Просмотр содержимого документа
«Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Черба Н.Н.»
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ № 5»
Черба Нины Николаевны
Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса
В настоящее время, когда глубокие преобразования происходят во всех сферах жизни общества, особенно актуально встал вопрос формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.
В связи с модернизацией системы образования произошел резкий «рывок» в сторону интеллектуализации учебного процесса, развития лидерских качеств у каждого ребенка и уменьшился акцент на формирование нравственных ценностей личности. Педагоги пришли к осознанию того, что знания не ведут человека автоматически к пониманию смысла жизни, не делают его духовным. Несмотря на то, что работа в области нравственного воспитания учащихся ведется на уроках родной речи, литературы и других предметах, тем не менее, данное направление не систематизировано. В настоящее время в массовой школе остро стоит проблема разработки и внедрения целенаправленной системы по формированию нравственных ценностей. Развитие основных черт духовного мира ребенка, его нравственного облика необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы личности и особенности характера человека. Нравственные понятия и категории, принятые ребенком, становятся фактором и условием, обеспечивающим нравственную устойчивость личности, а сама устойчивость достигается через включение в процесс нравственного развития субъекта, когда он сам инициирует и организует процесс своего учения. Важная роль в этом процессе отводится начальной школе. Согласно JI.C. Выготскому, именно в младшем школьном возрасте закладываются основы нравственного облика, качеств личности школьника. Не сформированные своевременно эти свойства не только препятствуют развитию личности, но и могут послужить причиной отклонения в развитии в подростковом возрасте, проявляющемся в асоциальном поведении.
Таким образом, формирование духовно-нравственных ценностей личности в младшем школьном возрасте представляет собой
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Основная образовательная программа начального общего образования в условиях внедрения Государственных стандартов второго поколения определяет ключевой задачей формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся. (п.6)
Одной из основных предметных областей в Стандарте обозначено духовно-нравственного развитие, воспитание обучающихся. (пункт 19.3)
п/п
Предметные области
Основные задачи реализации содержания
4
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России
Кроме того, данный пункт затрагивает внеурочную деятельность, где духовно-нравственному развитию личности отведена одна из главенствующих ролей.
Это есть запрос государства на подготовку подрастающего поколения
Кроме того, изучение социального заказа родителей МБОУ "СОШ № 5" при четком формулировании вопроса о том, что должна воспитывать школа, позволило определить приоритеты воспитания. Родителям было предложено сформулировать свое мнение о том, какие качества личности необходимо формировать в процессе школьного обучения и расставить их в порядке значимости. По мнению родителей, школа должна формировать в детях: 1) нравственные качества; 2) культуру поведения; 3) навыки общения.
Теоретическая база опыта
Теоретической основой педагогического опыта явились работы, рассматривающие:
- проблемы развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Э.М. Александровская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.В. Гамезо, Р.Г. Гурова, В.В. Давыдов, А.А. Деркач, А.В. Иващенко, А.И. Крупнов, Н.Ф. Талызина, Л.М. Фридман и др.);
- проблемы нравственного воспитания в ряде концепций воспитания личности: исторически сложившихся (А.Ф. Афтонасьев, В.Г. Белинский, И.И. Бецкой, И.Ф. Богданович, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Н. Енгалычев, П.Ф. Каптерев, А.Г. Ободовский, А.Н. Острогорский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.А. Ширинский-Шихматов, И.М. Ястребцов и др.) и современных (О.С. Богданова, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, Б.З. Вульфов, О.С. Газман, И.М. Ильинский, И.С. Марьенко, В.М. Коротов, Н.Е. Щуркова и др.);
- современные подходы к проблеме классификации нравственных ценностей (В.А. Блюмкин, А.В. Иващенко, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, Г.П. Савкина, В.А. Сластенин, Н.В. Фролова, И.Ф. Харламов, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.).
Проблема формирования духовно-нравственных ценностей у детей стала предметом научных изысканий в различных областях. Социально-психологические аспекты исследования ценностей исследуют А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, М. Рокич, С.Л. Рубинштейн и др., включая авторов занимающихся проблемой социализации через ценности: Л.С. Выготский Н.С. Морова, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов.
Исследования отечественных ученых в области ценностных отношений проводятся преимущественно в культурологи: Г.А. Аванесова, Н.В. Барышников, А.П. Грушевицкая, Б.С. Ерасов, М.Н. Кузьмин, В.Г. Николаев, Э.А. Орлова, В.Д. Попков, В.М. Садохин, филологической сфере: Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, А.А. Леонтьев, этнопсихологии и этнопедагогике: Н.М. Лебедева, С.В. Лурье, Т.Н. Петрова.
Существует взгляд на культуру как на ценность, выполняющую межпоколенную связь: В.В. Давыдов, А.Е. Леонтьев, Н.А. Шагаева и др.
Вариативность отражения культур в содержании образования глубоко исследована М.М. Бахтиным, М.Н. Скаткиным, И.Я. Лернером, И.С. Ледневым и др. Они расширили образование до элементов творчества (направленного на развитие) и эмоционально-ценностного отношения (направленного на воспитание).
Проблемы психолого-педагогической взаимосвязи культуры и образования в современном поликультурном обществе исследуются С.В. Беловой, Н.М. Борытко, В.П. Ватаман, В.И. Волынкиным, Б.В. Кайгородовым, Н.М. Лебедевой, Г.В. Палаткиной, Т.Н. Прохоровой и др.
Технология опыта.
Система конкретных педагогических действий,
содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Актуальность проблемы, её практическая значимость, недостаточная методическая разработанность определили направление педагогического опыта - формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника.
В процессе работы будут реализованы направления:
раскрывать учащимся содержание общечеловеческих нравственных ценностей и обосновывать их значение для общества в целом и для личности каждого ученика в отдельности;
добиваться превращения общественных норм и правил поведения в глубокие личные убеждения учащихся, в их действенно – волевую сферу;
прививать школьникам добросовестное и постоянное выполнение нравственных норм и правил поведения дома, в школе, в общественных местах;
воспитывать невосприимчивость к аморальному поведению в учебной, трудовой, общественной деятельности, в личных делах и поступках учащихся.
Обращение к опыту духовно – нравственного воспитания в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно необходимо, так как общество и государство нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты содержания образования.
Духовно – нравственное воспитание ребенка должно быть начато как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учетом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания.
Работа по православному воспитанию не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет педагогический процесс и вносит в жизнь младшего школьника особую одухотворенность.
Прежде,чем начать работу в данном направлении, мы пытались изучить отношение родителей к данной проблеме. Анализируя ответы родителей, пришли к выводу, что, несмотря на различные мнения, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности.
Проведенные анкетирования, беседы, консультации, встречи с родителями показали, что у родителей мало знаний (или совсем отсутствуют) о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике.
Учитывая значимость и актуальность этой темы, определили основную цель своей работы:
- содействовать целостному духовно - нравственному и социальному развитию личности ребенка, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья посредством его приобщения к высшим ценностям духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями праздники;
- совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада;
- приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине;
- развивать правовую базу для духовно - нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно - нравственной культуры деятельности начальной школы;
- воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам;
- воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
Технология педагогического опыта
С целью решения поставленных задач была спланирована дальнейшая деятельность и выделены основные направления работы:
- духовно – образовательное;
- воспитательно – оздоровительное;
- культурно – познавательное;
- нравственно – трудовое.
При работе с детьми использовались следующие методы обучения:
Наглядно-действенный метод : показ и рассказывание сказок (педагогом, детьми); рассматривание икон, книжных иллюстраций, репродукций; проведение игр; наблюдений; экскурсий; воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.
Словесно-образный метод: чтение и обыгрывание литературных произведений; чтение сказок и стихотворений детьми, учителем с последующей драматизацией: беседа с элементами диалога, обобщающие рассказы; ответы на вопросы педагога, детей; рассказы детей о своих впечатлениях; разбор житейских ситуаций;
Практический метод: организация продуктивной деятельности: ИЗО, ручной труд, проведение игр.
В процессе воспитательной работы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики формирования коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в учреждении.
Мониторинг воспитательных результатов включает отслеживание уровня воспитанности детей, и, прежде всего – динамики воспитанности. Кроме индивидуальной воспитанности важным показателем воспитательных результатов является уровень развития детского коллектива: позиция коллектива в общей деятельности учреждения, отклик на общественно-полезную деятельность, сплоченность коллектива.
Воспитанность как результат рассматривается только на индивидуальном уровне – относительно каждого ребенка: ребенок сравнивается не с другими детьми, а с самим собой.
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития.
Исследование когнитивного компонента нравственного развития.
1. Диагностика изучения представлений о нравственных качествах Метод «Беседа» (Методика Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович) предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
2. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Исследование эмоционального компонента нравственного развития
1.Диагностика эмоционального компонента нравственного развития (Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения»)
2.Диагностика межличностных отношений (Методика А. С. Прутченкова «Настоящий друг»)
3.Анкета-опросник «Настоящий друг»
4.Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1–2 классов) по Р.Р. Калининой
5.Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
6.Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Исследование поведенческого компонента нравственного развития
1. Диагностика уровня воспитанности обучающихся начальных классов (Методика Н.П. Капустина)
2. Диагностика осознанности гражданской позиции обучающихся.
Тест Е.С. Кузьминой, Л. Н. Пыровой для обучающихся 3-4классов.
Эти методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательного процесса, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности. Результаты исследований, полученных с помощью данных методик, фиксируются в сводной диагностической таблице классного руководителя .В работе используется метод проектов. Данный вид деятельности занимает значительное место и создает оптимальные условия для решения задач духовно-нравственного воспитания. В процессе работы над проектом дети приобретают практические навыки за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни, учатся добывать нужную информацию самостоятельно. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, толерантность и т.д.
Наши проекты:
1. Семейный проект «Новый год в моей семье». В работе отражены воспоминания о встрече Нового года трех поколений семьи. Использованы фото – материалы из семейного архива.
При презентации проекта ребята с интересом слушали автора проекта и рассматривали старые фотографии. Ими была получена информация о встрече праздника в разные годы, об обычаях и обрядах.
2. Работая над проектом о зимующих птицах, ребята провели выставку рисунков, делали кормушки.
3. Семейный проект «Профессии моей семьи».. На презентации проектов ребята рассказали о профессиях трех поколений своей семьи.
4. Социальный проект «Милосердие» был выполнен в рамках курса внеурочной деятельности «Родные истоки». Продукт проекта – брошюра «Белый цветок», рассказывающая об истории благотворительной акции.
В классе был проведен конкурс сочинений на тему «Милосердие», а также организована выставка рисунков «Милосердие – труд души».
5. Творческий проект «Сочиняем вместе волшебную сказку» является коллективным. Ребята сочиняли сказки и рисовали к ним иллюстрации, составили памятку «Особенности волшебной сказки». Продукт – сборник волшебных сказок и мультфильм по сказкам народов мира..
7. Проект «Красная книга Рузаевского района». Коллектив класса собирал информацию по теме, а затем ребята презентовали свою работу учащимся параллельного класса.
8. В своей работе «Улица, на которой я живу» дети рассказали об истории улицы на которой они живут.
Во время защиты проектов учащиеся класса не являются пассивными слушателями выступающего, они активно вступают в беседу, задают интересующие их вопросы, дополняют выступления товарищей.
Краеведческий аспект
Современные дети мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Дети не могут назвать достопримечательностей родного края.
Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предметов окружающий мир, литературное чтение, проведение тематических классных часов, посещение музеев. Здесь, на мой взгляд, систематизируются и расширяются представления учащихся о своем крае. Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, любить свой край считаю, что целесообразно применять разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и т.п.
В этом направлении ведется активная работа. Ребята готовят сообщения о родном крае, его экономическом развитии, экологических проблемах и т. д. к урокам окружающего мира. На уроках изобразительного искусства дети рисуют природу родного края, поселок, улицу, те места родной земли, о которых мы вспоминаем вдали от родины.
Огромное значение имеет посещение музеев, исторических мест родной земли.
Ребята дважды посещали краеведческий музей г. Саранск. Экскурсия произвела на детей большое впечатление. Они получили возможность «окунуться» в крестьянский быт нашего края, получили знания о жизни
древних поселений мордвы, узнали о военных подвигах наших земляков в годы великой Отечественной войны.
Дважды учащиеся посещали музей нашего знаменитого земляка Степана Эрьзи.
Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.
Ребята готовят информацию для классных часов и самостоятельно их проводят. Так проводились классные часы на следующие темы: «Святая Русь», «Книга памяти», «Война коснулась моей семьи», «День неизвестного солдата». Данная работа очень помогает в воспитании самостоятельности, ответственности, коммуникативных навыков. Ребята получают много знаний при подборе информации, которыми делятся с одноклассниками.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения внутри семьи проецируются на отношения в обществе.
В своей практике уделяю большое внимание приобщению детей и родителей к участию в совместных мероприятиях, на которых происходит формирование идеала крепкой, благополучной семьи, ведь ни один праздник не обходится без участия и помощи родителей.
Стало традицией приглашать родителей на классные часы, на которых они рассказывают о своей профессии, а также периодически являются членами жюри на различных конкурсах и викторинах.
Результаты работы представляются на родительском собрании. Таким образом, наши родители всегда в курсе всех классных дел, являются активными помощниками в проведении классных и школьных мероприятий. А успехи детей – результат нашей совместной работы.
Хочется отметить, что, несмотря на слабую информированность детей в вопросах духовной культуры, они с большим интересом и удовольствием слушают, воспринимают, участвуют в беседах, задают много вопросов по данной теме, делятся своими впечатлениями и переживаниями. Мне, как учителю, очень приятно и отрадно видеть заинтересованные лица детей.
Работая в данном направлении, я сделала вывод, что полноценное духовно - нравственное воспитание ребенка необходимо строить на ценности, в которой мы испытываем дефицит – милосердии, а также нравственном аспекте.
- нравственная убежденность, проявляющаяся в самостоятельности принятия решения о нравственном поступке;
- социальная активность младшего школьника;
- удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классном коллективе.
Уровень духовно-нравственной воспитанности младших школьников выступает как критерий, так и показатель результативности системы.
Так, по результатам изучения представлений о чертах характера, личного ценностного отношения к ним по методике Колмогоровой Л.С «Определение нравственных понятий» дети имеют правильное представление и стремятся обладать такими качествами, как доброта, щедрость, честность, дружелюбие, трудолюбие.
Наблюдается позитивная динамика от класса к классу.
Уровень сформированности духовно-нравственной культуры у учащихся исследуется на основе стандартной диагностической методики В.И.Андреева «Оценка духовно – нравственного развития учащихся».
Диагностические замеры за последние три года позволили сделать следующие выводы:
- прослеживается четкая позитивная возрастная динамика духовно – нравственного развития учащихся от первого к третьему классу;
- По сравнению с контрольным классом наблюдаются более выраженные результаты по всем показателям.
Экспериментальный класс
Контрольный класс
Результаты данных диагностик позволяют сделать вывод о том, что в классе у значительной части школьников может быть сформирован достаточно высокий уровень духовно-нравственных представлений. Этого можно достичь через систему методических приёмов, направленных на формирование нравственного поведения, на развитие эмоционально чувственной сферы ребёнка, а также через обучение учащихся способам общения, взаимодействия, сотрудничества со сверстниками и взрослыми.