ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат»
Рабочая программа
по русскому языку
для 2 класса
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Рябых Л.В.
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» и адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат».
Общей целью образования в области русского языка является формирование элементарных знаний по грамматике, необходимых для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков.
Задачи :
- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
― коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― развитие навыков устной коммуникации;
― формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплекс :
-программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы/ под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Просвещение, 2009.
-Э.В.Якубовская. Русский язык. 2 класса: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. / Э.В.Якубовская, Н.В. Павлова.– М.: Просвещение, 2016.
На данный учебный предмет отведено 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в год.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».
Освоение обучающимися учебного предмета «Русский язык» за 2 класс предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностные учебные действия:
осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
писать;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Предметные результаты:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
• различать звуки гласные и согласные в произношении, написании; • списывать по слогам с рукописного и печатного текста; • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением ; • писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку; • составлять по заданию предложения. | • анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р — л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании; • списывать по слогам с рукописного и печатного текста; • писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа; • писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку; • составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста. |
Содержание учебного предмета «Русский язык» с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов деятельности
Содержание тем учебного курса:
2 класс
Повторение 31ч
Звуки и буквы 58ч
Слово 25ч
Предложение 22ч
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
В основу организации учебных занятий и основных видов деятельности обучающихся с умственной отсталостью положен системно-деятельностный подход, позволяющий формировать у обучающихся базовые учебные действия. Характер обучения – индивидуально-дифференцированный.
При проведении учебных занятий осуществляется сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Широко используется работа детей в парах и микрогруппах. Взаимодействие организуется в форме учебного сотрудничества. Основной формой организации процесса обучения является урок. Предусмотрено проведение как традиционных, так и нетрадиционных видов уроков: «путешествие», «экскурсия», «игра», «презентация», «аукцион»; кино-, теле-, видеоуроки и т.д.. Основные виды деятельности для формирования базовых учебных действий: наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний, обобщение, поиск и открытие, слушание и др.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» 2 класс
№ | № ур | Тема урока | Кол час | Коррекционная работа | Основные понятия | Пл. дата | Фак дата |
| | Повторение | 22 | | | | |
1 | 1 | Предложение. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. | 1 | Развитие фонематического слуха | Большая буква, точка | | |
2 | 2 | Предложение. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. | 1 | Развитие фонематического слуха | Предложение | | |
3 | 3 | Составление схемы предложения из двух слов. | 1 | Развитие зрительного восприятия | собака | | |
4 | 4 | Распространение предложений. | 1 | Развитие зрительного и пространственного восприятия | | | |
5 | 5 | Распространение предложений. | 1 | Развитие фонематического слуха | слова | | |
6 | 6 | Составление схемы предложения из трёх слов. | 1 | Развитие фонематического слуха | Количество слов | | |
7 | 7 | Составление схемы предложения из трёх, четырёх слов. | 1 | Развитие зрительного и пространственного восприятия | Строчная и прописная буква | | |
8 | 8 | Дополнение предложений. | 1 | Развитие фонематического слуха | | | |
9 | 9 | Вводная контрольная работа | 1 | Развитие внимания и навыков самоконтроля | | | |
10 | 10 | Работа над ошибками | 1 | Работать над совершенствованием моторных ощущений | | | |
11 | 11 | Слово. Названия предметов. | 1 | Развитие фонематического слуха | капуста | | |
12 | 12 | Слово. Названия предметов. | 1 | Развитие фонематического слуха | | | |
13 | 13 | Составление предложений с данным словом. | 1 | Работать над совершенствованием моторных ощущений | карандаш | | |
14 | 14 | Составление предложений с данным словом. | 1 | Работать над совершенствованием моторных ощущений | Москва | | |
15 | 15 | Звуки и буквы. | 1 | Развитие внимания, слухового и зрительного восприятия | Звук буква |
16 | 16 | Выделение последнего звука в словах. | 1 | Работать над совершенствованием моторных ощущений | Соединен букв | | |
17 | 17 | Большая буква в именах людей. | 1 | Развитие зрительного восприятия | Заглавная буква в именах | | |
18 | 18 | Выделение первой буквы в словах. | 1 | Работать над совершенствованием моторных ощущений | Первый звук | | |
19 | 19 | Выделение первой буквы в словах. | 1 | Развитие фонематического слуха | Первая буква | | |
20 | 20 | Первая и последняя буква в слове. | 1 | Развитие зрительного и пространственного восприятия | Строчная и прописная буква | | |
21 | 21 | Первая и последняя буква в слове. | 1 | Развитие зрительного и пространственного восприятия, навыков самоконтроля | Гласные, согласные | | |
22 | 22 | Большая буква в именах людей. Звуки и буквы. | 1 58 | Развитие внимания. | | | |
23 | 1 | Гласные звуки и буквы. | 1 | Развитие фонематического слуха | Гласные звуки | | |
24 | 2 | Гласные звуки и буквы. | 1 | Развитие внимания, фонематического звука | Гласные буквы | | |
25 | 3 | Выделение гласных звуков и букв. | 1 | Работать над совершенствованием моторных ощущений | Гласные звуки и буквы | | |
26 | 4 | Согласные звуки и буквы. | 1 | Работать над совершенствованием моторных ощущений | Согласные буквы | | |
27 | 5 | Выделение согласных звуков и букв. | 1 | Развитие фонематического слуха | Согласный звук | | |
28 | 6 | Выделение согласных звуков и букв. | 1 | Развитие зрительного и слухового восприятия | | | |
29 | 7 | Слова, отличающиеся одним звуком. | 1 | Развитие фонематического слуха | ветер | | |
30 | 8 | Контрольная работа по теме «Звук и буква» | 1 | Развитие фонематического восприяти | Схема слова | | |
31 | 9 | Работа над ошибками. | 1 | Развитие фонематического восприятия | | | |
32 | 10 | Слова, отличающиеся одним звуком. | 1 | Развитие наблюдательности, зрительного и звукового восприятия. | Гласные, согласные буквы | | |
33 | 11 | Слова, отличающиеся последовательностью и количеством звуков в слове | 1 | Развитие внимания , зрительного и звукового восприятия. | Гласные. Согласные буквы | | |
34 | 12 | Слова, отличающиеся последовательностью и количеством звуков в слове. | 1 | Развитие фонематического восприятия | | | |
35 | 13 | Слова со стечением согласных | 1 | Развитие внимания, слухового и зрительного восприятия | Гласные, согласные буквы | | |
36 | 14 | Ударение в словах. | 1 | Развитие внимания , зрительного и слухового восприятия | Москва | | |
37 | 15 | Ударение в словах. | 1 | Развивать навыки словоизменения | Ударные | | |
38 | 16 | Ударение в словах. | 1 | Развитие зрительной памяти | | | |
39 | 17 | Выделение ударного гласного в слове. | 1 | Развитие последовательности мышления | Слог | | |
40 | 18 | Слог. Деление слов на слоги. | 1 | Воспитывать целенаправленность внимания. | | | |
41 | 19 | Деление слов на слоги. | 1 | Воспитывать целенаправленность внимания. | Слог | | |
42 | 20 | Гласные в образовании слогов. | 1 | Совершенствовать грамматический строй речи. | помидор | | |
43 | 21 | Перенос слов по слогам. | 1 | Развивать внимание, умение работать сосредоточенно | перенос | | |
44 | 22 | Перенос слов по слогам. | 1 | Развивать внимание, умение работать сосредоточенно | | | |
45 | 23 | Деление слов со звуками и-й на слоги. | 1 | Совершенствовать грамматический строй речи. | морковь | | |
46 | 24 | Деление слов со звуками и-й на слоги. | 1 | Совершенствовать грамматический строй речи. | | | |
47 | 25 | Различение слов со звуками р-л. | 1 | Воспитывать устойчивое внимание | мороз | | |
48 | 26 | Различение слов со звуками р-л. | 1 | Воспитывать устойчивое внимание | | | |
49 | 27 | Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | Развивать фонематический слух | Звонкие глухие | | |
50 | 28 | Различение слов со звуками б-п. | 1 | Формировать навыки самоконтроля | | | |
51 | 29 | Различение слов со звуками б-п. | 1 | Формировать навыки самоконтроля | | | |
52 | 30 | Различение слов со звуками в-ф. | 1 | Развитие внимания, слухового и зрительного восприятия | | | |
53 | 31 | Различение слов со звуками г-к. | 1 | Развитие внимания, слухового и зрительного восприятия | | | |
54 | 32 | Различение слов со звуками д-т. | 1 | Развитие фонематического слуха | | | |
55 | 33 | Различение слов со звуками ж-ш. | 1 | Развитие зрительного восприятия | | | |
56 | 34 | Различение слов со звуками з-с. | 1 | Развитие зрительного восприятия | | | |
57 | 35 | Различение звонких и глухих согласных. | 1 | Формировать стремление добиваться результата | | | |
58 | 36 | Шипящие и свистящие согласные. | 1 | Развитие фонематического слуха | улица | | |
59 | 37 | Различение свистящих и шипящих согласных. | 1 | Развивать внимание, восприятие, навыки грамотного письма. | | | |
60 | 38 | Промежуточный контроль. Контрольная работа по теме «Звонкие и глухие согласные». | 1 | Развитие навыков самоконтроля | | | |
61 | 39 | Работа над ошибками. | 1 | Развитие фонематического восприятия. | | | |
62 | 40 | Гласные буквы е,ё, ю, я в начале слова или слога. Буква е в начале слова или слога. | 1 | Развитие фонематического восприятия. | . | | |
63 | 41 | Буква ё в начале слова или слога. | 1 | Развитие внимания, слухового и зрительного восприятия | | | |
64 | 42 | Буква ю в начале слова или слога. | 1 | Развитие внимания, слухового и зрительного восприятия. | | | |
65 | 43 | Буква я в начале слова или слога. | 1 | Учить обобщать, анализировать. | заяц | | |
66
| 44 | Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. | 1 | Учить обобщать, анализировать. | | | |
67
| 45 | Повторение пройденного по теме « Слова с буквами е,ё,ю,я». | 1 | Развитие внимания, слухового и зрительного восприятия | | | |
68
| 46 | Твёрдые и мягкие согласные. Гласные ы-и после твёрдых и мягких согласных. | 1 | Развитие фонематического восприятия | Твёрдые и мягкие согласные | | |
69 | 47 | Гласные о-ё после твёрдых и мягких согласных. | 1 | Развитие фонематического восприятия | | | |
70 | 48 | Гласные у-ю после твёрдых и мягких согласных. | 1 | Развитие зрительного восприятия | | | |
71 | 49 | Гласные а-я после твёрдых и мягких согласных. | 1 | Развитие слухового и зрительного восприятия. | | | |
72
| 50 | Гласная е после мягких согласных. | 1 | Развитие зрительного и слухового восприятия | | | |
73 | 51 | Различение твёрдых и мягких согласных. | 1 | Развитие фонематического слуха, внимания, мыслительных операций | | | |
74 | 52 | Повторение по теме «Твёрдые и мягкие согласные» | 1 | Работать над совершенствованием моторных ощущений | | | |
75 | 53 | Контрольное списывание с печатного текста по теме «Твёрдые и мягкие согласные» | 1 | Развитие внимания и навыков самоконтроля | | | |
76 | 54 | Работа над ошибками. | 1 | Воспитывать устойчивое внимание | | | |
77 | 55 | Мягкий знак на конце слова. | 1 | Развитие фонематического слуха | Мягкий знак | | |
78 | 56 | Письмо слов с мягкими согласными на конце. | 1 | Работать над совершенствованием моторных ощущений | | | |
79 | 57 | Различение твёрдых и мягких согласных на конце слова. | 1 | Развитие фонематического слуха | | | |
80 | 58 | Различение твёрдых и мягких согласных на конце слова. Слово. | 1 25 | Развитие фонематического слуха | | | |
81 | 1 | Названия предметов. | 1 | Работать над совершенствованием моторных ощущений | коньки | | |
82 | 2 | Названия предметов, отвечающие на вопрос что? | 1 | Развитие внимания, слухового и зрительного восприятия | |
83 | 3 | Названия частей предмета. | 1 | Развивать внимание, восприятие, наблюдательность | пальто | | |
84 | 4 | Различение сходных предметов. | 1 | Воспитывать целенаправленность внимания. | | | |
85 | 5 | Обобщающие слова для группы однородных предметов. | 1 | Развитие зрительного восприятия | огурец | | |
86 | 6 | Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? | 1 | Работать над совершенствованием моторных ощущений | ворона | | |
87 | 7 | Различение слов, отвечающих на вопросы кто? что? | 1 | Развитие фонематического восприятия | корова | | |
88 | 8 | Повторение по теме «Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?». | 1 | Работать над совершенствованием моторных ощущений | | | |
89 | 9 | Контрольная работа по теме «Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?» | 1 | Формировать навыки самоконтроля | | | |
90 | 10 | Работа над ошибками | 1 | Формировать навыки самоконтроля | | | |
91 | 11 | Слова, обозначающие один и несколько предметов. | 1 | Развитие фонематического слуха, памяти | ребята | | |
92 | 12 | Большая буква в именах людей. | 1 | Развитие внимания, фонематического звука | | | |
93 | 13 | Большая буква в именах и фамилиях. | 1 | Развитие фонематического слуха, памяти | Фамилия, имя | | |
94 | 14 | Большая буква в кличках животных. | 1 | Работать над совершенствованием моторных ощущений | кличка | | |
95 | 15 | Названия действий, отвечающие на вопрос что делает? | 1 | Развитие зрительного и слухового восприятия | действия | | |
96 | 16 | Названия действий, отвечающие на вопрос что делают? | 1 | Развитие фонематического слуха | | | |
97 | 17 | Подбор названий действий к названиям предметов. | 1 | Развитие фонематического восприятия, навыка грамотного письма | воробей | | |
98 | 18 | Составление предложений из данных слов. | 1 | Развитие наблюдательности, зрительного и звукового восприятия. | | | |
99 | 19 | Различение названий предметов и названий действий по вопросам. | 1 | Развивать речь обучающихся | | | |
100 | 20 | Предлог как отдельное слово. | 1 | Развивать речь обучающихся | берёза | | |
101 | 21 | Употребление предлогов в предложении. | 1 | Развивать речь учащихся | машина | | |
102 | 22 | Слова с непроверяемыми гласными. | 1 | Развитие последовательности мышления | Разделительный твердый знак | | |
103 | 23 | Написание гласных в словах –родственниках. | 1 | Развитие последовательности мышления | | | |
104 | 24 | Контрольная работа по теме «Слово» | 1 | Формировать навыки самоконтроля | | | |
105 | 25 | Работа над ошибками. Предложение | 1 22 | Развивать навыки грамотного письма | | | |
106 | 1 | Выделение предложения из текста. | 1 | Развитие последовательности мышления | текст | | |
107 | 2 | Выделение предложения из текста. | 1 | Воспитывать целенаправленность внимания. | | | |
108 | 3 | Подбор предложений к рисункам. | 1 | Воспитывать целенаправленность внимания. | | | |
109 | 4 | Подбор предложений к рисункам. | 1 | Совершенствовать грамматический строй речи. | предмет | | |
110 | 5 | Правила записи предложения. | 1 | Совершенствовать грамматический строй речи. | | | |
111 | 6 | Правила записи предложения. | 1 | Развивать внимание, умение работать сосредоточенно | | | |
112 | 7 | Предложение и его схема. | 1 | Развивать внимание, умение работать сосредоточенно | Слова, отвечающие на вопрос кто это? | | |
113 | 8 | Предложение и его схема. | 1 | Совершенствовать грамматический строй речи. | | | |
114 | 9 | Составление предложений из данных слов. | 1 | Совершенствовать грамматический строй речи. | | | |
115 | 10 | Составление предложений из данных слов. | 1 | Развивать мыслительные операции. | | | |
116 | 11 | Порядок слов в предложении. | 1 | Развивать мыслительные операции анализа и синтеза | молоко | | |
117 | 12 | Порядок слов в предложении. | 1 | Развивать речь, навыки грамотного письма | | | |
118 | 13 | Дополнение предложения. | 1 | Развитие слухового и зрительного восприятия | Имена людей | | |
119 | 14 | Дополнение предложения. | 1 | Развитие слухового и зрительного восприятия | | | |
120 | 15 | Дополнение предложения. Словарный диктант. | 1 | Развивать аналитико-синтетические умения и навыки самоконтроля. | Топор | | |
121 | 16 | Составление предложений по предметной картинке. | 1 | Развивать аналитико-синтетические умения и навыки. | | | |
122 | 17 | Составление предложений по предметной картинке. | 1 | Развитие внимания, слухового и зрительного восприятия | Клички животных | | |
123 | 18 | Составление предложений по предметной картинке. | 1 | Развивать внимание, аналитико-синтетическую деятельность обучающихся | Молоток | | |
124 | 19 | Составление предложений по предметной картинке. | 1 | Развивать внимание, аналитико-синтетическую деятельность обучающихся | | | |
125 | 20 | Составление предложения по сюжетной картинке. | 1 | Формировать навыки самоконтроля | | | |
126 | 21 | Предложения-вопросы и предложения-ответы. | 1 | Развивать внимание, восприятие , речь обучающихся. | | | |
127 | 22 | Предложения-вопросы и предложения-ответы Повторение пройденного. | 1 9 | Развивать внимание, восприятие, навыки грамотного письма. | Берёза | | |
128 | 1 | Звонкие и глухие согласные. | 1 | Развитие слухового восприятия. | | | |
129 | 2 | Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | Развивать воображение, речь, навыки грамотного , каллиграфического письма | Здесь | | |
130 | 3 | Мягкий знак на конце слова. | 1 | Развивать мыслительные операции, навыки грамотного , каллиграфического письма | | | |
131 | 4 | Названия предметов. | 1 | Учить обобщать, анализировать. | предметы | | |
132 | 5 | Большая буква в именах и фамилиях людей и кличках животных. | 1 | Развивать память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении | | | |
133 | 6 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Развивать внимание и навыки самоконтроля | | | |
134 | 7 | Работа над ошибками. | 1 | Развивать внимание, восприятие | | | |
135 | 8 | Предложение. | 1 | Формировать навыки самоконтроля | | | |
136 | 9 | Повторение по теме «Выделение слов, обозначающих названия предметов и действий». | 1 | Формировать навыки самоконтроля | | | |
Литература
1 Воронкова В.В. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4 классы (авторы-составители М.Н. Перова, В.В.Эк –М.: Просвещение, 2009г.).
2 Якубовская Э.В, Павлова Н.В. Русский язык для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2016