Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ»
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!
Психолого- педагогическое сопровождение воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ- это система профессиональной деятельности специалистов, работающих с детьми, направленных на создание благоприятных условий для детей с проблемами в развитии, от которых зависит улучшение их психофизического состояния и успешность адаптации в обществе.
Психолого- педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации
Психолого- педагогическое сопровождение это
Снятие нервно-психического напряжения;
коррекция самооценки;
развитие психических функций- памяти, мышления, воображения, внимания;
преодоление пассивности;
преодоление отчуждённости и формирование коммуникативных навыков.
Сейчас я хочу представить наш опыт организации психолого- педагогического сопровождения на аспекте педагогического сопровождения:
Поступает ребёнок с особыми образовательными потребностями(уже с заключением ПМПК)
Первое , что делаю- знакомлюсь с заключением ПМПК для ознакомления с индивидуальной особенностью ребёнка, его нарушением и ориентацией на ту программу по которой он будет обучаться. В заключении ПМПК знакомлюсь с результатами комплексного обследования специалистами. Далее знакомлюсь с адаптированной образовательной программой, которое рекомендуют специалисты для обучения данного ребёнка.(М.А- адаптированная основная общеобразовательная программа для учащихся с нарушением интеллекта, вариант 1, М.Е.- 7.1 с задержкой психического развития)
Работаю над рабочими программами
Ребёнок пришёл в школу, нужен контакт с ребёнком,
проведение диагностических исследований на момент поступления в школу ( что знает , что умеет), если это не первоклашка, смотрю уровень знаний готовности к школе на данной ступени;
Наблюдаю ребёнка в учебном процессе (темп деятельности, внимание, память, активность, работоспособность), в бытовой деятельности, как строит межличностные отношения.
Знакомлюсь с родителями. Только во взаимодействии родителей и педагогов будет успешность в обучении. Педагогический оптимизм и доверие родителей- важный фактор в работе с детьми ОВЗ.
Далее составляем характеристику на данного ребёнка. И на психолого- педагогическом консилиуме образовательного учреждения разрабатываем тактики сопровождения (кто, когда, какими методами будут осуществлять коррекционные мероприятия)
На своих уроках использую такие методические приёмы:
Поэтапное разъяснение заданий
последовательное выполнение заданий
повторение инструкции к выполнению заданий
Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения
Индивидуальное оценивание
На каждом уроке сталкиваю типы объяснения: от простого к сложному и от общего к частному;
Даю задания в соответствии с темпом и возможностями ученика
Учитываю индивидуальные особенности вхождения ребёнка в деятельность.
Меняю тактику руководства деятельности ребёнка в связи с динамическими изменениями( при утомлении, пресыщении)
Использую в процессе обучения игровые приёмы, дидактические игры
Поддерживаю и поощряю любые проявления инициативы и самостоятельность ребёнка
Придерживаемся постоянным расписанием, совместно с психологом ввели знаковую систему расписания уроков.
Совместно с психологом в учебной деятельности используем методы следующие методы и приёмы психологопедагогического сопровождения
Ролевые игры
Проективные методики
Релаксационные упражнения
Исползование сказки
Использование песка
Метод модификации поведения, кукольная драматизация, поведенческий тренинг