kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по межпредметному модулю "Умники и умницы", 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана для 3 класса, проводится 1 раз в неделю в 3 четверти.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по межпредметному модулю "Умники и умницы", 3 класс»



  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена всоответствии с требованиями Федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга

Актуальность выбора определена следующими факторами:на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память,

устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Умение учиться - это не только умение писать, считать, читать. Это и умение распределять свое время, определять учебную задачу, владеть своим вниманием, тренировать память, уметь воспринимать и осмысливать полученную информацию. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Причины, вызывающие отставание в учении, многообразны. В основном они заключаются в несформированности тех или иных психических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности. Одной из основных причин отставания в учении являются несформированность мыслительной деятельности учащихся; таких ее мыслительных операций, как анализ,синтез, обобщение, абстрагирование, неумение сравнивать.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли-тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и впрактической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.







  1. Общая характеристика учебного процесса

Система учебных заданий и задач направленны на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В программу включены специально

подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на совершенствование воображения;

- задания на развитие логического мышления.


  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа рассчитана на 11 часов, 1 час в неделю в третьей четверти. Образовательная область математика, филология, естествознание


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий .

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками даватьэмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации:ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от

учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощь простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого

текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

5. Система оценки деятельности.

Деятельность учащихся оценивается согласно Положению о системе оценки, принятому в лицее.


6. Формирование самостоятельной деятельности учащихся.

Ключевым в учебной грамотности для начальной школы является формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Именно эта самостоятельность и может быть основным индивидуальным результатом начального образования. Именно эта грань учебной грамотности может стать предметом индивидуальной оценки через решение специально созданных задач. Остальные грани учебной грамотности (постановка новой задачи, поиск способа ее решения) могут проявляться к концу начальной школы только в коллективных формах (малой группе, классе).

Учебная грамотность проверяется исключительно на предметном материале.

Информационная и коммуникативная грамотность в начальной школе может быть проверена и оценена с помощью проектных задач.

Учебная грамотность как основа ключевой компетентности:

  • производить контроль за своими действиями и результатом по заданному образцу;

  • производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев (параметров);

  • различать оценку личности и оценку действия;

  • сопоставлять свою оценку с оценкой педагога и определять свои предметные дефициты;

  • выполнять задание на основе заданного алгоритма (инструкции);

  • задавать «умные» вопросы взрослому или сверстнику;

  • указывать в определенной ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;

  • совместно с другими (в т.ч. с родителями) отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе домашней самостоятельной работы.

Информационная грамотность как основа ключевой компетентности

  • поисковый запрос и выбирать способы получения информации;

  • проводить самостоятельные наблюдения;

  • формулировать вопросы к взрослому с указанием на недостаточность информации или свое непонимание информации;

  • находить в сообщении нужную информацию в явном виде;

  • использовать знаково-символические средства (чертежи, схемы) представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения учебных и практических задач;

Коммуникативная грамотность как основа ключевой компетентности

  • использовать специальные знаки при организации коммуникации между учащимися;

  • инициировать «умный» вопрос к взрослому и сверстнику;

  • договариваться и приходить к общему мнению (решению) внутри малой группы, учитывать разные точки зрения внутри группы;

  • строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.

7. Содержание тем межпредметного модуля «Умники и умницы»

Раздел

учебного курса,

кол-во часов

Элементы содержания (основные изучаемые вопросы, характеристика основных содержательных линий)

Перечень лабораторных и практических работ, творческих и практических заданий, экскурсий и других форм занятий, используемых при обучении

Направления проектной деятельности учащихся

Использование резерва учебного времени


Развитие концентрации внимания. Развитие

аналитических способностей и способности

рассуждать. Логически-поисковые задания.





Тренировка внимания. Совершенствование

мыслительных операций. Развитие

аналитических способностей и способности

рассуждать.





Поиск закономерностей. Развитие

логического мышления. Развитие

аналитических способностей и способности

рассуждать.

Практическая работа




Развитие быстроты реакции. Задания

повышенной сложности. Развитие

аналитических способностей и способности

рассуждать.

Практическая работа




Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных

операций. Развитие аналитических

способностей и способности рассуждать.

Практическая работа




Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

Практическая работа









8. Календарно-тематическое планирование по межпредметному модулю «Умники и умницы»в 3 «Б» классе

Дата проведения урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид

контроля

УУД

Деятельность учащихся

Примечание

план

факт

09.01


Развитие концентрации внимания. Развитие

аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания.

УОНМ

Завершенные схемы,

составленные определения, решение задач

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Письм.,группов.,индивид.

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную;

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих


16.01


УЗИМ

Письм.,группов.,индивид.


23.01


Тренировка внимания. Совершенствование

мыслительных операций. Развитие

аналитических способностей и способности рассуждать

УОНМ

Выполненные задания, решенные задачи

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Письм.,группов.,индивид.

Р: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

П: рефлексия способов и условий действий;

К: формулировать свои затруднения


30.01


УЗИМ

Письм.,группов.,индивид.


06.02


Поиск закономерностей. Развитие

логического мышления. Развитие

аналитических способностей и способности рассуждать

УОНМ

Решение задач

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

Письм.,группов.,индивид.

Р: составлять план и последовательность действий

П: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

К: определять общую цель и пути её достижения


13.02


УЗИМ

Письм.,группов.,индивид.


20.02


Развитие быстроты реакции. Задания

повышенной сложности. Развитие

аналитических способностей и способности

рассуждать.

УОНМ


Анализировать ситуацию,устанавливать причинно-следственные связи.

Письм.,группов.,индивид.

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

П: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков

К: формулировать свои затруднения


27.02


УКИЗ


Письм.,группов.,индивид.


06.03


Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных

операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

УКИЗ

Выполненные задания, составленние

слов, фигур. Зрительный диктант

Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Письм.,группов.,индивид.

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач

К: предлагать помощь и сотрудничество


13.03



УОС

Письм.,группов.,индивид.


20.03


Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

УОС

Выполненние задания, составленние

слов, фигур. Решение ребусов, задач






Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

  • Урок ознакомления с новым материалом (УОНМ)

  • Урок закрепления изученного материала (УЗИМ)

  • Урок комплексного использования знаний (УКИЗ)

  • Урок обобщения и систематизации (УОС)

  • Урок проверки и коррекции знаний и умений (УПКЗУ)
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Рабочая программа по межпредметному модулю "Умники и умницы", 3 класс

Автор: Шевцова Инна Станиславовна

Дата: 16.02.2017

Номер свидетельства: 392495


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства