kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой край, Мордовия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой край, Мордовия".

Одной из главных задач начальной школы считается знакомство с окружающим миром. Поэтому основой этой программы является краеведение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мой край»

Фомина Оксана Викторовна

МОУ «Средняя школа№32»

г.о.Саранск

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Мой край, Мордовия»

Пояснительная записка

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс

Курс по краеведению рассчитан для обучающихся 1-х классов и предусматривает изучение материала в течение года в количестве 33 часов по 1 часу в неделю.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс необходимо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Одной из главных задач начальной школы и особенно первых лет обучения считается знакомство с окружающим миром. Поэтому основа этой программы – краеведение. Именно краеведение раз­вивает познавательный интерес к своей малой родине, знакомит с лучшими людьми родного края: рабочими, композиторами, учёными, тружениками сельского хозяйства – всеми, кто создавал и создаёт славу Республики Мордовия в России и за её пределами. Именно в начальной школе ребята готовы учиться и активно задают вопросы, пытаются построить свою картину мира. Дать целостную картину мира для того, чтобы понимать, что и почему происходит в нём, предполагать, что с ним может произойти, решать, как вести себя в нём – главная задача курса «Мой край». Программа представлена в духовно-нравственном, научно- познавательном и социальном направлениях и реализуется во внеурочное время.

Основные формы занятий: беседы, экскурсии, викторины, КВНы, экологические праздники, проекты.

Основные виды деятельности: рисование, лепка, выставки, исследовательские группы, кружки, заседания клуба, секции рационализаторов, создание конструкторских бюро.

Цель и задачи программы

Цель:

  • Овладение учеником элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае и познавательного интереса к своей местности и ее природной среде.

  • Задачи:

  • Изучить историю мордовского края, его искусства через судьбы и творчества знаменитостей города Саранска: писателей, художников, архитекторов;

  • Создать условие для духовно-ценностной и практической ориентации ученика;

  • Содействовать в развитии ребенка и в достижении им определенного уровня образованности;

  • способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры;

  • формировать интерес к прошлому и настоящему своей малой родины;

  • формировать представление о специфике своей малой родины, города и необходимости грамотного взаимодействия человека с селом, городом, об уникальности и неповторимости своей малой родины, города; о важной роли сельчан, горожан в создании, развитии сохранении города, села и их культурного наследия;

  • развивать бережное отношение к селу, городу (достопримечательности, культура, природа);

  • формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении.

Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.

Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.

Развивающие задачи:  развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.

Особенности возрастной группы детей

Программа рассчитана для учащихся 7-10 летнего возраста. Этот возраст особенно благоприятен для начала изучения родного края. Дети этого возраста отличаются особой чуткостью к проявлениям в окружающем мире. Они легко и прочно запоминают нравственные нормы жизни, активно включаются в посильную практическую деятельность в сохранении природы окружающего мира.

В 7-8 лет основной вид деятельности игра. Использование игровых приемов в обучении очень помогает сделать занятия интересными и нескучными. В 9-10 лет основной вид деятельности беседы, экскурсии в музеи города, защита проектов. Воображение детей достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.

Уровень результатов работы по программе

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни, оптимальная форма этической беседы)

  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)

  3. Результаты третьего уровня (опыт социального действия юный краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих туристических групп систему сменных должностей)

Система контроля для планируемых результатов строится с учётом необходимости:

  • определение динамики картины развития обучающегося на основе выделения, достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития ребёнка;

  • выделение основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

Знания и умения обучающихся:

  • формирование у школьников основ умения учиться и способности к реализации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой;

  • ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, уважать другие народы России, иметь межэтническую толерантность;

  • формировать уважение к ценностям семьи, любви к природе, признание ценностей своего здоровья и здоровья других людей.

Качества личности у обучаемых:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности.

Универсальные учебные действия:

  • способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;

  • знать о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о наградах и этнических группах России;

  • выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

Тесты, анкеты.

Содержание программы.

Тематическое планирование и содержание 1 – го года занятий.

Цель – изучение родного края.

Конечный результат 1 – го года занятий обучающихся – « Альбом растений родного края». «Альбом растений родного края» - коллективный продукт, результат совместной деятельности работы учащихся (персональные изделия), учителя, библиотекаря школы (картотека книг о растениях), родителей (фотографии растений, засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений).


п/п

Разделы

Количество часов

Формы деятельности, контроля

всего

теория

практика

I

Введение. Краеведение.

«Мой дом, мой двор»

1.«Мой город– капелька России»

2.«Мордовия вчера, сегодня, завтра»

3.«Их именами названы улицы нашего города.

3

2

1

1

1

1

Рисунок «Мой дом»

Знакомство с книгой о г.Саранске, районов республики

II

Город, в котором я живу.

1.«Экскурсия по городу»

2.«История возникновения нашего города Саранска»

3.«Почётные жители нашего города»

3.«Экскурсии: по городу, в краеведческий музей»

4.«Традиции нашего города»

5.«Достопримечательности нашего города Саранска»

6.Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

7

5

1

1

1

1

1

2

1

1

Экскурсия

Карта

Составление фотоальбома

Экскурсия

Фотографирование, выставка

Викторина

III

Наш край родной

  1. «Республика Мордовия на карте Родины»

  2. «Климат нашего края»

  3. «Осень пришла»

  4. «Растения и животные осенью»

  5. «Труд людей»

  6. «Идёт зима»

  7. «Животные и растения зимой»

  8. «Народные приметы и народный календарь»,

  9. «Что даёт край стране»

  10. «Памятники природы Мордовии».

  11. «Растения и животные весной»

  12. «Охрана природы родного края»

  13. «Великая Отечественная война в жизни республики.

  14. Викторина «Знаешь ли ты родной край?»

14

12

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

Карта

Экскурсия

Альбом

Рисование

Рисование

Сочинение «Как можно помочь птицам зимой»

Поиск в Интернете

Экскурсия

Сбор материала рассказы бабушек и дедушек о ВОВ

IV

Экологические проблемы Мордовии и на­шей местности

1.«Забота о чистой воде и чистом воздухе»

2.«Охрана животного мира»

3.Редкие растения республики Мордовия»

4.Красная книга Республики Мордовия»

5.«Заповедники и заказники Республики Мордовия».


5

4

1

1

1

1

1

1

Экологи­ческий праздник, экскурсия к роднику

Проект фотографии о редких растениях и животных

V

Народы, традиции, быт и культура Мордовии.

1.«Коренные народы Мордовии.

2.«Народные традиции коренных жителей»

3.«Народные промыслы». «Народные игры, праздники»

4.Экскурсия в музей.

5.Итоги года. Отчет.

5

4

1

1

1

1

1

1

Экскурсия

VI

Итого

34

27

7



Литература

  1. Арутюнов, С.А. Народы и культуры ./С.А.Артюнов. - М, Наука,1989. – с. 203

  2. Гвоздева, Т.Н. Мордовская народная вышивка. /Т. Н.Гвоздева.- Саранское книжное издательство, 2009.- с.126

  3. Брыжинский, В.С. Детские и молодёжные игры мордвы./ в. С. Брыжинский. - Саранское книжное издательство, 2016.- с.270

  4. Юрчёнков, В.А.Занимательная археология: далёкие предки./ В. А. Юрчёнков.- Саранское книжное издательство, 2013.- с.224

  5. Седова, Л.В. Край Мордовский. Занимательная фольклористика./ Л. В. Седова. - Саранское книжное издательство, 2015. – с.184

  6. Сухарев, А.И., Юрчёнков, В.А. Мордовия. Энциклопедия в двух томах. /А.И.Сухарев В.А. Юрчёнков. - Саранское книжное издательство, 2003.- с.572,с.702

  7. Юрчёнков, В.А.Мордовский народ: вехи истории, том 1./ В. А. Юрчёнков.- Саранск, НИИГН при Правительстве РМ, 2007.- с.457

  8. Ивановы,В. Мордовия. Фото. / В. Иванов. Д. Иванов.- М, Типография «Новости».- с.305

  9. Кузина, Т.Ф. , Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды./Т. Ф. Кузина. Г. И. Батурина. – М, Издательский центр « Академия»,1998.- с.340

  10. Корнишина, Г.А. Знаковые функции народной одежды мордвы./ Г. А. Корнишина. - Саранское книжное издательство, 2002.- с.236

  11. Ушинский К. Д. « О народности в общественном воспитании»./ К. Д. Ушинский. - М,1988, Т 1.- с.203




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мой край, Мордовия»

Автор: Фомина Оксана Викторовна

Дата: 28.10.2022

Номер свидетельства: 616121


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства