные предметно-игровые действия, цепочки предметно-игровых действий;
формирование двигательных навыков;
формирование умения действовать по подражанию, образцу, инструкции;
развитие внимания, памяти, усидчивости, наблюдательности;
формирование умения ориентироваться в пространстве;
развитие эмоционально-волевой сферы, чувства сопричастности общему делу;
развитие речевой и двигательной активности во время совместной игры;
развитие общей и мелкой моторики;
формирование умения в ролевой игре соотносить роль с игровыми действиями;
формирование умения следовать правилам игры;
формирование интереса к совместной игровой деятельности.
В основу программы положены следующие принципы:
принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.
Формы и методы работы
Игры;
Беседы;
Сюжетно - ролевые игры;
Просмотр мультфильмов, презентаций.
Программный материал содержит следующие виды игр: подвижные, игры на улице, сенсорные, предметные игры, сюжетно-ролевые.
Виды деятельности учителя:
-Организация деятельности учащихся (групповая, индивидуальная, фронтальная);
-Демонстрация презентаций;
-Использование ИКТ;
-Организация беседы, рассказа по итогам увиденного или услышанного;
Возможные формы деятельности с обучающимися
- Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные
мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья.
- Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных
оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе
- Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований.
- Оформление уголков по технике безопасности и ПДД, проведение инструктажа с детьми.
- Игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты, КТД.
- Игровые программы по пропаганде ЗОЖ, «Здоровье - плюс».
- Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса,
- Агитация и запись учащихся класса в спортивные секции.
- Организация походов выходного дня,
- Туристические походы.
- Организация горячего питания, уроки здорового питания.
Виды внеурочной деятельности:
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность
Исследовательская деятельность
Проектная деятельность
Содержание занятий.
№ п/п
Наименование разделов и дисциплин
Дата проведения
Введение «Вот мы и в школе».
1
Что мы знаем о ЗОЖ
2
По стране Здоровейке
3
В гостях у Мойдодыра
4
Я хозяин своего здоровья
Питание и здоровье
5
Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь.
6
Культура питания. Этикет.
7
Спектакль «Я выбираю кашу»
8
«Что даёт нам море»
9
Светофор здорового питания
Моё здоровье в моих руках
10
Сон и его значение для здоровья человека
11
Закаливание в домашних условиях
12
День здоровья
«Будьте здоровы»
13
Иммунитет
14
Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.
15
Спорт в жизни ребёнка.
16
Слагаемые здоровья
Я в школе и дома
17
Я и мои одноклассники
18
Почему устают глаза?
19
Гигиена позвоночника. Сколиоз
20
Шалости и травмы
21
«Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление
22
Умники и умницы
Чтоб забыть про докторов
23
С. Преображенский «Огородники»
24
Как защитить себя от болезни. (Выставка рисунков)
25
День здоровья
«Самый здоровый класс»
26
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности
Я и моё ближайшее окружение
27
Мир эмоций и чувств.
28
Вредные привычки
29
«Веснянка»
30
В мире интересного
«Вот и стали мы на год взрослей»
31-32
Я и опасность.
33
Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы»
34
Первая помощь при отравлении
Метапредметне результаты.
Регулятивные БУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные БУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные БУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Будь здоров».
В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью:
• воспитательных результатов — приобретений знаний о здоровом образе жизни обучающийся получит вследствие участия в той или иной деятельности, (например, приобретение знаний о себе и окружающих, опыта самостоятельного действия);
• эффекта последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности);
Воспитательные результаты программы внеурочной деятельности «Будь здоров» обучающихся с умственной отсталостью распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний о здоровом образе жизни, факторы, влияющие на здоровье человека; причины некоторых заболеваний; о пользе физических упражнений и закаливания;
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
-Расширение знаний и кругозора о ЗОЖ, о значении его в жизни человека.
-Сформировать позитивное отношение обучающихся к занятиям физической культурой, правильное отношение к своему здоровью.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта правильного ухода за собой, соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
-Воспитание у ребёнка заботы о своём организме, желания быть всегда
здоровым; овладение практическими навыками ухода за телом.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельного выполнения правил безопасного поведения на воде; умения формировать своё здоровье, закаливать свой организм;
Для его достижения необходимо:
-Развитие и поддержания у детей мотивации к здоровому образу жизни, потребности в освоении способов сохранения и улучшения своего здоровья.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни;
второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
-Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
-Социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение
опыта взаимодействия с окружающим миром.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей, обучающихся с умственной отсталостью.
Используемая литература:
Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие.-СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. (Серия «Коррекционная педагогика»).-416 с.
Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием /Инновации в Российском образовании: Дошкольное образование.- М.: Изд. МГУП, 1999.-С.46-50.
Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. /Отв. Ред.Л.П. Носкова.-М., 1980
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. – 1966.-№ 6- С. 62-76.
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.- М.: Просвещение, 1980.
Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников //Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л.П. Носковой.- М.: Просвещение, 1993.- С. 135-147.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
Федосеева О. А. Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / О. А. Федосеева // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 489-491.
Зарин А. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2015.-320 с.
Пензулаева Л.И.Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 112 с.
Пензулаева Л.И.Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 5-7 лет. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 112 с.