kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа «Я - Петербуржец» для внеурочных занятий обучающихся 4 класса по духовно- нравственному направлению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание рабочей программы по внеурочной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Я - Петербуржец» для внеурочных занятий обучающихся 4 класса по духовно- нравственному направлению»


Рабочая программа «Я - Петербуржец» для внеурочных занятий обучающихся 4 класса по духовно- нравственному направлению



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа «Я - петербуржец» была разработана для внеурочных занятий по духовно- нравственному направлению для 4-го класса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

Рабочая программа «Я-петербуржец» разработана на основе программы по школьному курсу "История и культура Санкт-Петербурга" Е. В. Дмитриевой.

Реализация данной программы рассчитана на учащихся 4-го класса.

Занятия 1 раз в неделю. Количество часов в год -34 ч.

Длительность занятия – 45 минут.

Цель программы.

Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.


Содержание программы предполагает решение следующих задач:


Образовательные:

  • знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;

  • формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;

  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

  • выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем

  • обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;


Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к своей Родине.

  • Воспитывать культуру общения.


Развивающие:

  • Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.

  • Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.


В курсе для 4-го класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развивающегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве. Об истории, культуре и развитии Выборгского района.

Основная часть программы включает вопросы, которые будут рассматриваться на занятиях. Задания имеют разную степень трудности.

Вариативная часть предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.

Структура программы. Предполагаемый результат.

Курс «История и культура Санкт-Петербурга» предназначен для учащихся 9-10 лет. Он рассчитан на 1год. Темы каждого года перекликаются между собой. Этот принцип гибкости курса позволяет детям, ранее не изучавшим историю и культуру Санкт-Петербурга начать изучать предмет с любого года обучения. Ребята каждый год повторяют ранее изученный материал и расширяют, пополняют свои знания о городе.

Повторение 2-го года обучения.

Курс «Наш город – Санкт-Петербург» посвящен изучению основных достопримечательностей Санкт-Петербурга: Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Адмиралтейство, Летний сад, ансамбль Дворцовой площади, стрелка Васильевского острова, площадь Декабристов, Исаакиевская площадь, Невский проспект.

В конце третьего года изучения курса учащиеся должны знать:

- где и когда возник Санкт-Петербург,

- называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора), - знать символы Санкт-Петербурга.

- основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф)

Должны уметь:

- найти на иллюстрации нужный объект

- уметь показать на карте, изучаемый объект

2 год обучения.

«Санкт-Петербург – город музеев и театров».

Изучаются музеи на стрелке Васильевского острова, ансамбль площади Искусств, площади Островского, Театральная площадь, реки, каналы, мосты Петербурга, мифы и легенды в архитектуре и скульптуре.

В конце второго года изучения курса учащиеся должны знать:

- некоторые музеи и площади нашего города

- реки, каналы, мосты

- мифических героев и животных, используемых в архитектуре и скульптуре города

- основные петербургские храмы

Должны уметь:

- показать на карте изучаемый объект

- найти дополнительный материал по теме

Изучаются дворцы, особняки, доходные дома, транспорт. Продолжается изучение архитектурных стилей ( ампир, модерн). Особое внимание уделяется изучению пригородов Петербурга.

В конце четвертого года изучения курса учащиеся должны знать:

- дворцы, особняки, доходные дома Петербурга

- историю развития транспорта в Петербурге

- изучаемые архитектурные стили

- пригороды Петербурга (Стрельна, Петергоф, Ломоносов, Пушкин, Павловск, Гатчина)

Должны уметь:

- читать карту города

- использовать дополнительный материал

- подготовить викторину по теме

- провести небольшую экскурсию

- подготовить отчет по итогам посещения музея, учебной прогулки, экскурсии.



Методы обучения.

Реализации задач курса «История и культура Санкт-Петербурга» более всего соответствует активные методы, включающие ребенка в различные виды познавательной деятельности, позволяющей каждому учащемуся почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, высказать собственное впечатление, мнение, дать личную оценку.

К таким методам относятся:

1. В условиях класса – беседа, дискуссия, проектная деятельность, педагогическая мастерская.

2. При проведении занятий вне школы – экскурсия, музейно-педагогическое занятие, учебная прогулка, образовательное путешествие.

Обязательным условием при проведении занятий по истории и культуре Санкт-Петербурга является привлечение средств наглядности:

  1. Цветные фотографии объектов, сцен городской жизни, горожан; репродукция произведений живописи, графики; учебные иллюстрации.

  2. Карты города, области.

  3. Видеоматериалы, презентации

  4. предметы, вещи.


Контроль и оценка умений и навыков.

Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного материала. В конце каждого курса проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы свой город?». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий учащимися.

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

  1. знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия;

  2. формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;

  3. обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

  4. выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем.

Формы организации.


Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «История и культура Санкт-Петербурга» является занятие. В процессе изучения по данной программе широко используются такие ФОРМЫ как:

  • лекции;

  • практические занятия

  • наблюдения

  • исследовательская деятельность

  • презентации, конкурсы

  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);

  • игра-путешествие

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Для реализации в школе доступны следующие ВИДЫ внеурочной деятельности:

  • 1) игровая деятельность;

  • 2) познавательная деятельность;

  • 3) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

  • 4) художественное творчество;

  • 5) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

  • 6) трудовая (производственная) деятельность;

  • 7) проблемно-ценностное общение;

  • 8) спортивно-оздоровительная деятельность;

  • 9) туристско-краеведческая деятельность.


При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:

  • наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

  • печатные (учебные пособия, рабочие тетради, раздаточный материал демонстрационные (модели демонстрационные);

  • аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, и т.п.);

  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

  • информационно-коммуникативные технологии.

Рабочая программа «Я-петербуржец»» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребенка.


Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

  • построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей информативностью и интерактивностью;

  • приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше воспринимает видео и аудиоинформацию;

  • возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу обучения;

  • возможность дифференциации работы с различными категориями обучающихся;

  • активизация познавательной деятельности;

  • поддержка устойчивого интереса к обучению;

  • формирование информационной грамотности и компетенции у обучающихся;

  • развитие навыков, необходимых для дальнейшей групповой, исследовательской и проектной деятельности;

  • создание ситуации успеха.

При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН‑2.4.2.2821‑10.


Планируемые результаты


В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

  • эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Обучающиеся получат возможности для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;

  • основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  • проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Обучающиеся получат возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • повысить творческую активность и самостоятельность;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;

  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;

  • Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;

  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;

  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;


  • Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

  • Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;

  • Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;

  • Решать бытовые проблемы (вызов врача, водопроводчика, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т.д.);

  • Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;

  • Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;

Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.


3. Основное содержание программы

Тема № 1.Что значит город для меня. Любимые места в городе.

Основные достопримечательности нашего города (Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Летний сад, Адмиралтейство, Зимний дворец, Этнографический музей). Стихи русских поэтов о городе.

Тема № 2. День памяти и скорби.

"Трагедия Беслана" память о погибших в итоге террористического акта 1-3 сентября 2004 года.

Тема № 3. Символы города. Выставка рисунков.

Знакомство с символами Санкт-Петербурга (герб, гимн), выставка рисунков

Тема № 4. Петропавловская крепость – крепость музей. Создатели крепости.

Крепость на острове. Петропавловская крепость. Архитектор Трезини. Флюгер на шпиле (ангел

Тема № 5. Автобусная экскурсия «Петропавловская крепость».

Посещение «Петропавловская крепость» Прогулка по Петропавловской крепости.

Тема № 6.Викторина «Петропавловская крепость».

Игры на запоминание, ребусы, загадки, скороговорки о Неве, стихи русских поэтов о городе

Тема № 7.Адмиралтейство – владыка морей.

Местонахождения Адмиралтейства. Происхождение названия. Шпиль Адмиралтейства – один из главных городских ориентиров. Внешний облик Адмиралтейства. Кораблик Адмиралтейства. Адмиралтейская набережная. Дворцовый причал. Сторожевые львы дворцового причала.

Тема № 8. Выставка рисунков «Адмиралтейство».

Конкурс рисунков. Поэтические произведения, посвященные Адмиралтейству. Игры на запоминание. Игры на узнавание образов.

Тема № 9.Зимний дворец – дворец славы российской.

Здание Зимнего дворца, внешний облик. . Архитектор Растрелли Б. Ф

Тема № 10.Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга.

Местонахождение Дворцовой площади. Происхождение названия и ансамбль Дворцовой площади. Назначение Дворцовой площади.. Александрийская колонна. Здание Главного штаба (скульптурная группа арки).

Тема № 11.Викторина «Зимний дворец».

Викторина. Прослушивание музыкальных и поэтических произведений посвященных ансамблю Дворцовой площади

Тема № 12.Стрелка Васильевского острова.

Местонахождение Васильевского острова. Стрелка Васильевского острова. Ростральные колонны. Биржа – внешний облик здания. Причал и набережная Стрелки Васильевского острова.

Тема № 13.Жизнь и служба ансамбля Стрелки.

Жизнь и служба ансамбля Стрелки в прошлом: главный торговый порт России на Балтике. Современная служба Стрелки — «созвездие музеев», место прогулок. Традиции: факелы на Ростральных колоннах в праздничные дни;

Тема № 14.Посещение театра

«Я иду в театр». Правила поведения в театре. Посещение театра «Буфф» Санкт-Петербурга.

Тема № 15.Выставка рисунков «Любимый персонаж спектакля»

Конкурс рисунков. Игры на запоминание. Игры на узнавание образов

Тема № 16.Подвигу твоему, Ленинград.

Блокадного город «Цветок жизни», памятники «Зенитка» «Катюша», «Разорванное кольцо». Посещение музея «Дорога жизни».

Тема № 17.Город – герой Ленинград.

Героическая оборона Ленинграда(Пулково).

Знакомство с местами боев с фашистскими захватчиками под Ленинградом в годы Великой Отечественной войны. Посещение монумента героической обороне Ленинграда на площади Победы, Пулковского военного кладбища, памятника «Пулковский рубеж».

Тема № 18. Автобусная экскурсия .

Посещение музея защитников блокадного Ленинграда на площади Победы. Возложение цветов.

Тема № 19.Площадь декабристов – «хоровод достопримечательностей»

Местоположение площади. Облик площади. Медный всадник — первый памятник в России. Создатели памятника — Э.-М. Фальконе, Е. Хайлов, землекопы, каменотесы, литейщики. Здания Сената и Синода Исаакиевский собор Название. Облик. Скульптурное убранство собора. Название площади. Декабристы.

Площадь Декабристов (Сенатская площадь) — символ бывшей столицы, основанной по воле Петра I, но «украшенной потомками стократ».

Тема № 20.Исаакиевский собор – собор соборов.

Исаакиевский собор, знакомство с внешним видом. Архитектор Монферан.

Тема № 21.Медный всадник. Выставка рисунков.

История создания памятника «Медный всадник» Выставка рисунков

Тема № 22.Музеи Санкт-Петербурга.

Музеи Санкт-Петербурга. Игра-путешествие «Мы идем в музей». Этическая игра «Поведение в музее». Викторины, конкурсы, загадки

Тема № 23.Русский музей - создатели музея.


Тема № 24.Экскурсия в Русский музей.

Посещение Русского музея. Знакомство с Русским музеем и его знаменитыми экспонатами.

Тема № 25.Пригороды СПб. Г. Петергоф.

Виртуальная экскурсия в Петергоф. Большой Императорский дворец. Фонтаны Нижниго парка: «Самсон», Римские фонтаны, Оранжерейный фонтан, «Ева», «Солнце», каскады: «Большой каскад», «Шахматная гора», «Львиный каскад»

Тема № 26.Пригороды СПб. Г. Пушкин

Местоположение. Отличительные особенности памятники природы, городская среда, здания-памятники, «богатства».

Тема № 27.Пригороды СПб. Г. Павловск.

Местоположение. Отличительные особенности памятники природы, городская среда, здания-памятники, «богатства».

Тема № 28.Пригороды СПб. Г. Гатчина.

Местоположение. Отличительные особенности памятники природы, городская среда, здания-памятники, «богатства».

Тема № 29.Викторина по теме «Пригороды СПб».

Игра-путешествие по пригородам СПб . Викторины, конкурсы, загадки

Тема №30. Выставка рисунков.

Конкурс рисунков. Игры на запоминание. Игры на узнавание достопримечательностей пригорода

Тема № 31.Подготовка к игре

Тема № 32.Интеллектуальная игра «Удивительный Санкт Петербург».

Игра по станциям «Я – петербуржец». Ориентирование в вертуальном городе по карте-схеме, «Маршрутным листам»; по природно-культурным и городским ориентирам (река, канал, остров, таблички с названием улиц, номерами домов, известные городские доминанты); Награждение победителей игры.

Тема № 33. Викторины, игры.

Игры на запоминание, ребусы, загадки, скороговорки , стихи русских поэтов о городе.


В конце четвертого года изучения курса учащиеся должны знать:

- где и когда возник Санкт-Петербург, первые постройки города и истории их создания,

- знать символы Санкт-Петербурга (герб, гимн),

- называть основные достопримечательности нашего города (Петропавловская крепость, Домик Петра 1, Летний сад, Адмиралтейство, Зимний дворец, Этнографический музей),

- основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада),

- называть основные реки и каналы города,

- знать и узнавать по фотографиям, на пешеходных экскурсиях мосты и набережные,

- знать историю создания памятника «Медный всадник»,

- детские театры СПб.

Должны уметь:

- найти на иллюстрации нужный объект,

- уметь показать на карте, изучаемый объект,

- узнавать по описанию достопримечательность


В результате освоения программы учащиеся научатся: В результате успешного освоения программы «Я - петербуржец» учащиеся:

  • углубят свои знания об истории и культуре Санкт-Петербурга; 

  • приобретут навыки культурного поведения;

  • сформируют уважительное отношение к историческим личностям;

  • приобретут способности художественно-образного восприятия города;

  • сформируют умение самостоятельно выполнять контрольные и тестовые задания;

  • повысят уровень развития творческих и коммуникативных способностей;

  • сформируют бережное отношение к историческим, архитектурным, скульптурным памятникам и чувство любви к родному городу в лучших традициях петербургской культуры

  • грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе;

  • указывать хронологические рамки основных периодов в жизни края и города (согласно программе);

  • называть самые характерные для каждого периода события и памятники, напоминающие об этих событиях; перечислять достопримечательности, напоминающие о значении города как экономического или художественно-культурного центра (согласно программе);

  • называть особенности петербургского населения: разносоциальный и разноэтнический состав населения; указывать самые характерные черты благоустройства города для каждого исторического периода; перечисляют праздничные традиции современных горожан; называют фамилии знаменитых петербуржцев (согласно программе).

  • Ориентироваться по карте-схеме города

      • - читать легенду карты-схемы;

      • - находить географические ориентиры (правый, левый берег реки; север-юг, запад-восток);

      • - определять центр города;

      • - находить культурные памятники наследия разных эпох;

      • - определять направление роста территории города.

  • Ориентироваться в реальном городе по карте-схеме, «Маршрутным листам»; по природно-культурным и городским ориентирам (река, канал, остров, таблички с названием улиц, номерами домов, известные городские доминанты);

  • объяснять необходимость бережного отношения к памятникам наследия; соблюдения правил поведения в общественном месте; дают оценку собственного поведения;

  • регулярно посещать музей, городские экскурсии вместе с классом; сообщать одноклассникам об интересных спектаклях, концертах, прогулках, совершенных вместе с родителями;

  • самостоятельно пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем;

  • узнавать объект по изображению, указывая признаки, по которым определил памятник; соотносить изображение и эпоху;

  • комментировать прочитанный текст, выделять опорные слова в тексте, отвечать на познавательные вопросы к тексту; составлять простой план; делать сообщение по прочитанной книге;

  • устно описывать объект, используя памятку, предложенную учителем;

  • составлять письменный рассказ об объекте или человеке;

  • извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, отвечая на познавательное задание, поставленное перед рассказом.








5.Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения


  1. Ермолаева Л.К. Чудесный город. Петербургская тетрадь.Ч.1,2. – СПб: «СМИО Пресс», 2009.

  2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Пособие по истории города. – СПб: «КОРОНА принт», 2012.

  3. Дмитриев В.К. Книга – игра с наклейками.- СПБ: - «КОРОНА принт», 2011.

  4. Яковлева Н. А. Наш город — Санкт-Петербург. – СПб: Специальная Литература, 1999.

  5. Кудрявцева Т. А. Азбука Санкт-Петербурга. – СПб: «Искусство СПБ», 2010.

  6. Интернет-ресурсы, видео-материалы

  7. Карта – схема города

  8. Наборы иллюстраций, открыток с достопримечательностями СПб.



Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",1996 г.

  2. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2003 г.

  3. Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2005 г.

  4. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2004 г.

  5. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город…- СПб.: Химия, 1996 г.

  6. Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО " Норинт", 2004г.

  7. Наглядные пособия. К техническим средствам обучения относятся:

  1. DVD- плеер, магнитофон, телевизор, компьютер

  2. видеофильм "Санкт-Петербург"

  3. видеоэкскурсия "Санкт-Петербург и пригороды".

Требования к уровню подготовки учащихся.

- грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе;


- перечислять петербургские музеи, в коллекциях которых хранятся подлинные памятники всемирного культурного;


-называть конкретные экспонаты и городские объекты (соответственно программе);


-узнавать их по изображению;


-рассказывать о них как памятниках культурного наследия мира и Петербурга (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем); объяснять их историко-культурную значимость;


- перечислять петербургские традиции, «пришедшие» в современную жизнь из далекого прошлого (соответственно программе);


-рассказывать о них как об уникальных традициях всемирного и петербургского культурного наследия (в соответствии с памяткой, имеющейся в учебнике, предложенной учителем);


- называть фамилии конкретных создателей памятников петербургского наследия;

-соотносить фамилию и конкретный памятник;

- рассказывать о вкладе конкретного человека в формирование петербургского наследия;

- разъяснять причины появления подлинных и стилизованных памятников, а также причины их сохранения.


6. Материально-техническое обеспечение и средства обучения

 Компьютер

 Проектор

 Принтер

 Сканер

 CD, МП3

При реализации программы используются такие средства обучения как:

 наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

 печатные (книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники

 аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные);

 электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы,

универсальные энциклопедии).





Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности «Я - петербуржец»,

4 класс.

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.

- Информационного письма Департамента общего образования Минобрнауки России № 03-296 от 12 мая 2011 года "Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

Литература:

1. Город-сказка, город-быль Издательство С-Пб 2013 г.

2. Знаешь ли ты свой город? В. Нестеров Санкт-Петербург «Коринт» 2009г.

3. Пособие по истории города Санкт-Петербург (Выпуск 1, Выпуск 3) С-Пб 2009 автор Е.В. Дмитриева

4.. Чудесный город Л.К. Ермолаева И.М. Лебедева Санкт-Петербург 2012г.



Цель:

1. Воспитание чувства любви к родному городу, чувства восхищения перед прекрасными творениями человеческих рук, чувства гордости за то, что ты – петербуржец, россиянин.

2. Развитие интереса к культурному наследию Санкт-Петербурга.


Задачи:

1. Дети узнают первоначальные знания о городе как удивительном явлении человеческой культуры, живом, постоянно изменяющемся мире, частью которого являются и они сами;

2. Кратко познакомить с фрагментами истории возникновения древних городов России, их названиями, отметить неповторимости их облика;

3. Воспитывать у детей бережное отношение к историческим, архитектурным, скульптурным памятникам, ко всему, что является частью национального культурного наследия на примере Летнего сада и т. д.;

4. Воспитывать навыки культурного поведения, коммуникативные способности;

5. Развивать умение «описывать» город, рассказывать о Петербурге и его достопримечательностях на примере культурного наследия предков, познакомить с архитектурой города и его зодчими;

6. Познакомить детей с географическим расположением г. Санкт-Петербурга и его основанием;



2. Количество часов: В рамках внеурочной деятельности учащихся 4 классов на программу «Я - петербуржец» отводится 34 часа (1час в неделю)

3. Рабочая программа включает следующие компоненты:


1. Титульный лист;

2. Пояснительная записка;

3. Общая характеристика учебного предмета

4.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

6. Требования к уровню подготовки учащихся

7. Содержание учебного курса

8. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

9.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Цель программы:

 

Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко- художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.

Духовно - нравственное, эстетическое направление

Содержание программы предполагает решение следующих задач:

Образовательные:

знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;

формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;

обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем

обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

Воспитательные:

Воспитывать любовь к своей Родине.

Воспитывать культуру общения.

Развивающие:

Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.

Развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

В курсе для 4 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве. Задания имеют разную степень трудности.

Программа предполагает свободу творчества учителя и учащихся. Это могут быть итоговые занятия, позволяющие закрепить пройденный материал, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков и многое другое.

Формы организации.

 Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Прогулка по Санкт-Петербургу» является классный час и самостоятельная работа учащихся дома по подбору материала

.В работу включаются и родители для помощи в подборе материала и посещения со своим ребенком исторических мест города.

В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:

лекции;

практические занятия

экскурсии

опыты, наблюдения

исследовательская деятельность

презентации, конкурсы

самостоятельная работа (индивидуальная, в паре,  групповая);

В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая.

При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:

наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

печатные (учебные пособия, рабочие тетради, книги для чтения, хрестоматии, раздаточный материал, справочники и т.д.);

демонстрационные (макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);

аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях,электронные образовательные ресурсы, использование  ИКТ.

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

Обучающиеся получат возможности для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Обучающиеся научатся:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

строить сообщения в устной и письменной форме;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнёра;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

владеть монологической и диалогической формами речи;

формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;

Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;

 

 

                        Проект «Прогулка по Санкт – Петербургу».

Каждый учащийся класса заводит себе папочку с файлами. В эту папку ученик будет накапливать материал по данной теме. Получится к концу года своего рода «Портфолио успеха ученика». Результаты ( творческие работы ) – страницы различных разделов портфолио.

В классе у учителя еще одна папка в которую помещается второй экземпляр работы или копия.

РАЗДЕЛЫ

1.Прогулка по Санкт – Петербургу –путешествие класса с учителем , с родителями по городу весь год. Постараться пробудить, заинтересовать детей продолжить исследовательскую работу дома, самостоятельно или с родителями. Результат – рисунок+рассказ, фото + рассказ, доклад.

2. Мой любимый уголок Санкт – Петербурга – индивидуальные творческие работы – сочинение, фото + рассказ, рисунок = рассказ, презентация.

3. Конкурс стихов о Санкт – Петербурге. Можно использовать книги из серии «Моя первая библиотека»: « Мой любимый город», « Санкт – Петербург. Как все начиналось».

4. Поездка в библиотеку на улицу Марата на занятие по истории Санкт – Петербургу.

5. Блокада Ленинграда. РЕЗУЛЬТАТ – доклад, презентация.

6. Придумай новый памятник, который мог бы появиться в нашем городе. Выбери место, где он мог бы стоять, придумай ему название.Результат – рисунок.

7. Архитектурный проект « Санкт – Петербург будущего», «Город, в котором я буду жить».

Проект для тех, кто любит родной город, мечтает учиться и жить в нем, делать его лучше.

I вариант. Найди в нашем городе место, где бы ты хотел построить собственное здание. Сделай архитектурный макет, рисунок или фотомонтаж. Защити свою идею, сделай презентацию.

II вариант. Выбери какое–нибудь здание нашего города, которое требует ремонта,разрушенного или не использующегося и придумай , как его можно  отреставрировать, усовершенствовать и использовать по – новому.Сделай архитектурный макет, рисунок или фотомонтаж. Защити свою идею, сделай презентацию.

Очень важно:

1.       Архитектурная особенность. Эстетическая привлекательность.

2.       Современность, и в то же время сохранение стиля Петербурга.

3.       Социальная значимость.

4.       Техническое решение.

5.       Обоснуй, почему ты  выбрал именно это место.

 

п/п

Мероприятие

Название

месяца

1

Прогулка по Санкт-Петербургу (введение)

Сентябрь

2

Мой любимый уголок Санкт-Петербурга

Октябрь

3

Поездка в библиотеку на ул. Марата, на занятия по истории Санкт-Петербурга

Ноябрь

4

Конкурс стихов о Санкт-Петербурге

Декабрь

5

Блокада Ленинграда

Январь

6

Придумай новый памятник

Февраль

7

Архитектурный проект

Март

8

Прогулка по Санкт-Петербургу (итог)

Апрель

9

Итоговая конференция по проекту «Прогулка по Санкт-Петербургу»

Май

 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Морозова Татьяна Олеговна

Дата: 22.12.2021

Номер свидетельства: 595835


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства