Тема: «Организация учебной деятельности учащихся с синдромом Аспергера»
Докладчик: Маслова Наталья Анатольевна
В 2013 году в мой класс пришел ребенок с синдромом Аспергера.
Синдром Аспергера — разновидность аутизма. Это пожизненное нейробиологическое расстройство, влияющее в первую очередь на социальные и коммуникативные способности.
Для организации педагогического взаимодействия с учащимися, у которых диагностирован синдром Аспергера, учителя должны быть компетентными в вопросах их обучения и воспитания, а, следовательно, знать природу аутистических нарушений и владеть способами психолого-педагогической поддержки учащихся с такими нарушениями.
Для того, чтобы определить как работать с ребенком, я провела минимум диагностических мероприятий, которые помогли мне определить важные направления в работе.
-наблюдение за поведением ребенка;
-тестовый опросник для родителей;
-изучение и подбор материала по данной теме.
-Данные мероприятия помогли мне узнать семью, привычки ребенка, его особенности и выстроить систему работы с ним по внедрению в жизнь класса.
-Общение и сотрудничество с родителями значительно улучшились. Эти замечательные люди стали самыми незаменимыми помощниками в работе с ребенком, да и в работе классной жизни.
- Мной были определены задачи и выработаны направления в работе с учеником.
Самыми важными направлениями я выбрала развитие коммуникации и социализацию ребенка в нашем учебном учреждении. Так как дети с данным заболевание в большей степени страдают от проблем в общении. Для работы были подобраны следующие упражнения:
«Твоя рука, моя рука…»»
«Похвали ребенка»
А так же игры, помогающие ему освоиться на территории школы «Найди сюрприз»
Достижением стало то, что ребенок стал общаться с одноклассниками и учителем более свободно, самостоятельно передвигается по школе по своим нуждам, самостоятельно преодолевает путь из школы домой.
Теоретический материал, которым я пользовалась в своей работе во время знакомства с ребенком
Что такое синдром Аспергера?
Синдром Аспергера представляет собой комплексное нарушение развития, отмеченное проблемами в том, что касается социализации, коммуникации, когнитивных способностей и сенсорного восприятия. Подобно классическому аутизму синдром Аспергера является неврологическим расстройством, оказывающим влияние на способность личности взаимодействовать и устанавливать связи с другими. Это пожизненное расстройство, несущее с собой значительные и долгосрочные поведенческие проблемы. Хотя характеристики синдрома Аспергера будут отличаться от человека к человеку, общие следствия этого расстройства включают:
• Трудности с пониманием социальных сигналов и разговорного стиля языка
• Негибкую приверженность нефункциональному распорядку и ритуалам
• Повторение движений или слов и фраз
• Проблемы с навыками, требующими тонкой моторики, и сенсорной интеграцией
• Упорное занятие предметами или узко сфокусированными темами интереса
Синдром Аспергера может диагностироваться, когда человек демонстрирует нетипичные повторяющиеся образцы поведения, интересов или деятельности, такие, например, как перечисленные ниже. Все люди обладают некоторыми из этих черт, однако речь идёт о чрезмерной представленности данных характеристик, которая затрудняет людям с синдромом Аспергера жизнь. Также важно отметить, что такое поведение имеет неврологические основания и не представляет собой умышленное непослушание или неподчинение. Поскольку синдром Аспергера — неврологическое расстройство, лицам с этим расстройством часто трудно контролировать такое поведение. Важно понять главные психологические и медицинские основы расстройства с тем, чтобы выработать эффективную стратегию обучения, а также помочь человеку лучше управлять таким поведением.
В этом руководстве внимание специально концентрируется на обучении детей с синдромом Аспергера. В нём не затрагиваются вопросы обучения детей с аутизмом или с другими расстройствами аутического спектра. Для получения информации по обучению детей с аутизмом или с другими первазивными расстройствами развития, пожалуйста, смотрите входящее в эту же серию OAR издание "Educator's Guide to Autism" и проконсультируйтесь с дополнительными источниками.
Синдром Аспергера — одно из пяти общих (первазивных) расстройств развития (Pervasive Developmental Disorders, PDD), разнящихся по тяжести симптомов, возрасту начала и наличию других расстройств, таких как умственная отсталость. Поскольку речевые нарушения не являются признаком синдрома Аспергера, это расстройство может не диагностироваться у детей до тех пор, пока они не идут в школу и не проявляются другие симптомы. Другие PDD включают аутизм, расстройство Ретта, дезинтегративное расстройство детского возраста и общее (первазивное) расстройство развития неуточнённое (Pervasive Developmental Disorder — Not Otherwise Specified, PDD-NOS). Причины PDD, включая синдром Аспергера, неизвестны.
Термин "расстройства аутического спектра" (РАС), который часто используется в этой области и в профессиональной литературе, не является медицинским термином. Он обычно употребляется для описания трёх из PDD — синдрома Аспергера, аутизма и PDD-NOS — поскольку эти три расстройства разделяют общие характеристики, непрерывным образом меняющие проявления от лёгких до тяжёлых. Дети с синдромом Аспергера имеют, согласно определению, интеллект от нормального до выше нормы, тогда как у детей с аутизмом и PDD-NOS интеллектуальное функционирование может находиться в диапазоне от низкого до выше нормы.
Как выглядит синдром Аспергера?
Как упоминалось выше, основные характерные черты синдрома Аспергера включают нарушения в социализации, коммуникации, когнитивных способностях и сенсорном восприятии. Эти черты существуют в виде континуума, варьируясь от тяжёлой инвалидности до незначительных нарушений. Каждый человек с синдромом Аспергера индивидуален и, таким образом, будет предъявлять его или её собственные уникальные задачи. Особую сложность для учителя представляет тот факт, что симптомы могут сильно варьироваться день ото дня. Часто может казаться, что ученик, которому вы преподаёте сегодня, полностью отличается от того, которого вы учили вчера. В таблице ниже перечисляются примеры характерных черт, которые может демонстрировать ребёнок с синдромом Аспергера и которые могут влиять на учебный процесс. Каждая из этих областей более подробно описывается дальше. Как, однако, подчёркивалось ранее, каждый ребёнок с синдромом Аспергера уникален и может демонстрировать некоторые, множество или ни одну из этих форм поведения.
Общие характеристики людей с синдромом Аспергера
Социальные проблемы
• Недостаток понимания социальных сигналов и тонкостей
• Буквальное толкование слов других людей
• Сложности с участием во взаимном разговоре
• Склонность говорить прямо, без учёта воздействия слов на других людей
• Универсальное применение социальных правил ко всем ситуациям
• Фокусирование на единичной вызывающей интерес теме, которая может не представлять интереса для других
Коммуникативные проблемы
• Трудности с пониманием социальных нюансов, таких как сарказм или метафоры
• Эхолалия — может повторять последние услышанные слова без внимания ко смыслу
• Слабое представление о личном пространстве — может стоять слишком близко к другим ученикам
• Аномальные интонации и глазной контакт
• Неуместная мимика или жесты
• Сложности с распознаванием невербальных коммуникативных сигналов от других людей
Когнитивные проблемы
• Плохие организационные навыки и навыки решения проблем
• Конкретное, буквальное мышление
• Сложности с дифференциацией относящейся и не относящейся к сути информации
• Обсессивные и узкие интересы
• Сложности с обобщением и применением полученных знаний и навыков в различных ситуациях и условиях и при разных людях
Сенсорные и моторные проблемы
• Чрезмерная или недостаточная чувствительность к различным сенсорным стимулам, включая боль
• Трудности с навыками, требующими тонкой моторики, такими как письмо от руки
Какие проблемы возникают в классе?
Только что описанные характерные черты синдрома Аспергера обращаются в трудности ребёнка с расстройством в том, что касается учёбы, поведения и социализации, и выступают как значительные проблемы для учителя в плане обучения, контроля над поведением и поддержания в классе среды, благоприятной для обучения всех учеников, включая и ребёнка с синдромом Аспергера. В таблице ниже даётся краткий перечень некоторых из распространённых затруднений, возникающих у детей с синдромом Аспергера в классе.
Распространённые затруднения в классе при синдроме Аспергера
Интересы ограничены специфическими темами
Низкая переносимость фрустрации
Настаивание на однообразии / сложности при изменениях в распорядке
Плохо с искусством владения собой
Неумение заводить друзей
Ограниченный круг интересов
Затруднения со взаимными разговорами
Плохие навыки письма (проблемы с тонкой моторикой)
Педантичная речь
Плохая концентрация
Социально наивное и буквальное мышление
Проблемы с учёбой
Склонность к уединению
Эмоциональная ранимость
Сложности с обучением в больших группах
Плохие организационные навыки
Затруднения с абстрактными понятиями
Кажется "нормальным" другим людям
Способности к решению проблем имеют тенденцию быть плохими
Моторная неуклюжесть
Словарный запас обычно велик, но понимание слабое
Сенсорные проблемы
Поскольку у этих детей так много сильных сторон, их слабости часто легко упустить из виду. Кроме того, некоторые из особенностей их поведения могут неверно истолковываться как "избалованность" или "манипулирование", в результате чего складывается ошибочное впечатление, будто дети с синдромом Аспергера ведут себя вызывающе и "нарочно создают проблемы".
Важно, чтобы учителя понимали, что неправильное поведение, как правило, является функцией плохих навыков владения собой, низкой переносимости фрустрации и трудностей с чтением социальных сигналов. Большинство стратегий обучения, эффективных для учеников с аутизмом (структура, последовательность и т.д.), также работают и для учеников с синдромом Аспергера. Однако поскольку эти дети часто сознают, что отличаются от других, и могут стесняться этого, учителям, возможно, следует быть более деликатными в методах вмешательства.
Примечание: Взято из книги Sheila Wagner, M.Ed., под названием "Inclusive Programming for the Elementary Students With Autism".
Как синдром Аспергера влияет на ребёнка?
Социализация
"Дети с синдромом Аспергера хотят социально взаимодействовать, однако не научились этому из наблюдений за другими детьми и подражания им. Часто таким детям лучше подходит социальное взаимодействие с малыми группами и под наблюдением со стороны взрослых. Объяснение последовательности событий и даже предъявление примера сценария помогает им добиться успеха". — Мать 12-летнего ребёнка с диагнозом синдром Аспергера
Социальные нарушения — знаковая черта синдрома Аспергера — относятся к числу важнейших проблем учеников с этим расстройством. Вопреки желанию иметь друзей, дефицит социальных навыков часто изолирует учеников с синдромом Аспергера от их сверстников. Построение и поддерживание социальных отношений и дружбы может представлять проблему из-за непонимания учеником социальных сигналов, буквальной интерпретации слов других людей и затруднений с пониманием речи. Этот недостаток социальных навыков может делать и часто делает учеников с синдромом Аспергера объектом насмешек, превращения в жертву и травли со стороны их ровесников, особенно в средних и старших классах, когда социальные отличия становятся более очевидными и более важными для групп сверстников. Распространённые трудности с социализацией, с которыми сталкиваются ученики с синдромом Аспергера, описаны ниже.
• Разговорный стиль: Люди с синдромом Аспергера обычно демонстрируют стиль одностороннего социального взаимодействия, отмеченный ненормальными интонациями и словами и фразами, не согласующимися со словами и фразами собеседника. При разговоре с человеком с синдромом Аспергера часто создаётся впечатление монолога, а не участия во взаимном разговоре. Информация, которой делится лицо с синдромом Аспергера, обычно связана с сильно интересующей его темой и не соотносится со входной информацией от других или их интересами.
• Прямота: Люди с синдромом Аспергера имеют склонность "ляпать" в точности то, что приходит им на ум, из-за чего могут казаться грубыми и бесчувственными. Такие высказывания как "В тех брюках ты выглядишь толстым" или "Твоё дыхание очень плохо пахнет" представляют собой примеры того, как ученик с синдромом Аспергера может высказывать наблюдения крайне правдивым и однородным образом. Другим важно понимать, что ребёнок с синдромом Аспергера ничего не подразумевает, когда говорит такие вещи.
Повторяющаяся отрыжка является допустимым поведением для мальчиков, когда они находятся среди сверстников. Большинство мальчиков не надо учить, что повторяющаяся отрыжка в публичном месте не является ни вежливой, ни приемлемой. Макс, у которого синдром Аспергера, наблюдал учеников, которые смеялись и громко отрыгивали в коридорах, во время обеда и перед школой. Однако Макс не понял изменения социальных условий. К его удивлению, он был наказан за быстрое повторение громкой отрыжки посреди класса. По ошибке он воспринял отрыжку как социально приемлемую.
• Социальные правила: Ученики с синдромом Аспергера плохо обучаются по ситуациям. Часто они усваивают социальные навыки, не понимая полностью, когда и как следует их использовать. В попытке понять социальный мир они обычно применяют негибкие и универсальные социальные правила ко всем ситуациям. Зачастую это оказывается неудачной стратегией, оборачивающейся для ученика с синдромом Аспергера множеством проблем. Социальные нюансы, на которые часто ссылаются как на "неписанные правила", — аспекты социализации, которые дети обычно усваивают из повседневного опыта и которым их не надо учить. Большинство детей с синдромом Аспергера таким образом не обучаются и не понимают этих неписанных правил. Следовательно, их надо научить таким навыкам. Каждый класс, школа и сообщество имеют свои скрытые правила. В обязанности учителя, в сотрудничестве с родителями, входит выявление ключевых элементов этих правил и выработка плана обучения им тех, кто не может придти к ним естественным путём.
Коммуникация
Хотя у детей с синдромом Аспергера обычно хорошая грамматика и словарный запас, кажущийся равным или превосходящим тот, что у их типично развивающихся сверстников, они испытывают как вербальный, так и невербальный коммуникативные дефициты. Степень и природа этих дефицитов ставят лиц с синдромом Аспергера в явно невыгодное положение в плане понимания социальных ситуаций и могут усиливать восприимчивость детей с синдромом Аспергера к травле со стороны сверстников. Учителя должны знать о распространённых коммуникативных проблемах, с которыми сталкиваются дети с синдромом Аспергера, таких как описанные ниже.
• Социальные аспекты языка: Ученикам с синдромом Аспергера часто бывает трудно поддерживать взаимодействие, которое не связано с узкой тематической областью. Они могут долго обсуждать единственную тему, которая малоинтересна или не представляет интереса для других, и говорить с преувеличенными интонациями или монотонно. Из-за такой, похожей на взрослую и педантичной, речи они могут выглядеть в глазах сверстников непривлекательными или "странными", что ещё больше усиливает их социальную изоляцию. Эхолалия или повторение слов и фраз, почти или вовсе не имеющих социального значения, может также создавать проблемы для учеников с синдромом Аспергера в условиях разговора.
Фраза "Нет смысла горевать над пролитым молоком" может привести к тому, что ребёнок с синдромом Аспергера будет думать, будто кто-то разлил молоко, тогда как в действительности мы используем эту фразу в значении "Что сделано, то сделано".
• Абстрактные концепции: Влияние синдрома Аспергера может затруднить понимание многих абстрактных концепций, проявляющихся в разговоре, в том числе различных значений одного и того же слова. Из-за их конкретного стиля обучения ученики с синдромом Аспергера часто ведут борьбу с языком, который включает в себя метафоры, идиомы, иносказания, аллегории, иронию, сарказм и риторические вопросы.
• Невербальная коммуникация: У детей с синдромом Аспергера часто есть трудности с эффективным и надлежащим использованием невербальной коммуникации. Примеры этого дефицита включают ограниченные и неуместные мимику и жесты, неуклюжий язык тела, затруднения с социальной близостью (стояние во время разговора слишком близко или слишком далеко) и необычный или жёсткий взгляд. Также ученики с синдромом Аспергера имеют трудности с чтением, распознаванием и пониманием выражений лиц и языка тела других людей.
Когнитивные способности
В общем случае лица с синдромом Аспергера имеют интеллект от среднего до выше среднего. Их интересы и темы их разговоров часто далеко превосходят их возрастной уровень. Однако синдром Аспергера порождает также и когнитивные нарушения, которые могут вести к социальным затруднениям и трудностям в учёбе. Распространённые примеры и последствия таких дефицитов описаны ниже:
• Проблемы с учёбой: Несмотря на по меньшей мере нормальный интеллект, ученики с синдромом Аспергера часто испытывают когнитивные затруднения, влияющие на их достижения в учёбе. Эти затруднения могут возникать в результате: · Плохих организационных навыков и навыков по решению проблем · Конкретного, буквального мышления — трудности с пониманием абстрактных концепций · Навязчивых и узких интересов · Низкого социального статуса среди сверстников
• Эмоции и стресс: Синдром Аспергера влияет на то, как человек думает, чувствует и реагирует. В условиях стресса люди с синдромом Аспергера испытывают возрастающие трудности и склонны реагировать эмоционально, а не логически. В каком-то смысле, это как если бы "центр мышления" в мозгу становился неактивным, тогда как "центр чувств" приобретал высокую активность. Слишком часто ученики с синдромом Аспергера реагируют не задумываясь. Эта неспособность подавлять свои эмоциональные желания может вводить их в состояние ярости. Даже когда они приучаются к более приемлемому поведению, в условиях стресса они могут оказаться неспособными восстановить и использовать новоизученное поведение. Вместо этого они будут возвращаться к более привычному поведению, которое часто неприемлемо.
• Способность к генерализации знаний: Другая когнитивная проблема, с которой часто сталкиваются ученики с синдромом Аспергера, — недостаток способности обобщать и применять полученные ими знания и навыки в различных ситуациях и условиях и при разных людях. Несмотря на то, что их способности к механическому запоминанию выше среднего, люди с синдромом Аспергера обычно хранят информацию как несвязанные наборы фактов. Это часто создаёт у других неточное впечатление, будто они усвоили информацию или навыки, так как они способны воспроизвести правило или набор процедур. Однако у учеников с синдромом Аспергера часто возникают трудности с применением информации.
• "Модель психического": Эта концепция связана с идеей, что люди с синдромом Аспергера не понимают, что у других людей есть их собственные мысли и чувства. Как итог, они часто сталкиваются с затруднениями с распознаванием и прогнозированием эмоций и поведения других людей. Поскольку они не могут "поставить себя на место другого", люди с синдромом Аспергера могут казаться безразличными и эгоцентричными, однако данных в пользу того, что они чувствуют превосходство над другими, нет.
• Исполнительное функционирование: Исполнительные функции — это неврологические процессы, помогающие нам принимать решения, инициировать действия и планировать будущие события. Они также играют роль в контроле над импульсами, в стратегическом мышлении и в способности человека к передвижению фокуса внимания между двумя или более видами деятельности. У людей с диагнозом синдром Аспергера эти функции нарушаются, что может серьёзно влиять на поведение в классе и выполнение заданий. Такие ученики испытывают трудности с распознаванием наиболее важных моментов в лекциях и прочитанном материале и могут не понимать "широкой картины" в задании или проекте.
Сенсорные проблемы
У лиц с синдромом Аспергера могут иметься проблемы с процессами обработки информации от одной или более из семи сенсорных систем: тактильной (прикосновения), вестибулярной (равновесие), проприоцептивной (движение), визуальной (зрение), аудиальной (слух), вкусовой или обонятельной (запах). Эти процессы происходят на подсознательном уровне и работают совместно, содействуя вниманию и обучению. Каждая система обладает специфическими рецепторами, собирающими информацию, которая затем транслируется в мозг. Характеристики сенсорного восприятия лиц с синдромом Аспергера могут нести ответственность за многие из их негативных поведенческих черт и неприятных эмоций. Сенсорные стимулы, предназначенные типично развивающимся людям, у людей с синдромом Аспергера часто вызывают стрессовые ответные реакции.
Влияние сенсорной системы на лиц с синдромом Аспергера
Тактильная система — Прикосновения
Тактильная система предоставляет информацию об объектах окружающей среды. Тактильная защита может включать физический дискомфорт при контакте с кем-либо или чем-либо, нерегистрируемом другими. Стояние в очереди, принятие ванны, неожиданное прикосновение, слишком лёгкое или слишком сильное касание и использование клеевых стикеров создают потенциально стрессовые для тактильно оборонительных лиц ситуации. По контрасту, гипосенситивные индивиды не реагируют на прикосновения других и, кроме того, часто используют прикосновения при изучении окружающей среды в поисках тактильной информации, которой они жаждут.
Вестибулярная система — Равновесие
Вестибулярная система стимулируется движениями и изменениями положения головы. Лица с вестибулярной гиперчувствительностью плохо переносят движение и испытывают проблемы с изменением скорости и направления. Они могут чувствовать тошноту при вращении, и им бывает трудно сидеть неподвижно; другие могут демонстрировать гравитационную неустойчивость. Кто-то может искать входную вестибулярную информацию, врезаясь в предметы или раскачиваясь, считаться неуклюжим или имеющим трудности с "переключением передач".
Проприоцептивная система — Движение
Проприоцептивная система даёт возможность перенести вниз ряд упакованных в прихожей предметов (например, рюкзак, книги, музыкальный инструмент), предоставляя информацию о положении и перемещениях частей тела. Некоторым эти движения не даются естественным образом. Проблемы с проприоцептивной системой могут выражаться в плохой осанке, недостаточной координированности и хронической усталости, сопровождающей физическую активность. Некоторые ученики не получают точную информацию от своих тел о том, как жёстко или мягко они должны ударять по чему-либо или надавливать на что-либо. Это может выражаться в прикладывании слишком больших или слишком малых усилий во время игры в салочки или при ударах по мячу.
Визуальная система — Зрение
По сравнению с другими сенсорными областями, зрительная система лиц с синдромом Аспергера оказывается относительно сильной. Возникновение проблем часто связано с гиперчувствительностью ко свету, плохой координацией рука-глаз / восприятием глубины и гипочувствительностью, сильно затрудняющей поиск предметов, находящихся "на виду". Некоторые ученики могут обладать великолепным зрением 20/20, имея, тем не менее, трудности с визуальным слежением и сведением в одну точку. Эти проблемы можно выявить путём проверки у поведенческого офтальмолога или окулиста.
Аудиальная система — Слух
Хотя способность слышать у детей с синдромом Аспергера не повреждена, они могут неточно или неэффективно интерпретировать слуховую информацию. Они могут быть гипер- и / или гипочувствительными ко звукам, негативно реагируя на громкие или тихие звуки и не реагируя, когда их зовут по имени.
Вкусовая и обонятельная системы — Вкус и запах
Проблемы, связанные со вкусовой системой, проявляются в избегании определённой пищи, крайне ограниченном рационе питания и / или сильной придирчивости к еде. Тесно связанная со вкусовой, система обоняния в полости носа чаще всего характеризуется гиперчувствительностью ко многим запахам, которые другим нравятся или не замечаются ими.
Люди с синдромом Аспергера различаются по своей чувствительности к определённым сенсорным стимулам — некоторые могут быть чрезмерно, а другие недостаточно чувствительными. Положение осложняется тем, что пороги проходят по континууму и могут флуктуировать. Когда сенсорные системы перегружены, человек с синдромом Аспергера часто испытывает реакцию "борьбы с мухой". Примеры путей учёта сенсорных потребностей детей с синдромом Аспергера см. в Приложении А.
Моторные проблемы
У большинства учеников с синдромом Аспергера есть проблемы с навыками, требующими тонкой моторики, включая письмо от руки. Письмо от руки учеников с синдромом Аспергера часто неразборчиво из-за сильного надавливания, плохо выдержанных пробелов или размера букв, которые слишком велики или слишком малы. Многие из учеников с синдромом Аспергера не любят или отказываются выполнять задания, в которых требуется писать от руки, или же нуждаются в дополнительном времени для таких заданий. Теми, кто не знаком с характерными особенностями синдрома Аспергера или не знает о наличии у ученика такого расстройства, отказ писать может восприниматься как неприемлемое поведение, неподчинение. Маловероятно, однако, что дело в этом. Письмо от руки может доставлять детям с синдромом Аспергера дискомфорт и даже быть болезненным, а также эмоционально и физически выматывающим. Ученику с синдромом Аспергера часто необходимо разделять при письме творческие и механические действия, чтобы моторные усилия, требующиеся для письма, не сказывались негативно на его творческих возможностях.
Сопутствующие заболевания
В дополнение к комплексному характеру расстройства, у лиц с синдромом Аспергера могут иметься сопутствующие заболевания, в число которых входят анорексия, тревожность, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), пограничное расстройство личности, депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) и синдром Туретта (СТ). Наиболее распространённым сопутствующим заболеванием у подростков с синдромом Аспергера является депрессия. Учителям средних и старших классов следует обращать особое внимание на ранние признаки депрессии в этой возрастной группе.
ПЛАН ИЗ ШЕСТИ ШАГОВ
Следование плану из шести шагов, подробно описанному ниже, поможет вам подготовиться к поступлению ученика с синдромом Аспергера в ваш класс, а также окажет содействие инклюзии в школе в целом. Шаги заключаются в следующем: (1) обучитесь сами; (2) установите контакт с родителями; (3) подготовьте класс; (4) подготовьте сверстников и содействуйте достижению социальных целей; (5) сотрудничайте в разработке образовательной программы; и (6) управляйтесь с вызовами в поведении.
Шаг 1: Обучитесь сами
"Ученики с синдромом Аспергера выигрывают от организации и структурирования. Учитель, вкладывающийся в обеспечение ученика организованной и структурированной средой, обеспечит не только лучшую среду для учёбы, но и чувство большего спокойствия и компетентности". — Специалист по программе при аутизме
Как лицо, ответственное за обучение и поведение всех учеников, включая ребёнка с синдромом Аспергера, вы должны работать над получением знаний о синдроме Аспергера и связанном с ним поведении. Различные виды поведения очень часто являются частью синдрома Аспергера. Когда дети с синдромом Аспергера не отвечают на речь или плохо ведут себя в классе, это, как правило, происходит не потому, что они игнорируют вас, пытаются выглядеть клоунами или попусту расходовать время класса. Такое поведение, скорее, может быть связано с синдромом Аспергера — у ребёнка могут иметься трудности с интерпретацией речи и выражением своих нужд социально приемлемым образом. Важно найти методы создания комфортной окружающей среды для ваших учеников с синдромом Аспергера, так чтобы они могли со смыслом участвовать в деятельности класса.
Изучение синдрома Аспергера в целом и характерных черт ваших учеников в частности поможет вам эффективно направлять их поведение и вести обучение класса. Вы уже начали своё образование, читая это руководство. Ниже приведены некоторые полезные советы, которые могут служить в качестве проводника в повседневной школьной жизни учеников с синдромом Аспергера. Они применимы к лицам с синдромом Аспергера в течение всех школьных лет и практически в любой среде.
• Оперируйте "временем Аспергера". "Время Аспергера" означает "вдвое больше времени, вдвое меньше сделано". Ученики с синдромом Аспергера часто нуждаются в дополнительном времени, чтобы выполнить задания, собрать материал и сориентироваться при переключении занятий. Предоставьте это время или модифицируйте требования так, чтобы ученик мог уложиться в отведённое время, и равняйтесь с его темпом. Избегайте торопить ребёнка с синдромом Аспергера, так как обычно это вызывает у него отключение. Когда к уже и так стрессовому дню добавляются временные ограничения, ученик может перегрузиться и утратить мобилизованность.
• Обустройте окружающую среду. Любые изменения — а неожиданные изменения в особенности — могут увеличить тревожность у ученика с синдромом Аспергера; даже изменения, считающиеся малыми, могут вызвать значительный стресс. Всякий раз, когда есть возможность, обеспечьте согласованность расписания и избегайте внезапных изменений. Подготавливайте ребёнка к изменениям, обсуждая их заранее, просматривая социальные истории о них или демонстрируя картину перемен. Также окружающую среду можно регулировать через учёт предпочтений ученика, что может служить уменьшению его или её стресса. Например, при поездке на экскурсию ученика можно посадить с группой предпочитаемых им сверстников. Или, если поездка будет включать обед, организовать доступ ученика к меню в предыдущий день, так, чтобы он мог спланировать, что есть. Дополнительная информация содержится в разделе Образовательная поддержка и поддержка с помощью окружающей среды (Приложение Б).
• Создайте сбалансированное расписание. Сделайте для ученика с синдромом Аспергера визуальный план повседневной деятельности. Важно, чтобы требования ежедневного плана либо определённых уроков или занятий отслеживались и, по необходимости, реструктуризировались. К примеру, "свободное время", которое в случае типично развивающейся молодёжи считается приносящим удовольствие, для ученика с синдромом Аспергера может быть трудным из-за уровня шума, непредсказуемости событий и проблем с социальными навыками. Свободное время ребёнка с синдромом Аспергера, возможно, следует структурировать, предписав действия по уменьшению тревоги и стресса. При хорошей стратегии планирования предпочитаемая и не предпочитаемая деятельности чередуются друг с другом, со включением, по расписанию, периодов бездействия. Важно различать "свободное время" и "период бездействия". "Свободное время" означает те периоды в течение учебного дня, когда ученики заняты неструктурированной активностью, отмеченной социальными требованиями и ограниченным контролем преподавателей. Критериям свободного времени удовлетворяют обеденное время, перемены между уроками и время перед уроками. Такие промежутки для многих учеников с синдромом Аспергера являются стрессовыми. "Период бездействия", с другой стороны, даёт ребёнку или подростку с синдромом Аспергера возможность отдохнуть или снять стресс. "Период бездействия" ученика может включать применение сенсорных элементов, рисование или прослушивание музыки для разрядки от стресса. В течение "периода бездействия" к учащимся не предъявляют повышенных требований.
• Поделитесь планами. У учеников с синдромом Аспергера имеются сложности с различением существенной и несущественной информации. Кроме того, они часто не запоминают информацию, которой многие из нас обучаются из прошлого опыта или вытекающую для других из здравого смысла. Таким образом, важное значение имеет констатирование очевидного. Один из способов делать это — "размышлять вслух". Называние того, что вы делаете, поможет ребёнку с синдромом Аспергера соединить вместе, что вы делаете, почему и как. Кроме того, "размышления вслух" помогут ученику задержаться на задании и предвидеть, что будет дальше.
• Упростите речь. Придерживайтесь в речи простоты и краткости и говорите медленно, продумывая темп. Не ожидайте от ученика с синдромом Аспергера "чтения между строк", понимания абстрактных концепций типа сарказма или знания того, что вы выразили исключительно посредством мимики. При предоставлении инструкций будьте конкретны. Убедитесь, что ребёнок с синдромом Аспергера знает, что, как и когда делать. Будьте ясны и, по необходимости, уточняйте.
• Управляйте изменениями в планах. При планировании деятельности убедитесь, что ученик с синдромом Аспергера понимает, что она планируется, однако не гарантирована. Ученики с синдромом Аспергера должны понимать, что деятельность может быть изменена, отменена или перенесена. Помимо этого, создавайте резервные планы и делитесь ими с ребёнком с синдромом Аспергера. Если может возникнуть ситуация, когда перемены неизбежны, будьте гибки и сознавайте, что для людей с синдромом Аспергера изменения — это стресс; адаптируйте ожидания и произносимое вами соответствующим образом. Например, учитель может сказать: "Планируется, что завтра наш класс отправится в парк. Если будет дождь, ты можешь читать свою любимую книгу о динозаврах". Готовьте учеников к изменениям всякий раз, когда возможно; рассказывайте им о собраниях, учебных пожарных тревогах, приезжих докладчиках и тестировании расписания. В дополнение к изменениям в течение школьного дня, тревогу у ребёнка с синдромом Аспергера могут вызывать такие периодически повторяющиеся переходы, как, например, на каникулы и с каникул в конце и в начале учебного года. Ученикам с синдромом Аспергера может потребоваться дополнительное время, чтобы приспособиться к новому графику и / или среде.
• Обеспечьте уверенность. Так как ученики с синдромом Аспергера не могут предвидеть предстоящие события, они часто испытывают неуверенность по поводу того, что им делать. Предоставляйте информацию и ободрение так часто, чтобы ученик с синдромом Аспергера знал, что движется в верном направлении или правильно выполняет задание. Часто отслеживайте продвижение и стресс у ученика.
• Будьте щедры на похвалу. Найдите в течение дня возможность рассказать юным людям с синдромом Аспергера, что ими сделано верно. Отмечайте как успехи, так и попытки. Будьте конкретны, чтобы ученик с синдромом Аспергера знал, за что учитель его хвалит.
Примечание: Особая благодарность Дене Гитлитц и Диане Адреон за предоставленную нам возможность адаптировать приведённый выше материал для "Руководства учителя по синдрому Аспергера".
"Учителя могут иметь большое влияние на мотивировку ребёнка с синдромом Аспергера. Думаю, эффективный способ добиться этого — постоянно предоставлять ученику позитивную входную информацию. В случае моего сына даже чуточка похвалы от учителя имела далеко идущие следствия". — Родитель 14-летнего мальчика с синдромом Аспергера
Учителя, применяющие описанные выше методы, с большей вероятностью добьются успеха в инклюзивном классе, и их ученик(и) с синдромом Аспергера будет(ут) лучше готовы к изучению классного материала. В дополнение к этим методам, также надо признать важность того, чтобы стиль преподавания соответствовал ученику. Дети с синдромом Аспергера обычно хорошо реагируют на терпеливых и сочувствующих учителей, гибких в стилистике преподавания и разговаривающих в тихой, спокойной манере. Когда это возможно, учеников с синдромом Аспергера следует помещать в такого типа условия в классе.
Шаг 2: Установите контакт с родителями
Жизненно важно развивать партнёрство с родителями вашего ученика с синдромом Аспергера. Они — ваш первый и лучший источник информации об их ребёнке и о том, как синдром Аспергера проявляется в его поведении и повседневной деятельности. В идеале это партнёрство начинается со встречи перед учебным годом. В дальнейшем крайне важно установить основанные на взаимном согласии режим и структуру общения с семьёй в течение всего учебного года.
В вашем первом разговоре с семьёй следует сфокусироваться на индивидуальных особенностях ученика, выявлении его сильных сторон и сфер затруднений. У семьи могут иметься практические предложения по приспособлениям, которые можно осуществить в классе с тем, чтобы помочь ребёнку по максимуму раскрыть его или её потенциал. В этих разговорах очень важно установить тон взаимного уважения, сохраняя при этом реалистичные ожидания от годового курса.
"Важно открытое общение между учителем ребёнка и родителями. ИПО ребёнка для большинства детей формируется один раз в год, однако выполнять её нужно ежедневно". — Мать 12-летнего ребёнка с диагнозом синдром Аспергера
Укреплять доверие в отношениях с родителями крайне важно. Коммуникация с семьёй по поводу продвижения ученика должна носить постоянный характер. Если возможно, составьте график ежемесячных встреч для обсуждения продвижения ребёнка и любых проблем, которые могут иметься у него или у неё. Если трудно спланировать регулярные телефонные звонки или встречи, вы можете обмениваться с семьёй дневниками, электронными письмами или аудиозаписями. Хотя информация, которой вы обмениваетесь, может зачастую концентрироваться на текущих классных задачах, применяемых стратегиях или идеях альтернативных решений, не забывайте включать положительные отзывы об успехах и достигнутых рубежах. Семьи могут реагировать со своих точек зрения на проблемы и предлагать свои решения. Также семьи могут предоставить домашнюю поддержку в реализации ваших социальных и поведенческих целей в отношении ученика с синдромом Аспергера.
Открытая постоянная связь с семьями учащихся с синдромом Аспергера создаёт мощный альянс. Имейте в виду, что некоторые семьи могли в прошлом иметь негативный опыт с другими школами или учителями. Вы должны помочь им преодолеть его. Если вы приложите усилия по коммуникации с семьёй по поводу продвижения ребёнка и прислушаетесь к их советам и предложениям, они примут вас как защитника ребёнка и, таким образом, с большей вероятностью предоставят вам полную поддержку.
В Приложении В содержится рабочий лист с вопросами, которые предлагается задать во время первой встречи с родителями. Туда же включён пример дневника, который может использоваться учителями и родителями для ежедневного или еженедельного общения друг с другом по поводу успеваемости и продвижения ребёнка.
Шаг 3: Подготовьте класс
"Без поддержки класса и учителя у ученика с СА мало шансов прожить день без тревоги или срывов. Обучение преподавателей и персонала имеет первостепенную значимость. Поведение, наблюдающееся, когда ребёнок расстроен, смущён или связанное с его обсессивно-компульсивными наклонностями, зачастую воспринимается необученными преподавателями неверно. Мало кто из детей в состоянии сказать учителю, что причина его огорчения в том, что он неверно понял указания и в настоящий момент имеет обсессивную / компульсивную потребность завершить воспринятое задание. Слишком часто детей с синдромом Аспергера наказывают за их поведение вместо того, чтобы помочь обнаружить корень стресса. Учителя и другой персонал должны приобрести знания о дефицитах и чертах спектра с тем, чтобы обеспечить аккомодацию или помощь ученику с СА". — Родитель 15-летнего сына с синдромом Аспергера
Узнав об индивидуальной чувствительности и характерных чертах вашего ученика с синдромом Аспергера, вы теперь владеете информацией, необходимой для того, чтобы организовать ваш класс подходящим образом. Существует много способов управления физическими аспектами вашего класса и много способов так устроить в классе детей с синдромом Аспергера, чтобы им было комфортнее, не жертвуя при этом вашими планами в отношении класса в целом. В Приложении Б содержится информация о конкретных подходах к структурированию образовательной и физической среды с учётом особого поведения, индивидуальной чувствительности и характерных черт вашего ученика с синдромом Аспергера.
Шаг 4: Подготовьте сверстников и содействуйте достижению социальных целей
Пожалуй, самый распространённый миф о детях с синдромом Аспергера состоит в том, будто у них нет ни способности, ни мотивации, ни желания устанавливать и поддерживать значимые взаимоотношения с другими людьми, включая дружбу со сверстниками. Это, по большей части, неверно. Несомненно, у детей с синдромом Аспергера имеются социальные дефициты, которые затрудняют им установление дружбы по сравнению с типично развивающимися детьми. Тем не менее, при соответствующей поддержке дети с синдромом Аспергера могут привлекать сверстников и устанавливать взаимно приятные и долгосрочные отношения. Очень важно, чтобы учителя детей с синдромом Аспергера считали это истинным и ожидали от учеников с синдромом Аспергера установления и поддержания серьёзных взаимоотношений со взрослыми и с другими детьми в классе. Ясная декларация социальных навыков, поведения и целей должна быть частью ИПО, и продвижение вперёд должно регулярно оцениваться.
Хотя в повседневном школьном опыте юных людей поддразнивание может быть обычным делом, дети с синдромом Аспергера часто не могут различить игровое и подлое поддразнивание. Учителя и родители могут помочь ребёнку с синдромом Аспергера понять разницу и реагировать соответствующим образом. Более серьёзной формой поддразнивания является травля. Важно, чтобы учителя и персонал школы знали, что ученики с синдромом Аспергера потенциально представляют собой первые мишени для травли или усиленных насмешек, и были бдительны к сигналам такой деятельности с тем, чтобы сохранить безопасность ребёнка и его самооценку.
Одна из стратегий учителя может заключаться в назначении "приятеля" или ученика-защитника в классе. Тогда у ученика с синдромом Аспергера будет друг, выслушивающий его и сообщающий о любых потенциальных конфликтах с другими учениками. Кроме того, преподавателям следует регулярно проводить проверки с участием ученика с синдромом Аспергера и / или его родителей, чтобы удостовериться в его комфорте в классе.
В дополнение к стратегии "приятеля", описанной выше, также может оказаться важным проинформировать типично развивающихся учеников о распространённых чертах и поведении детей с синдромом Аспергера. Характерные черты синдрома Аспергера могут привести к тому, что сверстники будут воспринимать ребёнка с расстройством как странного или отличающегося, что может вести к ситуациям, включающим насмешки и травлю. Исследования показывают, что типично развивающиеся сверстники начинают более положительно относиться, лучше понимать и лучше принимать детей с синдромом Аспергера, если им предоставляется ясная, точная и открытая информация о расстройстве. При осведомлённости о синдроме Аспергера и о конкретных стратегиях по эффективному взаимодействию с ребёнком с синдромом Аспергера, результатом, похоже, становится более частое и положительное социальное взаимодействие.
"Поскольку социальное взаимодействие является для детей с синдромом Аспергера самым крупным дефицитом, чтобы у этих детей не было срывов и самоизоляции, важна поддержка классного окружения. Чтобы обеспечить в классе такую поддержку, каждый из участвующих в этом должен быть осведомлён о синдроме Аспергера, даже сверстники ребёнка". — Мать 12-летнего ребёнка с диагнозом синдром Аспергера
Социальное взаимодействие часто происходит за пределами класса, в столовой или на игровой площадке. Без предварительного планирования и дополнительной помощи ученики с синдромом Аспергера в итоге могут в течение этого неструктурированного времени сидеть сами по себе. Чтоб обеспечить, чтобы такое не происходило, вы можете обсудить ротационное назначение для ученика с синдромом Аспергера сверстников-приятелей по игровому полю. Тогда у ученика будет шанс в течение года наблюдать и моделировать соответствующее социальное поведение различных одноклассников. Этот "круг друзей" может также поощряться и за пределами школы.
Учебные и социальные успехи юных людей с синдромом Аспергера можно значительно преумножить, если окружение в классе поддерживает их в решении их уникальных задач. Информирование сверстников, например, на основе материалов, перечисленных в разделе Ресурсы данного руководства, может использоваться после непродолжительного изучения и, как показано, улучшает конечный итог как для типично развивающихся сверстников, так и для юных людей с расстройствами развития, такими как аутизм и синдром Аспергера. Специализированные стратегии, которые могут быть использованы для поддержки социального взаимодействия учеников с синдромом Аспергера, описаны в Приложении Г.
Шаг 5: Сотрудничайте в разработке образовательной программы
Следующим ключевым шагом вашей подготовки будет участие в разработке и реализации образовательной программы для вашего ученика с синдромом Аспергера. Очень важно выработать план, основанный на оценке текущих учебных навыков ребёнка и его или её образовательных целей, определённых в Индивидуальной программе обучения (ИПО).
Краткая история законодательства
Конгресс принял Закон об образовании всех детей с особенностями в 1975 г. и продлил его в 1990 г. как Закон об образовании лиц с инвалидностью (Individuals with Disabilities Education Act, IDEA). Этот законодательный акт гарантирует, что всем детям с инвалидностью будет предоставлено свободное и подходящее им государственное образование. В нём также говорится, что учеников с инвалидностью следует помещать в наименее ограничивающую их среду, в которой они смогут двигаться по пути к достижению их целей по ИПО, что означает, что, по возможности, детей с инвалидностью следует обучать с детьми без инвалидности. Наконец, утверждается, что у детей с инвалидностью должны иметься ИПО, в которых описывается текущий уровень функционирования ученика, его или её цели на год и то, как достижение этих целей будет поддерживаться специализированными службами. ИПО являются одним из центральных элементов данного плана из шести шагов. Подробнее они рассматриваются ниже.
Поскольку трудности, ассоциированные с синдромом Аспергера, воздействуют на множество ключевых аспектов развития, расстройство оказывает глубокое влияние на образование и обучение. Следовательно, согласно руководящим принципам IDEA, дети с синдромом Аспергера считаются детьми с ограниченными возможностями и, по закону, имеют право на план ИПО и введение подходящих приспособлений в школе, предназначенных помочь им достигнуть их целей в развитии и обучении.
Индивидуальная программа обучения
"ИПО разрабатывается учителями ребёнка, у которых мало времени для его реализации, родителями, желающими наилучшего результата, но обычно не знающими, что у них есть какой-то голос за столом, и специалистами, которые, вероятно, мало что знают о ребёнке, а также следящими за затратами администраторами. После этого наилучший план, составленный для ребёнка, зачастую не выполняется. Родители должны стать адвокатами ребёнка и убедиться, что план реализуется или видоизменяется, если первоначальные идеи для ребёнка не работают". — Мать 12-летнего ребёнка с диагнозом синдром Аспергера
ИПО создаётся междисциплинарной командой профессиональных педагогов при участии родителей ребёнка и подгоняется под индивидуальные потребности ученика. ИПО — это план всего, что должно произойти с ребёнком в школе в течение следующего года. Преподаватели специализированных и общеобразовательных предметов, логопеды и речевые терапевты, оккупационные терапевты, школьные психологи и семьи формируют команду ИПО и периодически проводят встречи, чтобы обсудить продвижение ученика к целям ИПО.
Перед встречами команды ИПО оценочная группа совместно собирает информацию об ученике с тем, чтобы дать оценку и выработать рекомендации. Школьный психолог, социальный работник, классный руководитель и / или логопед представляют собой примеры специалистов в сфере образования, которые проводят образовательное оценивание. Невролог может провести медицинское обследование, а отоларинголог — выполнить проверку слуха. Классный руководитель также вносит свой вклад, предоставляя информацию об успеваемости ученика и его поведении в классе. Родители в течение всего процесса предоставляют информацию каждому из специалистов. Затем один из участников оценочной группы координирует всю информацию, и группа встречается для выработки рекомендаций команде ИПО. Команда ИПО, состоящая из школьного персонала, работающего с учеником, и семьи, встречается затем для написания ИПО, базирующейся на итогах оценивания и предложениях участников.
ИПО всегда включают в себя цели на год, краткосрочные задачи и специальные образовательные услуги, в которых нуждается ученик, а также ежегодное оценивание, нужное, чтобы видеть, достигаются ли поставленные цели. В целях на год должны разъясняться поддающиеся измерению виды поведения, так чтобы был понятен прогресс, которого следует достичь к концу года. Краткосрочные задачи должны содержать постепенные и последовательные шаги по достижению каждой из годовых целей. Цели на год и краткосрочные задачи могут относиться к развитию социальных и коммуникативных навыков или к уменьшению поведенческих проблем. В Приложении Д представлено больше информации об ИПО и о планировании перехода учеников с синдромом Аспергера ко взрослой жизни, в том числе о написании конкретных задач и выработке поддающихся измерению целей ИПО для учащихся с синдромом Аспергера.
Как учитель общеобразовательной школы, вы будете нести ответственность за отчётность перед командой ИПО о продвижении ученика к достижению конкретных образовательных, социальных и поведенческих целей и о решении задач, очерченных в ИПО. Также у вас будут запрашивать информацию, нужную для выработки новых целей для ученика в будущем и для обзорных совещаний по ИПО. Календарь ученика, который может быть индивидуализирован для каждого ученика и используется для документирования его продвижения в направлении каждой конкретной, поддающейся измерению цели, также включён в Приложение Д. Этот ресурс призван уменьшить время, которое затрачивается на исчерпывающее документирование деятельности ученика.
Шаг 6: Управляйтесь с вызовами в поведении
Многие ученики с синдромом Аспергера воспринимают школу как стрессовую среду. Самые обычные учебные и социальные ситуации могут стать для них причинами сильных стрессов, характеризующихся продолжительностью и большой амплитудой. Примеры таких причин для стресса включают:
• Трудности с прогнозированием событий из-за изменений в расписании
• Настройка на указания учителя и их понимание
• Взаимодействие со сверстниками
• Предвидение изменений, касающихся, например, освещения в классе, звуков / шумов, запахов и т.д.
Ученики с синдромом Аспергера редко каким-либо явным образом показывают, что находятся в состоянии стресса или с трудом справляются с ситуацией. В действительности они могут не всегда знать, что близки к кризисной стадии. Однако всё же перегрузка не происходит без предупреждения. Существуют формы поведения, иногда малозаметные, которые могут служить указателями на приближающуюся поведенческую вспышку у юного человека с синдромом Аспергера. Например, ученик, который не мигает, вполне может быть настолько неврологически перегружен, что "отключился". Они могут казаться слушающими урок, в то время как на самом деле они не делают ничего.
Истерика, ярость и перегрузка (термины, использующиеся взаимозаменяемо), как правило, происходят в три стадии, которые могут иметь переменную протяжённость. Эти стадии и связанные с ними варианты вмешательства описаны ниже. Лучшее вмешательство в эти вспышки — их предотвращение при помощи подходящей образовательной, средовой, социальной и сенсорной поддержки и видоизменения окружающей среды и ожиданий.
Цикл истерики, ярости и перегрузки и соответствующее вмешательство
Предвестники
Во время начальной стадии молодые люди с синдромом Аспергера демонстрируют специфические изменения в поведении, которые могут казаться малозначительными, такие, например, как грызение ногтей, напрягание мускулов, или как-то иначе указывающие на дискомфорт. Крайне необходимо, чтобы взрослый вмешался на этой стадии, до наступления эскалации.
Вмешательство Эффективные меры на этой стадии включают: удаление ученика из тревожной ситуации, близкий контроль, поддержку с помощью рутины и "домашней гавани". Каждая из этих стратегий может быть эффективной в прекращении цикла истерики, ярости и перегрузки и помочь ребёнку восстановить контроль над собой при минимальной поддержке со стороны взрослых.
Ярость
Если ситуация не развеялась на стадии предвестников, юный человек может перейти к стадии ярости. В этой точке ребёнок растормаживается и действует импульсивно, эмоционально и иногда взрывным образом. Такое поведение может выражаться вовне (например, как плач, удары, пинки, щипки, ломание вещей или самоповреждения) или быть интернализованным (например, замыкание в себе). Срыв не носит целеустремлённого характера и, как только начинается стадия ярости, чаще всего будет идти своим курсом.
Вмешательство Акцент следует сделать на обеспечении безопасности ребёнка, его сверстников и взрослых, а также защите школьного, домашнего или личного имущества. Здесь важно помочь человеку с синдромом Аспергера восстановить контроль над собой и сохранить достоинство. Взрослым следует продумать планы по (а) получению помощи от педагогов, например, от учителя, обученного работе с детьми с эмоциональными нарушениями, или от директора школы; (б) удалению ребёнка с места действия [удаление расстроенного ученика от группы сверстников гораздо менее памятно для них, чем удаление целой группы от расстроенного ученика]; или, (в) если необходимо, физическому удерживанию. В начальной и средней школе особенно важно приложить все усилия, чтобы не позволить ученику сорваться на глазах у сверстников, так как такое поведение нередко "определяет" ученика в их сознании на годы вперёд.
Восстановление
После срыва ребёнок с синдромом Аспергера часто не может полностью вспомнить, что происходило во время стадии ярости. Некоторые из детей могут становиться угрюмыми, замкнутыми или отрицать, что неадекватное поведение имело место быть. Часто они настолько физически истощены, что им нужно поспать.
Вмешательство На стадии восстановления дети зачастую не готовы учиться. Таким образом, важно, чтобы взрослые работали с ними над тем, чтобы помочь им вновь вернуться к привычному распорядку. Это часто наилучшим образом достигается путём постановки очень мотивирующей задачи, которую легко выполнить, например, связанной со специальным интересом. Если это уместно, то, когда ученик полностью успокоится, "проработайте" с ним инцидент. Персоналу следует проанализировать инцидент с тем, чтобы определить, не сыграли ли в его подготовке роль среда, ожидания или поведение персонала.
Собирая всё вместе
План из шести шагов, рассмотренный выше, даёт конструктивные рамки того, как подойти ко включению ученика с синдромом Аспергера в ваш класс. Специальные стратегии по разработке и предоставлению образовательной и социальной поддержки и поддержки с помощью окружающей среды описаны в Приложениях к данному руководству.
Ваш класс уже является очень разнообразным местом, со множеством учеников с различной подготовкой, талантами, проблемами и интересами. С увеличением числа включений учеников с синдромом Аспергера вызовы, связанные с управлением разнообразным классом в сегодняшней образовательной среде, будут возрастать. Каждый ребёнок с синдромом Аспергера индивидуален, и то же можно сказать и о школьной среде. Вероятно, что на пути осуществления вами подходов, предлагаемых в Руководстве, будут иметься ограничения — связанные со средой, межличностные, финансовые и административные.
Несмотря на возникающие проблемы, ваш труд имеет огромное значение в жизни всех детей в классе. Ясно, однако, что дети с синдромом Аспергера могут нуждаться в большей помощи и поддержке, чем некоторые из ваших типично развивающихся учеников. Вложение времени и энергии в перечисленные выше стратегии может окупиться десятикратно — не только для ребёнка с синдромом Аспергера, но и для всей учащейся молодёжи вашего школьного сообщества.
"Я многое узнал из своего первого опыта преподавания ребёнку с аутизмом, и эти знания полезны не только когда я учу детей с аутизмом, но и когда я работаю со всеми моими учениками". — Учитель общеобразовательной школы
Вы также можете выиграть. Когда вы больше узнаете о детях с отличиями и о том, как поддержать их включение в класс, вы станете наставником для других учителей, которые могут сталкиваться с такой задачей впервые. Многие из навыков, делающих вас сильным педагогом, помогут вам добиться успехов в разрешении стоящих перед вами задач. Ваша любознательность будет подогревать интерес к получению знаний о синдроме Аспергера и других расстройствах аутического спектра; ваши коммуникативные навыки помогут вам создать содержательный альянс с родителями ребёнка с синдромом Аспергера из вашего класса. Ваши навыки совместной работы будут, в первую очередь, помогать вам трудиться в качестве ключевого участника команды, поддерживающей ребёнка с синдромом Аспергера на протяжении школьного учебного года. Наградой за ваше терпение, доброту и профессионализм будет единственное в своём роде чувство удовлетворения, которое приходит со знанием, что вы помогли ребёнку с особыми нуждами и изменили жизнь молодой личности!