kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОЦЕСС И СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК ВЕДУЩИЙ СТИМУЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обмен опытом работы по технологиии

КМ в начальной школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЦЕСС И СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК ВЕДУЩИЙ СТИМУЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

УДК: 373.1.013



ПРОЦЕСС И СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК ВЕДУЩИЙ СТИМУЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ


Реймген Н.В

средняя школа №4, г. Жезказган



«Научить человека мыслить»-

главная задача образования.

Джон Дьюи


Классический закон психологии гласит: «Человек формируется как личность в процессе собственной преобразующей деятельности, а также общения, в которое он вступает, совершая различные виды деятельности». Поэтому главная задача учителя – не декларировать личностно-деятельный подход, а организовать педагогический процесс так, чтобы учащиеся в ходе учебной деятельности создавали собственный образовательный продукт, активно применяли знания, формировали и закрепляли соответствующие компетенции.[1]

Методика преподавания ориентируется на то, как передать содержание определённой темы на уроке. А технология обучения направлена на получение определённого результата.

Мы остановимся на технологии КМ. На уроках с применением стратегий RWCT решается задача повышения эффективности преподавания. Разрешается вопрос, как осуществить наш совместный поиск знаний.

Я работаю учителем начальной школы и на своих уроках применяю стратегии «Развития критического мышления через чтение и письмо». Воспитание подрастающего поколения – задача непростая, создать личность, способную независимо мыслить и умеющую принимать решения может учитель, который использует данную технологию.

Как строится такая работа? На первом этапе возникают вопросы, что учащиеся думают об этом предмете или явлении? Какие ассоциации у них возникают? С чем это можно сравнить, почему? Какие у них возникают мысли? Почему они так считают? Затем учащиеся углубляют своё первоначальное представление о предмете или явлении, задавая вопросы: как я могу углубить свои знания об этом предмете? Что я узнал об этом из текста? Работая индивидуально, в паре, в группе ученики дополняют и углубляют свои знания, затем, обсуждая, осмысливают новые знания, и на этапе рефлексии, при написании письменной работы, они закрепляют свои новые знания о предмете или явлении. При заполнении карточки выхода, они записывают те вопросы, на которые бы хотели получить ответы. Работы получаются весьма разнообразными, но общим является то, что каждый ученик приводит свои доказательства, проявляя собственную индивидуальность. Учащиеся приучаются сопоставлять, сравнивать, анализировать, выявлять положительное и неточности, таким образом, они развивают письмо. В результате такой работы они высказывают свои мысли, рассуждают, обосновывают точку зрения, погружаются в содержание произведения, чтобы глубже понять авторскую мысль. Через анализ произведения учащиеся выходят к оценке собственных жизненных ситуаций.

На уроке я стараюсь не давать готового ответа, а помогаю процессу поиска этого ответа, открывая разные пути, ведущие к нему, задаю вопросы, определяю направления. Таким образом, расширяется свобода творческой мысли ученика, которая помогает ему быть самим собой, проявить себя с помощью осознанных, осмысленных знаний.

Этапы урока:

1. Вызов - мозговая атака, прогнозирование содержания, проблемные вопросы ; групповая, индивидуальная, парная работа.

2. Осмысление - ученик учится отслеживать своё понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем.

3. Рефлексия - учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений, способствует рождению нового. Таким образом, формируется личность, способная к непрерывному обучению, самообразованию [2,3].

Одним из основных и наиболее значимых условий для успешного письма является создание доверительной атмосферы в классе. Несомненно, любой ученик прекрасный источник для профессионального личностного роста педагога, задача которого – развить в ученике индивидуальность. Активное использование стратегий КМ через индивидуальную, парную и групповую виды работ приводит к ситуации здоровой конкуренции на уроке, учащиеся адекватно оценивают нужды и потребности свои и одногруппников, развивают объективный взгляд на окружающую действительность. Доказательством этого служат письменные работы: эссе, сочинения, странички из дневника, размышления, свободное письмо, развёрнутый ответ на вопрос, письмо учителю, вопросы составленные учащимися после чтения текста. Работы учеников отличаются глубиной, продуманностью, обоснованностью, последовательностью изложения. В них ярко раскрываются индивидуальность ученика. Важно, что эта работа приносит ему удовлетворение, обогащает его жизненный опыт, показывает его личностный рост.

Пятистишия учащихся:

  1. Ледник.

  2. Холодный, снежный.

  3. Накапливается, образуется.

  4. Питает водой горные реки.

  5. Вечность.


1. Ледник.

2. Подвижный, опасный.

3. Украшает, угрожает, покрывает.

4. Застывшая река в горах.

5. Опасность.

Приведённые выше примеры составления пятистиший имели место на заключительном этапе, в момент рефлексии, когда происходит суммирование и анализ полученных знаний. Систематически применяя стратегию на уроках, я заметила, что навыки написания пятистиший доходят до автоматизма. Во избежание подобных ситуаций я провожу приём «исследование пятистишия». Иными словами, ученик не только составляет пятистишие, но и раскрывает смысл использованных слов, фраз, выражений. И это способствует тому ,что ученик более тщательно анализирует информацию. Также этот приём учит подбирать более точные определения, понятия для характеристики того или иного объекта. При такой организации учебной деятельности учащиеся учатся аргументировать свои идеи, мысли, выражения.

Роль преподавателя в данном процессе главным образом характеризуется такими умениями и способностями, как наблюдение за учащимися, умение точно и ясно формулировать целеполагание.

В условиях, когда сознание каждого учащегося открыто для обучения, для взаимообмена знаниями, идёт целостное развитие личности школьника, формируются основные компетентности учащихся, определённые в государственном общеобязательном стандарте образования.

Что даёт урок RWCT [4]:

  1. Структура урока позволяет вовлечь учащихся в процесс познания.

  2. Цель урока направлена на развитие учащихся.

  3. Взаимодействие учителя и ученика основано на сотрудничестве.

Технология даёт ученику:

  1. Повышение эффективности восприятия информации.

  2. Повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения.

  3. Умение критически мыслить.

  4. Умение ответственно относится к собственному образованию.

  5. Умение работать в сотрудничестве с другими.

  6. Повышение качества образования учеников.

  7. Желание стать человеком, который учится в течении всей жизни.

Технология даёт учителю:

  1. Умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества.

  2. Возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения.

  3. Стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность.

  4. Стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Результат использования технологии КМ.

Человек с хорошо развитым критическим мышлением:

  1. Поднимает жесткие вопросы и проблемы, формулируя их ясно и четко

  2. Собирает и допускает относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать.

  3. Приходит к обоснованным заключениям и решениям.

  4. Думает непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления, распознавая и допуская, по необходимости, их предположения, причастность и практическое соответствие.

  5. Эффективно общается с другими при выработке решений.

Технология «Критического мышления» способствует сотрудничеству учителя и учащихся, деятельностному участию самого ученика, а также созданию комфортных условий, снимающих психологическое напряжение в классе. Учащийся реализует свои образовательные потребности, решает свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам адекватной оценки своей собственной деятельности.

Задача учителя в современном преподавании - организовать продуктивное взаимодействие с учащимися и учащихся между собой в образовательном процессе.



Литература:


  1. Гин А.С. Приёмы педагогической технологии – ИПП «СОЖ», Гомель, 1999

  2. Джакупов С.М. «Психологическая структура процесса обучения» - Алматы, Казахский Университет, 2004

  3. Зуев С.Э. Уровни образованности учащихся – Москва, 2004

  4. Ковалёв Г.А. «Психическое развитие ребёнка и жизненная среда» - Москва, 1999




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПРОЦЕСС И СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК ВЕДУЩИЙ СТИМУЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Автор: Реймген Наталья Владимировна

Дата: 04.12.2016

Номер свидетельства: 365616

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Использование инновационных методов на уроках технологии. "
    ["seo_title"] => string(64) "ispol-zovaniie-innovatsionnykh-mietodov-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "206999"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430316730"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства