kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя Родина Казахстан» духовно-нравственное направление

Нажмите, чтобы узнать подробности

Становление и развитие Республики Казахстан на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.

Гражданско-правовое образование начинается с начальной школы. Именно в этот период жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Республики Казахстан.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя Родина Казахстан» духовно-нравственное направление »








Рабочая программа по внеурочной деятельности


«Моя Родина Казахстан»


духовно-нравственное направление







Автор программы: Хилимончик Наталья Александровна

учитель начальных классов

школы-гимназии №5А
























г.Костанай

2014-2015 учебный год



Пояснительная записка


Становление и развитие Республики Казахстан на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.

Гражданско-правовое образование начинается с начальной школы. Именно в этот период жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Республики Казахстан.

Таким образом, на уровне общества воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится одним из основных направлений развития и воспитания личности. Сознательность предполагает знание и понимание своей общественной роли, умение определять наиболее разумные пути действия и поведения с учётом личных и общественных последствий. Следовательно, сознательность предусматривает широкое развитие интеллекта и самостоятельности личности.

В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка, Закон РК «Об образовании», проект новых Государственных образовательных стандартов.

Программа кружка «Моя Родина Казахстан» строится на основе компетентностного подхода к образованию школьников и условно-концентрического принципа, составлена с учётом возрастных особенностей младших школьников.


Организационно-методические условия

В качестве организационно-методических условий реализации данной программы следует выделить следующее:

  • системность;

  • единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;

  • стимулирование познавательной активности младших школьников, использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;

  • постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися.


Цель программы – развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.


Основные задачи:

  • формирование знаний о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка;

  • формирование умения применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях;

  • способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе.


Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

и ключевым компетенциям


В результате изучения кружка учащийся демонстрирует компетенции:

Когнитивная составляющая – знание:

- общечеловеческих ценностей;

- прав человека на образование в РК;

- государственных символов РК;

- документов, в которых указаны права и обязанности гражданина РК;

- прав и обязанностей обучающихся;

- способы защиты своих прав, предусмотренных законом;

- государственных органов, призванных защищать права ребёнка;

- конкретных правил поведения в семье, в своём доме, гостях, общественных местах, транспорте;

- правил дорожного движения и пожарной безопасности.

Деятельностная составляющая - умения:

- выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям;

- оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;

- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

- ценить общественный порядок и деятельность по его охране;

- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;

- вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.


Ценностносная составляющая – проявление личностных свойств и качеств в решении жизненно важных задач:

- чувство собственного достоинства в различных ситуациях;

- человечность к окружающим людям;

- честность;

- целеустремлённость;

-трудолюбие;

- самодеятельность и самостоятельность;

- жизнестойкость.


Особенности реализации программы.


Программа предусматривает 1 год обучения. Предусмотрено 34 учебных часа. Длительность занятий во 4 классе составляет 45 минут (1 час в неделю)


  1. Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей гражданской идентичности, чувство любви к своей Родине, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий РК;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов РК;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные  результаты:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа по лученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,

- знание (на уровне обобщенных представлений) истории Республики Казахстан и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры РК.

- умение пользоваться картой (в определении границ РК, нахождении 14областей, крупных городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории РК.

Методы и приемы:

  • диалоги; элементы дискуссий

  • игры-практикумы;

  • проблемные ситуации;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • конкурсы, викторины;

  • беседы;

  • коллективно-творческие дела.

Формы проведения:

  • рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,

  • практическое занятие, викторина

Обучающийся научится:

-понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин Республики Казахстан, родина, столица, народы РК;

- рассказывать о родной стране, своём городе;

- различать символы государства – флаг, герб РК;

- уважительно относиться к защитникам Родины;

- читать и воспринимать тексты обществоведческого характера;

- анализировать ответы товарищей;

- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.


Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира, народы РК, общечеловеческие ценности;

- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и лень, красиво и некрасиво);

- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

- уважительно относиться к своему селу, городу, людям, народу РК.



3. Тематический план программы


п\п

Тема аудиторного и

внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности

Количество

часов

теория

Количество

часов

практика

Колич.

часов

внеаудиторные


Я гражданин.





1

Здравствуй, школа. Я – ученик.

беседа

1

0

0

2

Моя страна. Гордость моей страны.

викторина

0

1

0

3

Астана – столица Республики Казахстан.

путешествие

1

0

0

4

Символы государства.

Беседа, викторина

1

0

0

5

Люблю тебя, мой Казахстан.

конкурс рисунков

0

1

0

6

Есть такая профессия – родину защищать.

игра

0

1

0

7

Защитники Отечества.

викторина

0

1

0

8,9

Мой класс – моя семья.

беседа, конкурс рисунков

1

1

0

10

Мой Казахстан.

музыкальный час

0

1

0

11-12

Город, в котором я живу.

викторина, конкурс рисунков

0

1

0


Мои права.





1

Ребенок тоже человек. Права и обязанности несовершеннолетних.

беседа

1

0

0

2

Право на жизнь. Право на образование.

беседа

1

0


3

Мой дом – моя крепость.

конкурс рисунков

0

1

0

4

Право на медицинское обслуживание. Право на отдых.

беседа

1

0

0

5-6

Что в имени тебе моем. Право на имя и фамилию.

игра

1

1

0

7-8

Моя семья. Права и обязанности членов семьи.

беседа, конкурс рисунков

1

1

0

9

По каким правилам мы живем.

игра

0

1

0

10,

11

По страницам добрых сказок.

викторина, конкурс рисунков

0

2

0

12

Конституция – основной закон жизни страны.

беседа с творческим заданием

0,5

0,5

0


Нравственность





1

Доброе дело – великое счастье.

беседа

1

0

0

2

О дружбе и товариществе.

беседа

1

0

0

3

Вежливая улица.

викторина

0

1

0

4

Уважения достойны.

беседа, конкурс рисунков

0,5

0,5

0

5

Красота человека.

беседа

1

0

0

6

В гостях у Этикета.

викторина

0

1

0

7

Что такое хорошо и что такое плохо

викторина

0

1

0

8

Повторение и обобщение по теме «Моя Родина Казахстан»

КВН,

конкурс рисунков

0

2

0

9

Итоговое занятие.

экскурсия

0

0

1


Всего

34ч.




    1. Содержание программы.


Я гражданин 12 ч. Здравствуй, школа. Я – ученик. Вводный урок. Устав школы. Правила поведения и общения в школе. Обязанности ученика.

Создание комфортных условий для работы ребят; работа на снятие эмоционального напряжения; развитие наблюдательности, взаимопонимания.

Моя страна. Гордость моей страны. Ввести понятия Республика Казахстан. Основные праздники, отмечаемые в нашей стране и история их появления. Заочное путешествие по стране, знакомство с городами РК.

Развитие умения применять знания в нестандартных ситуациях; расширение кругозора учащихся.

Астана – столица РК. Формирование представлений о Астане как столице РК, расширение кругозора учащихся, формирование речевой компетенции, привитие гордости и любви к столице нашей Родины.

Символы государства. Познакомить учащихся с символами своего государства; с их историей становления и развития.

Люблю тебя, мой Казахстан. Конкурс рисунков по теме.

Есть такая профессия – Родину защищать. Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей детей на основе произведений живописи, музыки и литературы.

Создать условия для формирования патриотических качеств личности школьника на основе знаний истории государства. Воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.

Защитники Отечества. Развивать любовь к Родине на исторических примерах беззаветного служения на благо своей Родины;

развивать воображение, кругозор и эрудицию младших школьников,

накапливать у детей исторические факты о подвигах казахского народа по защите своего Отечества.

Мой класс, моя семья. Беседовать про класс. Раскрыть понятия: дружба, товарищество, помощь, забота. Конкурс рисунков на тему «Мой класс»

Мой Казахстан. Музыкальный час.

Город, в котором я живу. Беседовать про г.Костанай, достопримечательности Костаная, история. Конкурс рисунков.

Азбука права 12 ч. Ребенок тоже человек. Права и обязанности несовершеннолетних. Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения, прав человека, выполнения обязанностей.

Содействовать личностному росту школьника, как гражданина своей страны, развитию умения рассматривать повседневные ситуации в контексте прав человека.

Право на жизнь. Право на образование. Расширять знания детей о праве человека на жизнь, учить сохранению жизни. Расширить знания школьников о праве на образование.

Мой дом – моя крепость. Формировать представление о праве человека на свое имущество; учить цивилизованно отстаивать это право. Конкурс рисунков.

Право на медицинское обслуживание. Право на отдых. Расширить знания школьников о праве на охрану здоровья и медицинское обслуживание. Расширить знания детей о праве на отдых.

Что в имени тебе моем. Право на имя и фамилию. Расширить знания детей о праве на имя и фамилию. Поиск информации о своем имени (что означает, почему так назвали, кто в семье выбрал имя для ребенка и почему).

Моя семья. Права и обязанности членов семьи. Расширить знания детей о праве на семью. Ответственность родителей за воспитание детей. Практическая деятельность по созданию презентаций о семье (5-8 слайдов) Творческий отчет.

По каким правилам мы живём. Расширить знания о правилах поведения в школе, дома, в гостях, в общественных местах, в транспорте. Игра.

По страницам добрых сказок. Викторина по сказкам. Конкурс рисунков.

Конституция – основной закон жизни страны. Познакомить с конституцией РК.

Азбука нравственности 9 ч. Доброе дело – великое счастье. Развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.

О дружбе и товариществе. Формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремление быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.

Вежливая улица. Воспитывать вежливость. Вежливые слова. Викторина.

Уважения достойны. Беседа о пожилых людях. Воспитание уважительного отношения к пожилым людям. Конкурс рисунков «Наши бабушки и дедушки».

Красота человека. Активизация и формирование у учащихся субъективного правильного представления о красоте человека; пробуждение сознательного отношения к своим поступкам, здоровью, формирование навыков самоанализа; развитие умения учащихся успешно действовать в ситуации выбора.

В гостях у Этикета. Активизировать желание быть культурным человеком; способствовать расширению кругозора учащихся; обогащать речь учащихся; развивать умение рассказывать и слушать.

Что такое хорошо и что такое плохо. Беседа о хорошем. Викторина.

Повторение и обобщение по теме «Моя Родина Казахстан». Обобщить, систематизировать и закрепить знания, полученные при изучении курса.

Итоговое занятие. Обобщить, систематизировать и закрепить знания, полученные при изучении курса.


Межпредметные связи

Данный курс имеет межпредметные связи и интегрируется с такими предметами учебного плана как «Литературное чтение», «Окружающий мир».

Он имеет не только обучающую, но и ярко выраженную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семейным воспитанием. В программе отражены различные формы проведения занятий: проведение тренингов, бесед, мультимедийных занятий, экскурсий, игр и другие формы. Цель этой работы – закрепление знаний учащихся на практике.


Основные понятия кружка:

Конституция, закон, право, правительство, президент, гражданин, республика, государственные праздники, президент, правительство, парламент, независимость, обязанность, государство, Казахстан, Родина, Отечество, малая Родина, флаг, герб, гимн, столица, поколение, уважение, дружба, взаимопомощь, добро, зло, защита, жадность.

Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу.

Герб – эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

Гимн – торжественная песня, принятая как символ государства.

Государство – механизм управления обществом в какой-либо стране. В государстве должно быть правительство, законы, служба порядка, армия.

Республика Казахстан — унитарное государство с президентской формой правления. 

Президент является главой государства и Верховным Главнокомандующим. Законодательную власть осуществляет Парламент. Состоит из двух Палат: Сената (верхняя) и Мажилиса (нижняя), действующих на постоянной основе.

Государственные праздники – праздники, нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.

Государственные символы - флаг, герб и гимн государства.

Гражданин государства – человек, который связан с каким-то определенным государством: признает это государство своим, пользуется его защитой, использует свои права и выполняет гражданские обязанности.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Жадность – настойчивость в стремлении удовлетворить своё желание, скупость.

Закон – обязательные для всех правила поведения людей в обществе, установленные государством.

Защита – охрана, безопасность от враждебных действий, от опасности.

Зло – нечто плохое, вредное, противоположное добру.

Конституция – основной закон государства, определяющий основные права и обязанности граждан.

Независимость – самостоятельность, свобода.

Общество – так можно назвать всех жителей какой-либо страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура.

Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь, обязательных для выполнения.

Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Президент - глава государства.

Родина – так человек называет место, где он родился и вырос; свой город, село, а также страну, гражданином которой он является.

Старина - давнее, давно минувшее время.

Столица – главный город государства.

Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

Флаг – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.



5. Учебно-методические средства обучения

Основная литература для педагога:


1.Послание народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» Н.А.Назарбаев

2. Барихновская Е.Г. и др. Система правового образования в школе: Концепция. Учебники. Программы. – С.-П., 1995.

3. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

4. О Государственной программе патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы Указ Президента Республики Казахстан от 10 октября 2006 года N 200

5.Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 2013 года №191

О Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года "Казахстан 2020: путь в будущее"

6. Декларация прав человека.

7. Закон «Об образовании».

8. Капустина Н.И., Третьякова П.И., Шамова Т.И. «Определение уровня воспитанности».

9. Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. 10. Конституция РК.

11. Права ребёнка: Нормативные правовые документы.

12.Алексеенко А.Н. Население Казахстана. 1920-1990гг. Алматы, 1993

13. Асылбеков М.Х., Галиев АК.Б. Социально- демографические процессы в Казахстане(1917-1980), Алма-Ата, 1981

14.Асылбеков М.Х. , Козина В.В. Демографические процессы современног.о Казахстана. Алма-Ата, 1995

Казахи: Историко-этнографическое исследование. - Алма-Ата,1985.

15.Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство: Альбом. - Т.1-3. -Алма-Ата, 1986-1988.

16.Муканов М.С. Казахские домашние художественные ремесла. -Алма-Ата,1979

Шаханова Н.Ж. Мир традиционной культуры казахов. -Алматы,1999.

17. Подборка журналов «Воспитание школьников».

18. Подборка журналов «Начальная школа».

Перечень наглядных средств обучения:

  1. Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн РК».

  2. Портрет президента РК.

  3. Географические карты РК, области, города.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Хилимончик Наталья Александровна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126508


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства