kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Переход от начального образования к средней ступени важен и труден не только для самих учеников, но и для педагогов. Причем не только для тех, кто работает с детьми в пятом классе, но и для тех, кто выпускал детей из начальной школы.

Мы, учителя начальной школы, четко осознаем, с какими проблемами наши ученики и их родители могут столкнуться с самого начала учебного года. Одна из главных проблем – адаптация к новым учителям. В начальной школе – это один учитель, «вторая мама», которая принимает дошколят, всячески оберегает и опекает их, строит с ребенком и его семьей тесные взаимоотношения на протяжении четырех лет. Дети привыкают к нашим требованиям, к тому, как, по каким правилам строит процесс обучения один учитель.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО»»

Переход от начального образования к средней ступени важен и труден не только для самих учеников, но и для педагогов. Причем не только для тех, кто работает с детьми в пятом классе, но и для тех, кто выпускал детей из начальной школы.

Мы, учителя начальной школы, четко осознаем, с какими проблемами наши ученики и их родители могут столкнуться с самого начала учебного года. Одна из главных проблем – адаптация к новым учителям. В начальной школе – это один учитель, «вторая мама», которая принимает дошколят, всячески оберегает и опекает их, строит с ребенком и его семьей тесные взаимоотношения на протяжении четырех лет. Дети привыкают к нашим требованиям, к тому, как, по каким правилам строит процесс обучения один учитель.

В пятом классе - сразу несколько учителей, и каждому из них с первых дней хочется видеть перед собой умных, самостоятельных, моментально адаптирующихся к требованиям конкретного учителя учеников. Учителя начальных классов и основной школы по-разному смотрят на пятиклассников.

Выпуская своих учеников в основную школу, мы отчетливо видим, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, то есть оцениваем их оптимистично. Учителя – предметники, приходя к пятиклассникам на урок из более старших классов, видят своих учеников маленькими, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Формы и методы взаимодействия со старшими классами не могут моментально сработать на пятиклассниках, которые пока еще не перестроились, поэтому не могут справиться с необычными для них способами обучения. И, как следствие, - потеря интереса к учебе, резкое снижение успеваемости.

Факторы дезадаптации пятиклассников:

  • Смена классного коллектива

  • Увеличение объема учебной нагрузки

  • Большое количество учителей

  • Ослабление внешнего контроля (родители и учителя-предметники не взаимодействуют постоянно)

  • Неполнота данных о выпускниках начальной школы

  • Несоответствие требований в начальной и средней школе

  • Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы

  • Рассогласование в нормах выставления оценок

Несоответствие требований и норм выставления оценок.

Вот такой пример. При ответе у доски в пятом классе к ученику предъявляют требование, что помимо решения задачи, или выполнения упражнения по русскому языку, он должен четко воспроизвести правило из учебника на соответствующую тему. Иначе, оценка будет снижена. Тогда как учителя начальной школы делают акцент на осознании, умении применить знание, без заучивания четкой формулировки.

Другой пример. Когда мы встречаемся со своими выпускниками, они рассказывают о том, что получают двойки без возможности их исправить за невыполненные или несданные задания – «я забыл дома, мне не разрешили сдать завтра и поставили два». Да, мы учителя начальных классов, даем возможность исправить оценку или сдать работу позже, хотя неоднократно предупреждаем своих учеников, что в средней школе такую возможность давать не будут.

Вывод напрашивается сам собой – учителям, находящимся на стыке двух ступеней обучения нужно обсуждать и вырабатывать если не общие требования, то, хотя бы план перехода от одних к другим.

Для обучения в средней школе важен основательный, прочный фундамент, полученный в начальной школе. Для нас главная задача – это научить ребенка учиться, научить пользоваться теми инструментами, без которых ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями. Основными проблемами неуспевающих учеников, выпускников начальной школы, мы считаем:

- недостаточную скорость чтения и смыслового понимания прочитанного

- плохой подчерк.

Но тут просим подойти с пониманием того, что если ребенок пришел в школу неподготовленным, запущенным, с психологическими или логопедическими проблемами, то в принципе его умение читать и писать уже есть большой труд учителя начальных классов. Все чаще в школу приходят дети совсем не готовые учиться.

Для детей, которые успешно учились начальной школе основными проблемами учителя называют

- невнимательность при изучении инструкции к заданию и, как следствие, неверное или неполное его выполнение

- нехватка знаний в области окружающего мира, что часто не позволяет выполнить задания по различным предметам.

Нехватка таких знаний обусловлена программой, по которой работает начальная школа. Учителя самостоятельно стараются расширить знания учащихся за счет программ внеурочной деятельности.

Рассогласованность в содержании учебных курсов. Учителям начальной школы часто приходится слышать, от учителей среднего звена, дети не владеют теми или иными навыками. «Не умеют делить», «не могут поставить запятые в сложном предложении». Здесь на наш взгляд необходима совместная работа: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса, а учитель-предметник, изучив программу начальной школы, верно организовать повторение материала за 4 класс.

Так, в программе 4 класса по русскому языку умение применять правило постановки запятой между частями сложного предложения стоит в разделе «ученик получит возможность научиться». По математике к делению в 4 классе предъявляются такие требования - ученик научится воспроизводить письменные алгоритмы выполнения арифметических действий с многозначными числами. А поскольку, деление на двузначные и трехзначные числа изучается в конце четвертого класса, дети, действительно могу лишь изучить алгоритм, но не имеют возможности довести этот навык до автоматизма. Кроме того, в прошлом учебном году, эти дети изучались в период дистанционного обучения, а значит, требуют тщательного прохождения и повторения в этом году.

Вывод: для общего подхода к программному материалу необходимо сотрудничество.

В заключение хотелось сказать о том, что среди пятиклассников этого учебного года есть ребята с психологическими проблемами, проблемами в поведении, дети из неблагополучных семей. Есть патологические лентяи, которые не работают на уроках, не выполняют домашние задания. Есть хулиганы, которые срывают уроки, хамят учителям. Среди родителей так же есть агрессивные люди, есть такие, которые не знают, что происходит с ребенком в школе, как он учится, есть и другие – которые выполняют за детей работы, незаслуженно требуют от учителя выставления высоких оценок. Но, таких немного, в целом у учеников пятых классов – заинтересованные в хорошей учебе своих детей, помогающие учителям и школе родители.

Учителя начальной школы готовы делиться информацией о своих выпускниках. Так в начале учебного года, при организации сборов, классные руководители 5-х классов обращались к нам, мы помогали с контактами, информированием детей и родителей о соборах и новых учителях.



Подводя итог вышесказанному, в качестве путей решения проблем адаптации пятиклассников предлагаем:

- совместное изучение программ четвертых и пятых классов по основным предметам (литература, русский язык, математика). Примером сотрудничества в этом направлении может служить список летнего чтения для четвертного класса, разработанный руководителями методического объединения учителей начальных классов на основе рекомендаций учителей русского языка и литературы среднего звена;

- согласование требований учителей-предметников, их постепенное введение;

- сопровождение новых для пятиклассников видов деятельности четкими инструкциями, ознакомление учеников и родителей с ситемой оценивания работ;

- обмен информацией и опытом в рамках работы МО, педсоветов, семинаров.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Исакова Ольга Алексеевна

Дата: 09.06.2021

Номер свидетельства: 583038

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "«Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО»"
    ["seo_title"] => string(80) "puti_sovershenstvovaniia_sistemy_raboty_po_osushchestvleniiu_preemstvennosti_mez"
    ["file_id"] => string(6) "493552"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1546440755"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО."
    ["seo_title"] => string(80) "puti_sovershenstvovaniia_sistemy_raboty_po_osushchestvleniiu_preemstvennosti_m_2"
    ["file_id"] => string(6) "636582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1694671913"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства