"Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха"
"Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха"
Создание условий для наиболее раннего и полноценного развития ребенка с нарушениями слуха, его слухоречевой реабилитации - это важная задача школы и родителей. Ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое и физическое развитие ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха"»
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха
Создание условий для наиболее раннего и полноценного развития ребенка с проблемами слуха, его слухоречевой реабилитации - это важная задача школы и родителей. Ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое и физическое развитие ребенка.
Особенности психологического развития ребенка с нарушением слуха.
Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе других.
Восприятие. Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия - как главного источника представлений об окружающем мире, важное средство для развития возможностей детей с нарушенным слухом общаться с людьми, воспринимать обращенную к ним речь, поэтому важно уделять внимание обучению чтению с губ. Совершенствуются тонкость и дифференцированность восприятия мимики и жестов, изменений положений пальцев при восприятии дактильной речи, развивается восприятие движений губ, лица и головы при устной коммуникации.
Память. Развитие словесной памяти детей проходит ряд стадий и совершенствуется в ходе формирования словесной речи. Особенностью развития словесной памяти у детей с нарушением слуха является ее кратковременность. Долговременная память формируется в процессе игровой и учебной деятельности Главной задачей развития словесной памяти является овладение запоминанием на длительный срок. Ее развитие происходит целенаправленно через коррекционно-развивающие упражнения.
Внимание. Объем внимания у таких детей в несколько раз ниже, чем в сравнении у детей без нарушения слуха. Объем могут сохранять не более 10-13 минут. Внимание неустойчивое. Много времени уделяется развитию непроизвольного внимания.
Мышление. В развитии мышления детей с нарушением слуха наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в развитии других познавательных процессов. Развитие логического мышления существенно зависит от уровня речевого развития детей, а успешность формирования логических операций зависит и определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Для таких детей характерно замедление процесса формирование понятий.
Эмоционально-волевая сфера. У детей с нарушением слуха отмечается бедность эмоций. Кроме таких эмоций как горе, радость, страх - другие они не умеют проявлять.
Многие дети с нарушением слуха отстают от нормально слышащих детей по развитию двигательной сферы. У большинства детей имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата. Специфические особенности развития движений у детей с нарушением слуха обусловлены недостаточным развитием речи, нарушением межфункциональных взаимодействий.
Исходя из представления о структуре нарушения, анализ особенностей развития познавательной сферы детей целесообразно начать с рассмотрения особенностей развития речи.
Дети могут овладеть словесной речью только в условиях специального обучения. У детей с нарушением слуха речевое общение формируется в процессе различных видов деятельности. Они овладевают словесной речью в ее разных формах (устной, письменной, дактильной), развиваются обе ее стороны - импрессивная (восприятие речи зрительно, слухозрительно, на слух) и экспрессивная (говорение, дактилирование, письмо).
Формирование устной речи детей с нарушениями слуха является одной из наиболее специальных задач коррекционной работы, поскольку глубокое нарушение слуховой функции резко меняет условия овладения звуковой речью. Но формирование устной речи представляет лишь часть системы воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей.
Особенности дефекта детей с нарушением слуха
По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих.
Тугоухость - стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Она выражается в различной степени - от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.
Глухота - глубокое стойкое поражение слуха, при котором восприятие речи без слухового аппарата становится невозможным. При глухоте самостоятельного овладения речью детьми не происходит.
Внутри каждой из этих групп отмечается различное понижение слуха. В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Л. В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот по данным тональной аудиометрии.
В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три степени тугоухости:
1-я степень - снижение слуха не превышает 50 дБ; для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1-2 м, шепот около уха.
2-я степень - средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ; речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 м, шепот не воспринимается.
3-я степень - потеря слуха превышает 70 дБ; общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается не всегда разборчиво даже у уха.
Возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков, зависят от диапазона воспринимаемых частот. Выделены четыре группы глухих:
1-я группа – дети воспринимающие звуки до 250 Гц;
2-я группа - дети воспринимающие звуки до 500 Гц;
3-я группа – дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;
4-я группа – дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т.е. до 2000 Гц и выше.
В соответствии с Международной классификацией средняя потеря слуха определяется в области частот 500, 1000 и 2000 Гц.
1-я степень тугоухости - снижение слуха составляет 25-40 дБ;
2-я степень – 40-55 дБ;
3-я степень – 55-70 дБ;
4-я степень 70-90 дБ.
Слух и речь тесно связаны между собой. С одной стороны, нарушение слуха препятствует естественному развитию речи; с другой - нормальное использование слуха находится в зависимости от уровня развития речи. Группа детей с нарушениями слуха разнообразна по уровню речевого развития, что обусловлено сочетанием следующих факторов: степенью нарушения слуха, временем возникновения слухового дефекта, педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления нарушения слуха; индивидуальными особенностями ребенка.
Принципиальное значение имеет время возникновения нарушения слуха. Чем раньше возникло нарушение, тем больше отражается на формировании речи. У позднооглохших детей степень сохранности речи зависит от времени наступления глухоты и от условий последующего развития ребенка, в частности от наличия или отсутствия специальной работы по сохранению и развитию речи.
Педагогические условия, в которых находится ребенок после потери слуха, имеют важное значение для его психического и речевого развития: чем раньше выявлено снижение слуха, тем успешнее будет проходить развитие ребенка, тем меньше опасность тяжелого отставания речи и общения, личном развитии.
С учетом состояния речи выделены две категории слабослышащих детей:
слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, неправильные короткие фразы);
слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе и фонетическом оформлении.
Для успешного развития ребенка имеет раннее слухопротезирование, создание речевой среды в семье, проведение общеразвивающих и коррекционных занятий.
На основании выделения различных групп детей с нарушениями речи были определены дифференцированные условия их обучения, основанные на различных способах ее формирования. В соответствии с выделенными категориями детей созданы различные типы школ I (для глухих) и II вида (для слабослышащих).
По наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии выделяют группы детей с нарушенным слухом:
Не имеющие дополнительных отклонений в развитии;
Дети со сложной структурой дефекта ( одно или в сочетании): нарушение интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы.
Для оптимизации учебного процесса большое внимание уделяется поиску новых технологий образования детей с нарушением слуха со сложной структурой дефекта.
Эффективная комплексная мобилизация компенсаторных возможностей детей с комплексными нарушениями на индивидуальных и фронтальных занятиях, учет их психофизических особенностей обеспечивают индивидуализацию процесса обучения. В связи с этим улучшается состояние устной речи, увеличивается резерв нарушенной слуховой функции.
Реабилитация детей с нарушением слуха
Решению основных задач коррекционно-развивающего обучения с учетом психофизических особенностей воспитанников во многом способствует внедрение новых педагогических технологий. Обучение детей со сложной структурой дефекта осуществляется с использованием в основном технологий коррекционно-развивающего обучения и здоровьесбережения.
Для детей с нарушением слуха создана эффективная система непрерывного образования, позволяющая получить равного со слышащими уровня образования.
В процессе образования в специальных школах обеспечивается коррекционная направленность обучения детей, их социальной реабилитации, проводится лечебно-профилактическая и оздоровительная работа. Коррекционно-развивающая работа пронизывает весь педагогический процесс, реализуется в условиях организованной слухоречевой среды, предполагающей широкое использование электроакустической аппаратуры.
Система методов, используемых в школе для детей с нарушением слуха, включает несколько подсистем: методы формирования речи и обучения языку как предмету школьного образования, методы обучения основам наук, методы развития и использования слухового восприятия. Все они рассчитаны на полисенсорный характер восприятия обучающимися материала. Весь педагогический процесс строится на слухозрительной основе.
Значительное место занимают индивидуальные и групповые занятия, на которых проводится работа над формированием произношения и развитием слухового восприятия. Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся. Произносительные навыки формируются в ходе всего как при общении на уроке так и во внеурочное время. В процессе обучения произношению реализуется аналитико-синтетический полисенсорный концентрический метод обучения. Особенно важно в работе над произношением использовать звукоусиливающую аппаратуру, постепенно, по мере формирования навыка восприятия речи на слух, все учащиеся переводятся на работу с индивидуальными аппаратами.
Содержание работы по развитию восприятия детьми с нарушением слуха состоит в совершенствовании их умений и навыков в слуховом восприятии звучащей речи.
В школе для слабослышащих детей работа по развитию слухового восприятия проводится в двух направлениях: дети учатся воспринимать на слух речь и неречевые звучания, разные шумы. Основной целью является формирование навыков восприятия речи. Развитие слухового восприятия речи происходит при реализации слуховых резервов детей. О развитии речевого слуха можно судить по повышению уровня разборчивости речи, т.е. умения обучающихся правильно воспринимать на слух предъявляемый речевой материал и увеличению оптимального для восприятия речи на слух расстояния. Об уровне развития речевого слуха говорит и уменьшение количества предъявлений конкретной речевой единицы. Формирование этих умений зависит от разного состояния слуха и уровня речевого развития и индивидуальных особенностей. На основе развивающейся в процессе специальной работы слуховой функции ребенок должен научиться воспринимать на слух образец речи и, подражая, правильно этот образец воспроизвести.
Задачей работы по развитию восприятия речи на слух (не развитие самого слуха) является формирование умений и навыков воспринимать речевой материал как с помощью звукоусиливающей аппаратуры, так и без нее. При этом развивающей слуховой функции у детей формируются прочные навыки слухозрительного восприятия устной речи, что оказывает благотворное воздействие на их речевое развитие. Повышается качество произносительной стороны устной речи, все это позитивно влияет на формирование личности детей с нарушением слуха.
Особое место занимают занятия по формированию навыков чтения с губ. Чтение с губ в некоторой степени возмещает невозможность или ограниченность слухового восприятия речи, тем самым способствует формированию общения. Успешное осуществление чтения с губ возможно лишь при определенном уровне развития речи, т.к. оно опирается на понимание общего смысла отдельного высказывания или разговора.
В обучении детей с нарушением слуха используется дактильная форма речи. Дактилология - это ручная азбука. Она является важным средством формирования словесной речи и общения лиц с нарушением слуха. Дактилология делает произносимые слова легко воспринимаемыми, но замедляет течение речевого процесса. Основой жестовой речи служит система знаков, жестов, каждый из которых имеет свое значение. Жестовая речь имеет свой синтаксис. Выражение ее уточняется мимикой лица говорящего. Но необходимо помнить, что эта специфическая речь для неслышащих не заменит собой словесной речи.
Таким образом, наиболее актуальными особенностями обучения и воспитания детей с нарушением слуха являются:
Ранняя диагностика нарушений слуховой функции и ранняя адекватная помощь детям с нарушением слуха;
Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта;
Разработка и внедрение новых современных технологий обучения ( включая компьютерные);
Использование современной звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, позволяющая находится ребенку в одних и тех же акустических условиях.
Воспитание и обучение детей с нарушением слуха сложный процесс, требующий от окружающих много терпения, душевной доброты, определенного круга знаний об особенностях и возможностях ребенка.