Фомина Оксана Викторовна
МОУ «Средняя школа№32»
г.о.Саранск
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Мой край, Мордовия»
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Курс по краеведению рассчитан для обучающихся 1-х классов и предусматривает изучение материала в течение года в количестве 33 часов по 1 часу в неделю.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Начинать этот процесс необходимо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Одной из главных задач начальной школы и особенно первых лет обучения считается знакомство с окружающим миром. Поэтому основа этой программы – краеведение. Именно краеведение развивает познавательный интерес к своей малой родине, знакомит с лучшими людьми родного края: рабочими, композиторами, учёными, тружениками сельского хозяйства – всеми, кто создавал и создаёт славу Республики Мордовия в России и за её пределами. Именно в начальной школе ребята готовы учиться и активно задают вопросы, пытаются построить свою картину мира. Дать целостную картину мира для того, чтобы понимать, что и почему происходит в нём, предполагать, что с ним может произойти, решать, как вести себя в нём – главная задача курса «Мой край». Программа представлена в духовно-нравственном, научно- познавательном и социальном направлениях и реализуется во внеурочное время.
Основные формы занятий: беседы, экскурсии, викторины, КВНы, экологические праздники, проекты.
Основные виды деятельности: рисование, лепка, выставки, исследовательские группы, кружки, заседания клуба, секции рационализаторов, создание конструкторских бюро.
Цель и задачи программы
Цель:
Овладение учеником элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае и познавательного интереса к своей местности и ее природной среде.
Задачи:
Изучить историю мордовского края, его искусства через судьбы и творчества знаменитостей города Саранска: писателей, художников, архитекторов;
Создать условие для духовно-ценностной и практической ориентации ученика;
Содействовать в развитии ребенка и в достижении им определенного уровня образованности;
способствовать формированию осознанного отношения к памятникам истории и культуры;
формировать интерес к прошлому и настоящему своей малой родины;
формировать представление о специфике своей малой родины, города и необходимости грамотного взаимодействия человека с селом, городом, об уникальности и неповторимости своей малой родины, города; о важной роли сельчан, горожан в создании, развитии сохранении города, села и их культурного наследия;
развивать бережное отношение к селу, городу (достопримечательности, культура, природа);
формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении.
Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы, истории, культуры родного края.
Воспитательные задачи: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
Развивающие задачи: развитие личностных качеств - самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.
Особенности возрастной группы детей
Программа рассчитана для учащихся 7-10 летнего возраста. Этот возраст особенно благоприятен для начала изучения родного края. Дети этого возраста отличаются особой чуткостью к проявлениям в окружающем мире. Они легко и прочно запоминают нравственные нормы жизни, активно включаются в посильную практическую деятельность в сохранении природы окружающего мира.
В 7-8 лет основной вид деятельности игра. Использование игровых приемов в обучении очень помогает сделать занятия интересными и нескучными. В 9-10 лет основной вид деятельности беседы, экскурсии в музеи города, защита проектов. Воображение детей достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер.
Уровень результатов работы по программе
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности в повседневной жизни, оптимальная форма этической беседы)
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)
Результаты третьего уровня (опыт социального действия юный краевед может приобрести, включившись в традиционную для многих туристических групп систему сменных должностей)
Система контроля для планируемых результатов строится с учётом необходимости:
определение динамики картины развития обучающегося на основе выделения, достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы – зоны ближайшего развития ребёнка;
выделение основных направлений оценочной деятельности – оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.
Знания и умения обучающихся:
формирование у школьников основ умения учиться и способности к реализации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой;
ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, уважать другие народы России, иметь межэтническую толерантность;
формировать уважение к ценностям семьи, любви к природе, признание ценностей своего здоровья и здоровья других людей.
Качества личности у обучаемых:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности.
Универсальные учебные действия:
способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности;
знать о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о наградах и этнических группах России;
выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
Тесты, анкеты.
Содержание программы.
Тематическое планирование и содержание 1 – го года занятий.
Цель – изучение родного края.
Конечный результат 1 – го года занятий обучающихся – « Альбом растений родного края». «Альбом растений родного края» - коллективный продукт, результат совместной деятельности работы учащихся (персональные изделия), учителя, библиотекаря школы (картотека книг о растениях), родителей (фотографии растений, засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений).
№п/п | Разделы | Количество часов | Формы деятельности, контроля |
всего | теория | практика |
I | Введение. Краеведение. «Мой дом, мой двор» 1.«Мой город– капелька России» 2.«Мордовия вчера, сегодня, завтра» 3.«Их именами названы улицы нашего города. | 3 | 2 1 1 | 1 1 | Рисунок «Мой дом» Знакомство с книгой о г.Саранске, районов республики |
II | Город, в котором я живу. 1.«Экскурсия по городу» 2.«История возникновения нашего города Саранска» 3.«Почётные жители нашего города» 3.«Экскурсии: по городу, в краеведческий музей» 4.«Традиции нашего города» 5.«Достопримечательности нашего города Саранска» 6.Викторина «Знаешь ли ты свой город?» | 7 | 5 1 1 1 1 1 | 2 1 1 | Экскурсия Карта Составление фотоальбома Экскурсия Фотографирование, выставка Викторина |
III | Наш край родной «Республика Мордовия на карте Родины» «Климат нашего края» «Осень пришла» «Растения и животные осенью» «Труд людей» «Идёт зима» «Животные и растения зимой» «Народные приметы и народный календарь», «Что даёт край стране» «Памятники природы Мордовии». «Растения и животные весной» «Охрана природы родного края» «Великая Отечественная война в жизни республики. Викторина «Знаешь ли ты родной край?» | 14 | 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 2 1 1 | Карта Экскурсия Альбом Рисование Рисование Сочинение «Как можно помочь птицам зимой» Поиск в Интернете Экскурсия Сбор материала рассказы бабушек и дедушек о ВОВ |
IV | Экологические проблемы Мордовии и нашей местности 1.«Забота о чистой воде и чистом воздухе» 2.«Охрана животного мира» 3.Редкие растения республики Мордовия» 4.Красная книга Республики Мордовия» 5.«Заповедники и заказники Республики Мордовия». | 5 | 4 1 1 1 1 | 1 1 | Экологический праздник, экскурсия к роднику Проект фотографии о редких растениях и животных |
V | Народы, традиции, быт и культура Мордовии. 1.«Коренные народы Мордовии. 2.«Народные традиции коренных жителей» 3.«Народные промыслы». «Народные игры, праздники» 4.Экскурсия в музей. 5.Итоги года. Отчет. | 5 | 4 1 1 1 1 | 1 1 | Экскурсия |
VI | Итого | 34 | 27 | 7 | |
Литература
Арутюнов, С.А. Народы и культуры ./С.А.Артюнов. - М, Наука,1989. – с. 203
Гвоздева, Т.Н. Мордовская народная вышивка. /Т. Н.Гвоздева.- Саранское книжное издательство, 2009.- с.126
Брыжинский, В.С. Детские и молодёжные игры мордвы./ в. С. Брыжинский. - Саранское книжное издательство, 2016.- с.270
Юрчёнков, В.А.Занимательная археология: далёкие предки./ В. А. Юрчёнков.- Саранское книжное издательство, 2013.- с.224
Седова, Л.В. Край Мордовский. Занимательная фольклористика./ Л. В. Седова. - Саранское книжное издательство, 2015. – с.184
Сухарев, А.И., Юрчёнков, В.А. Мордовия. Энциклопедия в двух томах. /А.И.Сухарев В.А. Юрчёнков. - Саранское книжное издательство, 2003.- с.572,с.702
Юрчёнков, В.А.Мордовский народ: вехи истории, том 1./ В. А. Юрчёнков.- Саранск, НИИГН при Правительстве РМ, 2007.- с.457
Ивановы,В. Мордовия. Фото. / В. Иванов. Д. Иванов.- М, Типография «Новости».- с.305
Кузина, Т.Ф. , Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды./Т. Ф. Кузина. Г. И. Батурина. – М, Издательский центр « Академия»,1998.- с.340
Корнишина, Г.А. Знаковые функции народной одежды мордвы./ Г. А. Корнишина. - Саранское книжное издательство, 2002.- с.236
Ушинский К. Д. « О народности в общественном воспитании»./ К. Д. Ушинский. - М,1988, Т 1.- с.203