kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Пропедевтика проектной и исследовательской деятельности у учащихся начальных классов на уроках окружающего мира ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление из опыта работы по пропедевтике проектной и исследовательской деятельности у учащихся начальных классов на уроках окружающего мира.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Пропедевтика проектной и исследовательской деятельности у учащихся начальных классов на уроках окружающего мира ».»

Выступление на педагогическом совете

учителя начальных классов МОУ гимназии №45

г. Комсомольска-на-Амуре

Кухтиной Л.Г.

ТЕМА: «Пропедевтика проектной и исследовательской деятельности у учащихся начальных классов на уроках окружающего мира с целью активизации познавательной деятельности»



Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмоционально творческой и познавательной деятельности. Поэтому в своей работе я ищу методы и приёмы, способствующие повышению мотиваций и развитию познавательных интересов учащихся. Осуществить вышесказанное в рамках учебно-познавательной деятельности мне позволяет проектная деятельность.

С 1 класса я приучаю учащихся к самостоятельной поисково - творческой деятельности. Учу детей мыслить, организовывать правильно свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях.

Известно, что проект это 5 –П.

Проблема- Планирование - Поиск информации- Продукт - Презентация.

Учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова, Е.Н. Крючковой (УМК «Школа России») для 1 класса предполагает выполнение четырех проектов: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы». Опираясь на такую тематику, у первоклассников формируются личностные результаты: осознание себя гражданином через формирование уважительного отношения к своей малой родине; осознание ценности семьи, развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи; осознание своей новой социальной роли - ученик, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личной ответственности за своих питомцев.

С учетом этапов работы над проектом я решаю методические задачи:

1. Готовлю детей к выполнению проекта (знакомлю с материалами учебника, ставим цели, распределяем задания, обсуждаем способы и сроки работы).

2. Оказываю помощь в выполнении проекта (при подготовке фоторассказа, составлении альбома, включая сбор информации, изготовление или подбор фотографий, оформление работы, подготовку к презентации).

3. Организую презентацию проекта (выступления детей с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами, обсуждение выступлений, общая оценка работы).

В результате учащиеся не только выполняют работу, но и учатся деловому творческому общению со своими сверстниками и со взрослыми.

Проекты, представленные в учебнике, можно реализовывать и в рамках внеурочной деятельности.

В 1 классе проводится больше подготовительная работа (пропедевтика) проектной деятельности. Проекты информационные. Презентация проектов предусмотрена в конце каждого пройденного раздела.

В учебнике «Окружающий мир» для 2 класса представлены 6 проектов, по три в каждой части учебника: «Профессии», «В гости к зиме», «Живая природа зимой», «Страны мира», «Впереди лето», «Красота животных». Во 2 классе, работа над проектами распределяется между учащимися таким образом, каждый ученик в течении полугодия принимает участие в выполнении как минимум одного проекта, следует учитывать собственное желание детей, их интересы и склонности, а так же другие условия работы в конкретном классе. Презентация проектов предусмотрена в конце каждого полугодия.

Учебник «Окружающий мир» для 3 класса включает шесть проектов, по три в каждой части учебника: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Способы оформления третьеклассниками результатов выполненного проекта весьма разнообразны: рассказ-портрет, рассказ-биография, посвященные одному или нескольким людям, альбом, стенд, «Книга природы родного края», «Книга здорового питания», памятные листы, фотовыставка, книга «Кто нас защищает», стенгазета, книга-справочник «Экономика родного края», создание «Музея путешествий». По сравнению со 2 классом, в 3 классе эти способы оформления больше сориентированы на коллективное обобщение результатов индивидуальной и групповой работы, на создание своего рода «портфолио класса», куда каждый участник или группа участников вносят свой вклад. Для работы над проектом и подготовки презентации в рабочей тетради 3 класса выделены специальные развороты, которые значительно видоизменяются по сравнению с аналогичными разворотами в тетрадях 2 класса. Третьеклассникам предлагается сформулировать и записать цель проекта, указать форму работы (индивидуально, в парах, группах или всем классом), выделить этапы работы, перечислить свои обязанности по проекту, указать сроки работы и способы оформления результатов. Кроме того, как и во 2 классе, на этих страницах детям предлагается представить основные материалы по проекту (по своему усмотрению), составить и записать план выступления на презентации проекта, оценить свою работу, выразить благодарность тем, кто помогал в работе.

В учебнике для 4 класса заложен новый уровень выполнения младшими школьниками учебных проектов, когда на всех этапах работы, от выбора темы до презентации результатов, дети имеют возможность проявить самостоятельность и творчески использовать приобретенный ранее опыт.

Учебник для 4 класса не предусматривает наличия отдельных разворотов по каждой теме проекта. Рекомендуемые темы работ даны единым блоком в конце каждой части учебника. Из предложенного списка школьники самостоятельно выбирают тему (или темы) проекта, который будут выполнять. Таким образом, уже на этапе выбора темы проекта у учащихся развивается самостоятельность и ответственность за принятое решение. В первой части учебника (с.205) помещена памятка: «Как работать над проектом» , которая обобщает имеющийся у учащихся опыт такого рода деятельности.

В рабочей тетради для 4 класса не предусмотрено место для работы над проектами, как это было в тетрадях для 1-3 классов. Все записи, зарисовки и т.д четвероклассники выполняют в отдельных тетрадях, альбомах, книгах, папках, на электронном носителе, которые в соответствии с выбранным способом работы готовятся индивидуально, в парах, группах или всем классом. При этом дети применяют умения и навыки, приобретенные ими в процессе проектной деятельности в предыдущих классах.

Дети могут посмотреть прошлогодние рабочие тетради, чтобы правильно сформулировать и записать цель проекта, указать форму работы, выделить ее этапы, перечислить свои обязанности по проекту, указать сроки работы и способы оформления результатов, составить и записать план выступления на презентации проекта, оценить свою работу, выразить благодарность тем, кто помогал в работе.

Анализ содержания работы над проектами в курсе окружающий мир показывает, что происходит постепенное усложнение структуры работы, меняется степень самостоятельности в ходе его подготовки (от совместной деятельности ребенка с родителями до самостоятельного приобретения знаний и способов действий при решении задач).

Кроме того, работа над проектами позволяет ученикам:

- обрести ощущение успешности, не зависящее от текущей успеваемости;

- научиться применять полученные знания;

- организовывать сотрудничество с родителями, другими взрослыми на регулярной основе;

- сотрудничать и вести диалог со сверстниками;

- учитывать и понимать точку зрения своего одноклассника;

- распределять роли при выполнении группового проекта;

- ставить цели своей работы;

- планировать свою деятельность для реализации проекта;

- предъявлять результаты проектной деятельности;

- оценивать проекты, как свои, так и своих одноклассников.

Главное в работе над проектами - научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение. В целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченностью коллектива, а также творческое развитие учащихся.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кухтина Лилия Геннадьевна

Дата: 02.10.2020

Номер свидетельства: 558993

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Программа "Доноведение""
    ["seo_title"] => string(24) "proghrammadonoviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "264940"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449814406"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства