kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогические условия развития изобразительных способностей младших школьников на уроках ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья  посвящена психолого-педагогическим условиям развития изобразительных способностей младших школьников на уроках ИЗО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические условия развития изобразительных способностей младших школьников на уроках ИЗО»

Психолого-педагогические условия развития изобразительных способностей младших школьников на уроках ИЗО

Каждый ребенок уникален и талантлив – это целый мир нереализованных возможностей. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В детстве рисуют все. Известно почему – человек пытается осознать видимое и отобразить это. Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие.

Успешность изобразительной деятельности ребенка во многом зависит от наличия у него изобразительных способностей.

Существует множество определений способностей. Так, Б.М. Теплов считал, что способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности. По мнению Л.Г. Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления. По определению Н.С. Лейтеса, способности – это свойство личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешной деятельности.

Изобразительные способности – это специальные способности, свойства личности, обеспечивающие успешную изобразительную деятельность, художественное творчество.

Под изобразительной деятельностью подразумевают отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Способности имеют свои содержания и структуру, определить которые крайне важно, считал Л.А. Венгер. В противном случае неизвестно, что формировать.

Структуру изобразительных способностей составляют ведущие (основные) и опорные (вспомогательные) свойства способностей.

Ведущими свойствами являются:

а) свойства художественного мышления и творческого воображения, обеспечивающие отбор главного и наиболее характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции;

б) свойства зрительной памяти, обеспечивающие яркие зрительные образы в сознании художника, и на этой основе успешную трансформацию художественного образа на холст, бумагу;

в) развитое эмоциональное отношение (особенно эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению;

г) наличие целенаправленности и волевых свойств у художника.

К опорным свойствам изобразительным способностям относятся:

а) высокая природная чувствительность зрительного анализатора, совершенствующаяся в процессе художественной деятельности и обеспечивающая передачу пропорций, особенностей объемной и плоской формы, пространственных отношений, светотени, ритма, цвета, гармоничности тона и цвета, перспективных сокращений объемных предметов, движения;

б) сенсомоторные качества художника.

Важнейшими показателями изобразительным способностей являются:

  • умение передавать в изображении сходство с изображаемым объектом,

  • быстрота успешного усвоения специальных знаний, умений и навыков,

  • наличие выразительной композиции,

  • умение увидеть в предметах и явлениях основное,

  • наиболее характерное, умение образно мыслить,

  • легкость изображения количества сцен, событий, отдельных людей, пейзажа, цельность изображения,

  • большая любовь к изобразительной деятельности, сопровождающаяся высокой работоспособностью.

Выявление способностей у детей и правильное их развитие — одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов. Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.

Развитие изобразительных способностей в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. При этом нельзя не учитывать возраст ребенка и, следовательно, требовать сложного сюжетного построения от 3–4 –летнего малыша, если даже начать обучение очень рано. Педагог не должен об этом забывать, ибо индивидуальный подход к каждому ребенку – одно из главных условий успешного воспитания и обучения.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал – бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т. д.

В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что–то изобразить. Этот период играет существенную роль. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм. Если материал попадает впервые в руки детей 5–6 лет и 2–3 лет, то, конечно, у старших ребят быстрее возникнет замысел, так как опыта у них в познании окружающего мира больше. Доизобразительный период очень важен для развития дальнейших способностей ребенка. Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Преподаватель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке, лепке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Обычно ассоциации у ребенка неустойчивы; в одном и том же рисунке он может увидеть разные предметы. В его сознании при рисовании еще нет прочного следа, который образуется общей работой представления, памяти, мышления, воображения. Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу. Одним из путей такого перехода является повторение той формы, которая получилась у него случайно. Узнав в начерченных линиях какой-либо предмет, ребенок сознательно рисует еще раз, желая изобразить его опять. Второй рисунок говорит о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, так как он появился в результате замысла. Иногда может быть неполное повторение всего изображения, а добавление к ассоциированной форме каких-либо деталей. С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий характер. Здесь могут быть поставлены задачи систематического обучения детей.

Первые изображения предметов в рисунке очень просты, в них отсутствуют не только детали, но и часть основных признаков. Объясняется это тем, что у маленького ребенка еще отсутствует аналитико-синтетическое мышление, а следовательно, и четкость воссоздания зрительного образа, мало развита координация движений рук, нет еще технических навыков. В более старшем возрасте при правильно поставленной воспитательно-образовательной работе ребенок приобретает способность передавать основные признаки предмета, соблюдая характерную для них форму. В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями перед ними можно поставить новую задачу — научиться изображать особенности предметов одного вида, передавая основные признаки, например в изображении людей — разницу в одежде, чертах лица.

Постепенно под влиянием обучения и общего развития у ребенка появляется способность относительно правильно передавать пропорциональные соотношения между предметами и их частями. Дети старшего возраста уже способны изобразить несложные движения человека. Например, игра в мяч – руки подняты; лыжник — его профиль, руки вперед, ноги расставлены; человек танцует – руки и ноги с изгибом и т. п.

Исходя из выше сказанного, мы видим, что развитие изобразительных способностей проходит ряд этапов. Таким образом, занятия изобразительной деятельностью предоставляют широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только изобразительных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Никулина Мария Геннадьевна

Дата: 29.10.2019

Номер свидетельства: 524771


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства