Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО для ТМНР»
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей. Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация».
I.Планируемые результаты
1.Ожидаемые предметные результаты, включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.
Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.
Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.
Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.
Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.
Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.
Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с их психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
2.Ожидаемые личностные результаты
с учетом индивидуальных возможностей и специфических
1.основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности
к определенному полу, осознание себя как «Я»
2.социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности
3.формирование социально ориентированного взгляда на окружающий
мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей
4.формирование уважительного отношения к окружающим
5.овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
6.освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери,
пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
7.развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах
8.формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
9.развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
10.развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций
11.формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям
3.Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
II. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
1. Содержание учебного предмета, курса
Лепка.
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп.
Разминание пластилина (теста, глины).
Раскатывание теста (глины) скалкой.
Отрывание кусочка материала от целого куска.
Откручивание кусочка материала от целого куска.
Отщипывание кусочка материала от целого куска.
Отрезание кусочка материала стекой.
Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура).
Катание колбаски на доске (в руках).
Катание шарика на доске (в руках).
Получение формы путем выдавливания формочкой.
Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо.
Закручивание колбаски в жгутик.
Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок.
Проделывание отверстия в детали.
Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски).
Защипывание краев детали.
Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.).
Нанесение декоративного материала на изделие.
Дополнение изделия мелкими деталями.
Нанесение на изделие рисунка.
Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.
Аппликация.
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.
Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, трафарет, дырокол и др.
Сминание бумаги.
Отрывание бумаги заданной формы (размера).
Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).
Скручивание листа бумаги.
Намазывание всей (части) поверхности клеем.
Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги.
Вырезание по контуру.
Сборка изображения объекта из нескольких деталей.
Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой.
Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Рисование.
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа.
Освоение приемов рисования карандашом.
Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.
Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению).
Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета.
Сминание бумаги. Аппликация из мятой бумаги «Овощи»
1
9
Работа с трафаретами. Листья. Штриховка.
1
10
Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Аппликация из пластилина «Фрукты».
1
11
Сминание бумаги. Аппликация из мятой бумаги «Цветок»
1
12
Работа с трафаретами. Фрукты. Штриховка.
1
13
Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). «Цыпленок».
1
14
Сминание бумаги. Аппликация из мятой бумаги «Солнышко»
1
15
Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.
1
16
Катание колбаски на доске (в руках). «Улитка».
1
17
Отрывание бумаги заданной формы (размера). Рваная аппликация «Яблоко»
1
18
Освоение приемов рисования кистью: прием касания.
1
19
Катание колбаски на доске (в руках). Змейка.
1
20
Отрывание бумаги заданной формы (размера). Рваная аппликация «Ежик»
Проделывание отверстия в детали. «Яблоко с веточкой и листочком».
1
17
Сборка изображения объекта из нескольких деталей.
1
18
Рисование контура предмета по образцу.
«Горка».
1
19
Проделывание отверстия в детали. «Черешня».
1
20
Сборка изображения объекта из нескольких деталей.
1
21
Дорисовывание предмета. «Цветы».
1
22
Проделывание отверстия в детали. «Груша».
1
23
Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Конструирование из геометрических фигур «Самолет».
1
24
Дорисовывание предмета. «Грибок».
1
25
Защипывание краев детали «Тарелочка».
1
26
Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Конструирование из геометрических фигур. «Лес»
1
27
Дорисовывание предмета. «Стрекоза».
1
28
Защипывание краев детали. Кружка.
1
29
Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой..Конструирование из геометрических фигур. Бабочка. Поезд.
1
30
Дорисовывание предмета. Дерево.
1
4 четверть
№
Тема
Кол.
часов
Календарные сроки
по плану
по факту
1
Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). «Уточка».
1
2
Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
1
3
Формирование умения рисовать элементы орнамента
1
4
Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). «Поросенок».
1
5
Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
1
6
Формирование умения рисовать элементы орнамента
1
7
Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием) «Гусь».
1
8
Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
1
9
Формирование умения рисовать элементы орнамента
1
10
Лепка предмета из нескольких частей
«Кошка».
1
12
Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
1
13
Формирование умения дополнять сюжетный рисунок, рисуя несколько предметов (объектов), связанных между собой по смыслу
1
14
Лепка предмета из нескольких частей
«Лисичка».
1
15
Изготовление картины из разных видов аппликаций «Сказка «Колобок»»
1
16
Формирование умения дополнять сюжетный рисунок, рисуя несколько предметов (объектов), связанных между собой по смыслу
1
17
Лепка предмета из нескольких частей.
«Медвежонок».
1
18
Изготовление картины из разных видов аппликаций «Сказка «Рукавичка»»
1
19
Формирование умения дополнять сюжетный рисунок, рисуя несколько предметов (объектов), связанных между собой по смыслу
1
20
Лепка предмета из нескольких частей.
«Заяц».
1
21
Изготовление картины из разных видов аппликаций «В Лесу»
1
22
Формирование умения располагать объекты на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка.