kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для учащихся 3 класса. ГКОУ "Красноярская школа-интернат".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для учащихся 3 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для учащихся 3 класса. ГКОУ "Красноярская школа-интернат".»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОЯРСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

«Рассмотрено»

На заседании педсовета

Протокол № 115 от

« 30 » августа 2022 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР Зюзина О .Н.

« 30 » августа 2022г.

«Утверждаю»

Директор школы

Жерновников Н.В.

Приказ №136 от «30» августа 2022 г.







Адаптированная рабочая программа по предмету

«Мир природы и человека»

для учащихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

для 3 класса





Автор составитель:

учитель 3 класса

Алексенко Татьяна Вячеславовна











Красный Яр

2022-2023 учебный год

  1. Пояснительная записка

Данная адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 3 класс в 2-х частях: учебник «Мир природы и человека» авторы: Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение", 2020 г. предназначена для обучения детей с интеллектуальными нарушениями, 1 вариант.

Она разработана на основе:

1. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся (интеллектуальными нарушениями)».

3. Приказ № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

4. Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, 1 вариант) ГКОУ «Красноярская школа-интернат»

Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часов в год.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в углублении сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;

Формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.

Задачи предмета « Мир природы и человека»:

Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;

На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

Сформировать знания учащихся о природе своего края;

Сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

Словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

Наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

Практический метод (упражнения, практическая работа);

Репродуктивный метод (работа по алгоритму);

Коллективный, индивидуальный;

Творческий метод;

Совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

Рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;

Соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

Наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;

Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит.

2.Содержание программы учебного предмета.

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:

Сезонные изменения в неживой природе.

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разное время года.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа

Растения

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2—3 названия); ягодные кустарники (2—3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники.

Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Травы полезные и травы опасные.

Животные

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детёныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан — свинья, заяц — кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

Строение гнёзд, забота о потомстве. Птицы перелётные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение.

Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

2.Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории

культуре других народов;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный и достаточный уровни освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе.

Минимальный уровень:

относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);

называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой

группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);

знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость

его выполнения;

знать основные правила личной гигиены;

иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

Достаточный уровень:

узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);

знать правила гигиены органов чувств;

проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;


Календарно-тематическое планирование по миру природы и человека

3 класс (1ч. в неделю)

I – четверть



п/п

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Формируемые представления

Материалы и оборудование

Содержание, виды деятельности

1

Сезонные изменения в природе



Месяц

Календарь

Учебник

Картинки

Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков осени по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту.

2

Осень. Экскурсия в природу. Растения осенью.




Деревья

Кусты

Яблоня

Груша

Вишня

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав.

3

Признаки осени. Месяцы осени



Осень

Желтые листья

Учебник

Картинки

Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды осенью.

4

Грибы




Виды грибов

Учебник

Картинки

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Называние объекта, дифференциация объектов: съедобные и ядовитые грибы.

5

Животные осенью



Медведь

Заяц

Учебник

Картинки

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов. Составление рассказа о жизни животных осенью. Отгадывание загадок.


6

Занятия людей осенью



Огород

Поле

Учебник

Картинки

Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в осенний период.



Итого часа

Календарно-тематическое планирование по миру природы и человека

3 класс (1ч. в неделю)

II – четверть


п/п

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Формируемые представления

Материалы и оборудование

Содержание, виды деятельности

1

Понятие «Неживая природа». Природа в коротких рассказах М. М. Пришвина.



Воздух

Вода

Звезды

Учебник

Карточки

Формирование проблемы: что такое неживая природа? Зачем нужна вода, воздух и почва?. Чтение текста, ответы на вопросы

2

Солнце в разные времена года. Восход и закат солнца.




Солнце

Восход

Закат

Учебник

Картинки

Закрепление представлений о влиянии Солнца на смену времен года.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

3

Календарь.



День

Неделя

Месяц

Год

Календарь

Картинки

Перечисление месяцев. Называние времен года, месяцев, дней недели. Чтение текста, ответы на вопросы.

4

Воздух. Значение воздуха.



Воздух

Учебник

Картинки

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Проведение практической работы.

5

Ветер. Направление ветра.



Ветер

Компас

Учебник

Компас

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Словарная работа: север, юг, восток, запад; флюгер, компас

6

Зима. Признаки зимы. Экскурсия в природу.



Холод

Снег

Учебник

Картинки

Составление узора в полосе из веток с листочками


Итого часа



Календарно-тематическое планирование по миру природы и человека

3 класс (1ч. в неделю)

III – четверть


п/п

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Формируемые представления

Материалы и оборудование

Содержание, виды деятельности

1

Зима. Признаки зимы. Экскурсия в природу. Месяцы зимы.



Месяц

Снег

Учебник

Картинки

Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков зимы по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту.

2

Животные зимой. Следы зайца, лисы, сороки.



Заяц

Лиса

Учебник

Картинки

Работа с иллюстрациями: дифференциация объектов. Составление рассказа о том, как люди помогают зимой птицам, животным, используя иллюстрации

3

Зимующие птицы. А. Яшин «Покормите птиц зимой».



Воробей

Кормушка

Учебник

Картинки


Чтение текста, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями: дифференциация объектов. Составление рассказа о том, как люди помогают зимой птицам.

4

Занятия людей зимой.



Санки

Лыжи

Снеговик

Картинки

Видео

Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в зимний период.

5

Растения. Части растений. Травы.



Корень

Стебель

Учебник

Картинки

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Зарисовка частей растения. Подпись названия частей растения.




6

Сравнение растений.



Трава

Цветы

Куст

Учебник

Карточки

Чтение текста, ответы на вопросы.

Рассматривание иллюстраций, называние объектов.


7

Плоды и семена.



Яблоко

Груша

Семечка

Учебник

Картинки

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Составление рассказа с опорой на иллюстрации

8

Птицы. Строение птиц.



Сорока

Воробей

Учебник

Картинки

Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание схемы строения птицы. Соотнесение двух иллюстраций.

9

Хищные птицы.



Ястреб

Коршун

Учебник

Картинки

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Хищные птицы: ястреб, коршун.

10

Певчие птицы.



Соловей

Жаворонок

Учебник

Картинки

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.Строение гнезд, забота о потомстве. Певчие птицы: соловей, жаворонок


Итого часа



Календарно-тематическое планирование по миру природы и человека

3 класс (1ч. в неделю)

IV – четверть



п/п

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Формируемые представления

Материалы и оборудование

Содержание, виды деятельности

1

Весна. Признаки весны. 



Оттепель

Ручейки

Учебник

Картинки

Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков весны по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация времен года.

2

Месяцы весны.



Март

Апрель

Май

Календарь

Картинки

Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной.

3

Растения весной.



Почки

Листья

Цветы

Учебник

Картинки

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов. Составление рассказа о жизни растений весной.

4

Животные весной.



Лиса

Заяц

Учебник

Картинки

Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов. Составление рассказа о жизни животных весной.

5

Занятия людей весной.



Огород

Сажать деревья

Учебник

Картинки

Рассматривание рисунков. Называние видов одежды. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний период. Чтение текста, ответы на вопросы.


6

Человек. Дыхание человека Болезни органов дыхания.



Нос

Легкие

Учебник

Картинки

Рассматривание рисунков, называние объектов. Словарная работа: трахея, бронхи, легкие. Рассматривание схемы: показ и называние объектов.

7

Правила профилактики болезней дыхания.



Правила гигиены

Учебник

Картинки

Рассматривание схемы: показ и называние объектов. Называние и запоминание правил гигиены дыхания.


Итого часа

5. Список учебно-методического материла для работы на уроках «Мир природы и человека»:

  1. Учебник «Мир природы и человека» авторы: Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение", 2020

  2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.

  3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Татьяна Вячеславовна Алексенко

Дата: 15.04.2023

Номер свидетельства: 629646


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства