Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя Родина Казахстан» духовно-нравственное направление
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя Родина Казахстан» духовно-нравственное направление
Становление и развитие Республики Казахстан на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.
Гражданско-правовое образование начинается с начальной школы. Именно в этот период жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Республики Казахстан.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя Родина Казахстан» духовно-нравственное направление »
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Моя Родина Казахстан»
духовно-нравственное направление
Автор программы: Хилимончик Наталья Александровна
учитель начальных классов
школы-гимназии №5А
г.Костанай
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Становление и развитие Республики Казахстан на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитаниепатриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.
Гражданско-правовое образование начинается с начальной школы. Именно в этот период жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Республики Казахстан.
Таким образом, на уровне общества воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится одним из основных направлений развития и воспитания личности. Сознательность предполагает знание и понимание своей общественной роли, умение определять наиболее разумные пути действия и поведения с учётом личных и общественных последствий. Следовательно, сознательность предусматривает широкое развитие интеллекта и самостоятельности личности.
В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Закон РК «Об образовании», проект новых Государственных образовательных стандартов.
Программа кружка «Моя Родина Казахстан» строится на основе компетентностного подхода к образованию школьников и условно-концентрического принципа, составлена с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Организационно-методические условия
В качестве организационно-методических условий реализации данной программы следует выделить следующее:
системность;
единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;
стимулирование познавательной активности младших школьников, использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;
постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися.
Цель программы – развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
Основные задачи:
формирование знаний о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка;
формирование умения применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях;
способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе.
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
и ключевым компетенциям
В результате изучения кружка учащийся демонстрирует компетенции:
Когнитивная составляющая – знание:
- общечеловеческих ценностей;
- прав человека на образование в РК;
- государственных символов РК;
- документов, в которых указаны права и обязанности гражданина РК;
- прав и обязанностей обучающихся;
- способы защиты своих прав, предусмотренных законом;
- государственных органов, призванных защищать права ребёнка;
- конкретных правил поведения в семье, в своём доме, гостях, общественных местах, транспорте;
- правил дорожного движения и пожарной безопасности.
Деятельностная составляющая - умения:
- выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям;
- оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;
- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
- ценить общественный порядок и деятельность по его охране;
- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
- вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.
Ценностносная составляющая – проявление личностных свойств и качеств в решении жизненно важных задач:
- чувство собственного достоинства в различных ситуациях;
- человечность к окружающим людям;
- честность;
- целеустремлённость;
-трудолюбие;
- самодеятельность и самостоятельность;
- жизнестойкость.
Особенности реализации программы.
Программа предусматривает 1 год обучения. Предусмотрено 34 учебных часа. Длительность занятий во 4 классе составляет 45 минут (1 час в неделю)
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей гражданской идентичности, чувство любви к своей Родине, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий РК;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов РК;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа по лученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,
- знание (на уровне обобщенных представлений) истории Республики Казахстан и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры РК.
- умение пользоваться картой (в определении границ РК, нахождении 14областей, крупных городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории РК.
-понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин Республики Казахстан, родина, столица, народы РК;
- рассказывать о родной стране, своём городе;
- различать символы государства – флаг, герб РК;
- уважительно относиться к защитникам Родины;
- читать и воспринимать тексты обществоведческого характера;
- анализировать ответы товарищей;
- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира, народы РК, общечеловеческие ценности;
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и лень, красиво и некрасиво);
- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- уважительно относиться к своему селу, городу, людям, народу РК.
3. Тематический план программы
№ п\п
Тема аудиторного и
внеаудиторного занятия
Форма организации внеурочной деятельности
Количество
часов
теория
Количество
часов
практика
Колич.
часов
внеаудиторные
Я гражданин.
1
Здравствуй, школа. Я – ученик.
беседа
1
0
0
2
Моя страна. Гордость моей страны.
викторина
0
1
0
3
Астана – столица Республики Казахстан.
путешествие
1
0
0
4
Символы государства.
Беседа, викторина
1
0
0
5
Люблю тебя, мой Казахстан.
конкурс рисунков
0
1
0
6
Есть такая профессия – родину защищать.
игра
0
1
0
7
Защитники Отечества.
викторина
0
1
0
8,9
Мой класс – моя семья.
беседа, конкурс рисунков
1
1
0
10
Мой Казахстан.
музыкальный час
0
1
0
11-12
Город, в котором я живу.
викторина, конкурс рисунков
0
1
0
Мои права.
1
Ребенок тоже человек. Права и обязанности несовершеннолетних.
беседа
1
0
0
2
Право на жизнь. Право на образование.
беседа
1
0
3
Мой дом – моя крепость.
конкурс рисунков
0
1
0
4
Право на медицинское обслуживание. Право на отдых.
беседа
1
0
0
5-6
Что в имени тебе моем. Право на имя и фамилию.
игра
1
1
0
7-8
Моя семья. Права и обязанности членов семьи.
беседа, конкурс рисунков
1
1
0
9
По каким правилам мы живем.
игра
0
1
0
10,
11
По страницам добрых сказок.
викторина, конкурс рисунков
0
2
0
12
Конституция – основной закон жизни страны.
беседа с творческим заданием
0,5
0,5
0
Нравственность
1
Доброе дело – великое счастье.
беседа
1
0
0
2
О дружбе и товариществе.
беседа
1
0
0
3
Вежливая улица.
викторина
0
1
0
4
Уважения достойны.
беседа, конкурс рисунков
0,5
0,5
0
5
Красота человека.
беседа
1
0
0
6
В гостях у Этикета.
викторина
0
1
0
7
Что такое хорошо и что такое плохо
викторина
0
1
0
8
Повторение и обобщение по теме «Моя Родина Казахстан»
КВН,
конкурс рисунков
0
2
0
9
Итоговое занятие.
экскурсия
0
0
1
Всего
34ч.
Содержание программы.
Я гражданин 12 ч. Здравствуй, школа. Я – ученик. Вводный урок. Устав школы. Правила поведения и общения в школе. Обязанности ученика.
Создание комфортных условий для работы ребят; работа на снятие эмоционального напряжения; развитие наблюдательности, взаимопонимания.
Моя страна. Гордость моей страны. Ввести понятия Республика Казахстан. Основные праздники, отмечаемые в нашей стране и история их появления. Заочное путешествие по стране, знакомство с городами РК.
Развитие умения применять знания в нестандартных ситуациях; расширение кругозора учащихся.
Астана – столица РК. Формирование представлений о Астане как столице РК, расширение кругозора учащихся, формирование речевой компетенции, привитие гордости и любви к столице нашей Родины.
Символы государства. Познакомить учащихся с символами своего государства; с их историей становления и развития.
Люблю тебя, мой Казахстан. Конкурс рисунков по теме.
Есть такая профессия – Родину защищать. Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей детей на основе произведений живописи, музыки и литературы.
Создать условия для формирования патриотических качеств личности школьника на основе знаний истории государства. Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.
Защитники Отечества. Развивать любовь к Родине на исторических примерах беззаветного служения на благо своей Родины;
развивать воображение, кругозор и эрудицию младших школьников,
накапливать у детей исторические факты о подвигах казахского народа по защите своего Отечества.
Мой класс, моя семья. Беседовать про класс. Раскрыть понятия: дружба, товарищество, помощь, забота. Конкурс рисунков на тему «Мой класс»
Мой Казахстан. Музыкальный час.
Город, в котором я живу. Беседовать про г.Костанай, достопримечательности Костаная, история. Конкурс рисунков.
Азбука права 12 ч. Ребенок тоже человек. Права и обязанности несовершеннолетних. Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения, прав человека, выполнения обязанностей.
Содействовать личностному росту школьника, как гражданина своей страны, развитию умения рассматривать повседневные ситуации в контексте прав человека.
Право на жизнь. Право на образование. Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни. Расширить знания школьников о праве на образование.
Мой дом – моя крепость. Формировать представление о праве человека на свое имущество; учить цивилизованно отстаивать это право. Конкурс рисунков.
Право на медицинское обслуживание. Право на отдых. Расширить знания школьников о праве на охрану здоровья и медицинское обслуживание. Расширить знания детей о праве на отдых.
Что в имени тебе моем. Право на имя и фамилию. Расширить знания детей о праве на имя и фамилию. Поиск информации о своем имени (что означает, почему так назвали, кто в семье выбрал имя для ребенка и почему).
Моя семья. Права и обязанности членов семьи. Расширить знания детей о праве на семью. Ответственность родителей за воспитание детей. Практическая деятельность по созданию презентаций о семье (5-8 слайдов) Творческий отчет.
По каким правилам мы живём. Расширить знания о правилах поведения в школе, дома, в гостях, в общественных местах, в транспорте. Игра.
По страницам добрых сказок. Викторина по сказкам. Конкурс рисунков.
Конституция – основной закон жизни страны. Познакомить с конституцией РК.
Азбука нравственности 9 ч. Доброе дело – великое счастье. Развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.
О дружбе и товариществе. Формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремление быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.
Уважения достойны. Беседа о пожилых людях. Воспитание уважительного отношения к пожилым людям. Конкурс рисунков «Наши бабушки и дедушки».
Красота человека. Активизация и формирование у учащихся субъективного правильного представления о красоте человека; пробуждение сознательного отношения к своим поступкам, здоровью, формирование навыков самоанализа; развитие умения учащихся успешно действовать в ситуации выбора.
В гостях у Этикета. Активизировать желание быть культурным человеком; способствовать расширению кругозора учащихся; обогащать речь учащихся; развивать умение рассказывать и слушать.
Что такое хорошо и что такое плохо. Беседа о хорошем. Викторина.
Повторение и обобщение по теме «Моя Родина Казахстан». Обобщить, систематизировать и закрепить знания, полученные при изучении курса.
Итоговое занятие. Обобщить, систематизировать и закрепить знания, полученные при изучении курса.
Межпредметные связи
Данный курсимеет межпредметные связи и интегрируется с такими предметами учебного плана как «Литературное чтение», «Окружающий мир».
Он имеет не только обучающую, но и ярко выраженную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семейным воспитанием. В программе отражены различные формы проведения занятий: проведение тренингов, бесед, мультимедийных занятий, экскурсий, игр и другие формы. Цель этой работы – закрепление знаний учащихся на практике.
Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу.
Герб – эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.
Гимн – торжественная песня, принятая как символ государства.
Государство – механизм управления обществом в какой-либо стране. В государстве должно быть правительство, законы, служба порядка, армия.
Республика Казахстан — унитарноегосударство с президентской формой правления.
Президент является главой государства и Верховным Главнокомандующим. Законодательную власть осуществляет Парламент. Состоит из двух Палат: Сената (верхняя) и Мажилиса (нижняя), действующих на постоянной основе.
Государственные праздники – праздники, нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.
Государственные символы - флаг, герб и гимн государства.
Гражданин государства – человек, который связан с каким-то определенным государством: признает это государство своим, пользуется его защитой, использует свои права и выполняет гражданские обязанности.
Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Конституция – основной закон государства, определяющий основные права и обязанности граждан.
Независимость – самостоятельность, свобода.
Общество – так можно назвать всех жителей какой-либо страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура.
Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь, обязательных для выполнения.
Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.
Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Президент - глава государства.
Родина – так человек называет место, где он родился и вырос; свой город, село, а также страну, гражданином которой он является.
Старина - давнее, давно минувшее время.
Столица – главный город государства.
Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.
Флаг – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.
5. Учебно-методические средства обучения
Основная литература для педагога:
1.Послание народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» Н.А.Назарбаев
2. Барихновская Е.Г. и др. Система правового образования в школе: Концепция. Учебники. Программы. – С.-П., 1995.
3. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
4. О Государственной программе патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы Указ Президента Республики Казахстан от 10 октября 2006 года N 200
5.Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 2013 года №191
О Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года "Казахстан 2020: путь в будущее"
6. Декларация прав человека.
7. Закон «Об образовании».
8. Капустина Н.И., Третьякова П.И., Шамова Т.И. «Определение уровня воспитанности».
9. Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. 10. Конституция РК.
11. Права ребёнка: Нормативные правовые документы.
12.Алексеенко А.Н. Население Казахстана. 1920-1990гг. Алматы, 1993
13. Асылбеков М.Х., Галиев АК.Б. Социально- демографические процессы в Казахстане(1917-1980), Алма-Ата, 1981