kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Научно-методические основы психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

2.Представление о семье как системе (системная модель семьи)

3.Основные направления работы по оказанию психолого-педагогической помощи семье

4.Особенности использования сетевого взаимодействия и дистанционных технологий в процессе сопровождения семьи ребенка с ОВЗ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ»

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ

1.Научно-методические основы психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

2.Представление о семье как системе (системная модель семьи)

3.Основные направления работы по оказанию психолого-педагогической помощи семье

4.Особенности использования сетевого взаимодействия и дистанционных технологий в процессе сопровождения семьи ребенка с ОВЗ


1.Научно-методические основы психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется личность ребенка. Для ребенка, имеющего дефект психического или соматического характера, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять свое базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта. Включаясь в такую среду, ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями. Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребенок, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются в психологической помощи, не имея ресурсов для создания условий, способствующих его адаптации и развития. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – этодеятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающего пространство,  формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.

Следует отметить, что в последнее время термин «сопровождение» достаточно часто употребляется педагогами и психологами в различных ситуациях и применительно к различным задачам. А что означает это понятие «сопровождать»?

В «Толковом словаре русского языка» (под редакцией Д. Ушакова) читаем: сопровождать – значит – производить одновременно с чем-нибудь, сопутствовать чему-нибудь, следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь. В Новом толково-словообразовательном словаре русского языка (автор Т. Ф. Ефремова) сопровождение понимается как: 1. Процесс, сопровождающий какое-либо явление, действие. 2. Игра на музыкальном инструменте, пение, сопровождающее чью-либо игру или пение; аккомпанемент. 3. Группа военнослужащих или боевых машин, самолетов и т.п., сопровождающая или конвоирующая кого-либо, что-либо.

Понимание сути психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, в наибольшей степени предполагает ориентацию на идею ведения, нахождения рядом («аккомпанемента»), и в меньшей степени деятельность специалистов по сопровождению должна быть созвучна теме жесткого директивного ведения и конвоирования.

Рис. 1 Функции специалистов сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ




2.Представление о семье как системе (системная модель семьи)

Успешность и результативность деятельности по психолого-педагогическому сопровождению семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, во многом зависит от той теоретической модели семьи, в рамках которой будут осуществляться ее анализ и диагностика. С нашей точки зрения,системная модель семьи наиболее эффективна и практична, так как позволяет специалистам по сопровождению сформировать целостное представление о структуре и характеристикахсемейного пространства, дает в руки ориентиры для понимания и прогнозирования поведения членов семьи, позволяет точно выделять точки приложения сил по гармонизации  внутрисемейных отношений и, в конечном итоге, усиления коррекционно-развивающего потенциала.

В рамках системной модели любая семья может быть охарактеризована рядом параметров. Для диагностики семейных дисфункций и нарушений, нуждающихся в дальнейшей коррекции, выделяются следующие характеристики семьи как системы.

  • Стереотипы взаимодействия, определяющие диапазон поведения, требования

  • Семейные правила

  • Семейная история

  • Семейные мифы

  • Сплоченность

  • Альянсы и коалиции

  • Гибкость

  • Иерархия

  • Субсистемы

  • Границы

3.Основные направления работы по оказанию психолого-педагогической помощи семье

Работа специалистов по психолого-педагогическому сопровождению семьи, отнесенной по выделенным выше индикаторам к неблагополучной, может разворачиваться по нескольким направлениям, что позволяет обеспечить своеобразный перевод из состояния неблагополучия в состояние психологического благополучия:

1. Обучение эффективной внутрисемейной коммуникации всех членов семьи, способствующей формированию адекватной самооценки и дающей возможность получать эмоциональную поддержку. Для этих целей может быть реализована программа группового тренинга эффективной коммуникации для нескольких семей. В программу тренинга целесообразно включить разделы:

  • обучение навыкам активного слушания;

  • обучение новым способам общения (подчеркивая эффективность позитивного подкрепления в отличие от негативного подкрепления);

  • обучение навыкам выражения мыслей и чувств от первого лица («Я-сообщение»);

  • гармонизация отношений между диадой «мать с больным ребенком» и членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами.

2. Оптимизация функционирования семейной системы. Прежде всего, речь идет о необходимости оптимизации системы семейных правил, регулирующих жизнь семьи. (Для этого может использоваться методика организации «Семейного совета», на котором члены семьи выявляют, осознают и оценивают существующие семейные правила и вырабатывают новые).

3. Формирование навыков для установления необходимых для функционирования и развития семьи ресурсных социальных связей. Для реализации этой цели будет уместно мотивировать членов семьи на поиск и установление контактов с различными сообществами и организациями, объединяющими людей со схожими проблемами. (Например, сообществом «Даун Синдром»; «Ассоциацией родителей детей с нарушениями слуха»; Обществом помощи аутичным детям «Добро» и др.).

4. Формирование адекватного, реалистичного отношения к ограниченным возможностям ребенка.

5. Формирование ответственной родительской позиции

Примечание. Для реализации целей направлений 4. и 5. может быть использована авторская программа групповой работы (Н.Н. Посысоев).

6. Формирование коррекционно-развивающей среды.

Формирование коррекционно-развивающей среды

Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимается совокупность внутрисемейных условий, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с психофизическими недостатками (В. В. Ткачева). В данном случае речь идет о насыщении семейного пространства коррекционно-развивающим содержанием. Идея развивающей среды должна быть простой и естественной. В ней должен быть упорядочен окружающий ребёнка мир взрослой жизни и созданы безопасные условия для развития.

В целом коррекционно-развивающая среда в семье может включать в себя следующие основные компоненты:

  • Общая эмоциональная семейная атмосфера, которая создает общий позитивный фон настроения без излишней инвалидизации ребенка;

  • предметно-пространственная развивающая среда, специально организованная с учетом особенностей развития ребенка, включающая в себя  функционально-ориентированные игрушкии пособия для развития сенсомоторных функций, конструкторы, полусферы, игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики и др.;

  • особый тип коммуникации «Взрослый – ребенок», обеспечивающей поддержку, сотрудничество, соблюдение ритма контакта, конгруэнтного особенностям ребенка, соблюдение принципа ритмического резонанса (Н.Н. Посысоев);

Для более точного взаимодействия с детьми с ОВЗ необходимо учитывать так называемую «мелодию общения», ритм, из которого складывается общая динамика взаимодействия. Мы назвали общение такого рода – общением с соблюдением принципа ритмического резонанса. Особенно важно его учитывать при работе с подростками с ДЦП. У этих ребят наблюдается специфический ритм жизнепроживания, чередования активности и покоя. Этот ритм может показаться здоровому человеку замедленным, рваным, судорожным, вязким, застревающим и т.п. Но для них – это естественный ритм.

Возможные ошибки педагогов (родителей) – педагог подгоняет, торопит, чувствует себя дискомфортно во время срыва, бездействия, пытается помочь, берет на себя выполнение ряда операций. Типичные реакции: «Давай, я за тебя сделаю, тебе трудно». Но на самом деле трудность испытывает не ребенок, а сам педагог, которому трудно ждать, пока ребенок сделает сам. Например, у подростка-инвалида, сидящего на коляске и беседующего с педагогом, упала ручка. Педагог бросился поднимать. В результате при обсуждении выяснилось, что подросток в этой ситуации почувствовал себя зависимым и ущербным. Более конструктивный вариант: педагог спокойно ждет, пока сидящий перед ним человек находит для себя приемлемый способ достать эту ручку.

4.Особенности использования сетевого взаимодействия и дистанционных технологий в процессе сопровождения семьи ребенка с ОВЗ

Процесс психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями - это целенаправленная, организованная система деятельности психологов, педагогов, специалистов-дефектологов по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Эта система представляет собой совокупность структурных компонентов, органически связанных между собой.

При проведении мероприятий семья понимается как естественная адаптивная развивающая среда, необходимый уровень гармоничных взаимоотношений в которой обеспечивается родителями ребенка с психофизическими нарушениями (или лицами, их замещающими).

Оказание психологической помощи семьям позволяет через нейтрализацию личностных проблем родителей, возникающих вследствие их эмоциональных переживаний, связанных с нарушениями ребенка, оптимизировать его развитие и интеграцию в социум.

Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.

Целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов.

Дети-инвалиды ― это дети, которые не способны самостоятельно посещать учебные заведения. Центр дистанционного образования может предоставить реализовать права таких детей на психолого-педагогическое сопровождение их семей путем внедрения информационно-коммуникативных технологий.

Дистанционное образование – технология обучения на расстоянии, при которой педагог и обучаемые физически находятся в различных местах и контактируют через сеть Интернет.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение тоже можно организовать с помощью Оn-line технологий. У ребенка и его семьи появляется возможность успешно реализовать программу с помощью традиционных форм психолого-педагогического сопровождения (групповые, индивидуальные занятия, консультации) и нетрадиционных - в форме Оn-line. Сопровождение в форме Оn-line осуществляется с помощью тех же традиционных форм и методов, но дистанционно.

Данные возможности сетевого взаимодействия с родителями могут быть реализованы в следующих формах работы с родителями:

- Интернет психологическая диспетчерская служба

- Служба Интернет доверия

- Служба обратной связи

- Дистанционный «мозговой штурм»

- Сетевой тренинг

- Сетевое проектирование - Марафон идей

- Детско-взрослое on-line-консультирование.

- Интернет-форумы.

Служба Интернет доверия позволяет оказывать психологическую поддержку родителям по вопросам обучения, развития, воспитания детей в дистанционном режиме. В частности, речь идет о консультировании с помощью Интернет-технологий в режиме реального времени. Это позволит родителям особого ребенка оперативно вместе с психологом искать ответ на сложившуюся трудную ситуацию или нестандартный момент.

Служба обратной связи дает возможность намеренно сообщать родителям о тех действиях, которые ведут к достижению поставленной цели. С помощью интернет-технологий функции ОС могут быть следующие: поддержка и поощрение ведущих к успеху и дающих нужный результат действий участников образовательного процесса; моделирование неэффективного поведения путем обучения, извлечения опыта из прошлых ошибок и неудач.

Дистанционный «мозговой штурм». Такая форма предполагает, что родители, психолог, возможно, и учитель собираются в сети и продумывают эффективные пути решения нестандартной ситуации.

Сетевой тренинг включает в себя систему занятий по заранее разработанной программе, определенное количество участников в группе и обсуждение происходящего в реальном времени. Для просмотра пропущенного занятия возможна видеозапись программы для участников тренинга. Интерактивные веб-тренинги возможно осуществлять с помощью технологии веб-конфиренций, что дает возможность видеть и слышать ведущего, общаться в чате, задавать и обсуждать вопросы, видеть презентации ведущего и получать от него дополнительную текстовую и графическую информацию.

Сетевое проектирование в режиме реального времени - Марафон идей. Такая форма предполагает, что родители, психолог, возможно и учитель собираются в сети и продумывают пути решения нестандартной ситуации. Это «мозговой штурм», где идет составление списка идей с последующей оценкой и выбором нескольких из них, наиболее адекватных ситуации.

Сетевое консультирование в Интернет носит преимущественно интерактивный характер (но не исключает прямого взаимодействия с психологами!) и может иметь несколько вариантов проведения в зависимости от поставленной проблемы: 1) индивидуальное консультирование по переписке и в диалоговом режиме (чат или прямой контакт, если это необходимо); 2) консультирование в режиме группового обсуждения по заявленной проблеме в любой из форм дистанционного обучения (телеконференция, чаты для минигрупп, конференции в режиме реального времени); 3) тренинговые формы групповой работы, адаптированные к условиям взаимодействия в Интернет (помощь в самораскрытии, самопрезентации, выработка коммуникативных навыков).

Интернет-форумы предполагают виртуальное общение родителей или детей (возможно совместно) между собой в виде дискуссий и обсуждений по различным темам, где каждый может высказать свое мнение, поделиться опытом или вынести свой вопрос на всеобщее обсуждение, находясь в домашних условиях. При этом количество участников не ограничивается. Каждый желающий может высказать свое мнение.

Помимо этого в работе могут использоваться электронные формы анкетирования, пособия, рекомендации, домашние задания, инструкции для детей и их родителей, направленные на повышение общей психологической грамотности участников обучения, работающих с сайтом ЦДО. Там же будут находиться расписание занятий. Родителю с помощью одного из сетевых сервисов могут отправляться результаты тестирования ребенка, анализ домашнего задания, а также описание успехов.

Для родителей детей с особыми потребностями это особенно необходимо, потому что оперативное управление ситуацией развития позволяет рассчитывать на эффективность воздействий.

Такие формы работы могут использоваться параллельно с проведением занятий в очной форме для тех детей и родителей, которые по каким-либо причинам не могут присутствовать в данный момент в Центре, но способны принимать участие, находясь в домашних условиях, с помощью необходимых Интернет-технологий, предназначенных для дистанционного обучения.

Таким образом, Оn-line общение позволяет:

- Создать прямую линию доверия для родителей, где их безоценочно выслушают и помогут найти ответы.

- Постоянно информировать родителей о продвижении ребенка, текущих успехах и трудностях.

- Проектировать и совместно находить решения.

- Организовать коррекционно-развивающую работу с семьей в целом: с мамой, папой, ребенком.

- Обмениваться опытом и организовать обсуждения.

- Создавать ситуации успеха для родителей, ребенка, а также делиться успешными моментами.

- Родителям информировать специалиста об актуальных проблемах и успехах ребенка.

Однако здесь есть и свои трудности. К примеру, процесс сетевого консультирования сложнее очного, так как мы не всегда можем видеть невербальные проявления человека, его реакции, что затрудняет получение полной информации. Кроме того, сетевое консультирование без видеосвязи требует от специалиста умения точно формулировать вопросы, подбирать слова, для того чтобы все трактовки были безопасны, однозначны, конкретны и доступны. В данной ситуации уместным является использование «смайлов», которые помогают обозначить эмоциональное состояние в режиме «здесь и теперь».

Также консультанту, организующему сетевые коммуникации, необходимо уметь реализовывать системно-деятельностное консультирование, при котором он не дает сразу готовых решений, а подводит клиента к открытию способа действий. Для этого требуется владение техникой постановки вопросов, техниками интерпретации, самораскрытия специалиста, стимулирования рассказывания, технологиями использования сказок, метафор, историй, кейсов в работе в рамках сетевого консультирования. Целесообразным является и использование техник работы с фразами, что позволяет более полно прояснить ситуацию.

Процесс детско-взрослого консультирования по сравнению с индивидуальным еще более труден и менее предсказуем, поскольку требует от консультанта более тщательного отношения к словам, наличия навыков решения конфликтных ситуаций.

Также хорошим вспомогательным средством в работе при сетевом консультировании является использование сетевых графических сервисов, которые позволяют организовать совместную работу над объектами - рисовать, создавать тексты, презентации. Совместная деятельность в сети помогает субъектам опосредованно вывести решение конфликтов в новую, конструктивную плоскость, а обращение к совместной деятельности после подписания совместных договоренностей – это шанс применить новые правила в деятельности, почувствовать взаимную поддержку и принятие. Получать поддержку, позитивное подкрепление – всегда важно, а родителям особого ребенка – вдвойне. Это позволяет родителям поверить в свои силы, в возможности ребенка.

Для этого в рамках сетевого консультирования родителей, детско-взрослого консультирования, мозгового штурма можно использовать так называемый «Позитив-сервис» и непрямые формы просвещения.

«Позитив-сервис» - простой прием в организации сетевого взаимодействия с родителем, идея которого заключается в том, что в ходе общения родителям отправляются позитивные сигналы или способствуется создание ситуации, когда он может поделиться хорошими новостями, событиями, связанными с ребенком. Это могут быть большие фрагменты в консультировании, когда мы говорим только о хорошем. Или наоборот, маленькие фразы, смайлы, где мы подмечаем удачные решения, находки, мысли родителя как в отношении ребенка, так и в отношении понимания ситуации. Таким образом, родители учатся находить и подмечать минимальные позитивные продвижения ребенка. Это можно организовать с помощью вплетения «смайликов», знаков, позитивных слов, фраз; похвала может предшествовать, а затем подкреплять разбор трудной ситуации; специально организованный момент для родителя, когда мы подводим его к тому, что он должен описать успех ребенка.

Непрямые техники просвещения – еще один подход в сетевых коммуникациях, который также является эффективным в организации сопровождения и поддержки родителей. Суть его в том, чтобы в ненавязчивой форме преподнести новые технологии, донести определенный подход. Это используется в работе с родителями, когда необходимо вселить уверенность, показать оптимальный способ, культурный образец, изменить негативную родительскую установку. Для этого в сетевом взаимодействии есть ряд способов: предоставление ссылки на интересный материал для ознакомления; включение в разговор цитат, притч; использование в разговоре личностных историй успеха других родителей, столкнувшихся с подобной ситуацией, и действовавших в ней определенным образом; использование подписей в статусе консультанта в сети и других средств сетевой презентации консультанта, которые видят родители при общении (1).

Предполагается, что использование Оn-line коммуникации в комплексном сопровождении даст возможность психологу более эффективно осуществлять поддержку ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи.


Список используемой литературы:

  1. Болсуновская, Н.А. Сетевое психологическое сопровождение семей / Н.А. Болсуновская. – Режим доступа: http://wiki.iot.ru/index.php

  2. Карпенкова, И.В. Психологические аспекты социальной реабилитации родителей, имеющих детей с проблемами в развитии / И.В. Карпенкова // Внешкольник. - 2001. - №2.

  3. Лосина, О.А. Дистанционное образование как одна из форм организации безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья / О.А. Лосина // Педагогическое обозрение : научно-методический журнал. – 2010. - № 1. – С.73-75.

  4. Методические рекомендации для специалистов центров дистанционного образования в субъектах РФ «Особенности организации обучения детей-инвалидов по дистанционным технологиям» с целью поддержки реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». - М.: Московский институт открытого образования, 2010.

  5. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина. – М. : АРКТИ, 2007 (Коррекционная педагогика).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ

Автор: Данилова Оксана Валерьевна

Дата: 26.12.2018

Номер свидетельства: 492861


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства