QR – код: новый инструмент работы на уроке и во внеурочной деятельности
QR – код: новый инструмент работы на уроке и во внеурочной деятельности
Использование новых современных ИКТ на уроках повышает качество полученных знаний. В связи с этим вырастает познавательная активность школьников. QR-код прост и удобен в использовании, а количество методов применения безгранично, всё зависит только от фантазии человека, а именно учителя. Это очень эффективный метод привлечений детей к учебно-познавательной деятельности, ведь 21 век – это век высоких информационных технологий и большинство имеют какие-либо средства, которые позволяют считать данный код в считанные секунды и получить подробную информацию о какой-то учебно-познавательной задаче.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«QR – код: новый инструмент работы на уроке и во внеурочной деятельности»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Перевозский Нижегородской области "Дубская основная школа"
«QR – код: новый инструмент работы на уроке и во внеурочной деятельности»
Выполнила:
Белякова Татьяна Владимировна,
учитель первой квалификационной категории
с.Дубское, 2021 г.
Пояснительная записка
Существует мнение, что телефоны на занятиях мешают и отвлекают ученика от его учебной деятельности. Однако, современный мир уже трудно представить без мобильных и компьютерных устройств. Так почему бы не совместить, «приятное с полезным» и не попытаться вовлечь школьников в учебную познавательную деятельность с помощью их смартфонов? В этой работе подробно рассказывается о QR-кодах, как о средстве более интересного интерактивного средства обучения в современной школе.
Цель – эффективное использование QR кода на уроках в школе, с помощью гаджетов.
Задачи:
1) изучить эффективность использования современных ИКТ на уроках;
2) изучить эффективность использования QR кода, на уроках в начальной школе.
Методы исследования:
поисковый метод с использованием научной и учебной литературы;
статистический метод при обработке и составлении диаграмм;
сравнительный метод.
Актуальность темы заключается в том, что современность диктует новые требования к процессу обучения школьников в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта в учебный процесс и поиском новых подходов к организации учебной деятельности учащихся. В настоящее время многие ученики теряют интерес к обучению. Они больше привязаны к мобильным телефонам, интернету, чем к учебникам и домашним заданиям. Эта проблема привела к поиску новых методов работы на уроках.
Использование новых современных ИКТ на уроках повышает качество полученных знаний. В связи с этим вырастает познавательная активность школьников. QR-код прост и удобен в использовании, а количество методов применения безгранично, всё зависит только от фантазии человека, а именно учителя. Это очень эффективный метод привлечений детей к учебно-познавательной деятельности, ведь 21 век – это век высоких информационных технологий и большинство имеют какие-либо средства, которые позволяют считать данный код в считанные секунды и получить подробную информацию о какой-то учебно-познавательной задаче.
Информационные технологии –
современное информационное пространство:
новые возможности, делающие жизнь и
обучение более интересными и увлекательными
Одной из задач школы в современном обществе является подготовка активного и ответственного выпускника, который впоследствии сможет участвовать во всех сферах жизни своей страны, будь то политика, творчество, наука, экономика, и т.п. Это становится возможным, только если ученик сам захочет познавать мир, получать новые знания, совершать какие бы то ни было новые для себя открытия. Школа может лишь подтолкнуть к этому посредством новых, более интересных для учащихся методов обучения, современных образовательных технологий.
В настоящее время очень хорошо развита IT-сфера, однако, не всегда новые технологии могут взаимодействовать со школой, ведь они подразумевают как высокого уровня подготовки учителей, так и немалых финансовых затрат. Тем не менее, в настоящее время во многих школах уже используются интерактивные доски, цифровые лаборатории, проекторы и многое другое.
Если составить портрет современного ученика, то можно увидеть, что всё больше и больше жизнь этих детей занимают новые технологии. Следовательно, можно сказать, что ученик XXI века прогрессивен и имеет доступ к любой информации мировых источников посредством различных гаджетов.[1]
Хотя очень распространён вывод, о том, что телефоны на занятиях мешают и отвлекают ученика от его учебной деятельности. Но как уже говорилось, в современном мире будет тяжело обойтись без мобильных и компьютерных устройств. Поэтому, я считаю, что стоит совместить «приятное с полезным» и вовлечь школьников в учебную познавательную деятельность с помощью их смартфонов. В этой работе я хочу подробно рассказать о технологии применения QR-кодов, как о более интересном интерактивном средстве обучения в современной школе.
Q R-код — квадратная картинка, в которой закодирована информация. Их специальный вид позволяет прочитать закодированные данные с помощью современных гаджетов оснащенных камерами. Достаточно навести камеру на код и мгновенно получить доступ к его содержимому.
В настоящее время существует огромное количество специальных сайтов, которые позволяют в несколько шагов создать такой код, который можно сохранить на компьютер и использовать там, где это необходимо. [10] (Приложение 1).
Закодировать под этот код, возможно, что угодно, будь то видео, страница в социальных сетях, номер телефона, ссылка на различные сайты, изображения и т.д. Создание данного кода не займёт у учителя слишком много времени и сил. В образовательных целях можно:
разместить такие коды на информационных, новостных стендах;
закодировать ссылки, которые направляют учащихся на образовательный сайт с информацией, помогающий решить определённую задачу;
использовать QR-код прямо на уроке, в виде закодированных заданий контрольной работы или теста;
для проверки усвоения учебного материала учащимися и многое другое.
Ведь всё дело лишь в фантазии. А именно в фантазии самого учителя, который используя данную технологию, старается разнообразить и усовершенствовать образовательный процесс.
В данной работе я хочу рассказать подробнее о том, как я использую эту новую, не всем ещё знакомую технологию в образовательной деятельности, которая интересна не только детям-юным исследователям, но и педагогам, которые стараясь идти в ногу со временем стремятся постигать новые информационные технологии.
В своей профессиональной деятельности данную технологию кодирования информации я использую второй год. На первоначальном этапе мною был проведен опрос среди первоклассников. Постольку поскольку учащиеся еще только начинали знакомиться с данной технологией, моей задачей было выяснить – какие представления они имеют о данном понятии, и знают ли что такое QR-коды вообще.
Процентное соотношение показателя уровня знаний о новой технологии представлено на рис.1.
Рис.1. Процентное соотношение показателя уровня знаний о новой технологии на начало обучения
Результат опроса показал, что только 8% учащихся (1 человек) имеет высокий уровень представлений о том, что такое QR-код. 92% учащихся (12 человек) ответили отрицательно.
Поэтому следующим моим шагом было объяснить, как работает данная технология и заинтересовать учащихся в ее использовании. Затем мы установили на смартфонах приложения, позволяющие считывать QR-код и попытались применить умение на практике . (Приложение 2)
Занятие для ребят в подобной форме протекало довольно любопытно и занимательно. Я убедилась, что этот метод сможет помочь повысить интерес у учащихся к получению знаний. Поэтому следующей моей целью стало активное внедрение данной технологии в наш образовательный процесс.
На протяжении первого года обучения я постепенно старалась вводить данную технологию на занятиях и использовать ее как сюрпризный момент, что вызывало у школьников активную познавательную деятельность. Так, например, на организационно-мотивационном этапе образовательной деятельности я использовала QR -коды как предположение. Например: «О чем мы сегодня будем говорить?». (Приложение 3)
Также особенно эффективным было использование технологии QR -кода как элемента дополнительной реальности во внеурочное время, как в классе, так и на экскурсии. При проведении запланированной экскурсии на объектах маршрута можно разместить QR -коды в помощь педагогу.С их помощью можно услышать пение птиц, шум ветра, воды, а также фрагмент музыкального произведения, увидеть картинку или мультфильм. Всегда можно иметь под рукой такую картотеку, поскольку она не занимает много места. (Приложение 4)
В конце первого года обучения я сделала для себя вывод, что данная технология очень интересна учащимся, и поэтому следует продолжать работу дальше.
Во 2 классе для меня стало задачей использовать технологию не только как метод работы на уроке, но и способ проверки знаний у учащихся. Таким образом, я стала расширять возможности использования QR-кода. Например, в качестве домашнего задания я предлагаю школьникам более углубленно изучить определенный материал, из которого ребята смогут выделить для себя основные моменты. А я при проверке домашнего задания, смогу понять воспользовались ли они дополнительным материалом.
Также технологию QR-кода мы с учащимися стали использовать при работе по созданию проектов. Например, в лепбуке «Комнатные растения» QR-код позволяет не только компактно разместить информацию о цветах, но и заинтересовать учащихся в ее получении. В процессе данной работы учащиеся уже самостоятельно попытались преобразовать информацию в QR-код. Такой вид работы также заинтересовал учеников. (Приложение 5)
Не менее интересным стало применение QR-кода в игровой деятельности во внеурочное время. Данную технологию я использовала при создании наглядного материала для игры «12 записок». Знакомая игра при этом стала для ребят по-новому необычной. Вместо привычного текста в записке школьники находили карточку с QR-кодом, в которой было зашифровано помещение (фото) – место, где находилась следующая подсказка. Ребятам было интересно не просто быстрее добраться до сокровищ, но и каждому хотелось самому найти карточку, чтобы подсказать остальным следующую ступень маршрута. (Приложение 6)
В настоящее время я продолжаю работу по использованию этой технологии в обучении. Стараюсь разнообразить занятия при помощи различных вариантов заданий с использованием QR-кода. Ведь эта работа стала интересна не только школьникам, но и мне.
Я решила провести среди учащихся повторный опрос, который показал бы мне эффективность применения новой технологии. Для этого я разработала небольшую анкету, при проверке которой за каждый ответ «да» ученику ставился 1 балл, за ответ «нет» - 0 баллов. (Приложение 7)
Процентное соотношение показателя уровня умения пользоваться новой технологией представлено на рис.2.
Рис.2. Процентное соотношение показателя уровня умения пользоваться новой технологией.
Результат диагностики показал мне, что большая часть класса, а это 10 человек (83 %) имеет высокий уровень умений пользоваться данной технологией. Это говорит о том, что их познавательная активность выросла, повысилось умение работать с информационными источниками, а также они научились применять технологию на практике.
Средний уровень прослеживается у 3 учащихся (17 %). Эти школьники еще не в полной мере научились пользоваться данной технологией. С низким уровнем умений учащихся в классе не оказалось.
Поэтому, работая с данной технологией второй год, я увидела, что занятия с ее применением стали более плодотворны. И что стоит дальше использовать ее в обучении. Это поможет мне, как учителю не просто развивать познавательную активность учащихся, но и делать это в ногу со временем.
Ведь возможности QR-кодов неограниченны! Немного творчества и желания познать что-то новое. QR-код может стать интересным методом для привлечения внимания учащихся и сделать урок более интерактивным. Использование QR-технологий включает в себя новизну, загадку и непредсказуемость, что, несомненно, привлекает, как учителей, так и учащихся. Сколько продлится эта новизна сложно сказать, но пока QR-коды остаются чем-то необычным для большинства учащихся, нам стоит воспользоваться этой возможностью!
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Анкета-опрос
Знаю ли я, что такое QR-код?
Да Нет
Могу ли расшифровать закодированную информацию?
Да Нет
Могу ли зашифровать информацию в QR-код?
Да Нет
Полезна ли мне эта технология?
Да Нет
Интересно ли работать с новой технологией?
Да Нет
Могу ли я пользоваться полученной информацией?
Да Нет
Высокий уровень: 5-6 баллов
Средний уровень 3-4 балла
Низкий уровень 1-2 балла
Литература и интернет-ресурсы:
Артюхина М.С., Артюхин О.И., Клешнина И.И. Аппаратная составляющая интерактивных технологий образовательного назначения // Вестник Казанского технологического университета. – 2014. – Т. 17. – № 8. – С. 308-314.
Википедия. QR-код. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/QR-код.
Как использовать QR-коды в школе? http://didaktor.ru/kak-ispolzovat-qr-kody-v-shkole/
Как распознать QR код? http://youtu.be/QCQ2tA9vUrE3.