Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для учащихся 3 класса. ГКОУ "Красноярская школа-интернат".»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
«Рассмотрено»
На заседании педсовета
Протокол № 115 от
« 30 » августа 2022 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР Зюзина О .Н.
« 30 » августа2022г.
«Утверждаю»
Директор школы
Жерновников Н.В.
Приказ №136 от «30» августа2022 г.
Адаптированная рабочая программа по предмету
«Мир природы и человека»
для учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
для 3 класса
Автор составитель:
учитель 3 класса
Алексенко Татьяна Вячеславовна
Красный Яр
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Данная адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 3 класс в 2-х частях: учебник «Мир природы и человека» авторы: Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение", 2020 г. предназначена для обучения детей с интеллектуальными нарушениями, 1 вариант.
Она разработана на основе:
1. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся (интеллектуальными нарушениями)».
3. Приказ № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, 1 вариант) ГКОУ «Красноярская школа-интернат»
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часов в год.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Основная цель предмета«Мир природы и человека» заключается в углублении сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
Формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи предмета « Мир природы и человека»:
Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
Сформировать знания учащихся о природе своего края;
Сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
Словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
Наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
Практический метод (упражнения, практическая работа);
Репродуктивный метод (работа по алгоритму);
Коллективный, индивидуальный;
Творческий метод;
Совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
Рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;
Соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
Наблюдения на прогулках и "экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит.
2.Содержание программы учебного предмета.
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
Сезонные изменения в неживой природе.
Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времён года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный — тёплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарём. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время да: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелётные: клёст, снегирь, соловей. Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года
Неживая природа
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Изменение температуры воздуха. Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.
Живая природа
Растения
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.
Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение.
Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
2.Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по предмету мир природы и человека в 3 классе.
Минимальный уровень:
относить изученные объекты к определенным группам (корова - домашнее животное);
называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой
группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость
его выполнения;
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
Достаточный уровень:
узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное, зверь (млекопитающее), животное, санитар леса);
знать правила гигиены органов чувств;
проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
Календарно-тематическое планирование по миру природы и человека
3 класс (1ч. в неделю)
I – четверть
№ п/п
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Формируемые представления
Материалы и оборудование
Содержание, виды деятельности
1
Сезонные изменения в природе
Месяц
Календарь
Учебник
Картинки
Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков осени по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту.
2
Осень. Экскурсия в природу. Растения осенью.
Деревья
Кусты
Яблоня
Груша
Вишня
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав.
3
Признаки осени. Месяцы осени
Осень
Желтые листья
Учебник
Картинки
Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды осенью.
4
Грибы
Виды грибов
Учебник
Картинки
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Называние объекта, дифференциация объектов: съедобные и ядовитые грибы.
5
Животные осенью
Медведь
Заяц
Учебник
Картинки
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов. Составление рассказа о жизни животных осенью. Отгадывание загадок.
6
Занятия людей осенью
Огород
Поле
Учебник
Картинки
Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в осенний период.
Итого часа
Календарно-тематическое планирование по миру природы и человека
3 класс (1ч. в неделю)
II – четверть
№ п/п
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Формируемые представления
Материалы и оборудование
Содержание, виды деятельности
1
Понятие «Неживая природа». Природа в коротких рассказах М. М. Пришвина.
Воздух
Вода
Звезды
Учебник
Карточки
Формирование проблемы: что такое неживая природа? Зачем нужна вода, воздух и почва?. Чтение текста, ответы на вопросы
2
Солнце в разные времена года. Восход и закат солнца.
Солнце
Восход
Закат
Учебник
Картинки
Закрепление представлений о влиянии Солнца на смену времен года.
Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.
3
Календарь.
День
Неделя
Месяц
Год
Календарь
Картинки
Перечисление месяцев. Называние времен года, месяцев, дней недели. Чтение текста, ответы на вопросы.
4
Воздух. Значение воздуха.
Воздух
Учебник
Картинки
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Проведение практической работы.
Календарно-тематическое планирование по миру природы и человека
3 класс (1ч. в неделю)
III – четверть
№ п/п
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Формируемые представления
Материалы и оборудование
Содержание, виды деятельности
1
Зима. Признаки зимы. Экскурсия в природу. Месяцы зимы.
Месяц
Снег
Учебник
Картинки
Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков зимы по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Чтение текста. Ответы на вопросы по тексту.
2
Животные зимой. Следы зайца, лисы, сороки.
Заяц
Лиса
Учебник
Картинки
Работа с иллюстрациями: дифференциация объектов. Составление рассказа о том, как люди помогают зимой птицам, животным, используя иллюстрации
3
Зимующие птицы. А. Яшин «Покормите птиц зимой».
Воробей
Кормушка
Учебник
Картинки
Чтение текста, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями: дифференциация объектов. Составление рассказа о том, как люди помогают зимой птицам.
4
Занятия людей зимой.
Санки
Лыжи
Снеговик
Картинки
Видео
Чтение текста, ответы на вопросы. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в зимний период.
5
Растения. Части растений. Травы.
Корень
Стебель
Учебник
Картинки
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние. Зарисовка частей растения. Подпись названия частей растения.
6
Сравнение растений.
Трава
Цветы
Куст
Учебник
Карточки
Чтение текста, ответы на вопросы.
Рассматривание иллюстраций, называние объектов.
7
Плоды и семена.
Яблоко
Груша
Семечка
Учебник
Картинки
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций. Определение объекта, называние, дифференциация объектов. Составление рассказа с опорой на иллюстрации
8
Птицы. Строение птиц.
Сорока
Воробей
Учебник
Картинки
Рассматривание картинок, называние объектов. Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание схемы строения птицы. Соотнесение двух иллюстраций.
9
Хищные птицы.
Ястреб
Коршун
Учебник
Картинки
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Хищные птицы: ястреб, коршун.
10
Певчие птицы.
Соловей
Жаворонок
Учебник
Картинки
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.Строение гнезд, забота о потомстве. Певчие птицы: соловей, жаворонок
Итого часа
Календарно-тематическое планирование по миру природы и человека
3 класс (1ч. в неделю)
IV – четверть
№ п/п
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Формируемые представления
Материалы и оборудование
Содержание, виды деятельности
1
Весна. Признаки весны.
Оттепель
Ручейки
Учебник
Картинки
Рассматривание схем, иллюстраций. Определение признаков весны по схемам, иллюстрациям. Нахождение иллюстрации в соответствии с темой. Дифференциация времен года.
2
Месяцы весны.
Март
Апрель
Май
Календарь
Картинки
Чтение текста. Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение признаков месяцев. Сравнение схем месяцев. Наблюдение за изменениями погоды весной.
3
Растения весной.
Почки
Листья
Цветы
Учебник
Картинки
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов. Составление рассказа о жизни растений весной.
4
Животные весной.
Лиса
Заяц
Учебник
Картинки
Чтение текста, ответы на вопросы. Рассматривание иллюстраций, называние объектов. Составление рассказа о жизни животных весной.
5
Занятия людей весной.
Огород
Сажать деревья
Учебник
Картинки
Рассматривание рисунков. Называние видов одежды. Составление рассказа по иллюстрациям о видах деятельности людей в весенний период. Чтение текста, ответы на вопросы.
6
Человек. Дыхание человека Болезни органов дыхания.