kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по курсу "Культура Башкортостана"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа состоит из пояснительной записки, планируемых результатов, содержания. Разработана для обучающихся 3 -4 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Культура Башкортостана"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

села Воскресенское муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан










Рабочая программа по курсу «Культура Башкортостана»

для 3 - 4 классов

(срок реализации – 2 года)











Автор-составитель:

Зверева В. М.,

учитель первой категории








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный курс предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы «История и культура Башкортостана для 1-9 классов» под редакцией М. Х. Идельбаева, С. А. Галина, Г. С. Галиной, Ф. Т. Кузбекова, Р. А. Кузбековой, Л. Н. Поповой, Уфа, 2015 год.

Курс «Культура Башкортостана» направлен на достижение следующих целей:

- оказание содействия гуманизации образования и гармонизации меж­национальных отношений;

- формирование здоровых этико-эстетических представлений школьников, привитие любви к Родине, к культурным ценностям народов Башкортостана, стремление быть достойными продолжа­телями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно данной нации;

- оказание влияния на возрождение и развитие национальных культур.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального образования по курсу «Культура Башкортостана»:

-углублять знания обучающихся о родном крае и её истории на основе текстов художественной литературы, народного творчества, произведений искусства и музыки;

- прививать любовь к родному краю, к своей Республике, к культурным ценностям Башкортостана;

- знакомить с именами башкирских поэтов, писателей, художников, композиторов и других деятелей искусства;

- воспитывать стремление быть достойным продолжателем традиций;

-воспитывать гордость за то, что ты родился в Башкортостане;

-определять пути, которые будут способствовать возрождению и развитию национальных культур.

В связи с тем, что история родного края самостоятельно в на­чальных классах не изучается, в программу включен и историко-краеведческий материал. Ознакомление учащихся с некоторыми важнейшими событиями истории, биографическими данными вы­дающихся личностей прошлого Башкортостана должно способство­вать воспитанию с малых лет интереса и любви к родной земле и родному краю.

Содержание предмета составляют произведения детской лите­ратурной классики, музыкального, изобразительного, театрально­го искусства, сведения о наиболее значительных событиях из исто­рии Башкортостана, а также лучшие детские произведения современных башкирских писателей, композиторов, художников, материалы о жизни и творчестве известных актеров, певцов, танцо­ров, фольклорные тексты, описания народных праздников, обыча­ев, игр; сведения о жизни и творчестве деятелей культуры, произ­ведения литературы и искусства других национальностей, проживающих на территории республики Башкортостан.




Планируемые результаты освоения учебного предмета «Культура Башкортостана»


Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, башкирский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального общества республики Башкортостан;

2) формирование средствами произведений литературы, музыки, изобразительного и театрально­го искусства, целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания произведений башкирской художественной литературы;

4) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

6) овладение начальными навыками адаптации к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

10) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определение общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей;

  2. умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, пересказывать произведение;

  3. осознание значимости изученных произведений башкирской литературы, народного творчества, музыкального, театрального и изобразительного искусства для личного развития;

  4. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

5) понимание особой роли Башкирии в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

6) сформированность уважительного отношения к Республике Башкортостан, истории, культуре, природе, её современной жизни.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


3 класс (34 часа)

Здравствуй, школа!

Рассказ учителя о школе, о начале нового учебного года, о клас­се, об уроках. Прослушивание стихотворений башкирских поэтов о школе.

Рассказ учащихся о летних каникулах, о тех памятных местах родного края, где во время отдыха они побывали. В ходе беседы с детьми учитель выясняет усиление их привязанности к родной шко­ле, к коллективу класса. Обобщая разговор, объясняет, как школа за год учебы стала для них Г. Юнусова. Первое сентября. Ш. Бабич. Книга X. Габитов. В школе. А. Игебаев. Вилю так хочется запеть.

Родной дом, родной край.

Беседа с учащимися о родном селе (городе, поселке), его жите­лях, красоте окружающей природы, достопримечательностях. От­вечая на вопросы, дети рассказывают о своем доме, улицах. По за­данию учителя рисуют один из объектов родного села (города, поселка). Чтение художественных произведений о родном доме, родном крае.

М. Сюндекле. Красив Урал;

Р. Мифтахов. Обращение к птицам.

Уфа - столица Башкортостана

Ознакомление учащихся с названием Республики Башкортос­тан. Объяснение понятия «столица». Рассказ о г. Уфе, многонацио­нальном составе жителей, главных улицах, площадях и т. д. Рассказ о гербе города. В беседе используются цветные открытки, буклеты, фотоснимки и др.

Г. Рамазанов. Уфа;

Н. Грахов. Я живу в г. Уфе

Золотая осень

До занятия можно организовать экскурсию на осеннюю приро­ду. Дети обращают внимание на цвета полей, деревьев и другие признаки осени. На уроке проводится беседа о полученных на экс­курсии впечатлениях.

Прослушивание стихотворений башкирских поэтов об осени.

Г. Шамсутдинов. Любит ли арбуз.

Г. Юнусова. Падают листья.

Наша школа, наш учитель.

Беседа о родной школе. Учитель знакомит детей типами школ (начальная, основная, средняя, гимназия и т. д.), контингентом и учащихся, количеством классов и т. д. Даются сведения о классе. Через ответы на вопросы первоклассники выражают свои впечат­ления о первых днях в школе.

Чтение художественных произведений башкирских писателей об учителе.

А. Игебаев. Серебряный колокольчик. М. Карим. Моему учителю.

День моей республики

Рассказ учителя о дне 11 октября 1991 года. Разъяснение детям значений о государственного гимна, флага и герба Республики Баш­кортостан, смысла цветов и эмблемы во флаге. Прослушивание государственного гимна Республики Башкортостан. Учащиеся ри­суют и раскрашивают флаг.

Башкирский орнамент

Объяснение понятия «орнамент», рассказ об орнаментах разных народов, их назначении. Ознакомление учащихся с основными от­личительными элементами башкирских орнаментов. Рисование и раскрашивание учащимися некоторых элементов башкирского ор­намента.

Играем и поем, весело живем

Беседа с учащимися о дружбе и товариществе. Объяснение учи­телем понятия «друг».

К. Киньябулатова. Зухра и цыплята. М. Дильмухаметов. Игра.Р. Тимершин. Спор.

Загадки и кулямасы

Разъяснение значения жанра загадки. Сведения о сходстве загадок у разных народов. Ознакомление с загадками башкир о растительном и животном мире Урала, о географических особенностях родного края.

Прослушивание кулямасов, высмеивающих ленивых и глупых людей;

«Хорошие нравы».,«Как два ленивца сгорели».,«Семь волков».

В мире танца

Рассказ учителя о башкирских народных танцах, их возникно­вении, значении движений, о мужских и женских национальных костюмах (используются костюмы или их макеты, цветные открыт­ки, фотоснимки, альбомы). При возможности демонстрируются наиболее популярные народные танцы: «Бишбармак», «Байык». Если их нет, то прослушиваются мелодии к этим танцам.

Г. Юнусова. Плясун.

Рассказ учителя о танцевальном искусстве башкир, Башкирс­ком государственном ансамбле народного танца, его основателе Ф. Гаскарове.

Наша семья

Беседа о взаимоотношениях в семье, об отношении детей к ро­дителям, братьям, сестрам. В ходе беседы выясняются отношения детей к своим родственникам. Воспитание у учащихся чувства люб­ви и уважения к родным и близким.

Ш. Биккулов. Айбулат и Ташбулат. Сынок. X. Габитов. Наша семья. А. Игебаев. Мой братишка.

Башкирские пословицы и поговорки

Ознакомление учащихся с данными жанрами фольклора. Чте­ние пословиц и поговорок о явлениях природы, трудолюбии, люб­ви к отчему дому, Родине.

Уральская зима

Беседа об основных приметах зимы, опираясь на наблюдения учащихся. Рассказ учителя о зимних месяцах. Выяснение вместе с учащимися отличительных особенностей каждого из них - декаб­ря, января, февраля.

Б. Бикбай. Горка.,Ш. Биккулов. Зима.,С. Муллабаев. Следы на снегу.

Прослушивание песни Р. Муртазина на слова К. Даяна «Дед Мороз», «Елка - зимние иголки».

Наша Родина

Рассказ учителя о Российской Федерации ее границах, террито­рии, географическом положении. Доходчивые сведения о респуб­ликах и областях, входящих в состав РФ, столице РФ г. Москве.

Ш. Биккул. Слово даем.,Г. Байбурин. Подарю стране цветы.

В нашем доме - гость

Рассказ учителя о традициях и обычаях башкирского народа, связанных с гостеприимством. Используются пословицы и пого­ворки о гостях. Далее урок может строиться в игровой форме по сценарию, заранее составленному учителем.

Г. Юнусова. В гостях.

«Башкир - охотник»

Работа по картине К. Давлеткильдеева «Башкир - охотник». Све­дения о художнике, о художественной гимназии в г. Уфе, которая носит его имя. Беседа по картине связывается с отраслью хозяйства башкир - охотой.

Прослушивание башкирской народной сказки «Охотник Юлдыбай».


Весна

Беседа с учащимися о весенней природе, о каждом из месяцев этого времени года. Разговор о весенних заботах людей. .М. Карим. Прилетай.

С. Алибаев. Кто принес весну?,К. Даян. Весенние цветы.

Праздник сестер и матерей

Рассказ учителя о Дне 8 Марта, который ежегодно отмечается как праздник матерей, бабушек и сестер; объяснение, что в этот день в классе мальчики поздравляют девочек, а дома - матерей и других родственниц; что взрослые также дарят женщинам цветы и подар­ки. Лучшим подарком матерям могут быть их прилежная учеба, примерное поведение, отличные

Г. Гумер. Буду как мама.,М. Гали. Аниса.Весна

Беседа с учащимися о весенней природе, о каждом из месяцев этого времени года. Разговор о весенних заботах людей. Использу­ются картинки, репродукции, цветные изображения с видами ве­сеннего пейзажа, календарь «Башкортостан».М. Карим. Прилетай.

С. Алибаев. Кто принес весну?,К. Даян. Весенние цветы.

Сказки о животных. Сказки - загадки

Знакомство детей с понятием «сказка». Сказки о животных, сказ­ки-загадки.

Прослушивание сказок «Заяц и лев», «Подарок».

Беседа о храбрости и находчивости, о мудром решении труд­ной задачи героем последней сказки.

Мой родной Башкортостан

Рассказ учителя об образовании Республики в 1919 году, геогра­фическом расположении, наиболее крупных городах, реках, горных массивах.

На уроке используются картины, иллюстрированные юбилейные издания, открытки, фотоальбом, физическая карта республики.

Исторические песни. Назидательные сказы.

Учитель дает сведения о башкирских народных песнях. Прослушивание песен «Любизар», «Банк», «Порт-Артур». Крат­кое объяснение их истории.

Прослушивание назидательной сказки «Золотая капля». Беседа о трудолюбии и смысле жизни.

Курай - древний башкирский музыкальный инструмент

Сведения учителя о народном музыкальном инструменте курае. Чтение «Легенды о курае». Прослушивание исполненных на курае мелодий башкирских народных песен «Урал», «Журавлиная песнь», «Ирендек» и др. Рассказ о балете и кинофильме «Журавлиная песнь», созданных на основе древней легенды.

Славные люди Башкортостана

Рассказ учителя о революционных событиях в Башкортостане. Сведения о жизни и деятельности Ш. Худайбердина.

Беседа о его родине - Кугарчинском районе. Используются ил­люстрации, открытки, видеоматериалы и др.

Мустай Карим - народный поэт Башкортостана

Ознакомление учащихся с некоторыми эпизодами из биогра­фии Мустая Карима. Рассказ о его творчестве, прозаических произ­ведениях, написанных для детей. Чтение рассказов из его книги «Туда или сюда?».

По памятным местам г. Уфы

Рассказ учителя об истории возникновения г. Уфы, его основ­ных достопримечательностях - Монументе Дружбы, памятниках Салавату Юлаеву, героям гражданской войны, краеведческом му­зее. (В районах Башкортостана используются цветные фоторепро­дукции, альбомы, открытки).

Н. Наджми. В Уфе есть дом.,Г. Давлетов. Город на горе.

Детский фольклор

Даются сведения о башкирских докучных сказках. Чтение ска­зок «УщипниТали и Неущипни-Гали», «Бык», «Желтая курица ста­рика «Хармантая», «Расскажи и не рассказывай». Дети вспоминают аналогичные докучные сказки других народов, населяющих территории республики и сравнивают их. Учитель объясняет функцию данного жанрового разнообразия сказок.

Народный артист А. Мубаряков

Информация учителя о Башкирском государственном акаде­мическом театре им. М. Гафури. Сведения из творческой биогра­фии народного артиста СССР А. Мубарякова. Рассказ о кинофиль­ме «Салават Юлиев» и исполнении в нем А. Мубаряковым главной роли.

На уроке используются альбомы, снимки из театральных спек­таклей с участием актера; если есть возможность - фрагменты из кинофильма «Салават Юлаев».Н. Ирсаева. Актер и человек.

Башкирские народные игры

Игры «Улетели - улетели», «Эстафета». Объяснение условий игр, распределение обязанностей (ко второй игре). Игры проводятся на свежем возд

Салават Юлаев - легендарный герой башкирского народа и поэт-импровизатор

Рассказ учителя об участии башкир в Крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева. Сведения из биографии Салавата Юлаева и Юлая Азналина. Чтение стихотворений Салавата Юлаева «Мой Урал». «Родная страна», «Стрела», «Джиги­ту», «Битва».

Беседа по картине Р. Ишбулатова «Непокоренная воля». Прослушивание народных песен о Салавате Юлаеве.

Сказки о животных

Чтение сказок о животных «Харыбай», «Лиса, беркут и Заяц у медведя в гостях».

Беседа по сказкам о доброте, дружбе и находчивости.

На страже мира

Рассказ об участии башкирского народа в Великой Отечествен­ной войне, о биографии наших земляков А. Матросова

Из прошлого Башкортостана

Рассказ учителя в популярной форме об историческом прошлом края; о присоединении Башкирии к Русскому государству, о совме­стной борьбе башкир с русскими против иноземных захватчиков, о башкирских восстаниях и их предводителях

Р. Бикбаев. Заветное слово.

Композитор 3. Исмагилов

Восстановление в памяти прослушанных песен 3. Исмагилова и краткая беседа о них. Информация учителя о жизни и творчестве композитора. Ознакомление учащихся с понятиями опера и балет. Краткий рассказ об опере 3. Исмагилова «Салават Юлаев».

Прослушивание увертюры к данной опере и арий Салавата в исполнении М. Хисматуллина, песни 3. Исмагилова на слова Р. Нигмати «Слава победителям». Н. Наджми. Загиру Исмагилову.

Башкирские богатырские сказки

Сведения о богатырских сказках. Чтение башкирской сказки «Камыр-батыр» и беседа о смелости, храбрости, мудрости, товарище­ство сказочных персонажей. Используются иллюстрации к сказке.

Весна

Беседа с учащимися о весенней природе, о каждом из месяцев этого времени года. Разговор о весенних заботах людей. Использу­ются картинки, репродукции, цветные изображения с видами ве­сеннего пейзажа, календарь «Башкортостан».М. Карим. Прилетай.

С. Алибаев. Кто принес весну?,К. Даян. Весенние цветы.

Салют Победы

Доходчивый рассказ учителя о праздниках I Мая, День радио, День Победы, день пограничника. Рассказ строится как экскурсия с использованием цветных плакатов, фоторепродукций, произведе­ний изобразительного искусства.

Г. Юнусова. Двадцатипятилетний дед.,Г. Юнусова. Походная песня.

Мы за мир, за дружбу

Рассказ учителя о праздниках I Мая и Дня Победы. Ознакомле­ние с историей возникновения этих праздников.

Ф. Рахимгулова. Праздничные дары.,. Нигмати. Слава победителям

Скоро лето

Беседа с учащимися о летних месяцах, летней природе, об учас­тии детей в охране природы. Рассказ учителя о летних заботах и отдыхе людей, о башкирском национальном празднике сабантуй, истории его возникновения.

Ф. Рахимгулова. Дождь идет. Р. Хисаметдинова. Тучи. Н. Грахов. Зеленый патруль. Обобщающая


4 класс (34 часа)



С новым учебным годом!

Беседа о летних каникулах детей, о Дне знаний, о школе, классе.

Чтение произведений башкирских авторов, посвященных но­вому учебному году.

В мире сказок

Сведения о волшебных сказках башкир, их сходствах и отличи­ях со сказками других народов. Чтение сказки «Урал батыр». Беседа по ее содержанию. Беседа о любви и преданности сказочных персо­нажей к родной земле.

Дается задание нарисовать иллюстрации к содержанию сказки. Наиболее удачные из них, используются на уроке.

С. Т. Аксаков - наш земляк

Рассказ о жизни и творчестве видного русского писателя-уро­женца г. Уфы Степана Тимофеевича Аксакова, о его произведени­ях, посвященных Башкортостану, об аксаковских местах г. Уфы.

Наш земляк - художник А. Нестеров

Сведения об академике живописи М.В.Нестерове, о его участии в образовании в 1920 г. в г. Уфе художественного музея. Беседа по его картинам (по выбору учителя). В условиях г. Уфы можно пред­варительно совершить экскурсию в Башкирский государственный музей им. М. В. Нестерова. В. Нестеров. Воспоминание.

Поэт Г. Салям.

Чтение стихотворения Г. Саляма «Кошка и новогодняя елка». Рассказ учителя о биографии и творчестве поэта, чьим именем рань­ше была названа республиканская премия комсомола. Объяснение детям, кому и за что присуждалась премия им. Г. Саляма.

Славные сыны Башкортостана. Ахметзаки Валиди. Муса Муртазина.

Рассказ учителя о жизни и деятельности Ахметзаки Валиди, о его детях - Субудае и Исянбике - ученых с мировым именем. Ис­пользуются портрет А.Валиди, иллюстративные материалы о нем, организуется выставка его книг. Рассказ учителя о жизни и деятельности Мусы Муртазина.

Города Башкортостана

Рассказ о наиболее крупных городах Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Белорецке, Нефтекамске, Ишимбае, а также о гор­няцких городах Кумертау, Сибае, Учалах. Сведения об истории ос­нования этих городов, главных отраслях промышленности в каж­дом из них.

Б.Бикбай « Ишимбай»

В. Трубицын «Золотая Туймаза»

Художники Башкортостана

Ознакомление с биографией народного художника Российской Федерации А. Лутфуллина. Рассказ о его творчестве с использованием альбомов по изобразительному искусству Башкортостана и его произведе­ниями. Беседа по картине А. Лутфуллина «Ожидание».

Рассказ учителя о творчестве известных художников Башкор­тостана Б. Домашникова, А. Лежнева, Ф. Кащеева, Г. Нечаевой, А. Тюлькина с демонстрацией их картин. Просмотр картин (по вы­бору учителя) «Последние дни осени», «Сказ об Урале» ( Б. Домаш-ников); «Поимка Салавата», «Встреча отряда Салавата с отрядом Пу­гачева» (А. Лежнев); «Бабай», «Башкирский кумыс» (Ф. Кащеев); «Богатство Урала», «В юрте восставших башкир» (Т. Нечаева); «Урал фронту», «В. И. Чапаев под Уфой» (А. Тюлькин).

Краткие сведения о жизни и творчестве первого профессиональ­ного башкирского художника, основоположника башкирского изоб­разительного искусства Касима Давлеткильдеева. Просмотр его кар­тин «Пушкин среди башкир», «Девушка-башкирка в голубом».

Башкирские легенды и предания

Понятие о жанрах «Легенды и предания», об их основных моти­вах. Объясняет, чем отличаются легенды и предания от сказок и дру­гих прозаических жанров фольклора. Беседа о топонимических ле­гендах местного края.

Чтение легенд и преданий «Луна и Зухра», «Инсебеке - таш», «Таштугай», «Как Салават медведя убил». Комментарий учителя.

С. Злобин и Салават Юлаев

Рассказу учителя о работе русского писателя Степана Павлови­ча Злобина над произведениями о Салавате Юлаеве, их первых из­даниях, адресованных детям. Чтение отрывков из исторического рассказа С.Злобина «Сала­ват»

Башкирские писатели детям

Краткое ознакомление с биографией А.Карная. Рассказ о его творчестве. Чтение его рассказа «Жаворонок», беседа о птицах, оби­тающих в наших краях.

Уральская зима

Рассказ учителя об особенностях уральской зимы, ее отличитель­ных признаках от зимней природы других уголков страны - сред­ней полосы, Сибири, тундры, Средней Азии и др.

Х.Габитов «Зима»

А.Ахметкужин «Дедушка Мороз»

Н.Наджми «Зима»

М.Карим «Когда Дед Мороз был маленьким»

По музеям Уфы

Рассказ учителя о столице Башкортостана - орденоносном го­роде Уфе, его достопримечательностях. Разговор строится как экс­курсия по музеям столицы, учащиеся получают информацию о Национальном музее, Доме-музее М.Гафури, Художественном му­зее им.Нестерова, Музее археологии и этнографии Уфимского на­учного центра Российской Академии наук.

Сказки 3. Биишевой

Ознакомление учащихся с биографией видной писательницы З.Биишевой, краткий рассказ о ее творчестве. Чтение сказок, вошед­ших в сборник «Лети, лети моя тележка!», беседа по их содержанию.

Сэсэны - народные сказатели

Доступные сведения о письменной и устной литературе башкир в средних веках. Объяснение учащимся понятий сэсэн и поэт Сведения о сэсэнах как о носителях изустной поэзии. Легенды о Хабрау - сэсэн и Еренсэ-сэсэн. Ш.Тамьяни. Аи, мой Урал. М. Бурангулов - народный сэсэн Башкортостана

Беседа о роли сэнов в дореволюционной устной литературе и общественной жизни Башкортостана. Рассказ о трудной судьбе народного сэсэна Башкортостана М. Бурангулова, его многогранной литературной и научной деятельности. Чтение его стихотворений, отрывков из дра­матических произведений (по выбору учителей). «Башкирская свадьба», «Ашкадар», «Предсмертное слово Урала».

Шежере - моя родословная

Рассказ учителя о шежере, древнем уникальном виде письмен­ных памятников башкир, рассказывающем об истории родов и пле­мен. Сведения о времени возникновения шежере, формах его су­ществования, об обычае знания каждым башкиром имен своих предков до семи поколений. Чтение отрывков текстов шежере из книги «Башкирские шеже­ре».

Поэт Р. Гарипов

Информация о республиканской премии им. Салавата Юлаева, условиях ее присуждения, некоторых лауреатах. Более подробный рассказ о жизни и творчестве народного поэта РБ, лауреата премии им. Салавата Юлаева Р.Гарипова.

Чтение его стихотворений «Жаворонок», «Курай».

Прослушивание песни Р. Сахаутдиновой на слова Р.Гарипова «Жизнь».

Мой родной Башкортостан. Памятные уголки родного края

Рассказ учителя о событиях начала XX века на территории Баш­кортостана, об образовании Башкирской АССР в 1919 г. Краткие сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, куль­туры республики, информация о количестве районов республики, расположении своего района (города) на карте Башкортостана.

М.Карим «Березовый лист»

К.Киньябулатова «Чай».

Прослушивание песни М. Бикбовой на слова М. Сиражи «Баш­кортостан»

Сведения учителя о достопримечательностях района и родного населённого пункта.

Прослушивание песни А. Габдрахманова на слова Б.Нугуманова «По родным местам».

Любимые поэты детворы

Чтение стихотворений М.Гали, А.Игебаева, Г.Юнусовой. Крат­кие сведения о самих поэтах и их творчестве. Чтение книги Д. Киекбаева «Лесные сказки», беседа по содержа­нию произведений о трудолюбии, честности, смекалке. Разговор о лесе и лесных животных окружающей местности.

Тукай и Башкортостан

Рассказ о жизни и творчестве великого татарского поэта Г.Тукая, о его произведениях для детей, о приезде поэта в 1912 г. в г.Уфу и встрече с М.Гафури, о широком распространении стихотворений Г.Тукая в рукописях на территории Башкортостана.

Чтение стихотворений «Дождь и солнце», «Фатима и соловей».

Прослушивание и разучивание татарской народной песни «Род­ной язык» на слова Г.Тукая.

Природа Башкортостана.

Рассказ учителя о достопримечательностях природы Башкор­тостана - пещерах Шульган - Таш, Победы, Салавата Юлаева, род­нике Кургазак, горе Янган-тау. Используются цветные открытки, иллюстрации, фотоснимки календаря «Башкортостан».

Певец степного Башкортостана

Рассказ о жизни поэта С. Чекмарева, его работе в 20-х годах в зауральских районах Башкортостана, о его поэтическом творчестве.

Чтение стихотворения С. Чекмарева «Размышления на станции Карталы» и других поэтических произведений.

Информация о премии С. Чекмарова, учрежденной Башкирс­ким обкомом ВЛКСМ и Таналыкском совхозом Хайбуллинского района Башкортостана, которая присуждается лучшим произведе­ниям башкирских писателей о молодых сельских тружениках.

Народный поэт Башкортостана

Краткие сведения о жизни и творчестве народного поэта Баш­кортостана М. Гафури. Чтение его рассказа «Дикий гусь».

Беседа по картине А. Арсланова «Встреча М. Гафури с Г. Тукаем».

Детский фольклор. Обрядовый фольклор башкирского народа

Игра — «Перстень — бычок»

Объяснение условий игры, назначение ведущего, распределение ролей. По условиям игры проштрафившиеся игроки выполняют ка­кой-либо наказ коллектива (танец, песня, художественное слово и др.) Разучивание считалок. Объяснение сути данного жанра детско­го фольклора. Считалки « Куда отправился абзый - агай?», «Отпра­вился летом, вернусь осенью»; игры «Не говорить «да» и «белый», «Кап та коп», их разучивание, объяснение условий и игра.

Сведения об обрядовом фольклоре башкирского народа. Озна­комление с календарным весенним праздником «Грачиная (воронья) каша» (Карга буткаКы»).

Прослушивание народных мелодий, связанных с этим празд­ником.

Бабич - звезда башкирской поэзии

Рассказ учителя о творчестве знаменитого башкирского поэта Ш. Бабича. Чтение его стихотворений «Присяга народу», «Ответ луны», «Кураю», «Башкортостан».

Башкирские сатирические сказки

Понятие о сатирических сказках. Сатирические сказки о хитром работнике и глупом бае. Чтение сказок «Бай и нищий», «Сказка о земле». Беседа по их содержанию.

Наши земляки Г. Ибрагимов и С. Рамиев

Рассказ учителя о жизни и творчестве классиков татарской ли­тературы уроженцев Башкортостана Галимзяна Ибрагимова и Са-гита Рамиева. Чтение их произведений для детей (по выбору учи­теля).

Беседа о Республике Татарстан и татарской литературе. Исполь­зуются карта республики, цветные фоторепродукции, открытки, портреты писателей и др.

Герои Башкортостана

Краткий рассказ о Великой Отечественной войне, о Героях Со­ветского Союза-уроженицах Башкортостана.

Рассказ о Мусе Гарееве — дважды Герое Советского Союза, Г. Г. Арсланове, которому первым на Южном Урале присуждено это высокое звание, а также о А. Матросове (Ш. Мухамедьянове), М. Губайдуллине, Т. Кусимове и др. Обязательно упоминаются имена героев - выходцев из родного района или города.

Просмотр и обсуждение картины А. Лутфуллина «Мать погиб­шего героя».

Сведения об участии башкирского народа в Великой Отечествен­ной войне, славных сынах Башкортостана - Героях Советского Со­юза, о боевом пути башкирской кавалерийской дивизии. Рассказ о генерале М. Шаймуратове. Упоминание имен земляков - бывших воинов кавалерийской дивизии.

Прослушивание и разучивание песни 3. Исмагилова на слова К. Даяна «Шаймуратов генерал».

Чтение преданий и сказов «Схватка с двадцатью танками», «Узаман апай», беседа по их содер­жанию.

Мой родной край

Изучение истории села Воскресенское. Природы родного края. Экскурсии по селу, в картинную галерею.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по курсу "Культура Башкортостана"

Автор: Вера Михайловна Зверева

Дата: 04.03.2020

Номер свидетельства: 541921

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «МУЗЫКА» для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-programma-po-priedmietu-muzyka-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "183761"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425923377"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства