kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогические условия развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения младшего школьного возраста средствами дидактических игр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В психолого-педагогической литературе отмечаются проблемы в обучении и педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является дидактическая игра. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Включая дидактические игры в педагогический процесс, педагог отбирает те из них, которые доступны для детей с нарушением зрения.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические условия развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения младшего школьного возраста средствами дидактических игр.»

Психолого-педагогические условия развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения младшего школьного возраста средствами дидактических игр.

С. В. Яковлева

БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии,

г. Чебоксары

novatai@mail.ru

Аннотация. В психолого-педагогической литературе отмечаются проблемы в обучении и педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является дидактическая игра. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации или с определёнными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Включая дидактические игры в педагогический процесс, педагог отбирает те из них, которые доступны для детей с нарушением зрения.

Ключевые слова: занятие, дидактическая игра, младший школьник, зрительное восприятие.













Именно благодаря зрению, мы способны познавать всю полноту окружающего мира, именно благодаря зрению, мы можем правильно ориентироваться в пространстве и воспринимать богатейшую палитру цветов и оттенков.

В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные образы. Чрезвычайно важной задачей обучения оказывается своевременное и правильное соединение полученных ребенком представлений со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойств и отношений, делает эти образы более четкими, стойкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызывать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло много времени и предмета, который ребенок воспринимал, уже нет перед ним. Для этого нужно лишь сказать соответствующее слово-название. Например, ребенок может хорошо различать зрительно красный, синий, зеленый, желтый цвета, выбирать по образцу предметы красного, синего, зеленого и желтого цвета, но не знать их названий. Тогда по слову «красный» он не может вспомнить красный цвет и не может выполнить, например, такую инструкцию: «Принеси красную машину» или «Возьми красный карандаш». Если же слово «красный» соединилось у него с образом, то оно вызывает представление о красном цвете, ребенок сразу же вспомнит цвет и выполнит просьбу.

Сказанное выше о развитии восприятия относится ко всем детям младшего школьного возраста — как к нормально развивающимся, так и к детям с нарушениями зрения. Общие закономерности развития нормального и аномального ребенка позволяют в качестве цели воспитания и обучения в специальных образовательных учреждениях поставить максимально возможное приближение аномального развития к нормальному. Однако нельзя забывать о том, что восприятие ребенка с нарушениями зрения проходит своеобразно, имеет много особенностей, которые необходимо учитывать в ходе воспитания и обучения, что работа должна иметь с ним коррекционную направленность.

Работа по развитию зрительного восприятия строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития и восстановления зрения детей на основе стимуляции всех потенциальных возможностей. Специфичность этой работы с детьми младшего школьного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии её со всеми видами детской деятельности; во всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения [6].

Значение исследований зрительного восприятия для тифлопедагогики определяется тем, что обучение и воспитание в образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений. Успешность решения задачи зависит от развития зрительного восприятия и зрения, т.к. его неполноценность снижает возможность формирования практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением при удовлетворении различных жизненно необходимых потребностей.

Для развития зрительного восприятия, активизации зрительных функций необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия, бытовую деятельность. Значение в жизни любого ребёнка трудно переоценить. Прежде всего, игра – это ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Кроме того, игра, как педагогическое явление является средством воспитания, методом обучения, формой организации деятельности, средством коррекции. Для обучения через игру созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что все задания предлагаются детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с определёнными предметами, развивают моторику руки, учатся культуре общения, активизируют и развивают зрительную систему. Любая дидактическая игра ставит целью: обогатить чувствительный опыт, развить умственные способности, умение сравнивать, классифицировать предметы и явления, делать умозаключения. Наряду с решениями этих целей с помощью дидактических игр решается задача развития основных зрительных функций. Дидактическая игра позволяет активизировать предметно-практические действия у детей с нарушениями зрения. В процессе работы у детей происходит формирование и развитие системы «глаз-рука», узнавание предмета по силуэту, контуру, сопоставление его с образцом-эталоном, хранящимся в памяти. Во время дидактической игры и во взаимодействии с дидактическим материалом, включаются все группы зрительного восприятия. В зависимости от диагноза и степени заболевания используется различный дидактический материал в работе с детьми [1].

Детям со слабой степенью амблиопии предлагают дидактические игры: «Лабиринты», «Трафареты», «Цветные фасольки», «Заштрихуй по-разному», «Додумай и дорисуй» - размеры не менее 10-15см.

Детям со средней степенью амблиопии: «Весёлые зверята», «Волшебные шнурочки», «Цветные палочки», «Собери сказку», «Пазлы» - размеры от 15 до 20 см.

Детям с высокой степенью амблиопии: «Лоскутное одеяло», «Собери квадрат», «Сложи узор», «Колумбово яйцо» - размеры от 20см. и более. Размеры очень важны, так как для детей с одним диагнозом это соответствующий размер, а для других нет.

Детям с расходящимся косоглазием предлагают дидактические игры: «Нанизывание бус, (пуговиц)», «Мозаики» - различной величины, «Вкладыши, разрезные картинки».

Детям со сходящимся косоглазием: «Дротики», «Баскетболисты», «Меткий стрелок». В процессе всей игровой деятельности мы осуществляем дифференцированный подход.

В педагогической деятельности широко используют дидактические игры на занятиях и в повседневной жизни. Работая с детьми, большое внимание нужно уделять обследованию, выделению и квалификации предметов и их свойств. Для этого применяют дидактические игры: «Опиши на ощупь», «Чудесный мешочек», «Опиши, что чувствуешь».

Для проведения игр нужно строго соблюдать гигиенические и эстетические требования. Используют прочные материалы ярких и красочных тонов, необходимых размеров, для ребёнка с нарушением зрения очень важны познания о мире, в котором он живёт полученные в игре, в частности дидактической.

По содержанию дидактические игры можно так же представить как три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений. Эти виды игр особенно важны в работе с детьми с нарушением зрения, т.к. в значительной степени способствуют обогащению и уточнению предметных представлений [4].

Настольно-печатные игры учат детей чтению иллюстративного материала. Осмыслению изображённого, их словесному описанию.

Использование словесных дидактических игр в обучении детей с нарушением зрения обеспечивает возможности уточнения, конкретизации образов предметов и развития описательной речи. А так же дидактические игры способствуют осознанию детьми использования зрения при выделении различных свойств и признаков предметов. Например, в упражнении "От какой бабочки крылья " дети рассматривают изображение крыльев бабочек разной величины, затем выделяют размер и цвет крыльев, рассматривают узор на крыльях, составляют бабочку из частей. К играм и материалам, способствующим активизации зрительных функций, можно отнести мозаику, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки. Для развития цветоразличения можно применять дидактические игры и упражнения "Найди нужный цвет", "Разложи по оттенкам", "Составь из частей цветок", "Подбери к шарам цветные нитки" и др.

Дидактические игры, "Какой предмет больше, меньше?", "Что дальше, что ближе?", "Самый длинный, высокий, толстый, тонкий, короткий" упражняют детей в развитии глазомера. Развитию зрительного внимания и памяти способствуют задания" Угадай, что изменилось", "Чего не стало?", "Найди такой же предмет". В игре "Кто скорее соберёт листья" дети учатся анализировать форму, цвет, величину предмета. Игра, "Какой геометрической фигуры не стало" предполагает упражнение детей на выделение яркости окраски и размера. Дети запоминают расположение фигур, а затем педагог одну из них убирает. Надо угадать, какая фигура спрятана [9].

Ребенок может уметь зрительно воспринимать свойства предметов — цвет, форму, величину, пространственные отношения, расстояния, — но не уметь использовать их в деятельности. И тогда развитие зрительного восприятия оказывается самоцелью. Детей нужно специально учить использовать зрительное восприятие в деятельности, соединять его с деятельностью. Так, научив детей воспринимать цвет, необходимо тут же, параллельно включать его в деятельность — учить в игре и в быту реагировать на него как на сигнал к действию («Светофор»), использовать цвет в рисовании и аппликации, при ознакомлении с окружающим миром; опираться на цвет неба при определении времени суток; цвет листьев для определения времени года и т. п. Точно так же восприятие формы, величины используется в предметной деятельности ребенка, в игровой и трудовой, а затем и в изобразительной. Включение восприятия в широкую деятельность, в свою очередь, дает новый толчок развитию самого восприятия. Уровень развития восприятия сказывается также на развитии мышления.

Для организации зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения необходимо:

- создавать установку на восприятие (усвоение нового движения, действия в пространстве, изучение приспособления или оборудования с которыми выполняется действие).

- формировать умение наблюдать. В процессе наблюдения ребенка следует учить наблюдать; выделять наиболее важные моменты.

Для развития зрительного восприятия используются различные изображения: черно-белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые. В процессе выполнения заданий дети анализируют, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различительные признаки.

Таким образом, работа по развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения строится комплексно. Работа по формированию зрительного восприятия ведется на всех занятиях, педагоги расширяют представления детей о сенсорных эталонах, формируют способы сенсорной ориентировки и поэтапного обследования предметов.

Особенностями коррекционных занятий по развитию восприятия являются применение различных методик - психофизиологических и психолого-педагогических.

Занятия включают использование изображений: черно-белых, цветных, контурных, силуэтных, штриховых, использование технических средств обучения и коррекции.

Итак, физиологический механизм зрительного восприятия детей с нарушениями зрения остается таким же, как и у детей с нормальным зрением, но при слабовидении отмечается редуцирование некоторых особенностей восприятия, особенности зрительного восприятия детей с нарушениями зрения заключаются в сниженной активности восприятия, неполноте, неточности отражения, ограниченной избирательности, слабой апперцепции, затруднениях в осмыслении и обобщении воспринимаемого. Это предполагает организацию специальной работы по коррекции и развития зрительного восприятия слабовидящих детей.

Таким образом, дидактические игры повышают способность младших школьников с нарушением зрения к развитию и активизации зрительных функций.

Литература

1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников / З. Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2003 - 40 с.

2. Волкова И.П. Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения /И.П. Волкова //Дефектология.- 2005.- № 3.- С. 39-47.

3. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Сборник научных трудов /науч. ред. А.Г. Литвак. – Ленинград: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1979. – 100 с.

4. Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты/Н.В.Краснощекова.- М.: Академия. 2001

5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии /Р.М Грановская. – СПб.: Свет, 2000.

6. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Уч. пособ. для студ. ВУЗов. - М.: «ВЛАДОС», 2000.

7. Детская практическая психология /под ред.Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2007. – 253 с.

8. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики /В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: ВЛАДОС, 2000.

9. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия /Л.И. Плаксина. – М.: ВОС, 1985. – 105 с.

10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. /Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. – СПБ.: Питер, 2004. – 713 с.

12. Сапронова О.П. Совместная работа тифлопедагога и воспитателя по формированию предметных представлений у детей с нарушением зрения /О.П. Сапронова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. - № 5. – С.15-18.

13. Сборник игр и игровых упражнений. Зрительное восприятие младших школьников. Специальная психология / сост. Метиева Л. - М.:2008. - 120 с.

14. Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях /Л.И. Солнцева //Дефектология.- 2000.- № 4.- С. 3-8.

15. Хорош С.М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника /С.М. Хорош о психолога /Г.А. Широкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 314 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Яковлева Светлана Витальевна

Дата: 09.12.2020

Номер свидетельства: 566268

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства