Рабочая программа по курсу: " Дермография. Письмо на ладони"
Рабочая программа по курсу: " Дермография. Письмо на ладони"
Рабочая программа по курсу: "Дермография. Письмо на ладони" может быть использована на дополнительных коррекционных занятиях с детьми, имеющими нарушения слуха и зрения. Данная программа способствует активному использованию тактильного анализатора в его коммуникативной функции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу: " Дермография. Письмо на ладони"»
Областное государственное казённое образовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 87».
Региональный ресурсный центр «Островок надежды» по комплексному сопровождению глухих, слабослышащих, слепоглухих детей и детей, перенёсших операцию кохлеарной имплантации.
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора школы - интерната
_________О.В. Кулакова
«___» _____________ 2020 г.
Рабочая программа по курсу «Дермография. Письмо на ладони».
Разработчик программы -
учитель – дефектолог Колесова И.В.
Рассмотрено на заседании
м/о учителей начальных классов
и учителей ФРС и ПСУР.
Протокол № 3 от «__» ________ 2020г
г. Ульяновск, 2020
п/п
Содержание
Стр.
1.
Титульный лист
1
2.
Содержание
2
6.
Пояснительная записка к рабочей программе
3-4
7.
Учебно-тематический план
5
8.
Содержание курса
6-8
13.
Личностные, метапредметные, предметные результаты занятий.
9
14.
Технологии комплексной оценки результатов освоения учащимися программного материала
10
15.
Список литературы
10-11
16.
Приложение
12
3.Пояснительная записка к рабочей программе.
Курс «Дермография. Письмо на ладони» предназначен для развития речи на основе тактильного анализатора у глухих, слабослышащих, слепоглухих детей и детей, перенёсших операцию кохлеарной имплантации (далее данная категория детей) в рамках формирования альтернативных средств коммуникации.
В силу наличия тяжелых нарушений развития для обучающихся данной группы показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Социальная незрелость детей проявляется в ограниченности контактов, отсутствии представлений о нормах поведения. Для коммуникативного развития данной категории детей характерна низкая заинтересованность в общении с детьми и взрослыми, ограниченность невербальных и вербальных средств коммуникации. Однако все глухие (слабослышащие) дети с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата и другими тяжелыми множественными нарушениями развития, дети после операции кохлеарной имплантации вне зависимости от тяжести состояния, могут вписаться в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование и технические средства, программа обучения, содержание и методы работы определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка. Одной из основных задач является развитие коммуникативного опыта учащихся в тесной связи с их личным опытом, формирование интереса к различным формам речи, желание пользоваться ею.
Смыслом образования ребенка является индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах. Требуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах во время групповых занятий.
В процессе организации учебных занятий необходимо учитывать особые образовательные потребности данной категории, к которым относятся:
-высокая степень индивидуализации воспитания и обучения ребенка;
-использование специфических методов и средств обучения, "обходных путей", необходимых для ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;
-более дифференцированное, "пошаговое" обучение по сравнению с глухими нормально развивающимися детьми;
-формирование потребности в общении, овладении доступными и альтернативными средствами коммуникации;
-специальное обучение «переносу» сформированных умений в новые практические ситуации взаимодействия с действительностью;
-обучение обучающихся общению с детьми и взрослыми с помощью дермографии ;
-специальная организация предметно-развивающей среды и рабочего места с учетом характера множественных нарушений;
-комплексный характер взаимодействия специалистов в связи с необходимостью коррекции множественных нарушений;
-раскрытие интересов и способностей ребенка в разных видах речевой деятельности;
-психологическое сопровождение семьи обучающегося, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
Особо следует остановиться на проблеме социально-личностного развития слепоглухих, слабовидящих глухих (слабослышащих) детей. Нарушение зрения и слуха мешает им познавать окружающую действительность, приобретать социальный опыт, получать навыки трудовой деятельности. Большое значение для социального и личностного развития слепоглухих имеет их взаимодействие и речевая коммуникация с другими людьми. Но нарушения зрения и слуха чаще не сближают их, а, наоборот, отталкивают. Вследствие чего у слепоглухого человека возникают проблемы с общением: он становится замкнутым, не уверенным в себе, самооценка его падает, нарушается эмоционально-волевая сфера. Поэтому слепоглухие очень болезненно воспринимают негативное отношение к ним со стороны окружающих, особенно, если потеря зрения и слуха произошла в более позднем возрасте. Из-за трудностей взаимодействия у них не происходит личностное осознание себя, своего места в обществе. Одним из важнейших направлений реабилитационной работы является организация взаимо- действия, установление межличностных контактов с близкими людьми, друзьями посредством различных средств коммуникации, одним из которых является дермография.
Дермография – письмо на ладони. Это средство общения является самым простым и доступным как для слепоглухого (если оно ему знакомо), так и для окружающих людей, и не требует специального обучения. Оно основано на знании русского или другого национального алфавита, плоскопечатные буквы которого выводятся указательным пальцем на ладони правой (обычно) руки слепоглухого.
При пользовании данным средством общения следует выполнять следующие правила.
1. Письмо на ладони выполняется на правой руке ребёнка.
4.Буквы пишутся печатные, раздельные, с временным интервалом.
5. Буква пишется без отрыва. Допускается отрыв при написании букв А, Д, Е, Ё, Ж, Х.
6. Буква пишется на всю ладонь.
7. При допущенной ошибке буква стирается движением, смахивается.
8. При общении нужно установить обратную связь (подтверждающий кивок головы, вокализация и др.)
9. При отборе речевого материала важно, чтобы работа по развитию коммуникации была тесно связана с доступной и интересной для учащегося предметно-игровой, предметно-практической деятельностью. В первую очередь следует научить обучающегося пониманию и воспроизведению слов и фраз, необходимых для обеспечения его жизнедеятельности.
10. Дермография может выполняться на лбу, на спине.
Данный курс способствует развитию тактильного анализатора, когнитивных процессов (например, развитие антицепации, предвосхищения), развитию речи, социальной адаптации.
Гигиенические требования к проведению занятий: обработка рук санитайзером, обработка лба спиртовой салфеткой.
Место учебного курса в учебном плане .
Индивидуальные и групповые занятия по дермографии относятся к коррекционно-развивающей области и планируются из расчёта
2-х часов в неделю (1 индивидуальное и 1 групповое занятие ) на каждого учащегося.
4.Учебно-тематический план.
№ п/п
Наименование тем
Кол-во ч. (на1ч.)
Кал.
сроки
Характеристика деятельности
учащихся
Формы
контроля
1.
Тема 1: «Цифры от 1 до 10. Знакомство с правилами дермографии».
Индивидуальное зан.
Групповое занятие
2 ч
1ч
Знакомство и применение на практике правил дермографии. Тренировка в правильном написании цифр и букв русского алфавитав соответствии с требованиями дермографии. Установление обратной связи при письме на ладони.
Восприятие речи окружающих на слухозри-тельной основе (с помощью слухового аппарпта). Ответы на вопросы.
Составление предложений.
Игровая деятельность: «Угадай, какая цифра?», «Угадай, какая буква?» , «Угадай, какое слово?», «Угадай, что там?» (по начальным буквам) и др.
Наблюдение, фиксация результатов.
2.
Тема 2: «Буквы русского алфавита от А до П». Речевой материал с изученными буквами.
Индивидуальное зан.
Групповое занятие
2 ч
1ч
Наблюдение, фиксация результатов.
3.
Тема 3: «Буквы русского алфавита от Р до Я». Речевой материал с изученными буквами.
Индивидуальное зан.
Групповое занятие
2ч
1ч
Наблюдение, фиксация результатов
4.
Тема 4: «Работа над фразой. Ответы на вопросы по теме «Семья».
Индивидуальное зан.
Групповое занятие
2ч
1ч
Наблюдение, различение вопросов на сл/зр основе и по письму на ладони. Запись ответа на ладони учителя.
5.
Тема 5: «Работа над фразой. Ответы на вопросы по теме «Класс».
Индивидуальное зан.
Групповое занятие
2ч
1ч
Наблюдение, различение вопросов на сл/зр основе и по письму на ладони. Запись ответа на ладони учителя.
6.
Тема 6: «Составление предложений по картинкам. Свободное общение».
Индивидуальное зан.
Групповое занятие
2ч
1ч
Наблюдение, фиксация результатов
7.
Контрольная работа по курсу.
1ч
Протокол к/р
Итого:
19 ч
5.Содержание учебного курса.
Тема 1: «Цифры от 1 до 10. Знакомство с правилами дермографии».
Индивидуальное занятие. Счёт от 1 до 10. Написание цифр по порядку без отрыва в воздухе, на поверхности стола, на ладони. Знакомство с правилами дермографии. Установление обратной связи при письме на ладони.
Игра: «Угадай, какая цифра?» в паре с учителем, цифры загадываются по очереди.
Игра: «Реши пример, напиши ответ». (Ученику даётся карточка с примером, который он решает и пишет ответ на ладони учителя. Потом учитель решает пример по карточке и пишет ответ на ладони ученика. Ребёнку нужно оценить правильность ответа).
Групповое занятие. Работа в тройках, парами, установление контакта при общении. Написание цифр на ладони, лбу, спине товарища.
Игры: «Угадай, какая цифра?», «Реши пример, напиши ответ».
Тема 2: «Буквы русского алфавита от А до П. Речевой материал с изученными буквами».
Индивидуальное занятие. Написание букв от А до П по порядку без отрыва в воздухе, на поверхности стола, на ладони. Закрепление правил дермографии и обратной связи при письме на ладони.
Игра: «Угадай, какая буква?» в паре с учителем, буквы загадываются по очереди.
Игра: «Угадай слово». (Ученику даются 5-7 карточек со словами, которые он читает, при необходимости соотносит с картинками, выбирает слово и пишет на ладони учителя, закрывшего глаза. Учитель угадывает. Затем играющие меняются ролями. На этом этапе важно обратить внимание на мыслительный процесс антицепации, предвосхищения слова. Для этого, написав часть слова, нужно остановиться и спросить: «Как ты думаешь, какое слово я загадала?» Учитель не даёт никакой оценки ответу, продолжает письмо на ладони, подтверждая или не подтверждая предугадывание ученика. За правильные ответы ученик поощряется фишками).
Примерный речевой материал: ПАПА, МАМА, БАБА, ВОВА, ЛАМПА, ВОЛК, КЛАСС, ВОДА, ДОМ, ЁЖ и др.(речевой материал подбирается в соответствии в программой обучения ученика).
Групповое занятие (аналогично индивидуальному). Работа в тройках, парами, установление контакта при общении. Написание букв на ладони, лбу, спине товарища.
Игры: «Угадай, какая буква», «Угадай слово».
Тема 3: «Буквы русского алфавита от Р до Я. Речевой материал с изученными буквами».
Индивидуальное занятие. Написание букв от Р до Я по порядку без отрыва в воздухе, на поверхности стола, на ладони. Закрепление правил дермографии и обратной связи при письме на ладони.
Игра: «Угадай, какая буква?» в паре с учителем, буквы загадываются по очереди.
Игра: «Угадай слово». (Ученику даются 5-7 карточек со словами, которые он читает, при необходимости соотносит с картинками, выбирает слово и пишет на ладони учителя, закрывшего глаза. Учитель угадывает. Затем играющие меняются ролями. На этом этапе важно обратить внимание на мыслительный процесс антицепации, предвосхищения слова. Для этого, написав часть слова, нужно остановиться и спросить: «Как ты думаешь, какое слово я загадала?» Учитель не даёт никакой оценки ответу, продолжает письмо на ладони, подтверждая или не подтверждая предугадывание ученика. За правильные ответы ученик поощряется фишками).
Примерный речевой материал: НОС, ЛОБ, РОТ, РУКА, СТУЛ, СТОЛ, МЫЛО, МИШКА,ЧАС, и др.
Групповое занятие (аналогично индивидуальному). Работа в тройках, парами, установление контакта при общении. Написание букв на ладони, лбу, спине товарища.
Игры: «Угадай, какая буква», «Угадай слово».
Тема 4: «Работа над фразой. Ответы на вопросы по теме «Семья».
Индивидуальное занятие .Выполнение заданий на повторение: «Реши пример и напиши ответ», « Угадай букву», «Угадай слово» (при затруднении с опорой на алфавит и карточки со словами).
Ответы на вопросы по теме: «Семья».
-Как тебя зовут?
-Как твоя фамилия?
-Сколько тебе лет?
-Как зовут твою маму?
-Как зовут твоего папу?
-Сколько человек в твоей семье?
-У тебя есть брат, сестра?
-Как зовут брата, сестру?
Методика работы: вначале ученик читает вопросы и отвечает на них. Затем учитель задаёт вопрос (в зависимости от возможностей ребёнка по порядку или вразбивку; слухозрительно или на слух; жестами или дактилированием «рука в руку»), ученик пишет ответ на ладони учителя. Затем играющие меняются ролями. Правильные ответы поощряются фишками.
Групповое занятие (аналогично индивидуальному). Работа парами. Написание на ладони, лбу, спине товарища слов : семья, зовут, лет, фамилия, брат, сестра.
Диалог по теме: «Семья».
Тема 5: «Работа над фразой. Ответы на вопросы по теме «Класс».
Индивидуальное занятие . Написание слов по теме: класс, парта, доска, ручка, карандаш, тетрадь, книга, человек и др.
Ответы на вопросы по теме: «Класс».
-В каком классе ты учишься?
-Сколько человек в классе?
-Сколько мальчиков?
-Сколько девочек?
-Как зовут учительницу?
-Как зовут воспитательницу?
Методика работы: вначале ученик читает вопросы и отвечает на них. Затем учитель задаёт вопрос (в зависимости от возможностей ребёнка по порядку или вразбивку; слухозрительно или на слух; жестами или дактилированием «рука в руку»), ученик пишет ответ на ладони учителя. Затем играющие меняются ролями. Правильные ответы поощряются фишками.
Групповое занятие (аналогично индивидуальному). Работа парами. Написание на ладони, лбу, спине товарища слов : класс, парта, доска, ручка, карандаш, тетрадь, книга, человек и др.
Диалог по теме: «Класс».
Тема 6: «Составление предложений по картинкам. Свободное общение».
Индивидуальное занятие. Ученику предлагаются сюжетные картинки, по которым нужно составить предложения. При затруднении ребёнок подбирает таблички к предложениям.
Примерный речевой материал. Тома спит. Ребята играют в мяч. Вова стоит. Арина пишет. Стас читает книгу. Девочки гуляют.
Важно обратить внимание учеников на обратную связь при написании одного слова (ребёнок должен проговорить то, что понял) и временной интервал между словами при написании фразы. При допущенной ошибке слово «смахивается» с ладони и пишется снова.
Тренировка в написании фраз на ладони.
Групповое занятие. Работа в парах. Тренировка в написании фраз по картинкам. Свободное общение.
Тема 7: «Контрольная работа по курсу».
Контрольная работа проводится индивидуально.
Задание. Напиши на ладони полные ответы на вопросы.
-Сколько тебе лет?
-Сколько человек в твоей семье?
-Сколько человек в классе?
-Сколько мальчиков в классе?
-Сколько девочек в классе?
6. Результаты обучения.
Личностными результатами являются:
развитие общего представления о дермографии как одного из способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;
желание вступать в коммуникацию со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности; наличие мотивации к развитию умений восприятия и воспроизведения письма на ладони;
умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме высказываниях;
развитие желания и умений постоянно пользоваться различными типами электроакустической аппаратуры, включая индивидуальные слуховые аппараты.
Метапредметными результатами являются:
развитие речевого поведения при соблюдении основ культуры речевого общения, включая умения в процессе коммуникации при восприятии вопросов – давать краткие и полные речевые ответы, при восприятии заданий – выполнять их, давать краткий или полный речевой комментарий к собственным действиям; при восприятии сообщений – повторять их;
развитие умений участвовать в диалоге;
развитие познавательной и эмоционально – волевой сфер;
развитие способности реализовывать учебную задачу, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности;
использование в учебной и внеурочной деятельности речевого материала, отработанного на индивидуальных занятиях;
развитие умений сообщать в письменной форме элементарные сведения о себе, своей семье и др.;
развитие умений выражать в высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации.
Предметными результатами являются:
создание качественно новой тактильной основы восприятия речи: слов, словосочетаний, коротких текстов диалогического и монологического характера,
овладение правилами дермографии, элементарными приемами самоконтроля тактильно воспринимаемой речи; овладение умениями использовать в процессе коммуникации естественные невербальные средства (мимику, пластику и др).
7.Технологии комплексной оценки результатов освоения учащимися программного материала.
Средства мониторинга и оценки результатов обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится один раз за курс. В ходе мониторинга специалисты ресурсного центра оценивают уровень знаний, представлений, умений, навыков, внесенных в содержание программы курса. Оценивается не только уровень усвоения предлагаемого материала, но и способ выполнения действий («выполняет действие самостоятельно», «действие не выполняет», (или «пассивно участвует в выполнении действия»), «выполняет с помощью» ( частичной или полной, существенной), по жестовой, устно-дактильной, устной инструкции, по образцу; по подражанию. Фиксируется степень сформированности запланированных представлений, умений, навыков: «невозможно выявить», «не сформировано», «сформировано частично», «сформировано». Итоговые результаты мониторинга за оцениваемый период оформляются протоколом проверочной работы по предлагаемому образцу ( Приложение 1).
8. Список литературы.
1. АООП НОО для глухих обучающихся (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
2. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений. / А.Д. Гонеев. - М.: Издательский центр «Академия»,2002.
3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. -М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.
4. Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом. Межвузовский сборник научных работ. Рос. гос. пед.ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Образование, 1997.
5. Сурдопедагогика. Под ред.Речицкой Е. Г., «ВЛАДОС», 2004
6. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих.- М.:Просвещение,1981.
Интернет-ресурсное обеспечение учебно-методического комплекса
1.Электронная библиотека портала «Аудитория»: Российское образование – 2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. auditorium. ru
Представлена научно-методическая литература, монографии, учебно-методическая литература, энциклопедические словари по педагогическим специальностям «олигофренопедагогика», «логопедия», «тифлопедагогика», «сурдопедагогика».
2.Электронная библиотека портала «Особый ребенок»: [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: // www. osobyirebenok. ru
Представлены: нормативно-законодательные акты, официальные документы Министерства образования Российской Федерации в части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; статьи научно-практических конференций по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.Педагогическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www. pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=4&find_me=&page=3
Представлена научно-методическая литература для педагогов, монографии, учебно-методическая литература.
4.Библиотека Федерального портала «Российское образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library/
Нормативно-законодательные акты, официальные документы Министерства образования Российской Федерации в части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; статьи научно-практических конференций по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлена научно-методическая литература для педагогов, монографии, учебно-методическая литература.
5.Речевой центр Логопед-плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.logopedplus.org/articles/
Представлены учебно-методическая литература, дидактический материал по специальности «логопедия» в части обучения детей с нарушениями слуха.
9.Приложение 1.
Протокол проверочной работы по курсу «Дермография. Письмо на ладони»
учении___ ____ класса _________________________________
ФИ ребёнка
№
п/п
Содержание
задания
Уровень
знаний
Способ выполнения действия
Степень сформированности результатов
предметная оценка по
5-ти бальной системе.
(«выполняет действие самостоятельно», «действие не выполняет», (или «пассивно участвует в выполнении действия»), «выполняет с помощью» ( частичной или полной, существенной), по жестовой, устно-дактильной, устной инструкции, по образцу; по подражанию.