kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Публичное представление собственного педагогического опыта «Групповая работа как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публичное представление собственно опыта по теме "Групповая форма работы"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Публичное представление собственного педагогического опыта «Групповая работа как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС в начальной школе»»



Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта



«Групповая работа как средство

формирования УУД в условиях реализации ФГОС в начальной

школе»


1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно –воспитательного процесса.


Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой и изменение целей современного образования. С введением ФГОС результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идёт о развитии у детей общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных). Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление, значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач: 

·       возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

·       на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

·       ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

·       возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

·       меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

·       возрастает сплочённость класса;

·       учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

Групповая форма работы активизирует  деятельность учащихся на уроке, способствует повышению уровня результативности учебного процесса, т.к.  обучение в группах даёт возможность каждому ученику высказать свою точку зрения, что не реально при работе с классом из-за нехватки времени на уроке. Школьники больше рассуждают, размышляют, дискутируют, а не просто механически запоминают учебный материал. В результате совместной деятельности в группе учащиеся самостоятельно, осмысленно открывают знание. Учитель в этой ситуации исполняет роль координатора, человека, создающего условия для этого открытия. Такая позиция ученика является актуальной для современной школы.


Моя цель, как педагога , научить детей учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки

эффективного общения и работы с информацией. Я постоянно ищу пути для того, чтобы воспитывать и развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. В рамках Образовательной системы «Школа

России» на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Это, на мой взгляд, фундамент всего образования. Воспитательная ценность

групповой работы заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Групповое обучение способствует развитию социально-значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с

которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов (таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала. Работа в группах наиболее эффективна при повторении и закреплении изученного материала. Групповые формы обучения можно использовать на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира

Групповые формы обучения рационально применять, когда материал доступен для групповой работы, учащиеся подготовлены к этой работе, имеются дидактические материалы для работы в группах. Работая над этой темой, я пришла к выводу: Объем усваиваемого материала возрастает. Возрастает творческая и познавательная самостоятельность. Характер взаимоотношений между детьми меняется. Класс становится сплоченней. Больше возможностей осуществлять индивидуальный подход к обучающимся. Ребята получают удовольствие от работы.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия

возникновения, становления опыта.

Учебные затруднения младших школьников привлекают пристальное внимание педагогов. Проведенные исследования Н.Н.Титаренко, кандидата педагогических наук Челябинского государственного педагогического университета, показали, что «одной из причин учебных затруднений детей является несформированность умений самоорганизации учебной деятельности требуемого уровня. Исследования в начальной школе свидетельствуют о том, что только 40% детей к окончанию начальной школы хорошо определяют цель выполняемого учебного задания, 41% - умеют планировать его выполнение, 88% - успешны в целесообразном выполнении учебного задания, 64% учеников умеют контролировать ход и результаты учебного задания и 54% - оценивать ход и результаты учебного задания».

Таким образом, необходимо проводить целенаправленную работу по формированию у учеников начальных классов умений самоорганизации учебной деятельности.

Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. «Концепция модернизации школьного образования» определяет необходимость создания условий для развития личности ребенка, независимо от уровня его исходной подготовленности, для его самореализации, сохранения индивидуальности ребенка и охраны его здоровья.

В образовательном стандарте начального общего образования определёно, что важнейшим приоритетом в образовании остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности младших школьников. Овладение умениями самостоятельной организации учебной деятельности у младших школьников является обязательным минимумом.

«Высокий уровень освоения умений самоорганизации учебной деятельности в значительной мере определяет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования, и в данном контексте проблема формирования умений самоорганизации, являющихся основой обобщенного способа организации учебной деятельности школьников, приобретает особую актуальность. В условиях личностно-ориентированного начального образования актуально формирование именно умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников как личностного, субъектного образования, так как они выступают средством продуктивного усвоения элементов содержания образования, обеспечивают развитие ключевой образовательной учебно-познавательной компетенции, влияют на воспитание личностных качеств (инициативности, самостоятельности, организованности) и способствуют становлению рефлексивной деятельности школьников».[1]

В программе УМК « Начальная школа XXI века» под ред. Н. Ф. Виноградовой сформулированы современные требования к образованию младшего школьника:

* Общая культура и эрудиция ребенка, способность самостоятельно применять и добывать знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях.

* Сформированность ведущей деятельности младшего школьника, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию

Актуальность проблемы формирования самостоятельности у учащихся объясняется и приоритетными задачами, стоящими перед учителями начальных классов:

- обучение учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения;

- оценивать результаты своих действий ( самопроверка, самоконтроль, самокоррекция)

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Важно научить школьников учиться вместе. Чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща. Важно, чтобы в команде каждый ее член усвоил учебную информацию, чтобы вся группа была

заинтересована в этом.

Задачи групповой работы:

- Активизация познавательной деятельности.

- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.

- Развитие умений успешного общения, что способствует совершенствованию межличностных отношений в классе.

Задачи групповой работы решают проблему развития метапредметных УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. Групповое обучение

привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать,

что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия. Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и

приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности

урока и проводимых мероприятий. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно- ориентированной развивающей модели массовой начальной

школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию творческих

способностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой. Моя задача сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения мною новых педагогических подходов и технологий Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы – это требование времени, а не дань моде. И в этой связи представляется не

совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в школе групповая работа. В связи с этим значение групповой работы трудно переоценить. Она активизирует учение школьников, создает широкую

наглядно чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка. Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности - группы сотрудничающих между собой учащихся. В этих условиях младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем

развитии - индивидуального субъекта учебной деятельности. По данным исследователей, эта ступень достижима лишь за пределами начальной школы, причем при условии специальной работы, иначе учебная деятельность может

оказаться несформированной и к концу обучения в средней школе. Большое значение имеет групповая работа в воспитании у детей гуманистических качеств личности, освоении ими нравственного опыта поведения, формировании

положительных мотивов учения.


3. Теоретическая база опыта.

За годы работы, находясь в постоянном творческом поиске, я стараюсь сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой.


Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали

современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, технологи уровневой дифференциации, мнемонические, здоровьесберегающие, игровые, проектного обучения. В своей педагогической деятельности активно использую технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – главным образом технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как

приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.

Групповые виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают

учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к

обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала. При построении учебного сотрудничества детей я учитываю, что такой формы общения в детском опыте еще не было, поэтому ее надо культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык.

Прекрасный помощник при организации групповой работы – книга Г. А. Цукерман и др. «Введение в школьную жизнь». Также я использую при подготовке к занятиям следующую литературу:


1. Герасимова, О.В. Групповая работа на уроке истории как

средство развития коммуникативных универсальных учебных

действий школьников / О.В. Герасимова // Начальная школа

плюс до и после.- 2011.- №5.- С.75-78


2. Групповая работа как форма организации деятельности

младших школьников. Режим доступа:

[http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1251]


3. Групповые формы работы, как возможность организации

деятельностного обучения на уроке. Режим доступа:

[http://psh.tom.ru/index.php/component/]


4. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм

деятельности учащихся на уроке / А. Золотухина // Математика.

Газета Изд. дома "Первое сентября".- 2010.- №4.- С.3-5


5. Использование групповых технологий на уроках в начальной

школе: Презентация. Режим доступа:

[http://myshared.ru/slide/41841]

6. Опыт организации групповой работы на уроках. Режим

доступа:[http://eidos.ru/journal/2008/1218.htm]


7. Организация групповой работы на уроках в начальной

школе. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/node/118806]


8. "Реализация идей педагогики сотрудничества для создания

комфортных условий обучения младших школьников

посредством групповой формы организации обучения". Режим

доступа:[http://irina78-msk.narod.ru/index/0-6]


9. Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших

школьников / Т.П. Савушкина // Завуч начальной школы.- 2008.

- №4.-С.67-116

Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы: класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек; каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное; внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и

т.п.); процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками; выработанные в группе решения обсуждаются всем классом. /Х.И.Лийметс. Групповая работа на уроке. - М. 1975/

Из принципов групповой работы видно, что для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это

принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить, какие виды заданий будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задания (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.).

Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:

по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;

содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций.

Чем более трудным является задание, тем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.

Одно из важных условий эффективной организации групповой

работы — правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенные группы), или по разнородности (гетерогенные группы) учебных успехов. Гомогенные группы

могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников (хотя группа, состоящая только из слабых учеников себя не оправдывает). Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. При комплектовании групп важно учитывать характер

межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает

психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх». /Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых.-М.,1985, с.119/


4. Технология опыта

Система конкретных педагогическихдействий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Применение современных образовательных технологий в процессе обучения помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия,

самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний. Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности,

как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.

Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее

формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся

начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Применять групповую работу я начала с 1 класса. Первым этапом было сплочение группы Использовала игры и элементы психологического тренинга при изучении характера детей.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…».

Цель: узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Участники выстраиваются в два круга (внешний и внутренний) лицом друг к другу. Количество детей в кругах одинаковое. Участник, который стоит во внешнем круге говорит своему партнеру из внутреннего круга фразу, которая начинается со слов: Мы с тобой похожи тем, что…» (например, что мы живем

на одной улице). Участник внутреннего круга отвечает: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» (например, что у нас разный рост). Затем по команде учителя участники внешнего круга передвигаются по часовой стрелке, меняясь партнерами. Так продолжается пока все участники внешнего круга не

повстречаются с участниками внутреннего круга. После завершения упражнения каждый участник рассказал, что он нового узнал о своих партнерах.

2. Игра «Чувство по рукам» позволила определить тактильные контакты.

3. Для поддержания группового единства я проводила игру «Путанка». Водящий выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться. Когда образовалась путанка, водящего приглашают в комнату. Он распутывает, также не разжимая рук у

запутавшихся.

4. На первом этапе образования групп проводилась «Коллективная сказка». Учащиеся получили задание придумать сказку. Каждый участник должен добавить слово или новое предложение. Оценивается коллективный замысел. Эта игра дала мне возможность получить хорошую информацию о

детских конфликтах и ожиданиях.

5. Для получения обратной связи я использовала игру «Модифицированное зеркало». Водящий изображал кого-то из членов группы, а группа угадывала, кого изображает водящий.

Все эти мероприятия помогли мне сплотить коллектив и лучше узнать каждого ребенка. Дети стали чувствовать себя комфортней, раскрепощенней. Поняли, что каждый из них индивидуален, но вместе они сильнее. А в группе каждому

найдется свое интересное дело по темпераменту, по способностям, по увлечениям.

После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на

собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и

на примере показываем как нужно работать.

Следующий этап:

1. необходимо учить детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий. Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе учащихся. Здесь можно использовать следующие приемы:

- в случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе

помощника;

- для оценки своего ответа ученик сам назначает "учителя";

- вводятся приемы несловесного общения: значки "+" - согласен,

"-" - не согласен, "?" - не понял, используются жесты, кивки и

наклоны головы;

- организуются игры, развивающие умение слушать другого (например, "Снежный ком": первый ученик называет какое-либо слово (число), другой должен повторить это слово и назвать свое, третий повторяет оба слова, названные предыдущими учениками, и называет свое).

2. Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг

другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в

начале урока). Сначала эти упражнения могут быть такого вида:

- Договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы. Создайте узор из красок зелёного и красного цвета, раскрасьте. Варежки должны быть одинаковы.

- Договоритесь и раскрасьте части пирамиды. Наклейте на шаблон.

- Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую.

3. Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их:

- Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала.

- Скажи напарнику, как ты его понял.

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них.

- Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них.

- Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу. Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока. Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг

друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

При изучении на уроках природоведения, чтения объёмных, насыщенных фактическим материалом текстов, можно использовать приём “Чтение. Суммирование в парах”. Суть приёма заключается в следующем:

1. Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2, 3, 4 и т.д.

Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста: каждая пара работает над одним из отрывков, затем представляет его всему классу, выслушивает отчёты о работе всех других пар.

2. Далее каждая пара получает отрывок из текста, который разбит на две части. Учащиеся в паре читают весь отрывок. Первый участник пересказывает 1 часть (его роль – докладчик), второй участник (оппонент) задаёт вопросы, подготовленные к этой части. Затем участники, меняясь ролями, работают над 2

частью.

3. На следующем этапе пара суммирует полученную информацию и готовит презентацию своего отрывка. Это может быть пересказ, развёрнутый план, опорный конспект, таблица.

Пара, которая работала с таким же отрывком, предлагает свою версию презентации.

4. Результаты работы озвучиваются последовательно, таким образом, идёт работа над всем текстом.

Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для

формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия. Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.

После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.

Третий этап – это групповая работа. Прежде чем перейти к ней, мы с ребятами установили правила работы в группе:

Смотреть на собеседника при разговоре.

Говорить тихо, чтобы не мешать одноклассникам.

Говорить только по делу.

Внимательно слушать ответ.

Обращаться друг к другу по имени.

Полное внимание к однокласснику;

Серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

Терпимость, дружелюбие:

Никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Так как обучающиеся не работали в группах, вместе с 2-мя детьми я показала весь ход работы, обращая большое внимание на взаимодействия. Главное разбирать не ошибку задания, а ход взаимодействия. Типичные ошибки:

- «Неверное» общение - это типичный детский спор: «Я прав!»,

«Нет, я!».

- Отношения ученика, который ничего сам не делает и рад, когда за него выполняют другие.

В ходе разбора данных задач, дети сами пришли к выходу из таких ситуаций.

Следующий момент, который требует внимания учителя, - это подбор детей в группы. Стараюсь объединять детей с учетом их личных склонностей. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый,

доброжелательный партнер. Двух озорников объединять опасно. Если соединить детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, учителю

труднее. Хотелось бы порекомендовать остановиться на такой форме подбора членов групп: организатора (капитана, руководителя) каждой группы назначает учитель из числа наиболее способных учащихся. Далее называются 4-5 человек

примерно одинакового уровня знаний (в зависимости от количества уч-ся в группе). Каждый организатор выбирает одного ученика к себе в группу из названных учителем, каждый раз отбирая по одному ученику. Таким образом, распределяются между собой сильные и слабые ученики, и группы получаются

равносильные. Для того, чтобы группы срабатывались, нужныминимум 5-6 занятий. Потом можно группы переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами.

Разделение класса на группы – это важный момент в

организации работы. Способов разделения существует

множество:

- По желанию

- Случайным образом

- По определенному признаку

- По выбору «лидера».

- По выбору педагога.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

- Разделитесь на группы по … человек.

- Разделитесь на … равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже

враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда

перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны,

может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами».

Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй

план. В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест уч-ся в классе. Для парной работы удобны обычные ряды, для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый

ребенок видел своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп (чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их

размещения, работу. «Мы группа, значит, мы способны действовать», - говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы. Организуя работу в группах нужно, чтобы каждый ее член выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание.

Возможны следующие ролевые функции:

Писарь – записывает решение;

Докладчик – рассказывает у доски решение группы;

Контролер – распределяет роли, следит за временем,действиями всех членов группы.

Кроме этого, группа может выполнять общее задание, но каждый член делает часть общей работы независимо друг от друга. Такую работу я часто использую на уроках технологии, так как она экономит время. Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.

Хотелось бы дать несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы:

нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят

вместе работать;

разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет

работать один;

групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II

классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума(обыкновенный колокольчик);

нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

Как объединять детей в группы.

- самому слабому нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный;

- упрямцу полезно соперничать с упрямцем;

- двух озорников соединять вместе опасно, но при правильном

подходе они будут работать;

- самых развитых детей не следует надолго объединять со слабыми, им нужны равные;

- не следует создавать группы с детьми со слабой самоорганизацией

Основная моя задача – научить учащихся работать в группах: в статической и динамической паре, в группе из 2-3человек.

Работа в парах направлена на сдачу тем по индивидуально- ориентированным учебным планам, взаимопроверку самостоятельно выполненных заданий, взаимотренаж. При организации занятий в группах по 2-3человек я стараюсь чётко отрабатывать роль каждого ученика: роль «рассказчика», роль «строителя», роль «прогнозиста», роль «провокатора», роль «игротехника». При такой организации групповой работы у учащихся, начиная с начальной школы, формируется социальный опыт общения друг с другом, умение вести диалог,

терпимо относиться к чужому мнению. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения.

Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. Чтобы обучающемся легче было научиться работать в группе, первые две недели детей не пересаживала. Затем стала использовать различные способы распределения обучающихся по группам: «Найди пару»

На парту каждому обучающемуся кладу лист, на котором написано слово. По моему сигналу ребята читают слова по цепочке и определяют признак, на какие группы им надо разделиться.

«Поздравительная открытка»

Раздаю несколько старых поздравительных открыток, разрезанные на две половинки. Каждый ученик вытаскивает свою половинку и ищет того, у кого такая же половинка. Они становится партнерами при работе в группе.__

«Имена»

Пишу имена учеников на листочках. Беру листочки с именами половины класса и прошу оставшуюся половину учеников вытащить листочки наугад. Ученики объединяются для работы в парах с тем, чье имя они вытаскивают.

«Волшебные карандаши»

Беру карандаши или фломастеры разных цветов и раздаю их ученикам. Те, кто достали карандаши одного цвета, работают в паре вместе.

«Домашние животные»

Каждому ученику даю карточку с названием домашнего животного. Они воспроизводят звук, который издает это животное и ищут в классе тех учеников, которые тоже издают этот звук.

«Решение примеров»

На половине карточек пишу математический пример, а на другой – ответ на него или способ его преобразования. Например, на одной карточке написано 5+3, а на другой 8

Приведу примеры групповой работы: «Мозговой штурм», игра

«Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Смотр

знаний», «Пазлы», прием «Зигзаг» и другие. Дадим краткую

характеристику некоторым из них.

Мозговой штурм.

Используется для генерации идей. Соблюдается жесткий регламент.

Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).

После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы

предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе

предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг».

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей

экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему

новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил. В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4

классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

Примерные правила совместной работы:

Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают

учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к

обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала. Вводя новую форму сотрудничества, первоначально

я даю ее образец, при этом внимание надо акцентировать на формах взаимодействия – речевых клише: «Ты согласен?», «Не

возражаешь?» и т. д. Это вопросы запуска дискуссий, которыми каждая группа пользуется при работе. По-настоящему образец будет освоен детьми только при разборе двух-трех ошибок. Но при этом надо разбирать не содержательные ошибки, а ход взаимодействия («Ваша группа доброжелательно, терпеливо

работала и т. д.). Оценивать следует общую работу группы, а не давать ученикам, работающим вместе, разные оценки. Необходимо отметить эффективность групповой работы на разных этапах урока: актуализации знаний, открытия нового знания, формирования и систематизации знаний, а также рефлексии. Приведу примеры отдельных этапов урока, где используется групповая работа:

Актуализация знаний.

«Классная перестрелка». Ребята обмениваются тетрадками и проверяют письменное домашнее задание. Изученный ранее материал рассказывают друг другу.

Метод «Четыре шляпы». Использую на уроках литературного чтения.

На уроке делю детей на 3 группы. Они сами по жребию выбирают себе шляпу, назначают капитана группы.

ЖЁЛТАЯ: группа находит положительные, позитивные моменты в рассказе.

СИНЯЯ: группа пытается отыскать отрицательные, негативные моменты в рассказе.

КРАСНАЯ: группа определяет эмоциональную сторону рассказа, какие эмоции, кто и когда испытывал в рассказе.

Такую работу можно проводить на любом этапе урока и с любым произведением прозы, детям очень нравится.

Изучение нового материала.

«Яркое пятно». Учитель сообщает интересный факт, что настраивает обучающихся на принятие темы.

«Помощники». При изучении нового материала ученики оформляют ее в такой форме, которая им поможет лучше запомнить и вспомнить на уроке.

«Ловушка». Учитель дает несколько заданий, одно из которых выполнить не получается. Это нацеливает ребят на изучение материала.

Этап формирования и систематизации знаний.

«Блиц опрос». Группы задают вопросы друг другу по изученной теме.

«Часики». Ученик по очереди по часовой стрелке высказывают свое мнение по изученной теме.

«Я - мы - все». Каждый ученик получает задание и работает самостоятельно. Затем обсуждают полученные результаты в парах. В конце свои материалы обсуждают в группе.__

«Радуга». На листе ватмана каждый ученик разными цветами пишет в 2-3 словах, что он усвоил на уроке.

Сценарий урока литературного чтения – 3 класс.

Актуализация знаний.

– Сегодня мы проведем урок-обобщение по теме: «И кот ученый свои мне сказки говорил…». Для этого мы разобьемся на группы и узнаем, кто внимательно читал сказки. Самая лучшая группа получит грамоту «Лучший знаток сказок». Перед вами карточки, на которых написаны герои сказок. Прочитайте их по цепочке и объединитесь в группы по признаку:

Лизавета Ивановна, Степан, оловянный солдатик, Котофей Иванович, Евдоким, танцовщица, черный тролль, Михайло Иванович, помещик.

Учащиеся объединяются в группы по названию сказок.

Беседа.

— Сегодня мы с вами попробуем обобщить все, что вы знаете о сказках. Что мы называем сказкой? (Это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает.)

— Когда появились сказки? (Много веков назад, когда люди не умели читать и писать)

— Какова главная тема сказок? (Борьба добра со злом.)

— А кто много веков назад сочинял сказки? (Простой народ.)

— Какие виды сказок вы знаете? (Сказки о животных, бытовые, волшебные.)

— О каких животных сочинял сказки русский народ? (О тех, которые жили рядом, о лисе, волке, медведе, зайце.)

— А как животные в сказках ведут себя? (Животные в сказках говорят, как люди. Их повадки напоминают людские привычки, свойства характера).

Закрепление знаний.

Работа в группах.

- Каждой группе я предлагаю выполнить тест «Мои любимые сказки». Чья группа выполнит задание первой, поднимает сигнальную карточку.

Тест «Мои любимые сказки».

Выбери и подчеркни правильный ответ.

1) Как звали девочку, прилетевшую из Канзаса в Волшебную страну: Элли, Полли, Долли, Молли?

2) Как звали тетю Тома Сойера: Тетя Эрма, Тетя Сарра, Тетя Полли, Тетя Мэри?

3) Автор книги «Мышонок Пик»: Гаршин, Бианки, Пришвин, Аксаков.

4) Как звали волшебника Изумрудного Города: Гудвин Злой и Страшный, Гудвин Великий и Ужасный, Гудвин Толстый и Добрый, Гудвин Тонкий и Хитрый?

5) На какие камушки были похожи ядра, которые вынимала белочка из орешков: на рубин, на изумруд, на алмаз, на лазурит?

6) Руслан сражался с волшебником по имени: Балтимор, Черномор, Синемор, Беломор.

7) «Приключения Незнайки» написал: Бажов, Носов, Пушкин, Некрасов.

8) Поэма Пушкина называется: «Руслан и Людмила», «Иван да Марья», «Мы с Тамарой», «Том и Джерри».

9) Какое было прозвище у Финиста: Ясный Сокол, Могучий Орел, Черный Ворон, Острый Глаз?

10) Как звали девочку, попавшую в королевство кривых зеркал: Надя, Оля, Галя, Соня?

11) Имя той, у которой «месяц под косой блестит…»: Царевна Лебедь, Речная царевна, Морская царевна, Царевна Ночи.

12) Из какого полена папа Карло вырезал Буратино: осиновое, березовое, сосновое, дубовое?

13) Сколько хвостов было в плетке Карабаса-Барабаса: семь, пять, восемь, шесть?

14) Какая была фамилия у Пеппи: Длинныйчулок, Зеленыешорты, Короткаяюбка, Рыжиебрюки?

15) Как стали звать Страшилу после того, как он получил мозги: Умный, Мудрый, Находчивый, Смышленый?

16) Какой город построил Гудвин: Рубиновый, Янтарный, Изумрудный, Бирюзовый?

17) Какой танец танцевала птичка на лужайке в ранний час: мазурку, польку, вальс, галоп?

18) Что Муха купила на базаре: самосвал, самовар, самолет, самокат?

19) Как звали доброго доктора: Неболит, Ойболит, Айболит, Охболит?

20) Кто сдавал в багаж диван, чемодан, саквояж: мама, папа, дама, тетя?

Проверка тестов и выставление баллов.

Подготовка к сочинению.

– Что вы знаете о сказках?

– Прочитайте задание на с. 49.

– Какую сказку вы будете сочинять: волшебную, бытовую или сказку о животных? Определите сюжет (последовательность событий).

– Выберите героев, подберите им имена.

– Чему учит ваша сказка?

– Расскажите себе свою сказку шепотом.

– составьте самое главное и запишите сказку.

(работа в группах)

Презентация сказок.

Чтение сказок учащимися 3 групп по очереди.

- Какова мораль ваших сказок? (Ответы детей)

VI. Рефлексия.

– Ребята, давайте подведём итог нашей работы. Почему дети и взрослые любят сказки?

– Чему учат сказки?

- Что особенно понравилось на уроке?

- Какая работа вызвала интерес?

– Подведите итог работы в группе.

Оценка работы группы. Листы самооценки вывешиваются на

доску.

Награждение самой активно группы грамотой «Лучший знаток

сказок»

Домашнее задание: выполнить рисунки к своим сказкам.

Русский язык.

Задание на доске: Рука, ручка, приручить.    

                               Крикун, крик, кричать.

- Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов отвечают на вопросы кто? или что?, а какие - на вопросы что делать?или что сделать?.

Когда дети готовы они поднимают сигнальную карту зелёного цвета.

- Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:

- Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.

Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно.

Следующий этап: 

  1. Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).        Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока).

  1. Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их:

- Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала.

 -Скажи напарнику, как ты его понял.

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них.

- Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них.

-Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.

Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.

Упражнения в учебнике расположены так, что часто предлагаются несколько однотипных упражнений с одинаковыми заданиями. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.

Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

При изучении нового материала  учитель может заготовить дидактические карточки. Дети работают по знакомому им алгоритму.

Окружающий мир.

Задание на карточках:

1-й вариант: Роли дождя и ветра в жизни человека, растений, животных. Учитель предлагает рассмотреть картинку на с. 26 учебника, объяснить, почему растения и животные радуются дождю.

2-й вариант: Причины возникновения дождя и ветра.

Эффективно проходит повторение и  закрепление учебного материала. Учитель готовит дидактические карточки, причем обе карточки составляются так, что они дополняют друг друга, включая все вопросы повторения. Закончить повторение можно фронтальной работой: вызвать любую пару к доске и выслушать их.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.


Таким образом, можно отметить положительные стороны групповой работы :

- грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося

- формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;

- в результате общения достигается взаимопонимание, столь

необходимое для развития личности;

- учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;

- у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);

- для решения большинства задач необходима работа всей группы;

- какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;

- улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;

- не дает возможности спрятаться, задействованы все;

- вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;

- совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

1. Он может контролировать.

2. Организовывать.

3. Оценивать работу учеников.

4. Участвовать в работе группы.

5. Предлагать участникам разные варианты решений.

6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

- Задания, которые требуют выполнения большого объема работы;

- Задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;

- Задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

- Содержание работы должно быть интересно детям.

- Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

- Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний. Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно

должен задавать вопросы:

- Что ты узнал на уроке?

- Чему научился?

- За что себя можешь похвалить?

- Над чем еще надо поработать?

- Какие задания тебе понравились?

- Какие задания оказались трудными?

- Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

Чтобы научить самооценке на начальном этапе, после ответа ученика учитель должен спрашивать его:

- Что нужно было сделать в этом задании?

- Какая была цель, что нужно было получить?

- Удалось ли получить результат?

- Найдено решение, ответ?

- Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?

- Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)?

Как ты оцениваешь свою работу?

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания: -постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); -инструктаж о последовательности работы; -раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

- знакомство с материалом, планирование работы в группе; -распределение заданий внутри группы; - индивидуальное выполнение задания; -обсуждение

индивидуальных результатов работы в группе; -обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); -подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть. -сообщение о результатах работы в группах; -анализ познавательной задачи, рефлексия; -общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.


5. Анализ результативности.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. Работа в группе очень эффективная форма обучения. Вот что получается, когда дети в процессе обучения объединяют свои усилия в решение учебных задач:

- на формирования понятий, умений, навыков тратиться меньше времени, возрастает и объём усваиваемого материала, и глубина его понимания;

- уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (не остаётся учеников, не работающих на уроке);

- ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;

- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- сплоченность класса резко возрастает; дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

- в то же время растёт и самокритичность: ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует; дети, помогавшие в учебе своим товарищам, с большим уважением, менее потребительски относиться к труду учителя; они приобретают навыки необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей, гуманистические мотивы поведения; учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся, учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, уделять большее внимание «слабым»; воспитательная работа учителя становиться необходимым

условием группового обучения, так как все группы в своём становлении проходят стадию конфликтных отношений; происходит развитие речи учащихся, в частности, диалогической речи.

Умение работать в группах позволило детям стать активнее, повысилось их участие в конкурсах, проектах, выставках. Доля участия обучающихся2 и 3 класса в проектах и конкурсах в течение 2011 – 2015 гг.


№ п/п

Название конкурса

Учебный год

Класс

Ф. И. уч-ся

Результат

1.

Всероссийская

лингвистическая игра-конкурс «Русский медвежонок»

2011 -2012 г.

3

Ломаткина Д.

72 балла-Сертификат


№ п/п

Название конкурса

Учебный

год

Класс

Ф. И. уч-ся

Результат

1.

Всероссийская

лингвистическая игра-конкурс «Русский медвежонок»

2012-

2013 г.

4






Ломаткина Д

65 баллов- Сетификат



2.

Всероссийская

лингвистическая игра-конкурс «Русский медвежонок»

2012-

2013 г.

4

Вахрушев В.

39 баллов- Сертификат


№ п/п

Название конкурса

Учебный год

Класс

Ф. И. уч-ся

Результат

1.

Всероссийская

лингвистическая игра-конкурс «Русский медвежонок»

2014- 2015 г.

2






Чадина Алина

85 баллов

Сертификат


2.

Всероссийская

лингвистическая игра-конкурс «Русский медвежонок»

2014- 2015 г.

3.

Лоскутов Денис

56 баллов

Сертификат


В муниципальных конкурсах:

№ п/п

Название конкурса

Учебный год

Класс

Ф. И. уч-ся

Результат

1.




Муниципальный фестиваль детского творчества «Город моего детства»

2010-2011

2

Маркин Сергей

Победитель в номинации «Дебют»

2.


Муниципальный конкурс «Новогодняя игрушка»




2012-2013

4

Захаров Захар,

Созник Вадим

Участники конкурса

3.

Соревнования на первенство Рузаевского муниципального по легкоатлетическому многоборью «Шиповка Юных»

2013-2014

4

Велин Александр

2 место


В конкурсах на уровне образовательного учреждения.

№ п/п

Название конкурса

Учебный год

Класс

Ф. И. уч-ся

Результат

1.

Смотр строя и песни «Слава защитникам Отечества»


2011-2012

3

Весь класс

3 место

2.

Смотр строя и песни «Слава защитникам Отечества»


2012-2013

4

Весь класс

1 место

3.








Конкурс стихов «Их помнит вся Россия», посвященный солдатам воевавшим в Авганистане

2013-2014

1

Пушкин Михаил

Грамота за участие-

4.



Конкурс рисунков

«Сочи. Олимпиада 2014»,

«Полиция и дети»,

«Я голосую за…»

2013-2014

1

Чадина Алина,

Пушкин Михаил

Грамота за участие-

5.






Конкурс «Новогодняя газета» и «Новогодняя игрушка»


2014-2015

2 и 3

Чадина Алина

Кузнецова Мария

Весь класс

Грамота

Грамота


Грамота

6.





Смотр строя и песни, посвященный 70-й годовщине Великой Победы

2014-2015

2 и 3

Весь класс

1 место

7.






Конкурс чтецов, посвященный 70-летию Победы в ВОВ и Году литературы

2014-2015

2

Бердиев Али

Номинация «В нашем сердце Победа»- победитель (Свидетельство)

8.






Конкурс чтецов, посвященный 70-летию Победы в ВОВ и Году литературы

2014-2015

3

Каланов Дмитрий

Номинация «В нашем сердце Победа»- победитель (Свидетельство)

9.







Конкурс патриотической песни, посвященный 70-летию Победы в ВОВ

2014-2015

2 и 3

Весь класс

Номинация «Инсценировка песни» - победители (Грамота)

10.


Конкурс рисунков «Солдату Великой Победы»

2014-2015

2 и 3

Пушкин Михаил, Чадина Алина, Беськаев Андрей

Грамоты за участие



Дети выполнили ряд тематических проектов на темы: «Профессии», «Мое имя», «Правильное питание», «Моя Родина», «Костюм моего народа». Уверенно, без стеснения они выступали перед коллективом. Таким образом, преимущества групповой работы явны: дети приобретают важные навыки жизни; улучшается успеваемость; соблюдается дифференцированый подход; укрепляется дружба;

улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в классе; учащиеся усваивают больший объем материала; появляется возможность избежать негативных сторон соревнования; между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения; реализуется принцип деятельности; порождается взаимная ответственность, внимательность, формируется интерес к работе товарища; работа в группе помогает ребенку проявить себя; упрощается процедура проверки работ; объем домашнего задания становится минимальным.

Надеюсь, что использовав на уроках групповые формы обучения, мои ученики на уроках будут говорить больше, чем я сама, смогут свободно выражать свое мнение. И ни один ученик не останется на уроке без участия. Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. Позиция учителя и ученика равная. И лишь одно различие: один - познает, а другой- помогает ему в познании, имеет определенный жизненный

опыт, которым он может поделиться. Организация групповой формы работы, новые подходы во взаимоотношениях учителя и ученика позволяют на практике реализовать субъектные отношения в учебном процессе. Учитель должен помнить, что ребенок восходит к самому себе, учась понимать других и

окружающий мир, раскрывая в себе способности и таланты. Навыки взаимодействия, которые получает ребенок в школе, обеспечат ему всестороннюю социализацию в мире взрослых людей, возможность свободно вступать в диалог, четко излагать свои мысли, свою точку зрения, слышать собеседника, быть терпимым к замечаниям. По словам О. Мандельштама, "Каждый человек, как буква в алфавите, чтобы образовать слово, надо слиться с другими".


6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Групповая работа на уроках весьма привлекает младших

школьников, а также учителей, работающих с ними. Однако, как

показывает практика, первый опыт ее организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Одна из причин таких неудач - недооценка роли групповой работы в

учебном процессе, рассматривание ее лишь как способа разнообразия организации учебной работы на уроке.

Между тем групповая работа - это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность групповой работы обеспечивается такими ее признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися (дети

выполняют учебное задание совместно в составе малой группы) и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство же деятельностью каждого ученика осуществляется самими

детьми внутри группы. Каковы "минусы" и трудности организации групповой работы на уроке?

Часто учащихся объединяют в группы по принципу "сильный - слабый". При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более

успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации - надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой "участок работы" и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания. Ещё один способ максимально активизировать всех учеников в группе: вначале предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение (не вынося критических оценок) и в конце выработать одно решение от группы.

Недостатки группового обучения:

- в группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая оценка для всех участников группы не будет отражать вклад определенного ученика;

- могут оказаться неодинаковыми по силе и группы в целом;

- учебный материал, в результате - слабые ученики с трудом усваивают, а учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном.

- сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях;

- трудность объективного оценивания каждого участника при выполнении групповой работы.

Всегда ли применима групповая форма работы на уроке?

Безусловно, нет. Прежде всего, для такой работы необходим определённый уровень интеллектуального развития, от которого зависит не только усвоение заданного содержания, но и рассмотрение его в разных аспектах, что может обеспечить выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним,

развитие и анализ гипотез других участников. Важным также является определённый уровень компетентности в учебном предмете, что позволит ученику справиться с поставленной задачей. Необходимо учитывать и уровень познавательной активности, то есть любознательность, интерес к окружающему

миру, потребность в открытии нового, в интеллектуальном напряжении. И, наконец, немаловажным является социометрический статус ученика (его авторитет среди одноклассников), поэтому желательно, чтобы в каждой рабочей

группе были ученики с достаточно высоким статусом и принимающие такую форму работы.

Также необходимо оговорить, что процесс выполнения задания в группе должен осуществляться на основе обмена мнениями, оценками. Или другой вариант: каждый ученик получает своё задание, от успешности выполнения которого будет зависеть общий результат и оценка работы группы. И здесь важно, чтобы

другие члены группы не брали на себя выполнение тех частных задач, с которыми не справились другие, а оказывали лишь частичную консультативную помощь в выполнении отдельного фрагмента.

Как подвести итоги?

В конце занятия, выработанные каждой группой решения обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп.

Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.


7. Адресные рекомендации по использованию опыта

В современном обществе существует проблема толерантности. Люди часто проявляют нетерпимость друг к другу из-за принадлежности к разным слоям общества, из-за расовых и религиозных разногласий, из-за различных взглядов на окружающую действительность и по многим другим причинам. Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических

ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе. Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.

По распространению опыта проводятся семинары школьного методического объединения , на которых идет обмен опытом по использованию методических приемов по изучению этой интересной темы. Опыт моей работы, представлен на личном сайте: http: //www gircheva.my1.ru и на http: //www numi.ru/38928

школьном сайте: http: //www. Schoolrm.ru МБОУ «Пайгармская СОШ»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гирчева Людмила Викторовна

Дата: 18.09.2020

Номер свидетельства: 557809


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства