Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике к учебнику Э.И.Александровой.3 класс.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа современного образования»
г.о.Серпухов Московской области
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол №1 от 30.08.2024
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Асланова А.В.
01.08.2024
УТВЕРДЕНО
Директор МБОУ СОШ №2
Клюев Е.В.
30.08.2024
Рабочая программа
для изучения предмета на базовом уровне
2024-2025 уч.г.
Г класс
Учитель Кристинина Е.И.
МАТЕМАТИКА
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания.
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Математика»: 3 класс — 140 ч (4 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Младший школьник достигает планируемых результатов обучения в
соответствии со своими возможностями и способностями. На его успешность
оказывают влияние темп деятельности ребенка, скорость психического созревания, особенности формирования учебной деятельности (способность к целеполаганию, готовность планировать свою работу, самоконтроль и т. д.).
Планируемые результаты освоения программы по математике, представленные по годам обучения, отражают, в первую очередь, предметные достижения обучающегося. Также они включают отдельные результаты в области становления личностных качеств и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения. Тем самым подчеркивается, что становление личностных новообразований и универсальных учебных действий осуществляется средствами математического содержания курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
— осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
— применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;
— осваивать навыки организации безопасного поведения в ин-формационной среде;
— применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
— работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности;
— оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
— оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; стремиться углублять свои математические знания и умения;
— пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
— устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость);
— представлять информацию в заданной форме (дополнять та-блицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
— принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— конструировать утверждения, проверять их истинность; строить логическое рассуждение;
— использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ;
— комментировать процесс вычисления, построения, решения;
— объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии;
— в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения;
— создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида -описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
— ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; составлять по аналогии;
— самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
1) Самоорганизация:
— планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
— выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения.
2) Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; объективно оценивать их;
— выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
— находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок;
3) Самооценка:
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительым средствам обучения, в том числе электронным);
— оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
— участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров); согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации;
— осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 класс
— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000;
— находить число большее/меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах 1000);
— выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 — устно, в пределах 1000 — письменно); умножение и деление на однозначное число (в пределах 100 — устно и письменно);
— выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1; деление с остатком;
— устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками/без скобок), содержащего арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления;
— использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения;
— использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (минута, час, секунда), стоимости (копейка, рубль); преобразовывать одни единицы данной величины в другие;
— определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время; выполнять прикидку и оценку результата измерений; определять продолжительность события;
— сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/ меньше на/в»;
— называть, находить долю величины (половина, четверть);
— сравнивать величины, выраженные долями;
— знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара, определение времени, выполнение расчётов) соотношение между величинами; выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное
число;
— решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления);
— конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части;
— сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений);
— находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата), используя правило/алгоритм;
— распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если..., то...»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-двухшаговые), в том числе с использованием изученных связок;
— классифицировать объекты по одному-двум признакам;
— извлекать и использовать информацию, представленную в та-блицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание, режим работы), в пред-метах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка);
— структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу;
— составлять план выполнения учебного задания и следовать ему; выполнять действия по алгоритму;
— сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное);
— выбирать верное решение математической задачи.
понимать математику как универсальное средство познания мира и использовать начальные математические знания для объяснения и описания свойств предметов, процессов и явлений окружающего мира;
использовать общие или обобщенные способы действий при измерении величин, конструировании и выполнении арифметических действий с числами, решении уравнений и текстовых задач;
использовать различные графические модели (схемы, диаграммы, таблицы и др.) для анализа и оценки количественных и пространственных отношений, интерпретации исходных данных, конкретизации способов действий;
применять основы научного математического мышления, включая логическое и алгоритмическое мышление;
наглядно представлять данные и процессы, записывать и выполнять алгоритмы, прикидку и оценку;
овладеет математической речью;
производить измерение (и отмеривание) различных величин, понимать и записывать результаты в форме числа как кратного отношения величин, различать количественное и порядковое число, выполнять письменные и на их основе устные вычисления с числами, понимать основные принципы образования многозначного числа, выполнение любого арифметического действия;
использовать графические модели для поиска способов решения текстовой задачи, решения уравнения, нахождения значения выражения;
описывать результаты исследований в знаковой и словесной формах;
усвоит базовые математические понятия на единой с основной и старшей понятийной основе, сохраняя тем самым преемственность в содержании.
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Основное содержание обучения в примерной программе представлено разделами: «Понятия умножения и деления», «Свойства умножения», «Умножение и деление многозначных чисел», «Действия с многозначными числами», «Математический практикум»
1. Умножение и деление чисел (продолжение)
Переместительное свойство умножения. Задача нахождения первого множителя, если известны произведение и второй множитель. Решение уравнений следующих видов: а · х = b, х · а = b, а : х = b, х : а = b.
Деление с остатком. Неполное частное и остаток как результаты измерения двух частей величины промежуточной и основной мерками.
Умножение и деление на 10. два способа вычисления значения целого или части относительно основной мерки. Распределительные свойства умножения (относительно сложения и вычитания). Построение таблицы умножения. Два способа вычисления значения целого или части относительно промежуточной мерки. Деление суммы или разности на число. Два способа вычисления значения величины относительно основной мерки в случае использования двух последовательных промежуточных мерок. Сочетательное свойство умножения (умножение числа на произведение). Умножение чётных чисел на 5. умножение и деление на разрядные единицы. Деление числа на произведение. Вычисления с помощью свойств умножения и деления. Умножение и деление двузначного числа на однозначное.
2. Кратное сравнение величин
Два способа уточнения сравнения величин: разностное и кратное сравнение. Отношение кратности величин («больше – меньше в … раз»). Увеличение и уменьшение величины в несколько раз. Отношение кратности между числами. Умножение и деление как увеличение или уменьшение числа в несколько раз. Нахождение того, во сколько раз одно число больше или меньше другого. Простейшие текстовые задачи на отношение кратности величин.
3. Целое, состоящее из равных частей
Целое, состоящее из равных частей. Задача нахождения целого, если известны часть и число таких частей. Связь умножения и сложения. Задача нахождения части, если известны целое и число равных частей. Деление на равные части. Доли. Задача нахождения числа равных частей, если известны целое и одна такая часть. Простейшие текстовые задачи на целое, состоящее из равных частей.
Однородные и неоднородные величины.. действия с именованными числами. Величины, как характеристики различных объектов. Описание величин. Известные и неизвестные величины. Предварительный анализ текстов. Текстовая задача, её строение: величины и отношения между ними, искомая величина. Моделирование отношений между однородными величинами с помощью чертежей и стрелочных схем.
Составление математических выражений по чертежам и схемам. Порядок действий. Значение выражения.
Составление задач по чертежам и схемам. Решение задач в несколько действий с однородными величинами.
Время: длительность и моменты.
Развёрнутый угол. Смежные и вертикальные углы. Расстояние между точками. Центр, радиус и диаметр окружности.
5. Умножение многозначного числа на однозначное
Развёрнутый способ умножения многозначного числа на однозначное (разложение множимого в сумму разрядных слагаемых). Сведение умножения многозначного числа на однозначное к умножению однозначных чисел и разрядных единиц. Стандартный алгоритм умножения многозначного числа на однозначное (умножение в столбик).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Всего
Контрольные работы
Практические работы
Раздел 1. Понятия умножения и деления
1.1.
Повторение материала 2 класса: сложение и вычитание многозначных чисел
6
1
0
Библиотека РЭШ https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
1.2.
Умножение как способ измерения величин, связанный с переходом в процессе измерения к новым меркам
9
0
1
Библиотека РЭШ https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
1.3.
Деление как действие, обратное умножению
7
1
0
Библиотека РЭШ https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
Итого по разделу
24
2
1
Раздел 2.Свойства умножения
2.1.
Переместительный закон умножения
4
0
0
Библиотека РЭШ https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
2.2.
Распределительный закон умножения
3
0
1
Библиотека РЭШ https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
2.3.
Сочетательный закон умножения
4
1
0
Библиотека РЭШ https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
Итого по разделу
12
1
1
Раздел 3.Умножение и деление многозначных чисел
3.1.
Постановка задачи нахождения произведения многозначных чисел
1
0
0
Библиотека РЭШ https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
3.2.
Конструирование способа умножения многозначного числа на однозначное как основы для умножения многозначного числа на многозначное
3
0
0
Библиотека РЭШ https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
3.3.
Постановка задачи запоминания таблиц умножения и рассмотрения каждой таблицы в отдельности
24
0
1
Библиотека РЭШ https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
3.4.
Деление с остатком и его графическое представление
3
0
1
Библиотека РЭШ https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
3.5.
Умножение многозначного числа на многозначное
3
0
0
Библиотека РЭШ https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
3.6.
Умножение круглых чисел
2
0
0
Библиотека РЭШ https://resh.edu.ru/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8
3.7.
Классы чисел. Сетка классов
3
1
0
Библиотека РЭШ https://resh.edu.ru/
3.8.
Деление многозначных чисел. Конструирование способа. Деление многозначного числа на многозначное.
10
0
0
3.9
Решение задач, уравнений и нахождение результатов деления и значений выражений