Просмотр содержимого документа
«Рабочая образвательная программа "Танцецветик"»
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №21
Рассмотрено:
на заседании методического объединения
учителей начальных классов
Протокол №__ от 25.08.2011г.
Руководитель МО____________
Юркевич В.В
Принято:
Педагогическим советом
Протокол №__ от 25.08.2011г.
Утверждаю:
Директор МОСШ№21__________
Е.Г.Побединская
Приказ №___от «__»______2011г.
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ТАНЦЕЦВЕТИК»
ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ ИГРЫ И ЭЛЕМЕНТАМИ ДЕТСКОГО ТАНЦА
разработала педагог
дополнительного образования
Барладым М.С.
Г. Нижневартовск 2011г.
«Безмерно разнообразен человек. Без конца он изменяет свою пластическую речь. Свои радости и горе и все душевные переживания он высказывает в разнообразнейших и часто перекрестных формах. Поэтому нельзя сводить к единой форме всю его телесную выразительность. Человек, ничего не выражающий, не может быть красив, как человеческая речь, лишенная смысла, не может быть прекрасной, так речь тела должна неизменно выражать мысль или чувство, или настроение, и только тогда она будет эстетически приемлема»
Михаил Фокин.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают всестороннее развитие. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я».
Танец для ребенка – это способ самовыразиться с помощью движений. Поэтому в этом возрасте ему легче выражать свои чувства, эмоции в движении под музыку c помощью игры. А современная музыка очень близка ребенку, она ему нравится своей подвижностью, веселым характером, динамикой.
Возможности применения игровых комплексов и элементов современного детского танца в начальной школе довольно широки. В этой связи актуальной становится проблема разработки программы развития музыкально-ритмических способностей средствами современного детского танца с использованием эффективных разнообразных форм, средств и методов музыкального, физического и эстетического воспитания детей.
С 1 сентября 2011 в 1-х классах во всех школах России осуществляется переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО). Основываясь на этом, мною была разработана программа «Танцецветик». Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца с помощью различных форм. Одним из важных факторов работы данной программы – использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний в различных игровых комплексах и формах. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем благоприятно повлияет на воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка и станет фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Цель программы:
Приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, выносливость, артистизм средствами игры.
Задачи программы:
развитие творческих способностей;
способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций;
дать представление о танцевальном образе;
развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;
воспитание культуры поведения и общения;
воспитание умений работать в коллективе;
развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;
увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.
Формы подведения итогов реализации программы.
участие воспитанников в мероприятиях проводимых школой;
проведение открытых уроков по окончанию итогам года.
К концу обучения обучающийся должен
Знать: - знать и распознать характер танцевальной музыки; - темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;
Уметь: - отмечать в движении сильную долю такта; - самостоятельно ускорять и замедлять темп движений; - исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно;
Иметь навыки: - выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами; - актёрской выразительности; - правил постановки корпуса; - чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения.
Задача педагога – создание оптимальных условий для развития творческого потенциала детей, содействие формирования у учащихся нравственных и культурных качеств. Решение воспитательных задач в рамках этой программы является приоритетным, в силу их актуальности.
Срок реализации программы «Танцецветик» 1 год и рассчитана на обучающихся 1-ых классов. Программой предусмотрены учебные занятия с учетом возрастных особенностей обучающихся. Учебные занятия проходят в приспособленном для хореографии помещении. Предусмотрены 1-часовые занятия по 30 минут.
II.Содержание программы
Календарно – тематический план
№
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Вводное занятие
-
1
1
Азбука музыкальной грамоты
1
2
3
Музыкально — ритмические упражнения
1
2
3
Общая физическая подготовка
1
4
5
Музыкально-танцевальные игры
1
6
7
Игровые этюды
1
5
6
Образные танцы (игровые)
1
4
5
Постановка танцевальной композиции
3
3
Всего
6
27
33
Содержание
1. Вводное занятие.
Знакомство с педагогом, с прибывшими кружковцами. Правила ТБ. Ознакомление с требованиями к учащимся, правилами посещения кружка «Танцецветик».
2. Азбука музыкальной грамоты. Знакомство с элементарными понятиями происходит в процессе урока на музыкальном материале танцевальных упражнений, музыкальных игр, танцевальных композиций: характер музыки,
темп, эмоциональная выразительность.
3. Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры для школьников 1 класса. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.
4. Общая физическая подготовка. Данный комплекс упражнений позволяет определить физические данные учащихся. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем физического развития в процессе обучения и воспитания может дать значительный педагогический эффект.
5. Музыкально-танцевальные игры. В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
6. Игровые этюды. При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я — учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и др.
7. Образные танцы (игровые). Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.
8. Постановка танцевальной композиции. Подразумевает к концу обучения постановку небольшой групповой зарисовки или этюда.
Календарно-тематический план 1 «А» и 1 «Г» класса
№
Тема занятия
Количество часов
Всего
Дата
Теория
Практика
Вводное занятие
-
1
1
05.09.11
Азбука музыкальной грамоты
0,5
0,5
1
12.09.11
Музыкально — ритмические упражнения
1
-
1
19.09.11
Музыкально-танцевальные игры
0,5
0,5
1
26.09.11
Азбука музыкальной грамоты
0,5
0,5
1
03.10.11
Музыкально — ритмические упражнения
-
1
1
10.10.11
Игровые этюды
0,5
0,5
1
17.10.11
Азбука музыкальной грамоты
-
1
1
24.10.11
Образные танцы (игровые)
0,5
0,5
1
31.10.11
Музыкально-танцевальные игры
0,5
0,5
1
14.11.11
Музыкально — ритмические упражнения
-
1
1
21.11.11
Игровые этюды
0,5
0,5
1
28.11.11
Образные танцы (игровые)
0,5
0,5
1
05.12.11
Общая физическая подготовка
0,5
0,5
1
12.12.11
Музыкально-танцевальные игры
-
1
1
19.12.11
Постановка танцевальной композиции
-
1
1
26.12.11
Общая физическая подготовка
0,5
0,5
1
16.01.12
Игровые этюды
-
1
1
23.01.12
Образные танцы (игровые)
-
1
1
30.01.12
Общая физическая подготовка
-
1
1
06.02.12
Музыкально-танцевальные игры
-
1
1
13.02.12
Образные танцы (игровые)
-
1
1
27.02.12
Постановка танцевальной композиции
-
1
1
05.03.12
Общая физическая подготовка
-
1
1
12.03.12
Музыкально-танцевальные игры
-
1
1
19.03.12
Игровые этюды
-
1
1
09.04.12
Образные танцы (игровые)
-
1
1
16.04.12
Общая физическая подготовка
-
1
1
23.04.12
Музыкально-танцевальные игры
-
1
1
30.04.12
Игровые этюды
-
1
1
07.05.12
Музыкально-танцевальные игры
-
1
1
14.05.12
Постановка танцевальной композиции
-
1
1
21.05.12
Игровые этюды
-
1
1
30.05.12
Календарно-тематический план 1 «Б» и 1 «Д» класса
№
Тема занятия
Количество часов
Всего
Дата
Теория
Практика
Вводное занятие
-
1
1
07.09.11
Азбука музыкальной грамоты
0,5
0,5
1
14.09.11
Музыкально — ритмические упражнения
1
-
1
21.09.11
Музыкально-танцевальные игры
0,5
0,5
1
28.09.11
Азбука музыкальной грамоты
0,5
0,5
1
05.10.11
Музыкально — ритмические упражнения
-
1
1
12.10.11
Игровые этюды
0,5
0,5
1
19.10.11
Азбука музыкальной грамоты
-
1
1
26.10.11
Образные танцы (игровые)
0,5
0,5
1
09.11.11
Музыкально-танцевальные игры
0,5
0,5
1
16.11.11
Музыкально — ритмические упражнения
-
1
1
23.11.11
Игровые этюды
0,5
0,5
1
30.11.11
Образные танцы (игровые)
0,5
0,5
1
07.12.11
Общая физическая подготовка
0,5
0,5
1
14.12.11
Музыкально-танцевальные игры
-
1
1
21.12.11
Постановка танцевальной композиции
-
1
1
28.12.11
Общая физическая подготовка
0,5
0,5
1
18.01.12
Игровые этюды
-
1
1
25.01.12
Образные танцы (игровые)
-
1
1
01.02.12
Общая физическая подготовка
-
1
1
08.02.12
Музыкально-танцевальные игры
-
1
1
22.02.12
Образные танцы (игровые)
-
1
1
29.02.12
Постановка танцевальной композиции
-
1
1
07.03.12
Общая физическая подготовка
-
1
1
14.03.12
Музыкально-танцевальные игры
-
1
1
21.03.12
Игровые этюды
-
1
1
04.04.12
Образные танцы (игровые)
-
1
1
11.04.12
Общая физическая подготовка
-
1
1
18.04.12
Музыкально-танцевальные игры
-
1
1
25.04.12
Игровые этюды
-
1
1
02.05.12
Музыкально-танцевальные игры
-
1
1
16.05.12
Постановка танцевальной композиции
-
1
1
23.05.12
Игровые этюды
-
1
1
30.05.12
Календарно-тематический план 1 «В» класса
№
Тема занятия
Количество часов
Всего
Дата
Теория
Практика
Вводное занятие
-
1
1
01.09.11
Азбука музыкальной грамоты
0,5
0,5
1
08.09.11
Музыкально — ритмические упражнения
1
-
1
15.09.11
Музыкально-танцевальные игры
0,5
0,5
1
22.09.11
Азбука музыкальной грамоты
0,5
0,5
1
29.09.11
Музыкально — ритмические упражнения
-
1
1
06.10.11
Игровые этюды
0,5
0,5
1
13.10.11
Азбука музыкальной грамоты
-
1
1
20.10.11
Образные танцы (игровые)
0,5
0,5
1
27.10.11
Музыкально-танцевальные игры
0,5
0,5
1
10.11.11
Музыкально — ритмические упражнения
-
1
1
17.11.11
Игровые этюды
0,5
0,5
1
24.11.11
Образные танцы (игровые)
0,5
0,5
1
01.12.11
Общая физическая подготовка
0,5
0,5
1
08.12.11
Музыкально-танцевальные игры
-
1
1
15.12.11
Постановка танцевальной композиции
-
1
1
22.12.11
Общая физическая подготовка
0,5
0,5
1
29.12.11
Игровые этюды
-
1
1
12.01.12
Образные танцы (игровые)
-
1
1
19.01.12
Общая физическая подготовка
-
1
1
26.01.12
Музыкально-танцевальные игры
-
1
1
02.02.12
Образные танцы (игровые)
-
1
1
09.02.12
Постановка танцевальной композиции
-
1
1
01.03.12
Общая физическая подготовка
-
1
1
15.03.12
Музыкально-танцевальные игры
-
1
1
22.03.12
Игровые этюды
-
1
1
05.04.12
Образные танцы (игровые)
-
1
1
12.04.12
Общая физическая подготовка
-
1
1
19.04.12
Музыкально-танцевальные игры
-
1
1
26.04.12
Игровые этюды
-
1
1
03.05.12
Музыкально-танцевальные игры
-
1
1
10.05.12
Постановка танцевальной композиции
-
1
1
17.05.12
Игровые этюды
-
1
1
24.05.12
Используемая литература.
Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)