kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа Юный турист

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа Юный турист, разработана для 3 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Юный турист»








Рабочая программа

внеурочной деятельности

по спортивно-оздоровительному направлению

«Юный турист: изучаю родной край»

на ступени начального общего образования





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа внеурочной деятельностипо спортивно-оздоровительному направлению«Юный турист: изучаю родной край»на ступени начального общего образованиясоставлена на основе авторской программы «Юный турист: изучаю родной край» (Смирнов Д.В.) размещенной в Сборнике программ внеурочной деятельности 1-4 классы /под редакцией Н.Ф. Виноградовой.- М. Вента-Граф. 2011 г.

Рабочая программа разработана для 3-4 классов.

Целью внеурочной деятельности являются развитие познавательной, двигательной и коммуникативной активности обучающихся, укрепление их физического и психоэмоционального здоровья.

Задачи:

• освоение основных социальных норм, необходимых для безопасной жизнедеятельности в социальной среде и окружающей природе;

• изучение основ туристско-краеведческого мастерства;

• развитие природных задатков и навыков детей, способствующих их личностному самовыражению в туризме и краеведении;

• мотивация к укреплению здоровья детей на занятиях туризмом и краеведением как в помещениях образовательного учреждения, так и в природных условиях; освоение технологии здорового образа жизни; усвоение норм сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья;

• развитие познавательной и творческой активности обучающихся;

• вовлечение обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую и краеведческую деятельность: проведение наблюдений, опытов и др.;

• воспитание и развитие коммуникативных и личностных качеств обучающихся в процессе формирования коллектива единомышленников — туристской походной группы;

• развитие рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия со стороны, соотносить результат своей деятельности и деятельности товарищей с поставленной целью.


Формы организации учебного процесса

Групповые, парные, индивидуальные. Ведущими методами обучения по предмету являются: объяснительно-иллюстрированный и репродуктивный. Деятельный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей.

На занятиях используются элементы следующих технологий обучения: личностно-ориентированные, игровые, развивающие, интегрированные, комплексные занятия.

Общая характеристика курса

Содержание программы «Юный турист: изучаю родной край» призвано комплексно обеспечивать процессы развития, обучения, воспитания и оздоровления подрастающего поколения.

Школьный краеведческий музей занимает в туристско-краеведческой деятельности особое место, выступая как своеобразная моделирующая система культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

История страны, города (своего населённого пункта), своей школы, улицы, пропущенная через собственный жизненный опыт, через пробуждение чувства сопричастности, эмоционального сострадания и соучастия, — вот что воспитывает младшего школьника как настоящего патриота и гражданина.

Место курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 68 часов. Может быть реализована за 2 года обучения в 3 и 4 классах – по 1 ч в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки реализуемые в Рабочей программе:

  1. формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

  1. формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиции всех участников.

  1. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

- принятие и уважение ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

  1. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

  1. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умению адекватно их оценивать;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять изобретательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Результаты изучения курса

Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

К личностным результатам относится система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет младшему школьнику выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.) и профессиональные роли («путешественник», «знаток», «дежурный», «командир», «капитан», «штурман» и др.).

К метапредметным результатам относятся освоенные младшим школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

К предметным результатам относятся усвоенные младшим школьником в процессе внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в туристской группе (команде); опыт социально-профессиональных ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления; ценностные установки, специфичные для туризма и краеведения, межличностной коммуникации.

Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение.

Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) для оздоровления организма человека.

Роль краеведения в познании окружающего мира и самого себя.

Оздоровительный эффект чистого воздуха лесов, лугов и полей.

Оздоровительный эффект от водных процедур.

Движение — ходьба пешком и на лыжах укрепляет костно-мышечную систему, сердце, лёгкие и другие органы человека.

Правила поведения юных путешественников

Правила поведения юных путешественников на занятиях (во внеурочной деятельности) в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном полигоне, в парке (лесу).

Требования по соблюдению техники безопасности во время туристской прогулки, похода и при занятиях физическими упражнениями. Правила поведения юных путешественников на экскурсии по зданию школы или в школьном краеведческом музее.

Порядок хранения туристского снаряжения, оборудования и инвентаря. Обязанности завхоза по снаряжению.

Правила обращения с колюще-режущими предметами, электроприборами, предметами бытовой химии и медикаментами.

Пожарная безопасность и правила поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях в школе, на территории школы, дома и на природе.

Телефоны аварийных служб.

«Кодекс чести юного путешественника»:

—юные путешественники — хорошие товарищи и друзья. Они не ссорятся, дружно и коллективно делают общее дело, помогают друг другу;

—юные путешественники вместе готовят и совершают туристские прогулки, экскурсии; участвуют в физкультурно-оздоровительных играх, состязаниях и соревнованиях. Стараются, чтобы каждое совместное мероприятие было хорошо подготовлено и интересно проведено, а затем красиво были оформлены его результаты. По завершении каждого мероприятия они доброжелательно обсуждают работу друг друга и коллектива (команды) в целом. Достижения и успех каждого для всех большая радость;

—юные путешественники стремятся добросовестно выполнять порученные им дела. Каждый член туристского коллектива готовит и организует проведение порученного ему коллективом или педагогом задания по экскурсии или туристской прогулке, а по их окончании оформляет результаты в рисунках, поделках и в других формах.

Юные путешественники стараются, чтобы задание было выполнено полностью, аккуратно и в срок;

—юные путешественники выполняют девизы: «В здоровом теле —

здоровый дух», «Чистота — залог здоровья». Обязанности санинструктора туристской группы.

Правила поведения участников физкультурно-туристских состязаний, соревнований и игр. Права и обязанности участников. Капитан команды его права и обязанности, взаимоотношения капитана и участников команды.

Азбука туристско-бытовых навыков

Общественно полезные и личностно значимые дела юных путешественников на экскурсиях и туристских прогулках.

Должностно-ролевая система самоуправления в группе, взаимопомощь в туристской группе. Распределение обязанностей (ролей) юных путешественников в группе.

Смена дежурных должностей в течение года.

Правила поведения при участии в туристской прогулке, экскурсии в парк (лес). Правила поведения во время различных природных явлений (грозы, сильного ливня, тумана и пр.). Правила безопасности при встрече с дикими и домашними животными. Необходимость выполнения требований педагога и старших друзей; соблюдение тишины.

Личное снаряжение юного путешественника для участия в туристской прогулке или экскурсии. Требования к рюкзачку юного путешественника. Обувь для лета, межсезонья и зимы. Требования к одежде (бельё, спортивный костюм, куртка, брюки, ветровка, головной убор, дождевик, рукавицы и пр.). Личная посуда и средства личной гигиены.

Требования к упаковке продуктов для приёма пищи на прогулке или экскурсии. Укладка и регулировка рюкзачка. Умение подобрать личное снаряжение в соответствии с конкретными погодно-климатическими условиями и сезоном года.

Уход за личным снаряжением.

Групповое снаряжение и уход за ним: кухонная клеёнка, упаковка для продуктов, требования и правила ухода за ними.

Тенты и палатки:

их назначение, устройство и правила ухода за ними. Фотоаппарат и мобильный телефон в туристской группе. Обязанности юного фотокорреспондента. Маршрутные документы и карты в путешествии, их хранение. Ремонт и сушка снаряжения после путешествия (прогулки).

Ремонтный набор. Назначение предметов ремонтного набора и правила обращения с ними. Обязанности ремонтного мастера группы. Организация ремонта личного и группового снаряжения.

Организация биваков и охрана природы. Понятия: бивак, охрана природы. Требования к бивакам: наличие укрытия, дров, источника питьевой воды, безопасность, эстетичность, экология. Устройство и оборудование бивака: оборудование кострища, место для приёма пищи, отдыха, гигиены и умывания, забора воды и мытья посуды. Охрана природы в туристском походе или на экскурсии. Установка палатки, тента для палатки. Снятие палатки и её упаковка для транспортировки.

Типы костров: «Шалаш», «Колодец», «Таёжный», «Нодья», «Звёздный» — и их назначение. Определение места для костра на туристском биваке. Соблюдение правил пожарной безопасности и охрана природы.

Заготовка хвороста и валежника для костра. Разведение костров в туристском походе. Обязанности кострового туристской группы.

Основные туристские узлы: прямой, проводник простой и ткацкий.

Их свойства, назначение и использование. Вязка узлов по названию и по их назначению (для крепления верёвки на опоре, связывания верёвок одинакового диаметра, проводники).

Организация приёма пищи (приготовление пищи) на туристской прогулке в однодневном походе (летом, осенью, весной и зимой). Перекус и его организация.

Техника безопасности при приготовлении пищи.

Соблюдение требований гигиены при сервировке туристского стола в походно-полевых условиях. Обязанности дежурных по кухне. Обязанности знатока туристской кухни — повара группы.

Правильный подбор лыж и лыжных палок.

Подбор лыж и снаряжения для участия в лыжной туристской прогулке. Умение правильно одеваться для лыжной прогулки или занятий.

Я, моё тело и моё здоровье

Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации чаепития и перекусов. Личная гигиена на занятиях физкультурой и туризмом. Зарядка. Комплекс физических упражнений для утренней зарядки. Утренний и вечерний туалет. Соблюдение гигиенических требований. Уход за личным снаряжением. Обязанности санитара туристской группы.

Дневник самонаблюдений за состоянием здоровья и самочувствия.

Роль родителей и обучающегося в ведении дневника.

Общая физическая подготовка и оздоровление организма. Комплекс физических упражнений и подвижные игры для развития общей и специальной выносливости. Бег с препятствиями и по пересечённой местности. Развитие функциональных возможностей ребёнка (гимнастика, ходьба по пересечённой местности, спортивные игры, ходьба на лыжах). Развитие силы. Гигиена на занятиях физическими упражнениями.

Оказание первой доврачебной помощи при порезах, ссадинах, ушибах, мозолях. Характеристика травм. Необходимая помощь. Способы обработки. Профилактика.

Требования по соблюдению питьевого режима во время занятий физическими упражнениями, во время экскурсии и туристической прогулки. Способы обеззараживания воды для питья и приготовления пищи.

Выносливость и сила воли, их формирование в туризме.

Азбука туристского ориентирования

Я и мой дом, моя школа, школьный двор. Выявление представлений обучающихся о своём доме (квартире), школе и школьном дворе; назначении различных комнат, кабинетов в здании школы и сооружений школьного двора.

Ориентирование по сторонам горизонта. Понятия: горизонт, стороныгоризонта, ориентирование. Туристское ориентирование. Стороны горизонта. Определение сторон горизонта по солнцу, объектам растительного и животного мира, по местным признакам. Определение сторон горизонта в условиях парка (леса) или района школы, на пришкольном участке.

Компас и его устройство. Компас — прибор для определения сторон горизонта. Устройство компаса и его работа. История компаса. Обязанности штурмана группы.

Ориентирование по компасу, азимут. Определение сторон горизонта по компасу. Ориентирование по компасу. Знакомство с понятием «азимут». Определение азимутов (90, 180, 270 и 360) на предметы с помощью компаса. Правила работы с компасом. Определение азимутов (90, 180, 270 и 360) на контрольном пункте, установленных на школьном дворе.

Определение азимутов (90, 180, 270 и 360) на удалённые предметы во время туристской прогулки.

Ориентирование по компасу и плану. Чтение плана местности (школьного двора). Ориентирование плана местности по компасу, по предметам на местности. Движение по плану местности при помощи компаса.

В гостях у путешественников — героев сказок

Русские народные сказки и сказки народов мира о путешественниках: «Лягушка-путешественница», «Маугли», «Снежная Королева», «Кот в сапогах» и др.

Способы, которые использовали для путешествий сказочные герои:

пешком (сапоги-скороходы, туфельки), на лыжах, на плавсредствах(лодки, корабли), на летательных аппаратах (ковёр-самолёт, корабли, ступа и метла), на оленях или лошадях и т. п.

Личностные качества героев сказок, необходимые в путешествиях:

смелость, решительность, настойчивость, бесстрашие, общительность, доброта, трудолюбие, сообразительность, упорство в достижении цели, терпимость, любовь к ближнему, уважение к старшим, выносливость, мужество, хитрость, отзывчивость и др.

Предметы ориентирования на местности, которые использовали сказочные герои: растения, звёздное небо, легенды (описание и рассказы), карты (планы), дорожно-тропиночная сеть, речные системы и т. д.

«Проводники» — путеводители сказочных героев в сказках: клубок ниток, перья птиц, сказочные герои и животные.

Способы преодоления естественных препятствий сказочными героями.

Театрализованная постановка различных сказок в туристском путешествии.

Путешествие во времена года

Снаряжение юного путешественника, необходимое для наблюдений за явлениями в природной среде и выполнения краеведческих, исследовательских заданий: карта (план местности), блокнот, карандаши, ластик, линейка, компас, термометр, мерная лента, лупа, определители растений, птиц, насекомых, следов животных и т. д.

Природное наследие. Изменения в природе. Растения и животные родного края. Сезонные изменения в жизни фауны и флоры. Фауна и флора леса, луга, берега реки. Природные материалы для изготовления поделок, сувениров, картин и пр. Необычные, причудливые формы рельефа, растений. Голоса птиц и животных, следы их жизнедеятельности.

Оказание помощи братьям меньшим. Правила поведения и наблюдения за природой во время экскурсии. Подведение итогов экскурсии. Краеведческие задания и их выполнение. Краеведческие должности знатоков природы: метеоролог, ботаник, зоолог, орнитолог, краевед-географ, краевед-эколог и т. п.

Ведение совместно с родителями дневников наблюдений и впечатлений. Создание рисунков на тему «Зимний лес», аппликаций «Осенняя сказка» и т. п. Рисунки о том, что или кого увидели юные путешественники на туристской прогулке, во время экскурсии в парк.

Экскурсии в парк (лес), на луг, на берег реки. Выполнение краеведческих заданий (сбор листвы различных пород деревьев, сбор отпечатков, следов животных и птиц, сбор лекарственных растений и пр.). Цели и задачи экскурсии. Правила поведения на экскурсии. Подведение итогов экскурсии. Соблюдение правил поведения и культуры общения в природной среде. Умение слушать экскурсовода и правильно осматривать объекты экскурсии (растения, животных, птиц и следы их жизнедеятельности).

Помнить цель экскурсии — узнать и увидеть что-то новое, интересное.

Умение не бояться задавать возникающие в ходе экскурсии вопросы.

Наблюдение за природной (растительный и животный мир; живая и неживая природа) и искусственной средой. Рассказы знатоков природы о деревьях, кустарниках, травах, птицах, насекомых, животных, рельефе местности, водоёмах, сезонных изменениях в природе.

Путешествие в мир моей школы

Знакомство детей с учебным классом, спортивным залом, школьной библиотекой, столовой, туристско-спортивной площадкой, учебным полигоном, географической площадкой, школьным садом и др.

Цели и задачи экскурсии по школе. Правила поведения на экскурсии в школьный музей. Правила осмотра экспозиций и экспонатов. Подведение итогов экскурсии.

Обязанности знатоков.

Экскурсия в школьный краеведческий музей, библиотеку: выставка картин с изображением природы, пейзажей; выставка книг о путешественниках и природе родного края. Соблюдение правил поведения и культуры общения в музее. Умение слушать экскурсовода и правильно осматривать экспонаты. Помнить цель экскурсии — узнать и увидеть что-то новое, интересное. Умение не бояться задавать возникающие в ходе экскурсии вопросы.

Загадки школьного двора

Школа и школьный двор: местоположение в населённом пункте. План школьного двора (территории). Назначение сооружений школьного двора. Стадион и спортивная площадка школьного двора. Условные знаки плана школьного двора. Ориентировка плана школьного двора по сторонам горизонта. Масштаб. Измерение расстояний на школьном дворе.

Виды растений (фауны) и животных (флоры) обитателей школьного двора. Школьный сад.

Экология школьного двора: охрана природы, загрязнение территории. Участие в природоохранных акциях.

Азбука путешественника

Способы передвижения юных путешественников. Преодоление простейших естественных препятствий: канав, небольших оврагов, завалов, зарослей кустарника, луж (без снаряжения — рюкзачка и с рюкзачком).

Правила безопасного преодоления естественных и искусственных препятствий.

Обход естественных препятствий. Прокладка маршрута движения.

Обязанности штурмана и хронометриста туристской группы. Обязанности проводника и их выполнение.

Взаимовыручка и взаимопомощь при преодолении препятствий. Гимнастическаясамостраховка при преодолении препятствий.

Организация движения туристской группы по тропинкам и дорожкам в парке, по песку, по лугу, по снегу (пешком и на лыжах). Преодоление водных преград по брёвнам и мосткам.

Строй туристской группы. Интервал движения, ритм движения. Привалы и их продолжительность. Ходовое время. Скорость передвижения на туристской прогулке. Привалы «Прогоночный», «Промежуточный», «Обеденный». Распорядок походного дня.

Преодоление склонов (спуск и подъём). Подъём, траверс и спуск по склонам с использованием альпенштоков. Переправа через условное болото по наведённым кладям (жердям), по кочкам. Переправа по бревну на равновесие; преодоление завала; преодоление оврага (канавы) маятником.

Туристская эстафета и её технические этапы. Организация взаимодействия в команде юных путешественников, взаимовыручка.

Управление лыжами при транспортировке груза (от 2 до 5 кг) в рюкзачке. Посадка лыжника. Передвижение ступающим и скользящим шагом (без рюкзачка и с рюкзачком). Техника безопасности при ходьбе на лыжах.

Управление лыжами на месте: поочерёдное поднимание ноги с лыжей и движение ею по воздуху вниз и вверх, вправо и влево; поочерёдное поднимание носков лыж.

Ходьба без палок ступающим и скользящим шагом; ходьба ступающим и скользящим шагом с палками; толчок палками; передвижение налыжах по лыжне до 600–700 м; соревнования на лыжах (эстафеты до 50 м); движение боковыми приставными шагами; передвижение без палок и с палками по глубокому снегу без груза и с грузом в рюкзачке до 2–5 кг; передвижение в среднем темпе.

Упражнения на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы, выносливости, гибкости и координационных способностей. Подвижные игры. Гимнастические упражнения.

Зачётное мероприятие (однодневный поход)

Передвижение группы на местности с преодолением естественных препятствий (5 км). Организация взаимопомощи при преодолении препятствий. Ритм движения. Походная колонна.

Разбивка и обустройство лагеря группы. Установка тента для укрытия от дождя. Оборудование костра. Приготовление пищи на костре. Сервировка походного стола.

Соблюдение норм гигиены и санитарии. Соблюдение требований техники безопасности.

Выполнение обязанностей в системе должностно-ролевого самоуправления.

Подвижные игры на местности. Юмористические физкультурно-туристские состязания между командами или «Папа, мама, я — туристская семья».

Охрана окружающей среды. Трудовой десант — сохраним родной край потомкам!





























Распределение учебных часов по разделам программы

2 года обучения- в 3и 4кл. распределение по разделам одинаково. Ежегодно:


Наименование разделов

Количество часов


Всего

Внеурочная деятельность

в помещении

на местности

Введение

1

1

-

Правила поведения юных путешественников



2



1



1

Азбука туристко-бытовых навыков

4

-

4

Я, моё тело и моё здоровье

4

1

3

Азбука туристского ориентирования

4

1

3

Вгостях у путешественников-героев сказок

3

-

3

Путешествие во времена года

4

1

3

Путешествие в мир моей школы

2

-

2

Загадки школьного двора

2

-

2

Азбука путешественника

8

2

6

Зачётный летний однодневный поход

вне сетки

часов

-

вне сетки

часов

Итого

34

7

27




Тематическое планирование

3 класс-первый год обучения

Тема занятия,
элементы содержания




Характеристика деятельности
учащихся

Введение (1 ч)


Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности на занятия. Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) для оздоровления организма человека. Виды туризма.

Кратко характеризовать путешествия как форму познания окружающего мира и самого себя, оздоровления своего организма.

Правила поведения юных путешественников(2 ч)


Правила поведения юных путешественников на занятиях (во вне-

урочной деятельности) в учебном классе, спортивном зале, на учебно-

тренировочном полигоне, в парке (лесу).

Понимать и выполнять правила поведения юных путешественников в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном поли-

гоне, в парке (лесу);



Требования по соблюдению техники безопасности во время туристской прогулки, похода и при занятиях физическими упражнениями.

Понимать и выполнять требования по соблюдению техники без-

опасности во время туристской прогулки, похода и при занятиях физическими упражнениями.

Азбука туристско-бытовых навыков (4 ч)


Общественно полезные и личностно значимые дела юных путешественников на экскурсиях и туристских прогулках.

Выполнять туристские и краеведческие должностно-ролевые обязанности членов туристской группы.

Должностно-ролевая система самоуправления в группе, взаимопомощь в туристской группе.

Подбирать необходимое личное снаряжение для участия в туристской прогулке, экскурсии или однодневном походе с учётом сезона годаи погодных условий.

Распределение обязанностей (ролей) юных

путешественников в группе.

Соблюдать требования гигиены по уходу за личным снаряжением.



Смена дежурных должностей в течение года.

Упаковывать личное снаряжение для участия в туристской прогулке, экскурсии.

Я, моё тело и моё здоровье (4 ч)


Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, приорганизации чаепития и перекусов.

Соблюдать правила личной гигиены при занятиях туризмом

Личная гигиена на занятиях физкультурой и туризмом.

Выполнять комплекс физических упражнений для утренней зарядки.

Зарядка. Комплекс физических упражнений для

утренней зарядки.

Осваивать навыки ведения дневника самонаблюдений за состоянием здоровья и самочувствия.

Утренний и вечерний туалет. Соблюдение гигиенических требований.

Взаимодействовать в процессе подвижных игр, в игровой и соревновательной деятельности.

Азбука туристского ориентирование (4 ч)


Я и мой дом, моя школа, школьный двор.

Выявлять характерные особенности своего дома (квартиры), школыи школьного двора.

Выявление представленийобучающихся о своём доме (квартире), школе и школьном дворе; на-

значении различных комнат, кабинетов в здании школы и сооруженийшкольного двора.

Определять назначение различных комнат, кабинетов в зданиишколы и сооружений школьного двора, выявлять различия в их назначении.

Ориентирование по сторонам горизонта. Понятия: горизонт, стороныгоризонта, ориентирование.

Пересказывать маршрут движения.

Туристское ориентирование. Стороны гори-

зонта.

Определять стороны горизонта.

В гостях у путешественников- героев сказок (3 ч)


Русские народные сказки и сказки народов мира о путешественниках: «Лягушка-путешественница», «Маугли», «Снежная королева», «Котв сапогах».

Описывать и характеризовать сказочных персонажей как путешественников.

Способы, которые использовали для путешествий сказочные герои:

пешком (сапоги-скороходы, туфельки), на лыжах, на плавсредствах(лодки, корабли), летательных аппаратах (ковёр-самолёт, корабли, ступаи метла), на оленях или лошадях

Выявлять положительные и отрицательные качества сказочных героев-путешественников.

Личностные качества сказочных героев, необходимые им в путешествиях: смелость, решительность, настойчивость, бесстрашие, общительность, доброта, трудолюбие, сообразительность, упорство в достижении

цели, терпимость, любовь к ближнему, уважение к старшим, выносливость, мужество, хитрость, отзывчивость

Выявлять и описывать способы преодоления естественных препятствий сказочными персонажами.

Путешествие во времена года (4 ч)


Снаряжение юного путешественника, необходимое для наблюдений

за явлениями в природной среде и выполнения краеведческих, исследовательских заданий: карта (план местности), блокнот, карандаши, ластик,линейка, компас, термометр, мерная лента, лупа, определители (растений, птиц, насекомых, следов животных и пр.)

Осваивать методы организации наблюдений в природной среде заобъектами животного и растительного мира.

Природное наследие.

Осваивать алгоритмы выполнения исследовательских краеведческих заданий.

Изменения в природе.

Взаимодействовать в звеньях, группах «знатоков» при выполненииисследовательских краеведческих заданий.

Растения и животныеродного края.

Обучать универсальным умениям: управлять эмоциями в процессеэкскурсий и наблюдений, организовывать наблюдения за природнымиявлениями.

Путешествие в мир моей школы (2 ч)


Знакомство детей с учебным классом, спортивным залом, школьнойбиблиотекой, столовой, туристско-спортивной площадкой, учебным полигоном, географической площадкой, школьным садом.

Загадочный мир моей школы, библиотеки

Цели и задачи экскурсии по школе.

Знакомство с экспонатами и экспозициями школьного краеведческого музея.

Загадки школьного двора (2 ч)


Школа и школьный двор: местоположение в населённом пункте.

Общаться и взаимодействовать при выполнении исследовательскихзаданий.

Планшкольного двора (территории).

Составлять описание школьного двора и обсуждать назначение егосооружений.

Азбука путешественника (8 ч)


Способы передвижения юных путешественников.

Самостоятельно наблюдать погодные условия и описывать их.

Преодоление простейших естественных препятствий: канав, небольших оврагов, завалов, зарослей кустарника, луж (без снаряжения — рюкзачка и с рюкзачком).

Осваивать универсальные умения по передвижению пешком или налыжах с грузом-рюкзачком.

Правила безопасного преодоления естественных и искусственных препятствий.

Осваивать навыки и технику преодоления естественных препятствий при передвижении пешком с грузом и без.

Обход естественных препятствий.

Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности.

Прокладка маршрута движения.

Выявлять характерные ошибки при передвижении пешком или налыжах с грузом.

Обязанности штурмана и хронометриста туристской группы.

Проявлять силу и выносливость при передвижении на местности.

Обязанности проводника и их выполнение на туристской прогулке.

Соблюдать правила техники безопасности при передвижении наместности.

Взаимовыручка и взаимопомощь при преодолении препятствий.

Моделировать технику базовых способов передвижения на лыжахпри транспортировке груза в рюкзачке.


4 класс-второй год обучения

Тема занятия,
элементы содержания




Характеристика деятельности
учащихся

Введение (2 ч)


Вводный инструктаж. Инструктаж по технике безопасности на занятия. Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) для оздоровления организма человека. Виды туризма.

Кратко характеризовать путешествия как форму познания окружающего мира и самого себя, оздоровления своего организма.

Роль краеведения в познании окружающего мира и самого себя.

Выявлять различия в основных способах передвижения человекав путешествиях.

Правила поведения юных путешественников(4 ч)


Правила поведения юных путешественников на занятиях (во вне-

урочной деятельности) в учебном классе, спортивном зале, на учебно-

тренировочном полигоне, в парке (лесу).

Понимать и выполнять правила поведения юных путешественников в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочном поли-

гоне, в парке (лесу);



Требования по соблюдению техники безопасности во время туристской прогулки, похода и при занятиях физическими упражнениями.

Понимать и выполнять требования по соблюдению техники безопасности во время туристской прогулки, похода и при занятиях физическими упражнениями.

Правила поведения на экскурсии по зданию школы или в школьномкраеведческом музее.

Соблюдать порядок хранения туристского снаряжения, оборудования и инвентаря.

Порядок хранения туристского снаряжения, оборудования и инвентаря.

Выполнять обязанности завхоза по снаряжению.

Азбука туристско-бытовых навыков (8 ч)


Общественно полезные и личностно значимые дела юных путешественников на экскурсиях и туристских прогулках.

Выполнять туристские и краеведческие должностно-ролевые обязанности членов туристской группы.

Должностно-ролевая система самоуправления в группе, взаимопомощь в туристской группе.

Подбирать необходимое личное снаряжение для участия в туристской прогулке, экскурсии или однодневном походе с учётом сезона года и погодных условий.

Распределение обязанностей (ролей) юных

путешественников в группе.

Соблюдать требования гигиены по уходу за личным снаряжением.



Смена дежурных должностей в течение года.

Упаковывать личное снаряжение для участия в туристской прогулке, экскурсии.

Правила поведения на туристской прогулке, экскурсии в парке(лесу).

Осуществлять регулирование рюкзачка для туристских прогулок,путешествий.

Правила поведения во время различных природных явлений(грозы, сильного ливня, тумана и пр.).

Соблюдать правила и требования упаковки снаряжения в рюкзачке.

Правила безопасности при встречес дикими и домашними животными.

Подбирать необходимое групповое снаряжение для туристских прогулок и однодневных походов, экскурсий.

Необходимость выполнения требований педагога и старших друзей; соблюдение тишины.

Соблюдать требования по охране природы в туристской прогулке,походе или на экскурсии.

Я, моё тело и моё здоровье (8 ч)


Правила соблюдения личной гигиены на туристских прогулках, при организации чаепития и перекусов.

Соблюдать правила личной гигиены при занятиях туризмом

Личная гигиена на занятиях физкультурой и туризмом.

Выполнять комплекс физических упражнений для утренней зарядки.

Зарядка. Комплекс физических упражнений для

утренней зарядки.

Осваивать навыки ведения дневника самонаблюдений за состоянием здоровья и самочувствия.

Утренний и вечерний туалет. Соблюдение гигиенических требований.

Взаимодействовать в процессе подвижных игр, в игровой и соревновательной деятельности.

Уход за личным снаряжением.

Овладевать навыками ходьбы по пересечённой местности, ходьбыналыжах с грузом-рюкзачком.

Обязанности санитаратуристской группы.

Овладевать навыками оказания первой доврачебной помощи припорезах, ссадинах, ушибах, мозолях.

Дневник самонаблюдений за состоянием здоровья и самочувствия.

Уметь характеризовать простые травмы и оказывать необходимуюдоврачебную помощь.

Роль родителей и обучающегося в ведении дневника.

Соблюдать питьевой режим во время занятий физическими упражнениями, во время экскурсии и прогулки.

Азбука туристского ориентирование (8 ч)


Я и мой дом, моя школа, школьный двор.

Выявлять характерные особенности своего дома (квартиры), школы и школьного двора.

Выявление представлений обучающихся о своём доме (квартире), школе и школьном дворе; на-

значении различных комнат, кабинетов в здании школы и сооружений школьного двора.

Определять назначение различных комнат, кабинетов в здании школы и сооружений школьного двора, выявлять различия в их назначении.

Ориентирование по сторонам горизонта. Понятия: горизонт, стороны горизонта, ориентирование.

Пересказывать маршрут движения.

Туристское ориентирование. Стороны гори-

зонта.

Определять стороны горизонта.

Определение сторон горизонта по солнцу, объектам растительногои животного мира, по местным признакам.

Измерять направления (азимуты) сторон горизонта по компасу.

Определение сторон горизонта в условиях парка (леса) или района школы, на пришкольном

участке.

Ориентироваться по компасу и карте (плану) в школьном дворе,парке.

Компас и его устройство. Компас — прибор для определения сторон

горизонта.

Читать, рисовать, понимать условные обозначения (знаки) плановместности.

Устройство компаса и его работа. История компаса. Обязанности штурмана группы.

Организовывать движение по карте (плану) местности.

В гостях у путешественников- героев сказок (6 ч)


Русские народные сказки и сказки народов мира о путешественниках: «Лягушка-путешественница», «Маугли», «Снежная королева», «Кот в сапогах».

Описывать и характеризовать сказочных персонажей как путешественников.

Способы, которые использовали для путешествий сказочные герои:

пешком (сапоги-скороходы, туфельки), на лыжах, на плавсредствах (лодки, корабли), летательных аппаратах (ковёр-самолёт, корабли, ступа и метла), на оленях или лошадях

Выявлять положительные и отрицательные качества сказочных героев-путешественников.

Личностные качества сказочных героев, необходимые им в путешествиях: смелость, решительность, настойчивость, бесстрашие, общительность, доброта, трудолюбие, сообразительность, упорство в достижении

цели, терпимость, любовь к ближнему, уважение к старшим, выносливость, мужество, хитрость, отзывчивость

Выявлять и описывать способы преодоления естественных препятствий сказочными персонажами.

Предметы ориентирования на местности, которые использовали сказочные герои: растения, звёздное небо, легенды (описание и рассказы),карты (планы), дорожно-тропиночная сеть, речные системы.

Участвовать в сюжетно-ролевой театрализованной игре.

«Проводники» — путеводители сказочных героев: клубок ниток,перья птиц, сказочные герои и животные.

Примерять на себя качества сказочных персонажей.

Способы преодоления естественных препятствий сказочными героями.

Оценивать деятельность сказочных персонажей, формулироватьвыводы.

Путешествие во времена года (8 ч)


Снаряжение юного путешественника, необходимое для наблюдений

за явлениями в природной среде и выполнения краеведческих, исследовательских заданий: карта (план местности), блокнот, карандаши, ластик, линейка, компас, термометр, мерная лента, лупа, определители (растений, птиц, насекомых, следов животных и пр.)

Осваивать методы организации наблюдений в природной среде за объектами животного и растительного мира.

Природное наследие.

Осваивать алгоритмы выполнения исследовательских краеведческих заданий.

Изменения в природе.

Взаимодействовать в звеньях, группах «знатоков» при выполнении исследовательских краеведческих заданий.

Растения и животные родного края.

Обучать универсальным умениям: управлять эмоциями в процессе экскурсий и наблюдений, организовывать наблюдения за природными явлениями.

Сезонные изменения в жизни фауны и флоры.

Обучать умению формулировать вопросы к экскурсоводу.

Фаунаи флора леса, луга, берега реки.

Развивать усидчивость, аккуратность, внимательность, наблюдательность, последовательность.

Природные материалы для изготовления

поделок, сувениров, картин.

Осваивать навыки ведения дневников наблюдений (впечатлений).


Необычные, причудливые формы рельефа, растений.

Изготавливать различные поделки из природных материалов(листьев деревьев, сучьев, плодов и т. п.).

Путешествие в мир моей школы (4 ч)


Знакомство детей с учебным классом, спортивным залом, школьной библиотекой, столовой, туристско-спортивной площадкой, учебным полигоном, географической площадкой, школьным садом.

Загадочный мир моей школы, библиотеки

Цели и задачи экскурсии по школе.

Знакомство с экспонатами и экспозициями школьного краеведческого музея.

Правила поведения на экскурсиив школьном музее.

Знакомство с экспонатами и экспозициями школьного краеведческого музея.

Правила осмотра экспозиций и экспонатов.

Знакомство с экспонатами и экспозициями школьного краеведческого музея.

Загадки школьного двора (4 ч)


Школа и школьный двор: местоположение в населённом пункте.

Общаться и взаимодействовать при выполнении исследовательских заданий.

План школьного двора (территории).

Составлять описание школьного двора и обсуждать назначение его сооружений.

Назначение сооружений школьного

двора.

Характеризовать зелёные насаждения школьного двора, их назначение и видовой состав.

Стадион и спортивная площадка школьного двора.

Использовать условные знаки для составления плана школьногодвора.

Азбука путешественника (16 ч)


Способы передвижения юных путешественников.

Самостоятельно наблюдать погодные условия и описывать их.

Преодоление простейших естественных препятствий: канав, небольших оврагов, завалов, зарослей кустарника, луж (без снаряжения — рюкзачка и с рюкзачком).

Осваивать универсальные умения по передвижению пешком или на лыжах с грузом-рюкзачком.

Правила безопасного преодоления естественных и искусственных препятствий.

Осваивать навыки и технику преодоления естественных препятствий при передвижении пешком с грузом и без.

Обход естественных препятствий.

Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности.

Прокладка маршрута движения.

Выявлять характерные ошибки при передвижении пешком или на лыжах с грузом.

Обязанности штурмана и хронометриста туристской группы.

Проявлять силу и выносливость при передвижении на местности.

Обязанности проводника и их выполнение на туристской прогулке.

Соблюдать правила техники безопасности при передвижении на местности.

Взаимовыручка и взаимопомощь при преодолении препятствий.

Моделировать технику базовых способов передвижения на лыжах при транспортировке груза в рюкзачке.

Гимнастическаясамостраховка при преодолении препятствий.

Проявлять выносливость при прохождении тренировочных дистанций на лыжах различными способами передвижения

Организация движения туристской группы по тропинкам и дорожкам в парке, на местности по песку, по лугу, по снегу (пешком и на лыжах).

Применять правила подбора одежды для занятий туризмом с учетом состояния погоды и сезона года.

Преодоление водных преград по брёвнам и мосткам.

Принимать адекватные решения при возникновении аварийных ситуаций на маршруте (прогулке).


Строй туристской группы.

Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр на местности на лыжах.


Интервал движения, ритм движения.

Организация командного взаимодействия в играх на местности,в эстафетах.

Привалы и их продолжительность.

Организация командного взаимодействия в играх на местности,в эстафетах.

Ходовое время.

Организация командного взаимодействия в играх на местности,в эстафетах.

Скорость передвиженияюных путешественников на туристской прогулке

Организация командного взаимодействия в играх на местности,в эстафетах.

Материально-техническое обеспечение

Материально-технические ресурсы:

— игровой спортивный зал;

— площадка для организации подвижных спортивных игр на открытом воздухе;

— площадка для проведения тренировок по физической культуре и туризму;

— подсобное помещение для хранения снаряжения, инвентаря и оборудования;

— кабинет для проведения аудиторных занятий.

Информационно-методические ресурсы складываются из количественных и качественных характеристик информационно-методического оснащения информационно-библиотечного центра школы, поддерживающего организацию внеурочной деятельности; комплектности обеспечения внеурочной деятельности учебными пособиями, учебно-методической литературой, дополнительной литературой, электронными образовательными ресурсами с учётом достижения целей и планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности; качественных характеристик школь- ного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней сети.



Перечень необходимого оборудования, снаряжения и инвентаря для организации занятий внеурочной деятельности

Оборудование и снаряжение общего назначения

Палатка туристская (компл.) Тент на палатку (компл.) Колышки для палаток (компл.) Стойки для палаток (компл.) Секундомер электронный (2 шт.)

Компас жидкостный для ориентирования (20 шт.) Таганок (2 шт.)

Рукавицы костровые (компл.) Каны туристские (2 компл.) Коврик туристский (2–3 шт.) Аптечка медицинская (компл.) Ремонтный набор (компл.) Лопата сапёрная (1 шт.) Верёвка основная (2 шт.)

Петли прусика (верёвка 6–8 мм) (30 шт.) Верёвка вспомогательная (2 шт.) Альпеншток (компл.)

Призмы для спортивного ориентирования (летние) (компл.) Компостеры для спортивного ориентирования (летние) (компл.)

Бумага цветная (компл.)

Экран демонстрационный (1 шт.) Курвиметр (10 шт.)

Рулетка (2 шт.) Мерная лента (2 шт.)

Термометр наружный (2 шт.)

Планшет для глазомерной съёмки местности (4 шт.) Дальномер простейший (4 шт.)

Школьный атлас — определитель бабочек (1 шт.) Полевой определитель птиц (1 шт.)

Карандаши цветные, чертёжные (компл.) Транспортир (20 шт.)

Карты топографические учебные (компл.) Учебные плакаты по лыжному туризму (компл.) Учебные плакаты «Туристские узлы» (компл.)



Диафильм «Туристский поход» (Часть 1. «Ориентирование на мест- ности по карте и компасу. Пешеходные походы»)

Диафильм «Туристский поход» (Часть 2. «Лыжные походы. Оказа- ние первой помощи при травме и несчастных случаях. Организация со-

ревнования по ориентированию на местности»)

Диафильм «Туризм» (Часть 3. «Организация туризма. Подготовка к путешествию. Привалы и питание»)

Диафильм «Туризм» (Часть 4. «Пешеходный туризм») Диафильм «Туризм» (Часть 5. «Лыжный туризм») Диафильм «Формы поверхности суши»

Слайд-фильм «Техника лыжного туризма» Слайд-фильм «Туристско-бытовые навыки» Слайд-фильм «Топографическая подготовка туриста» Слайд-фильм «Техника пешеходного туризма»

В перечень не включено компьютерное и демонстрационное видео- и аудиооборудование, а также стандартное оборудование спортивных залов общеобразовательных учреждений.

Личное снаряжение обучающихся Рюкзак (анатомический) для походов

Рюкзачок для туристских прогулок Туристские ботинки

Обувь спортивная (типа шиповки) Сапоги резиновые

Фляжка или ёмкость для питьевой воды (1 литр) Головной убор

Штормовка (ветрозащитная куртка) Тренировочный костюм шерстяной Свитер шерстяной

Брюки ветрозащитные

Столовые принадлежности (тарелка, кружка, ложка) Блокнот и ручка

Мазь от кровососущих насекомых Варежки (для лыжных походов) Коврик туристский

Лыжи с креплениями и ботинками Лыжные палки

Лыжная шапочка



Литература для учителя

1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов (в помощь учителю, руководителю кружка). — М., 1992.

2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнитель- ного образования : учеб. пособие. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,

2004.

3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьни- ков. Методический конструктор : пособие для учителя. — М. : Про-

свещение, 2010.

4. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и вне- урочных занятий школьников : учеб. пособие. — М. : Логос, 2003.

5. Комплект учебников «Физическая культура» для учащихся началь- ных классов общеобразовательных учреждений / А.П. Матвеев. — М. :

Просвещение, 2011.

6. Комплект учебников «Физическая культура» для учащихся 1–2 и 3–4 классов общеобразовательных учреждений / В.Я. Барышников

и А.И. Белоусов под ред. М.Я. Виленского. — М. : Русское слово, 2010. 7. Михайлова Е.В. Формирование нравственных ценностей у младших

школьников во внеурочной деятельности. — М. : Экон-Информ, 2009. 8. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобра-

зовательном учреждении : учеб.-метод. пособие / под общ. ред. А.С. Прутченкова – М. : Изд. дом «Новый учебник», 2003.

9. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. — М. : РМАТ, 2001.

10. Поломис К. Дети в пионерском лагере. Прогулки. Походы. Экскурсии / пер. с чеш. С.Д. Баранниковой. — М. : Профиздат, 1990.

11. Поломис К., Махитка З. Дети на отдыхе / пер. с чеш. С.Д. Баран- никовой, К.И. Паровой, О.А. Суворовой. — М.: Культура и тради-

ции, 1995.

12. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и ос- новное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов; под

ред. В.А. Горского. — М. : Просвещение, 2010.

13. Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой ра- боте, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю.С. Констан-

тинов, С.В. Усков. — М. : ФЦДЮТиК, 2006.



14. Смирнов Д.В. Оздоровительно-познавательный туризм : программы до- полнительного образования детей : вып. 4. — М. : Советский спорт, 2003.

15. Смирнов Д.В. Юные туристы-краеведы // Смирнов Д.В., Констан- тинов Ю.С., Маслов А.Г. Туризм и краеведение : образовательные про-

граммы для системы дополнительного образования детей / под ред. Ю.С. Константинова, А.Г. Маслова. — М. : Советский спорт, 2005.

В список литературы к программе не включены перечни сайтов из сети Интернет.

Список рекомендуемой литературы для учеников

1. Андерсен Х.К. «Снежная королева» и другие сказки: [пер. с дат. : для мл. возраста]. — М. : Дом, 1993.

2. Берроуз Э. Тарзан. — СПб. : Искуство, 1991. 3. Верн Ж. Дети капитана Гранта. — Л., 1984.

4. Верн Ж. Пятнадцатилетний капитан. — М. : Детская литература, 1977. 5. Дефо Д. Робинзон Крузо. — Л. : Лениздат, 1933.

6. Киплинг Р. Маугли. — М. : Детская литература, 1986.

7. Пришвин М.М. Моя страна. — М. : Географиздат, 1950.

8. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. Евгений Онегин. — М. : АСТ : Олимп, 1997.

9. Рони-старший Ж. Борьба за огонь: повесть. — Ростов н/Д: Ростов- ское книжное изд-во, 1988.

10. Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. М. : Детская литература, 1977.

11. Чуковский Н. Водители фрегатов (Книга о великих мореплавате- лях). — М. : Детская литература, 1984.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Рабочая программа Юный турист

Автор: Дружинина Надежда Георгиевна

Дата: 04.04.2022

Номер свидетельства: 604122

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа творческого объединения "Юный турист""
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia_proghramma_tvorchieskogho_obiedinieniia_iunyi_turist"
    ["file_id"] => string(6) "447412"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1514639003"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "программа внеурочной деятельности "Юный турист" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-turist-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "242423"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445452445"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(100) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "267464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374660"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(102) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "267465"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374669"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства