kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологический аспект формирования личности ребенка через уроки краеведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важное место в краеведение занимает совместная деятельность с родителями. Родители могут оказывать помощь в подготовке и проведении различных мероприятий, совместно с ребенком выполнять задания, касающиеся истории семьи и рода. Это поможет укрепить внутрисемейные связи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологический аспект формирования личности ребенка через уроки краеведения»

Психологический аспект формирования личности ребенка через уроки краеведения.

Актуальность краеведческих занятий обусловлена необходимостью внедрения активных форм познания окружающего мира детьми с особыми образовательными потребностями.    Мы прекрасно понимаем, что слово, подкрепленное действием, становится более эффективным, чем просто произнесенное вслух.

Цель работы – формирование у учащихся целостного представления о родном крае, расширение представлений об окружающем мире посредством чувственного опыта.

Новизна такого опыта заключается в осуществлении   наглядности обучения и провоцировании   активности детей с особыми образовательными потребностями в процессе восприятия краеведческих материалов. Краеведческая работа очень увлекает детей, она стимулирует их творчество, укрепляет и развивает познавательные интересы. 

Опираясь на принципы, утвержденные ФГОС школьного образования:

- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности.

Вся образовательная работа в краеведении разделена на три блока - мир человека, мир животных и мир растений. Таким образом, ребенок может классифицировать получаемую информацию.

Формы обучения:

Урочная: Уроки, интегрированные с краеведческим материалом, тематические классные часы, семинары, практические занятия.

Психологический аспект: развитие высших психических функций (память, внимание, зрительное восприятие итд.). Сведение познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке.

Внеурочная: Кружки, клубы, экскурсии (в музеи, архивы, на памятники), лектории, тематические вечера, олимпиады, конкурсы.

Психологический аспект: знания становятся действенными тогда, когда добываются самим учеником. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал будет вызывать у них только созерцательный интерес к предмету и быстро забываться.

Исследовательская и проектная: Самостоятельная работа, написание рефератов, создание проектов (например, карта улиц, названных в честь героев, семейная история). 

Психологический аспект: помогает учащимся освоить явления и события на теоритическом уровне, учит осмыслению понятий, переживанию явлений и событий. Например, «Самое трагическое событие в жизни моей семьи», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Важное семейное событие». Такие задания развивают эмоциональный интеллект, учат эмпатии, помогают чувствовать себя включенным в семейную систему (повышают ощущение поддержки рода и безопасности), дают ресурсы – гордость за свою семью и за себя, как части семьи, укрепляют самооценку. Информация об истории рода очень ценна и часто используется в семейной системной терапии.

Выступление с какой-либо презентацией, докладом позволяет учащемуся овладеть навыком публичных выступлений, умению себя демонстрировать перед коллективом, чувствовать себя уверенным.

Методы обучения:

Информационные: Лекция учителя, рассказы, сообщения, работа с краеведческой литературой, периодикой.

Учат ребенка быть самостоятельным, уметь находить нужную информацию в книгах и интернете.

Поисково-исследовательские: Работа с документами, воспоминаниями очевидцев, интервью (ученики берут интервью друг у друга или у приглашенных на краеведческую тему), анализ источников, полевые исследования (экспедиции).

Учат ребенка общаться и думать.

Практические: Составление конспектов, планов, работа с вещественными памятниками.

Учат ребенка анализировать и выделять главное.

Игровые: Викторины, турниры знатоков, ролевые игры для закрепления знаний, игры-путешествия. Например, игра «Я иду по улице», в ходе которой ребята учатся восстанавливать события, произошедшие на их улице. Учащиеся могут взять на себя роль экскурсовода, познакомить одноклассников с местом своего жительства.

Учат ребенка использовать полученные знания и навыки пока в игровой ситуации. Мотивируют познавательную активность учащихся.

Творческие: Мастер-классы, совместные выставки («Краски осени нашего края», «Мой любимый домашний питомец»), творческие проекты (Например, проект «Город моей мечты» можно осуществить при   помощи виртуальной экскурсии в город будущего).

Учат ребенка фантазировать, мыслить по-новому, развивают трудолюбие.

Технологические: Использование ИКТ, создание презентаций, ведение краеведческих рубрик в соцсетях.

Учат ребенка понимать, как использовать новые технологии в обучении.

Стимулирующие: Вовлечение в активную поисковую работу, создание условий для творческой самореализации учащихся (публикация работ).

Учат ребенка понимать свою важность, значимость для коллектива и страны, повышают самооценку. 

Важное место в краеведение занимает совместная деятельность с родителями. Последнее время зачастую утрачивается связь поколений, нужно знать историю своей семьи, передавать по наследству, чтобы не потерять свои корни. Родители могут оказывать помощь в подготовке и проведении различных мероприятий. Совместно с ребенком выполнять задания, касающиеся истории семьи и рода. Это поможет укрепить внутрисемейные связи. Например, можно обратить внимание на такие проекты: «Родословное древо моей семьи»,

«История моего имени»,

«Происхождение моей фамилии»,

«Реликвии моей семьи»,

«Школа моей бабушки, или кто такие пионеры»,

«Впиши себя в историю своей семьи. Мои достижения»,

«Важные события в истории моей семьи».

В этих проектах важны семейные ценности, которые будут регулировать деятельность данного человека в течение всей его жизни.

Кроме индивидуальной работы над каким – либо проектом, на уроках краеведения важно использовать и групповые формы, включающие викторины, мозговые штурмы, ролевые игры, дискуссии, дебаты, создание стенгазет и устные журналы – все, что вовлекает учеников в совместное исследование и обсуждение истории и культуры своего края, превращая пассивное слушание в активное познание через коллективное решение задач и обмен знаниями, часто в занимательной форме. Это развивает навыки общения, умение вести дискуссию, отстаивать свое мнение.

Преимущества групповой работы:

Активное вовлечение: снижает пассивность и повышает мотивацию.

Развитие навыков: формирует умение работать в команде, общаться, сотрудничать, аргументировать.

Углубление знаний: позволяет изучить материал с разных сторон, обмениваясь мнениями. 

В процессе ознакомления детей с природой родного края, с его историей и настоящим создаются благоприятные условия для дальнейшего умственного развития детей: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, о чем расскажет или прочитает им взрослый.

Несомненно, что непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют расширению кругозора детей, совершенствованию лексико-грамматического строя, связной речи, социально- коммуникативному развитию, а также   умению устанавливать причинно-следственные связи. 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологический аспект формирования личности ребенка через уроки краеведения

Автор: Соколова Ирина Владимировна

Дата: 25.12.2025

Номер свидетельства: 679794


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства