kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Психолого-педагогическое сопровождение детей-инофонов в период обучения грамоте»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема работы  актуальна в свете создания наиболее благоприятных условий для обучающихся-инофонов в условиях реализации ФГОС  и имеет практическую значимость для развития  памяти и логического мышления детей. Преодоление затруднений обеспечивает успешное прохождение детьми-инофонами школьной адаптации и, следовательно, усвоение программного материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Психолого-педагогическое сопровождение детей-инофонов в период обучения грамоте»»



Исследовательская работа

«Психолого-педагогическое сопровождение детей-инофонов в период обучения грамоте»



Выполнила: учитель начальных классов

Шубина Елена Николаевна

Содержание.

  1. Введение:

  • Актуальность

  • Гипотеза

  • Цель

  • Задачи

  • Объект исследования

  • Предмет исследования

  • Методы

  1. Теоретическая часть:

  • Кто такие «инофоны»

  • В чем состоят трудности детей-инофонов в период адаптации к школе

  • С какими трудностями сталкивается педагог при обучении грамоте детей-инофонов

  • Формы и приемы работы при запоминании графического образа букв и соотнесения звука и буквы

  1. Исследовательская часть:

  • Цель исследования

  • Особенности проводимого исследования в классе, где обучаются дети с родным русским языком и дети-инофоны

  • Ход исследования

  • Выводы исследовательской части

  1. Заключение

  2. Список литературы

  3. Приложения


  1. Введение

В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей-инофонов становится все более важной и значимой. Одной из особенностей контингента учащихся, посещающих наше общеобразовательное учреждение, является  большое число детей с билингвизмом (двуязычием). Большинство школьников с билингвизмом испытывают трудности на начальном этапе обучения. Причем эти трудности не интеллектуального характера, а лингвистического и психологического.   

Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми с русским неродным языком является актуальной проблемой современного образования. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этих  детей негативное отношение к учебе, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с педагогами. Часто для преодоления этих трудностей нужна дополнительная помощь педагогов и других специалистов: педагогов-психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов.

Гипотеза: компетентное психолого-педагогическое сопровождение детей-инофонов в период «школьной» адаптации, в частности в период обучения грамоте, позволят обучающимся преодолеть трудности перехода в иную языковую среду и создадут положительную мотивацию к дальнейшему обучению в школе.

Основная цель заключается в изучении и решении проблемы  адаптации детей-инофонов к русскоязычной среде, формирование у них необходимых коммуникативных и языковых компетенций.

Задачи:

  • активизировать и обогатить словарь учащихся;

  • научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи;

  • расширить кругозор;

  • сформировать коммуникативные умения и навыки.

Объект исследования: развитие произвольной памяти и внимания, обогащение активного словарного запаса обучающегося

Предмет исследования: методика организации работы по обучению грамоте в добукварный и букварный период.

При исследовании вопроса использовались следующие методы теоретического исследования:

  • анализ;

  • классификация;

  • систематизация;

  • моделирование;

  • обобщение материалов исследования.


  1. Теоретическая часть

Методическая работа с детьми-инофонами должна быть связана со структурированием языкового материала, чтобы, не нарушая естественной среды, наполнить её необходимыми речевыми моделями, закрепить в памяти и помочь ребёнку использовать знания в повседневной жизни. Комплексное обучение всем уровням языка и видам речевой деятельности строится на материале занимательных текстов для чтения, упражнений по развитию речи. Ведущее место занимает работа по формированию и развитию умений и навыков общения. На каждом уроке дети учатся говорить: задавать вопросы и отвечать на них, рассказывать о себе, разговаривать друг с другом, с учителем, пересказывать содержание прочитанного. Большое внимание уделяется  работе над  словом, его значением, произношением и правописанием. Много внимания уделяется работе над предложениями, дети учатся строить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения, составлять тексты, диалоги по заданному образцу и самостоятельно на предложенную тему, по картине,  на основе наблюдения или по кадрам фильма.

Необходимо опираться на сохраняющийся в этом возрасте интерес к игре, так как у большинства учащихся начальной школы игра продолжает оставаться одной из ведущих видов деятельности. Данные методы организуют процесс познания ребенком реального мира, отношений между людьми, человеком и природой.

Дети-инофоны, приходящие в школу, причем необязательно в первый класс, сталкиваются со следующими проблемами:

1. Преодоление языкового барьера. Дети общаются дома на родном языке, а приходят в школу, где общение и обучение происходит на русском, и теперь он становится для них основным языком общения, одним из главных способов адаптации к новым жизненным условиям.

2. Психологический стресс. Попадая в новую языковую среду, ребенок получает стресс, в результате которого резко снижается его эмоциональный фон, что создает дополнительные препятствия на пути установления контактов со сверстниками.

3. Трудности в подготовке домашнего задания. Так как трудности возникают и при усвоении учебного материала, для успешной подготовки домашнего задания приходится тратить значительное количество времени, особенно в младших классах.

4. Отсутствие помощи родителей. Родители многих учеников с трудом разговаривают по-русски и, следовательно, не могут помочь ребенку в выполнении домашнего задания. В условиях дома родители общаются с детьми на родном языке, а в школе ребенок сталкивается с русским языком (как иностранным) и в результате, у ребенка происходит пролонгированный стресс, что тормозит адаптацию к новым условиям проживания.

5. Наличие национального акцента. Отсюда типичные ошибки: неправильное ударение, низкая грамотность, глотание окончаний и так далее.


В результате для некоторых учащихся характерное поведение – стремление обособиться и замкнуться в себе и группе детей, говорящих на его родном языке, ограничив круг общения исключительно по национальному признаку, опираясь на обычаи, традиции и нравственно-этические нормы своего народа.

Трудности возникают и у учителя, так как учебники, программы, традиционные методики преподавания учебных дисциплин ориентированы на человека, для которого данный язык является родным. А значит, учителю необходимо так смоделировать учебный процесс, корректируя тематическое планирование, не изменяя при этом образовательные программы, чтобы вовлечь в учебную деятельность всех учащихся. При этом обеспечить таким детям психолого-педагогическое сопровождение, которое помогло бы им овладеть русским языком хотя бы в той степени, которая необходима для освоения школьной программы и нормальной коммуникации с учителем и одноклассниками.

В нашей школе обучаются дети цыганской национальности, а также татары, мордва, азербайджанцы, узбеки, и эта цифра каждый год увеличивается. В МБОУ СОШ № 9 г. Пензы разработана целая система работы с детьми-инофонами. Начиная с 2007 года и по настоящее время школа сотрудничает с антидискриминационным центром «Мемориал», Российским Государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. В нашем образовательном учреждении регулярно проводятся муниципальные, региональные, всероссийские и международные семинары по психолого-педагогическому сопровождению детей-инофонов. В МБОУ СОШ № 9 г. Пензы получают образование 166 обучающихся цыганской национальности. Это самая большая цыганская диаспора в российской школе. Поэтому педагогический коллектив и социальные службы школы и микрорайона в системе работают над социализацией детей-билингвов и их обучением в условиях общеобразовательной школы. Не один раз администрация школы и педагогические работники принимали участие в научно-практических конференциях различного уровня и направленности, делились опытом работы по улучшению качества образования детей-инофонов. Считаем, что также этот опыт применим не только к детям цыганской национальности, но и ко всем остальным учащимся-инофонам.

Учителя нашей школы как впрочем, и других регионов также сталкиваются с определенными трудностями:

  1. Выстраивание урока с учетом того, чтобы работали все дети. А ведь в одном классе находятся дети, которые уже умеют читать, дети, читающие по слогам, дети, которые только знают буквы, или некоторые из них и, наконец, дети, для которых русский язык пока является иностранным.

  2. Подбор таких методов и форм обучения грамоте, чтобы было понятно и интересно всем обучающимся.

  3. Преодоление языкового барьера не только на уровне ребенок-учитель, но и учитель-ребенок. Поиск доступных для ребенка-инофона приемов и игр для успешной адаптации к иной языковой среде.

  4. Создание комфортной ситуации, способствующей успешному обучению детей-инофонов.


Чтобы найти выход из данного положения мы, учителя, в своей работе отталкиваемся от возникающих у детей в ходе обучения проблем, применяя различные приемы работы, дифференцируя их, в соответствии с разными категориями учащихся. Начиная работу с детьми-инофонами важно, чтобы для них создавались условия для дополнительных занятий во внеурочной деятельности или в ГПД. Важно помнить, что освоение языка – это длительный процесс, ребенок, говорящий на другом языке, не может научиться всему и сразу. Хотя дети гораздо быстрее овладевают языком, чем взрослые, и, порой, становятся переводчиками для своих родителей.

Ситуация, когда дети-инофоны поступают в 1 класс в нашей школе, является наиболее благоприятной для них, так как методика преподавания русского языка как иностранного очень похожа на методику работы в начальных классах школы: работа по образцу, повторение, использование образных и смысловых опор и т.д.

Рассмотрим некоторые формы и приемы работы, которые можно использовать, как на уроке, так и во время проведения дополнительных занятиях с детьми-инофонами.

  1. Лексическая работа для детей-инофонов является наиболее значимой, т.к. ограниченный словарный запас приводит к возникновению трудностей на всех учебных предметах. Но лексическая работа и так является неотъемлемой частью учебного процесса на всех без исключения предметах в начальной школе. 1 класс – Русская Азбука – натуральная или предметная наглядность при выделении звука, постоянный лексический анализ слов.

  2. Игры у которые формируют у детей умение запоминать буквы, их алфавитное название.

Игра «Полубуковка»

Даны элементы букв ,нужно найти недостающие элементы.

Игра «Поставь буквы правильно» Буквы стоят боком, «вниз головой».

Игра «Найди пару»

На рукавицах, вырезанных из плотной бумаги, написаны заглавные и строчные буквы .Раздаю рукавицы ученикам и прошу найти пару.

Игра «Поймай рыбку»

В небольшом аквариуме «рыбки» ,к хвостам которых привязаны маленькие карточки с печатными буквами .Вызванный ученик «ловит» рыбку и называет букву, дети, пользуясь кассой букв, выставляют на наборное полотно такую же букву. Когда все «рыбки пойманы»,дети составляют слово (н-р, к,о, у ,ъ ,н-окунъ)



  1. Интересной формой работы являются загадки с любым лексическим наполнением в исполнении детей, например: «Я серого цвета. Я пушистая, умею мяукать. Люблю ловить мышей и пить молоко». То есть в загадке нужно отгадать человека, зверя, игрушку и пр. по описанию размера и цвета, того, что он умеет делать, что он любит. Как и любой ребенок 7 – 8 лет учащиеся-билингвы лучше усваивают лексические и грамматические явления, если работа сопровождается соматическими, кинестетическими ощущениями (увидеть что-то конкретное, почувствовать, услышать, подержать в руках).

Например, уже в III четверти в 1 классе в тексте Азбуки встречается слово «поземка», обнаруживается, что учащиеся с трудом представляют себе, что это такое. Объясняя инофонам значение данного слова, можно даже выйти на улицу (если погодные условия позволяют) и наглядно убедиться: «поземка» – то, что летит по земле. Значит, это слово можно отнести к такой тематической группе слов, как: снег, зима. Получается, что «поземка» - мелкий снежок, который ветер несет по земле»

  1. В работе с детьми всегда важна ориентация на успех, при работе с инофонами это особенно актуально, так как такие дети чаще других оказываются в ситуации «незнания и непонимания». Показать значимость того, в чем они разбираются лучше других детей, необходимо каждому из учеников.



  1. Упражнения для развития артикуляционной базы: скороговорки, чистоговорки, потешки, заучивание стихотворений, словарные игры, работа с иллюстрациями. Это не только повышает уровень работоспособности детей, но и развивает навыки восприятия русской речи на слух, помогает улучшать произношение и вырабатывать навыки беглого проговаривания словосочетаний и предложения, облегчает запоминание лексико-грамматического материала.

  2. Большую помощь детям-инофонам оказывают словари, причем важно научить ребенка работать не только с толковым словарем, где он может найти лексическое значение незнакомого для него слова. Важна и работа со словарями синонимов, антонимов грамматическими словарями, особенно со словарями иностранных слов, т. к. можно проследить «путь» вхождения слова в русский язык, найти сходство в звучании и написании многих слов, пришедших даже из родного языка ребенка-инофона.

Для успешного овладения данным умением ребенка активно включаем в проигрывание коммуникативных ситуаций, инсценировку (на уроках обучения грамоте, литературного чтения, окружающего мира). Эту работу можно проводить и на внеурочной деятельности. Основной принцип – от речевого опыта к правилу. Когда речевой образец не просто заучивается, а происходит естественное овладение в ходе повторения различных коммуникативных ситуаций.

Работая над лексическим значением слова важно, чтобы материал был подобран таким образом, чтобы он опирался на возможности и потребности детей-инофонов, был актуальным в повседневной жизни. Например: «Я тебе назову один предмет, а ты мне назовешь два таких предмета: одна девочка – две девочки, одна белочка – две белочки; одна кошка – две кошки, одна ложка – две ложки. Очень важно группировать похожие слова по форме словообразования.

В начальной школе, и не только при работе с инофонами, мы включаем в процесс изучения языка подвижные игры, игры с мячом, физкультминутки, песни. Это важная возрастная особенность детей начальных классов, игры позволяют создать ситуации, когда ребенок не может сидеть и «отмалчиваться».

  1. Обязательными на уроке являются групповые, коллективные, хоровые формы работы, которые помогают ребенку проявить свои способности, когда изучаемый язык органично вливается в учебную деятельность и сопровождает её совершенно естественным образом. Ребенок может почувствовать себя раскованно, свободно, радостно, когда он испытывает положительные эмоции. И не только на уроке русского языка и математики, но и на уроке технологии, ИЗО или окружающего мира, ученик достаточно часто может вызвать и одобрение учителя, и уважение сверстников.

Таким образом, работа с обучающимися-инофонами подразумевает:

  1. Индивидуализацию и дифференциацию учебной работы с учетом типичных затруднений детей из семей мигрантов.

  2. Организацию дополнительных индивидуальных или групповых занятий с детьми-инофонами.

  3. Помощь тем детям, которые испытывают трудности в использовании устной речи. Опережающее развитие устной речи и использование наглядных образцов для обогащения и развития активного лексического словаря.

  4. Учет собственных индивидуально-психологических особенностей ребёнка (мышление, память, темп работы) и его учебных возможностей

На основании опыта работы можно предложить следующие рекомендации для организации педагогами эффективной учебной работы и внеурочной деятельности по профилактике учебных затруднений у обучающихся-билингвов:

  1. Необходимо выявление и анализ типичных трудностей обучащихся-инофонов, в том числе при участии логопеда и психолога.

  2. Адаптация и коррекция методики преподавания: использование дополнительных пособий, дидактических приемов и необходимых дополнений в УМК.

  3. Организация индивидуальных и групповых дополнительных занятий.

  4. Включение обучающихся в различные формы внеурочной деятельности, требующей развития коммуникативных навыков.

  5. Создание ситуаций успеха и педагогическая поддержка обучающегося.

Хорошо известно, как тяжело ребенку, а особенно ребенку-инофону, учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в распознавании, соотнесении с конкретными звуками. Практика показывает, что достижение желаемого результата достигается двумя путями.

Первый из них – обстоятельная работа над графическим обликом буквы на уроке. Лучше запомнить конфигурации буквы помогают следующие приёмы:

  • поэлементный анализ облика буквы (Из каких частей состоит буква: палочек или кружочков?);

  • сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (На что похожа буква? В каких предметах спряталась буква?);

  • сравнение новой буквы с уже изученными ( Какую букву напоминает новая буква?);

  • поиски буквы в общеклассной и индивидуальной кассах (Найди домик, в котором живет буква.);

  • конструирование буквы: выкладывание её из счетных палочек, кубиков; лепка из пластилина; вырывание из бумаги (Сделай букву.);

  • печатание буквы в тетрадях, блокнотах с нелинованной бумагой (Напечатай букву.);

  • распознавание буквы в предложениях, текстах (Подсчитай сколько раз новая буква встречается в строке, в тексте.);

Второй путь, который обеспечивает запоминание учащимися графического облика букв, - регулярное повторение изученных звуков и букв. Какой механизм лежит в основе психических процессов при запоминании учениками букв? Психолог Т.Г. Егоров отмечал, что при воздействии на слуховой анализатор его деятельность связывается с деятельностью соответствующих речедвигательных и зрительных органов и создаётся ассоциативная цепь: фонема – артикуляция – буква. Эта цепочка, если она хорошо закреплена, возникает в мозгу ребенка одновременно и независимо от того, какое звено этой цепи активизировано нами. Ребёнок, услышав тот или иной звук на уроке обучения грамоте, немедленно отвечает на него соответствующими речедеятельными процессами и точно представляет себе зрительный образ – букву, которая соответствует этому звуку речи. То же самое мы будем иметь и тогда, когда покажем ему букву: увидев её, ребенок тут же соотнесёт графический образ с определенной фонемой и ответит соответствующей артикуляцией.

Задача учителя заключается в том, чтобы эту ассоциативную цепь не только создать, но и закрепить. Поэтому на каждом уроке обучения грамоте (чтения и письма) я отвожу специальное время на решение этой задачи. Нетрадиционному интересному построению такого этапа урока, направленного на повторение изученных звуков и букв, помогают дидактические игры. Они настраивают ученика всматриваться в графический облик буквы; анализировать её конфигурацию, вспоминать звуковые эквиваленты.


Работа по формированию устойчивого осмысленного навыка чтения у детей- инофонов начинается с запоминания графического образа букв. А так как такие детки, как правило, не посещали дошкольные учреждения, сразу возникают трудности: незнакомый язык, к которому нужно привыкнуть и общаться с другими людьми, незнакомые буквы, потому что никаких других букв они тоже не знают. Свою работу по запоминанию букв русского алфавита веду в трех направлениях:

  • запоминание графического образа буквы;

  • соотнесение образа буквы с теми звуками, которые она обозначает;

  • соотнесение печатной и письменной буквы, т. к. впоследствии обучающимся работать с заданиями, в которых печатный текст нужно записать письменными буквами.

Работу веду в игровой форме, чтобы снять стрессовую ситуацию. Как было сказано выше, детям-инофонам необходимо «пропустить через себя» много новой информации, усвоить ее и применять в дальнейшем. Использую формы работы, направленные на формирование различных видов памяти и внимания: называние и угадывание букв, ощупывание (даже вслепую), рисование на песке, складывание букв из палочек, сгибание проволоки.

Например, из ряда букв найти и подчеркнуть нужные буквы, которые на данном уроке изучаем, например: букву Б одной чертой, а букву П – обвести.

ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ

ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ

ЯБЗОНТЦЛНВОЛКПДЛИСЖУК

Постепенно задания усложняются: - Найти в каждой строке букв, спрятавшиеся слова и подчеркнуть их.

Игра «Узнай букву» (в нескольких вариантах)

1 вариант В таблице даны слова и предложения, нужно найти букву. Например, букву С.

2 вариант «Назови букву»

Эту игру можно проводить почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв. Учитель (или ученик) показывает буквы, а дети по цепочке называют их. Если буква названа неправильно, учащиеся хлопком рук по­дают сигнал (каждый ребенок — участник игры).

3 вариант «Покажи букву»

Один ученик стоит с указкой у «ленты букв» и показывает те буквы, которые по цепочке называют сами дети. Можно усложнить игру, если показывать только согласные или гласные.

4 вариант Учитель предлагает детям буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному ребенку завязывают глаза и просят его ощупать букву и назвать ее. После того как назовут все буквы, они составляют из букв р с а у к л слова: рука, сук, мак, рак, лук, русак. Игра помогает шестилеткам не только усвоить начертания печатных букв, но и развить уме­ние составлять из букв слова. (другие формы и приемы работы см. в Приложении 1)


  1. Исследовательская часть.

Цель исследования: формирование произвольного внимания и памяти для качественного и успешного обучения грамоте в добукварный и букварный период.

Задачи:

- сформировать устойчивый интерес к усвоению новой информации;

- развивать познавательную активность, произвольное внимание и память;

- формировать навык осмысленного чтения.

Для проведения исследования сформированы две группы, в которые входят дети-инофоны (дети цыганской национальности). Первая группа. Экспериментальная, вторая – контрольная. Ученики будут изучать одни и те же буквы. При работе с экспериментальной группой педагог использует упражнения в трех направлениях, о которых сказано выше, вторая же группа обучается традиционно по учебникам «Русская Азбука» (авторы: ).

По итогам проведения эксперимента педагог составляет сравнительные таблицы, которые позволят определить успешность проведенного эксперимента.

Экспериментальная группа

№ п/п

Имя обучающегося

Знает ли буквы

Умеет ли писать буквы

Мария Г.

нет

нет

Ярослав Г.

нет

нет

Андрей М.

нет

нет

Эрик Ж.

нет

нет

Рикардо И.

нет

нет

Камила К.

нет

нет

Брианита М.

Знает несколько букв

нет

Джанита М.

Знает несколько букв

Пишет печатные буквы своего имени

Контрольная группа

№ п/п

Имя обучающегося

Знает ли буквы

Умеет ли писать буквы

Ринат К.

Знает несколько букв

Пишет печатные буквы своего имени

Егор М.

нет

нет

Кира Ж.

нет

нет

Эдгар М.

нет

нет

Николай П.

нет

нет

Спартак В.

нет

нет

Кристина М.

Умеет читать

Умеет писать печатными буквами

Патриция А.

нет

нет

Первый этап: добукварный период; изучение пяти гласных букв (А, О, И, У, Ы). Работа проводилась по трем направлениям: запоминание печатного образа буквы, соотнесение звука и буквы, его обозначающей, сопоставление печатного и письменного образа буквы. (Приложение 2).

Вывод по первому этапу эксперимента:

Результаты показывают, что в начале периода обучения грамоте (так называемый добукварный период) результаты контрольной и экспериментальной групп отличаются мало.

Второй этап: букварный период обучения грамоте, во время которого изучаются основные буквы, осваивается навык осмысленного чтения, а также на уроках русского языка (письмо букв, слогов, слов и предложений в прописи) систематически включаются виды упражнений на соотнесение печатного текста с письменным и перевод печатного шрифта в письменный. Второй этап эксперимента проводился в течение 2-3 четверти, когда изучаются все буквы, ведется основная работа по овладению навыком осмысленного чтения и письма. (Оценка ведется по 5-балльной системе) (Приложение 3).

Вывод по второму этапу эксперимента: в основной (букварный) период обучения грамоте результаты экспериментальной и контрольной групп стали ярко отличаться: различные виды упражнений, направленных на запоминание облика буквы и работу с ней помогли детям-инофонам преодолеть трудности и освоить навык осмысленного чтения и письма. Знания и умения учеников, находящиеся в контрольной группе, остались на прежнем уровне. Среди них были дети, которые уже умели читать и писать, поэтому их результаты мало отличаются от экспериментальной группы.

Заключительным видом работы, завершающим эксперимент, было контрольное списывание печатного текста. Результаты в приведенной ниже таблице (работа оценивается по 5-балльной системе) (Приложение 4).

Примечания:

  1. Дополнительные упражнения, которые указаны в работе проводились педагогом во внеурочной деятельности, так как в классе обучаются не только дети-инофоны, но и дети, для которых русский язык является родным. Чтобы на уроке работали все учащиеся, основная работа по проведению эксперимента была вынесена за рамки учебного процесса.

  2. Дети-инофоны, находящиеся в контрольной группе по завершении эксперимента прошли аналогичный курс дополнительных упражнений, чтобы «догнать» одноклассников и не испытывать затруднений при дальнейшем изучении программного материала.

Вывод по итоговой работе: система упражнений, направленных на овладение навыками осмысленного чтения и письма показала успешность преодоления детьми-инофонами трудностей освоения азов русского языка, что подтверждает гипотезу исследования (Приложение 5).

  1. Заключение

Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического элемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений – таковы характерные черты письма первоклассников на начальном этапе формирования навыка. Поэтому при обучении детей письму учитель должен учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Это особенно важно и требует от учителя глубоких психологических знаний.

Следовательно, формированию осмысленного чтения и письма младшего школьника способствует учет учителем психофизиологических особенностей ребенка и применение в своей педагогической деятельности совокупности разнообразных приемов и упражнений, а также дополнительных способов обучения, облегчающих труд ученика.


5. Список литературы:

  1. Бондаренко А. Где прячутся ошибки. – М., 1999.

  2. Гвоздев А.Н. Современный русский язык. –М., 1997.

  3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. –М., 2000.

  4. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. –М., 1988.

  5. Методика преподавания русского языка // Под ред. М.Т.Баранова. –М., 1990.

  6. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. –М., 1992.

  7. Прохорова Е.В. Трудности у младших школьников на уроках письма // Начальная школа, №5, 1999.

  8. Хорошилова Е.И. Характеристика специфических ошибок письма младших школьников // Начальная школа, №7, 2001.

  9. Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков // Начальная школа №7, 2001

  10. Шевелева О.П. Формирование навыка чистописания у младших школьников // Начальная школа, №1, 1999

  11. О. Жиренко, Т. Лукина Тренажер по чистописанию, Добукварный и букварный период - М.: Издательство Вако, 2020

  12. Использованные Интернет-ресурсы:

  1. http://janemouse.ru/articles/writing-skills-where-to-start

  2. http://доу54-ангарск.рф




6. Приложения


Приложение 1

Поймай букву

Оборудование: Карточки с текстами из газет, старых книг.

Описание игры. Все ученики получают карточки. По сигналу учителя дети начинают просматривать текст по строчкам, обводя кружочком букву, указанную учителем. Побеждает тот, кто обведет большее количество букв. Может быть и такой вариант игры: игра усложняется. Учитель предлагает поймать две буквы. Одну букву дети обводят кружком, другую подчеркивают.

Буквы-подружки

Оборудование: На доске или наборном полотне выставляются два столбика букв: во втором такие же, как и в первом, но в другом порядке.

Описание игры. Учитель предлагает найти каждой букве из первого столбика

букву-подружку (такую же) во втором столбике и «связать» их веревочкой -

соединить чертой. Вызванный ученик находит пару.

Может быть и такой вариант игры: оборудованием для игры являются

индивидуальные карточки. Побеждает тот, кто находит букв-подружек раньше других.

Найди лишнюю букву

Оборудование: на доске записываются несколько строчек одной и той же буквы (по четыре в каждой строке). Среди четырех букв есть одна, которая отличается от остальных размером (она больше или меньше остальных), цветом или графикой.

Описание игры. По вызову учителя ученик выходит к доске, анализирует

буквенный материал, находит лишнюю букву, объясняет, почему она лишняя, и обводит ее кружочком.

Вариант 1. Материал для игры размещается на индивидуальных карточках.

Вариант 2. Меняется буквенный материал: в строчке среди трех одинаковых букв находится четвертая, обозначающая другой звук.

Что изменилось

Оборудование: касса букв.

Описание игры. Учитель выставляет на наборном полотне четыре буквы, просит детей хором прочитать их. Дети читают, запоминают порядок букв и по сигналу учителя закрывают глаза. В это время расположение букв меняется. Открыв глаза, дети должны заметить изменения и охарактеризовать их: что изменилось.



Напиши в воздухе

Описание игры. Учитель предлагает вызванному ученику представить, что у него в руках мел, и что он пишет на доске какую-нибудь букву. Ученик, повернувшись спиной к классу, чертит в воздухе букву. Дети отгадывают, какую букву он написал.

Напиши букву у с которой начинается название предмета

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Учитель показывает предметную картинку, дети определяют

первый звук в слове-названии предмета, изображенного на ней, и записывают соответствующую печатную букву. Игру можно проводить в виде соревнования трех-четырех учеников у доски, а можно включить в нее весь класс, организовав по окончании взаимопроверку в парах.

Полубуковка

Оборудование карточки с буквами, разрезанные пополам

Описание игры. 'Учитель показывает половинку буквы ученикам. Узнавший букву, составляет ее до конца.

Не потеряйся

Оборудование: карточки букв.

Описание игры. Учитель выкладывает на столе тыльной стороной вверх карточки букв, которые запланировал повторить с учениками. Число букв должно соответствовать количеству учащихся. По команде учителя: «Буквы «3», ко мне!» дети, у которых на карточке названная буква, бегут к доске, поднимают вверх карточки с буквами и выстраиваются в шеренгу. Учитель переходит в другое место и вызывает к себе группу учащихся с другой буквой. В конце игры прочитываются буквы каждой группы: осуществляется проверка, все ли буквы находятся в своих командах.

Сложи букву

Оборудование: «Азбука в картинках» (каждая карточка разрезана на две части таким образом, что разрез делит букву пополам по вертикали).

Описание игры. Ученик подходит к доске, берет половинку буквы, отыскивает другую ее часть и говорит: «.. .Я сложил букву А».

Другим вариантом может быть такой: каждый ученик получает половину буквы. По сигналу учителя дети ищут свою пару.

Глазки спят, а ручки работают

Оборудование: алфавит из пластмассы или карточки с наклеенными на них буквами из мелкозернистой наждачной бумаги.

Описание игры. Вызванному ученику завязывают глаза и подводят к пластмассовым буквам или вручают карточку с буквой из наждачной бумаги. Обводя пальцами букву, ученик должен догадаться, какую именно букву он держит, и назвать ее. Правильный ответ одноклассники оценивают аплодисментами.

Выбирай правильно

Описание игры. На доске парами размещены одноименные печатные буквы: одна из них - в зеркальном отображении. Вызванный ученик стирает с доски неправильно написанную букву и называет ту, что осталась.

Приёмы и игры, помогающие запомнить зрительный образ букв
  • Игра «Покажи букву»— Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела. — Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей, красочных верёвок. — Вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках. — А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.

  • Игра «Найди и назови букву»— Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «тумба» — «т», и так далее. — Можно некоторые буквы оставить мамы, папы, брата. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» -на ворота. — Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.

  • Игра «Дорисуй букву» Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.

  • Игра «Узнай букву» Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.

  • Игра «Алфавитный дартс» Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.

  • Обучающие компьютерные программы, мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы.

  • Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв.

  • Упражнение «Дермолексия» Взрослый на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами.

  • «Группировка стилизованных букв». На этапе изучения букв полезно давать такое задание. Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы (кружочком обвести все буквы А, зачеркнуть все буквы Т, синим квадратом обвести все большие буквы С, а жёлтым все маленькие буквы С и т.д.)

  • Полезны задания, усложняющие узнавания букв, это – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв».

  • Упражнение «Прояви творчество» Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв: — «Дописать букву» по пунктирным линиям, — «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ – Ц и т. д.)

  • Упражнение «Какой буквы не стало»Это упражнение способствует ещё и развитию памяти и внимания. Перед ребёнком выкладывается ряд букв (начиная с 3-х – 4-х). Ему предлагается запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый убирает одну букву. Варианты: – поменять буквы местами – ребёнок воспроизводит первоначальный вариант; — или взрослый добавляет ещё одну букву, ребёнок называет её. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. — Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка.

  • «Волшебный мешочек» ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические) буквы.

  • «Угадай, что написали» Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот) — можно «рисовать» буквы на спине, — угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

  • «Сказочные, волшебные буквы» Взрослый пишет буквы на листе бумаги, а ребёнок создаёт из этих букв различные образы людей, предметов.  И не забывайте, что основной вид деятельности дошкольника — игра. Поэтому все ваши совместные занятия должны проходить в игровой и увлекательной форме.


Приложение 2

Экспериментальная группа

№ п/п

Имя обучающегося

Сколько букв запомнил(а)

Соотносит ли печатный и письменный облик буквы?

Мария Г.

4

да

Ярослав Г.

4

да

Андрей М.

5

да

Эрик Ж.

3

нет

Рикардо И.

3

нет

Камила К.

5

да

Брианита М.

5

да

Джанита М.

5

да

Контрольная группа

№ п/п

Имя обучающегося

Сколько букв запомнил(а)

Соотносит ли печатный и письменный облик буквы?

Ринат К.

5

да

Егор М.

2

нет

Кира Ж.

2

нет

Эдгар М.

3

нет

Николай П.

5

да

Спартак В.

2

нет

Кристина М.

5

да

Патриция А.

2

нет

Приложение 3

Экспериментальная группа

п/п

Имя обучающегося

Знает ли изучаемые буквы

Сформирован ли навык чтения

Умеет ли писать письменные буквы

Соотносит ли печатный и письменный текст

Мария Г.

5

5

5

5

Ярослав Г.

5

5

4

4

Андрей М.

4

3

4

4

Эрик Ж.

3

3

3

3

Рикардо И.

4

3

4

3

Камила К.

5

4

4

5

Брианита М.

5

4

5

4

Джанита М.

5

5

5

5


Контрольная группа

п/п

Имя обучающегося

Знает ли изучаемые буквы

Сформирован ли навык чтения

Умеет ли писать письменные буквы

Соотносит ли печатный и письменный текст

Ринат К.

5

5

5

4

Егор М.

3

3

3

3

Кира Ж.

2

2

3

2

Эдгар М.

2

2

3

2

Николай П.

4

4

4

4

Спартак В.

2

2

2

2

Кристина М.

5

5

5

5

Патриция А.

2

2

3

2

Приложение 4

Экспериментальная группа

п/п

Имя обучающегося

Прочитать текст

Списать текст письменными буквами

Правильность оформления предложения

Правильность начертания букв (прописных и строчных)

Мария Г.

5

5

4

5

Ярослав Г.

5

4

4

4

Андрей М.

4

3

3

4

Эрик Ж.

3

3

3

3

Рикардо И.

4

3

3

3

Камила К.

5

4

5

5

Брианита М.

5

4

5

4

Джанита М.

5

5

5

5




Контрольная группа

п/п

Имя обучающегося

Прочитать текст

Списать текст письменными буквами

Правильность оформления предложения

Правильность начертания букв (прописных и строчных)

Ринат К.

5

5

4

4

Егор М.

3

2

3

3

Кира Ж.

2

2

3

2

Эдгар М.

2

2

3

2

Николай П.

4

4

3

4

Спартак В.

2

2

2

2

Кристина М.

5

5

5

5

Патриция А.

2

2

3

2

Приложение 5


15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Психолого-педагогическое сопровождение детей-инофонов в период обучения грамоте»

Автор: Шубина Елена Николаевна

Дата: 10.10.2022

Номер свидетельства: 614691


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства