Просмотр содержимого документа
««Пропедевтика проектной и исследовательской деятельности у учащихся начальных классов на уроках окружающего мира ».»
Выступление на педагогическом совете
учителя начальных классов МОУ гимназии №45
г. Комсомольска-на-Амуре
Кухтиной Л.Г.
ТЕМА: «Пропедевтика проектной и исследовательской деятельности у учащихся начальных классов на уроках окружающего мира с целью активизации познавательной деятельности»
Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмоционально творческой и познавательной деятельности. Поэтому в своей работе я ищу методы и приёмы, способствующие повышению мотиваций и развитию познавательных интересов учащихся. Осуществить вышесказанное в рамках учебно-познавательной деятельности мне позволяет проектная деятельность.
С 1 класса я приучаю учащихся к самостоятельной поисково - творческой деятельности. Учу детей мыслить, организовывать правильно свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях.
Известно, что проект это 5 –П.
Проблема- Планирование - Поиск информации- Продукт - Презентация.
Учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова, Е.Н. Крючковой (УМК «Школа России») для 1 класса предполагает выполнение четырех проектов: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы». Опираясь на такую тематику, у первоклассников формируются личностные результаты: осознание себя гражданином через формирование уважительного отношения к своей малой родине; осознание ценности семьи, развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи; осознание своей новой социальной роли - ученик, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личной ответственности за своих питомцев.
С учетом этапов работы над проектом я решаю методические задачи:
1. Готовлю детей к выполнению проекта (знакомлю с материалами учебника, ставим цели, распределяем задания, обсуждаем способы и сроки работы).
2. Оказываю помощь в выполнении проекта (при подготовке фоторассказа, составлении альбома, включая сбор информации, изготовление или подбор фотографий, оформление работы, подготовку к презентации).
3. Организую презентацию проекта (выступления детей с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами, обсуждение выступлений, общая оценка работы).
В результате учащиеся не только выполняют работу, но и учатся деловому творческому общению со своими сверстниками и со взрослыми.
Проекты, представленные в учебнике, можно реализовывать и в рамках внеурочной деятельности.
В 1 классе проводится больше подготовительная работа (пропедевтика) проектной деятельности. Проекты информационные. Презентация проектов предусмотрена в конце каждого пройденного раздела.
В учебнике «Окружающий мир» для 2 класса представлены 6 проектов, по три в каждой части учебника: «Профессии», «В гости к зиме», «Живая природа зимой», «Страны мира», «Впереди лето», «Красота животных». Во 2 классе, работа над проектами распределяется между учащимися таким образом, каждый ученик в течении полугодия принимает участие в выполнении как минимум одного проекта, следует учитывать собственное желание детей, их интересы и склонности, а так же другие условия работы в конкретном классе. Презентация проектов предусмотрена в конце каждого полугодия.
Учебник «Окружающий мир» для 3 класса включает шесть проектов, по три в каждой части учебника: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Способы оформления третьеклассниками результатов выполненного проекта весьма разнообразны: рассказ-портрет, рассказ-биография, посвященные одному или нескольким людям, альбом, стенд, «Книга природы родного края», «Книга здорового питания», памятные листы, фотовыставка, книга «Кто нас защищает», стенгазета, книга-справочник «Экономика родного края», создание «Музея путешествий». По сравнению со 2 классом, в 3 классе эти способы оформления больше сориентированы на коллективное обобщение результатов индивидуальной и групповой работы, на создание своего рода «портфолио класса», куда каждый участник или группа участников вносят свой вклад. Для работы над проектом и подготовки презентации в рабочей тетради 3 класса выделены специальные развороты, которые значительно видоизменяются по сравнению с аналогичными разворотами в тетрадях 2 класса. Третьеклассникам предлагается сформулировать и записать цель проекта, указать форму работы (индивидуально, в парах, группах или всем классом), выделить этапы работы, перечислить свои обязанности по проекту, указать сроки работы и способы оформления результатов. Кроме того, как и во 2 классе, на этих страницах детям предлагается представить основные материалы по проекту (по своему усмотрению), составить и записать план выступления на презентации проекта, оценить свою работу, выразить благодарность тем, кто помогал в работе.
В учебнике для 4 класса заложен новый уровень выполнения младшими школьниками учебных проектов, когда на всех этапах работы, от выбора темы до презентации результатов, дети имеют возможность проявить самостоятельность и творчески использовать приобретенный ранее опыт.
Учебник для 4 класса не предусматривает наличия отдельных разворотов по каждой теме проекта. Рекомендуемые темы работ даны единым блоком в конце каждой части учебника.Из предложенного списка школьники самостоятельно выбирают тему (или темы) проекта, который будут выполнять. Таким образом, уже на этапе выбора темы проекта у учащихся развивается самостоятельность и ответственность за принятое решение. В первой части учебника (с.205) помещена памятка: «Как работать над проектом» , которая обобщает имеющийся у учащихся опыт такого рода деятельности.
В рабочей тетради для 4 класса не предусмотрено место для работы над проектами, как это было в тетрадях для 1-3 классов. Все записи, зарисовки и т.д четвероклассники выполняют в отдельных тетрадях, альбомах, книгах, папках, на электронном носителе, которые в соответствии с выбранным способом работы готовятся индивидуально, в парах, группах или всем классом. При этом дети применяют умения и навыки, приобретенные ими в процессе проектной деятельности в предыдущих классах.
Дети могут посмотреть прошлогодние рабочие тетради, чтобы правильно сформулировать и записать цель проекта, указать форму работы, выделить ее этапы, перечислить свои обязанности по проекту, указать сроки работы и способы оформления результатов, составить и записать план выступления на презентации проекта, оценить свою работу, выразить благодарность тем, кто помогал в работе.
Анализ содержания работы над проектами в курсе окружающий мир показывает, что происходит постепенное усложнение структуры работы, меняется степень самостоятельности в ходе его подготовки (от совместной деятельности ребенка с родителями до самостоятельного приобретения знаний и способов действий при решении задач).
Кроме того, работа над проектами позволяет ученикам:
- обрести ощущение успешности, не зависящее от текущей успеваемости;
- научиться применять полученные знания;
- организовывать сотрудничество с родителями, другими взрослыми на регулярной основе;
- сотрудничать и вести диалог со сверстниками;
- учитывать и понимать точку зрения своего одноклассника;
- распределять роли при выполнении группового проекта;
- ставить цели своей работы;
- планировать свою деятельность для реализации проекта;
- предъявлять результаты проектной деятельности;
- оценивать проекты, как свои, так и своих одноклассников.
Главное в работе над проектами - научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение. В целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченностью коллектива, а также творческое развитие учащихся.