Рабочая программа по предмету ОРКСЭ, 4 КЛАСС, УМК "Планета Знаний"
Рабочая программа по предмету ОРКСЭ, 4 КЛАСС, УМК "Планета Знаний"
Данная рабочая программа разработа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики", 4 класс. УМК "Планета Знаний", авторы учебника Е.В. Саплина, А.И.Саплин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету ОРКСЭ, 4 КЛАСС, УМК "Планета Знаний"»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №1» с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа ориентирована на учебник «Основы религиозных культур и светской этики»: учебник для 4 класса общеобразовательных организаций Е.В.Саплиной, А.И.Саплина.
Рабочая программа ориентирована на изучение дисциплины на базовом уровне в общеобразовательном классе. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №1» на реализацию рабочей программы отводится 1 час в неделю в течение учебного года. Всего 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к изучению курса;
• осознание себя как гражданина многонационального государства;
• знание основ вероучений религий России;
• доброжелательное отношение к различным культурным и религиозным традициям народов России.
Могут быть сформированы:
• устойчивый интерес к изучению курса;
• чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
• осознанные нравственные ценности;
• осознанное положительное отношение к культурным и религиозным ценностям.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся будут иметь представления:
• о религиях народов России;
• о возникновении религий народов России;
• о священных текстах религий народов России;
• об основных нравственных заповедях религий народов России;
• об основных праздниках разных религиозных конфессий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
• осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
• самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты выполнения задания;
• осмысленно выбирать способы и приемы действий при выполнении задания, корректировать работу по ходу выполнения;
• выбирать для выполнения определенной задачи справочную литературу, памятки;
• распределять обязанности в группе, планировать свою часть работы; выполнять обязанности, учитывая общий план действий и конечную цель;
• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам;
• осуществлять само- и взаимопроверку и взаимоконтроль, оказывать взаимопомощь;
• оценивать результаты собственной деятельности, объяснять, по каким критериям проводилась оценка;
• адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками;
• ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной и проектной деятельности) и удерживать ее.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
• планировать собственную внеурочную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на учебник;
• регулировать свое поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
• понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
• выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать е и использовать при выполнении заданий;
• строить логическую цепочку рассуждений на основании разных текстов;
• собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очередность действий, осуществлять взаимопроверку.
Учащиеся получат возможность научиться:
• распределять обязанности при работе в группе;
• учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.
Содержание учебного предмета
Введение
Знакомство с предметной областью «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики».
Основная цель: продолжить процесс социально-личностного развития учащихся. Создать систему представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах.
«Моя Родина — Россия»
Страна, государство. Как устроено наше государство. Органы власти. Символы государства. Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи и традиции. Многонациональное государство. Отечество, патриоты, патриотизм. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Основная цель: обобщить материал по данной теме, который изучался в третьем классе на уроках по курсу «Окружающий мир». Воспитание любви к Родине, народу — как проявление духовной зрелости человека, выражающейся в осознанном желанию служить Отечеству. Знакомство с наиболее яркими страницами основных религий народов, населяющих нашу страну, их историей, культурными традициями, праздниками.
Основы традиционных религий России
Культура и религия. Возникновение религий. Традиционные религии России: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Христианство. История возникновения, основы христианского учения, семья, семейные ценности, история христианства в России (кратко), храмы и монастыри, религиозные обряды, искусство. Таинства православной церкви.
Христианские праздники. Христианские конфессии России (католики, протестанты).
Ислам. История возникновения, основы учения мусульман, семья, семейные ценности. Мечеть, минарет, религиозные обряды, искусство. Ислам в России (кратко). Праздники ислама. Иудаизм. История возникновения, основы учения иудаизма, семья, семейные ценности. Традиции и обычаи, праздники иудаизма, религиозные обряды, искусство. Иудаизм в России. Буддизм. История возникновения, основы буддийского учения, семья, семейные ценности. Храмы и обряды буддизма, праздники, религиозные ритуалы, искусства. Буддизм в России.
Основная цель:Познакомить учащихся с историей возникновения религий. Сформировать представление о мировых религиях, о традиционных религиях России. Дать представление о взаимосвязи культуры и религии.
Основы светской этики
Светская этика и ее значение в жизни человека. Мораль, нравственность, культура. Золотое правило нравственности. Семья, семейные ценности, традиции. Роль семьи в жизни человека. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Милосердие. Нравственный смысл поступков человека. Проявление милосердия в обществе. Добро и зло. Совесть. Важнейшие этические понятия. Нравственные и безнравственные поступки. Моральная ответственность за свое поведение. Свобода и ответственность. Нравственный выбор человека. Оценка своего поведения. Честь и достоинство. Доброе имя человека. Уважение и самоуважение человеческой личности. Кодекс чести. Общение. Внешний и внутренний круг общения. Роль общения в жизни человека. Речь, этикет. Дружба. Основные слагаемые дружбы: терпение, доверие, искренность, уважение. Роль дружбы в жизни человека. Труд. Важность труда в жизни человека. Нравственный труд. Творчество.
Основная цель: Познакомить учащихся с традиционными религиями России. Дать представление о взаимосвязи культуры и религии, формировать у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Тематическое планирование учебного материала
№
Название раздела
Количество часов
Планируемые образовательные результаты учащихся
1
Введение
1
Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
2
«Моя Родина — Россия»
6
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
3
Основы традиционных
религий России
13
Формирование у учащихся ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей.
Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали.
Развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
«Основы светской этики»
14
Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России. Понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. Понимать и сопереживать чувствам других людей. Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Уметь осознавать ценности человеческой жизни.
ИТОГО:
34
Календарно-тематическое планирование уроков ОРКСЭ
(1 ч в неделю, всего 34 ч в год)
№ п/п
Тема
Дата по плану
Дата по факту
Примечание
Введение 1 час
Введение в предмет «ОРКСЭ».
08.09
Моя Родина – Россия 6 часов
1
Моя Родина-Россия. Страна. Государство
15.09
2
Отечество. Патриотизм.
22.09
3
Отечество. Патриотизм
29.09
4
Наше многонациональное государство.
06.10
5
Наше многонациональное государство.
13.10
6
Мозаика заданий
20.10
Основы традиционных религий России 13 часов
7
Хранители придания в религиях мира.
27.10
8
Возникновение религий
10.11
9
Традиционные религии России
17.11
1
Христианство
24.11
Христианство в России
01.12
1
Искусство в религиозной культуре.
Другие христианские конфессии России
08.12
1
Ислам
15.12
1
Ислам в России
22.12
Иудаизм
12.01
1
Иудаизм в России
19.01
Буддизм
26.01
1
Буддизм в России
02.02
Мозаика заданий
09.02
Основы светской этики 14 часов
1
Что такое светская этика. Религия и мораль.
16.02
1
Религия и мораль.
Нравственные заповеди в религиях мира
22.02
2
Семья. Семейные ценности.
02.03
Зачёт по разделу Моя Родина - Россия
09.03
2
Зачёт по разделу Моя Родина - Россия
16.03
2
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религиях.
30.03
2
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
06.04
3
Добро и зло. Совесть
13.04
Свобода и ответственность
20.04
Честь и достоинство
26.04
Общение
04.05
Дружба
11.05
Труд
18.05
Мозаика заданий. Итоговый тест за курс 4 класса.
25.05
Учебно-методическое обеспечение предмета и перечень литературы.
Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Учебник. — М.: Астрель,2017
Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс. Рабочая тетрадь. — М.: Астрель, 2018
Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». — М.: Астрель,2017