Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школе.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школе.
В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов. Он позволяет учащимся приобретать знания, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школе.»
Штерцер Л.Р. МКОУ Тополевская оош.
Барабинского района
Новосибирской области
Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школе.
В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов. Он позволяет учащимся приобретать знания, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. В начальной школе обучение школьников осуществляется через создание личных и групповых творческих проектов. Проектный метод направлен на:
· Развитие критического мышления.
· Развитие творческого мышления.
· Умение работать с информацией.
· Умение работать в коллективе.
· Владеть культурой коммуникации.
С первого класса я начинаю вовлекать учащихся в проектно – исследовательскую деятельность. Вначале работы большую роль играет учитель, а затем самостоятельность ребят возрастает. Совместно с родителями и учителем учащиеся учатся выполнять сначала индивидуальные мини – проекты, а позднее и групповые.
При изучении темы «Что такое Родина?» по курсу «Окружающий мир» (автор А.А.Плешаков) учащиеся 1 класса узнали, что Родина – это огромная наша страна Россия и наша маленькая родина – поселок Тополевка. Дети получили первоначальные сведения о народах России, о ее столице. Ребята очень заинтересовались этим. И было принято решение узнать, какие народы живут в нашем поселке, собрать сведения о них. Ребята нашли в семейных альбомах старые фотографии, опросили родных, знакомых, соседей об истории и достопримечательностях своей малой родины, о ее первых жителях и тех, кто живет в поселке сейчас. А затем выступили с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии, рассказы старожилов. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, культуру своего края, традиции и обычаи народа.
Изучая тему «Кто такие птицы», ребята решили провести исследование, какие птицы живут в окрестностях нашего небольшого поселка. Класс разделился на группы, у каждой было свое задание:
Провести наблюдение за птицами нашего края.
Используя ресурсы сети Интернет, дополнительную литературу, собрать информацию о птицах.
В результате данного исследования был собран большой интересный материал о птицах: загадки, стихи, рассказы, познакомились с этимологией названий птиц, с народными приметами, связанными с названиями птиц. А на уроках изобразительного искусства дети нарисовали птиц. Но на этом этапе наша работа не закончилась. С помощью родителей дети изготовили кормушки и домики для птиц. С огромной радостью они развесили их на деревьях в школьном дворе. Зимой помогали птицам пережить холодную зиму, а весной наблюдали, как живется птицам. Эта работа так понравилась детям, что мы создали презентацию о птицах и выступили со своей работой на школьном конкурсе исследовательских работ.
Однажды на перемене, играя в уголке отдыха в игрушки, ребята задались вопросом: «А какие игрушки были давным – давно»? Так началась работа над проектом: «Кукла из деревянной ложки». Эту работу выполнила ученица 3 класса Нильмаер Аня. На районном конкурсе исследовательских работ она заняла 3 место.
Одним из значимых стал групповой проект: «Они защищали Родину», посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне, который ученики выполняли в 4 классе. Класс был разделен на группы, у каждой свое задание:
используя ресурсы сети Интернет, дополнительную литературу, собрать информацию о боях по освобождению нашей страны от немецких захватчиков.
используя рассказы родственников, изучив семейный архив, собрать и оформить информацию о членах семьи, участниках боевых действий.
собрать информацию о памятниках, созданных скульпторами в память о подвигах советских воинов.
Дети с энтузиазмом включились в работу. Итогом стал классный час «Они защищали Родину», на котором ребята делились воспоминаниями своих родных, звучали песни военных лет, стихи о войне. Дети с гордостью рассказывали о подвигах своих родственников. Накануне празднования Дня Победы четвероклассники посетили захоронения участников Великой Отечественной войны на местном кладбище и возложили живые цветы. А 9 Мая в колонне «Бессмертный полк» с гордостью несли портреты своих родных.
Такая работа способствует воспитанию чувства патриотизма младших школьников, не дает забыть прошлое нашей страны.
Метод проектов можно и нужно применять в начальных классах, потому что мы, учителя начальных классов закладываем «фундамент» всего дальнейшего обучения. Я на практике убедилась в положительных сторонах данного метода обучения. Он позволяет закреплять полученные на уроках знания, усваивать новую информацию в ходе проектной и исследовательской деятельности, способствует развитию общеучебных умений и навыков. Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. И подтверждением этому служат такие строки: