Проектно-исследовательская работа: «Защитники Родины в моей семье »
Проектно-исследовательская работа: «Защитники Родины в моей семье »
Данная работа посвящена Великой Отечественной войне.Мы- "Наследники Великой Победы" должны знать свои корни.Наша задача не забывать эти страшные события.Мы должны сохранять реликвии прошлого с использованием современных информационнвх технологий.Второклассникам захотелось узнать,коснулась ли война их семей и решили обратиться за помощью к своим родителям бабушкам и дедушкам.Собрали и изучили материалы документов,фото,встретились с ветеранами ВОВ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская работа: «Защитники Родины в моей семье » »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Тастуба
Муниципального района Дуванский район
Районная конференция учащихся
начального общего образования
«Наследники Великой Победы»,
посвящённой 70-летию Победы
в Великой Отечественной войне
1941-1945 гг.
Тематическое направление:
«Мои родственники в годы
Великой Отечественной войны»
Проектно-исследовательская работа:
«Защитники Родины в моей семье »
Подготовили:
Богданов Вадим
Богданов Савелий
Семенов Михаил
Серебренников Андрей
Скороходова Арина
обучающиеся 2 класса
МБОУ СОШ с. Тастуба
в сотрудничестве с родителями
Руководитель:
Латыева Елена Егоровна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Тастуба
Контактный телефон: 89374774718
Тастуба – 2015
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………. 3
Основная часть……………………………………………………………………...8
Рассказы детей об этой справедливой войне
«Защитники Родины в моей семье»
Заключение……………………………………………………………………….…14
Библиографический список…………………….…………………………….……17
Приложение…………………………………………………………………………18
Введение
Много разных праздников есть на Земле, но самый светлый тот, который дал нам свободу, мир - это День Победы. Каждый год мы с нетерпением ждём этот праздник. В этом году он особенный, потому что наша страна будет 70-й раз отмечать День Победы. Все мужчины встали в строй, на защиту Родины. В тылу остались дети, женщины и старики.
В этой войне наш народ совершил настоящий подвиг. Много бойцов не вернулось с фронта живыми. Мы склоняем голову перед величием русского солдата.
В нашем селе есть мемориальный комплекс «Скорбящая мать». На нём высечены фамилии наших земляков, не вернувшихся с полей Великой Отечественной войны. (приложение 1, фото 1-3)
Актуальность. Решаемая проблема. За послевоенное время родились и выросли несколько поколений россиян. Правду о тех временах можно узнать сейчас только из книг, фильмов и учебников. Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 80 лет. Их становится с каждым днём всё меньше. Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины.
Мы – «Наследники Великой Победы», должны знать свои корни. Наша задача: не забывать тех страшных событий, о которых мы знаем из книг и рассказов своих родных, которым пришлось увидеть и пережить их. Мы с уважением и благодарностью должны относиться к ветеранам. Сохранять реликвии прошлого с использованием современных информационных технологий. Нам захотелось узнать, коснулась ли война наших семей и решили обратиться за помощью к своим родителям, бабушкам и дедушкам.
Гипотеза заключается в предположении о том, что память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству.
Цель проекта:
• познакомить учащихся с историей своей страны в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
• воспитывать чувство патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать её в трудное время;
• пробуждать интерес у детей к изучению истории своей семьи;
• вовлечение родителей в совместную проектную и исследовательскую деятельность.
Задачи:
расширить знания о Великой Отечественной войне;
продолжить работу над формированием навыков проектно-исследовательской деятельности;
создание условий для формирования устойчивых представлений о вкладе дедов и прадедов в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны;
сохранение памяти о родных, участниках Великой Отечественной войны;
привлечь внимание к сохранению и изучению семейного архива и реликвий, традиций семьи;
оформить «Уголок памяти» в классе.
Тип проекта: творческий.
Объект исследования: семья в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: вклад членов семьи в победу над врагом.
Учебный предмет: русский язык, литература, окружающий мир, внеклассная работа, краеведение.
Формы и методы работы над проектом:
Сбор, изучение и анализ материалов, документов (фото, воспоминания, чтение литературы)
Встречи с ветеранами, членами их семей
Экскурсия в школьный музей «В одном строю» (приложение 8)
Оформление «Уголка памяти»
Изготовление поздравительных открыток, подарков и их вручение ветеранам и труженикам тыла к 23 февраля
Участие в конкурсах рисунков и поделок «Великая Победа», посвящённых 70-летию Победы (приложение 7, фото1- 8)
Участие в акции «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК» ( приложение 1, фото1)
Систематизация и обобщение материалов проекта.
Практическая значимость: Подготовленная работа может использоваться для экскурсий и внеклассных мероприятий.
Личный вклад: во время своего исследования мы работали с архивами музея, информантами, оформляя полученные результаты в данную работу, привлекали своих друзей.
Препятствия: дети размышляли о проекте и препятствиях, возникших при его реализации:
Андрей С. Этот проект нужен и важен. Мы должны больше узнать о своих родных, о той войне, пока еще есть, у кого спросить. Скоро очевидцев не останется, и мы не будем знать, как это было, что чувствовали люди, какими они были, информация будет потеряна навсегда.
Вадим Б. Мне нравится этот проект, я узнал много про жизнь своего любимого прадеда. Если бы не было проекта, я бы и не спрашивал. Несколько вечеров бабушка вспоминала и рассказывала о нашей большой и дружной семье, моих предках. И все работали в поте лица. Я горжусь ими!!!
Арина С. Я увидела фотографии своих прабабушек и прадедушек.
Миша С. Мне негде взять материалы. Прабабушки и прадедушки нет в живых, а родители ничего не знают. Как Иваны, не помнящие родства.
Савелий Б. Мне было трудно выполнять этот проект. Не надо ворошить прошлое, если воспоминания приносят боль. Старые люди плачут.
Этапы работы над проектом:
I этап. Целеполагание.
Экскурсия в школьный музей «В одном строю» явилась началом исследовательской деятельности, ведь почти в каждой семье были участники Великой Отечественной войны. Определили актуальную и посильную задачу: собрать материал о защитниках Родины в своей семье и подготовить сообщение перед одноклассниками.
II этап. Поиск возможных вариантов решения.
Коллективно продумывали вопросы, которые нужно задать родителям, (родителям родителей).
Читали детскую литературу о войне.
Учили стихи, посвящённые Великой Отечественной войне.
Получали информацию о Великой Отечественной войне из разных источников, включая интернет.
III этап. Сбор материала.
На классном часе группа учащихся выступила перед одноклассниками, рассказывая о защитниках Родины в своей семье. Учителем было предложено продолжить исследование и узнать, какие вещи, документы сохранила семья об участниках ВОВ, написать сочинение о своих прадедах – участниках ВОВ.
Проследить фронтовой путь своего деда на карте, изучить исторические материалы.
Написать биографию прадедушки.
Собрать исторические документы, фотографии, письма.
Итогом коллективного обсуждения явилось предложение - создать компьютерную презентацию.
IV этап. Обобщение полученной информации.
Пригласили на защиту своего проекта учащихся и классных руководителей 1-4 классов, заместителя директора по воспитательной работе, родителей.
Y этап. Оформление работ.
Оформление работы в виде компьютерной презентации
Оформление проектно - исследовательской работы.
Изготовление транспарант / штендера с фотографией ветерана и указанием фамилии, имени, отчества и воинского звания.
YI этап. Защита проекта.
Выступить на школьной и районной конференциях.
Действия педагога при реализации проекта.
Помогать учащимся формулировать цель их деятельности.
Рекомендовать источники получения информации и способы работы с ними.
Организовать экскурсии в школьный музей и музеи нашего района.
Консультировать и поддерживать на разных этапах , помогать отбирать необходимый, важный материал и расположить его последовательно.
Создать условия для проявления активности и инициативы.
Помогать оценить полученный результат (продукт) и проанализировать результат деятельности в проекте.
Для написания рассказа на основе услышанного, учащиеся составили памятку:
1. Продумай композицию рассказа.
Сообщить главное о герое: кто он, чем занимается, другие его особенности.
2. Обработай рассказанное.
Необходимо отсечь ненужные подробности и детали. Продумай и опиши мотивы поступков героя.
3. Позаботься о выразительности рассказа.
Подбери яркие сравнения, эпитеты, метафоры и т.д.
Проявить свои творческие таланты как авторы-исполнители, чтецы.
Рассказы детей об этой справедливой войне
«Защитники Родины в моей семье»
Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши прадеды боролись за освобождение
Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне, чтобы помнили.
Богданов Савелий: « Своим дедом я считал и считаю Козелова Илью Петровича (это мой сосед) и свой рассказ хочу посвятить ему»:
Козелов Илья Петрович
гвардии старший сержант
Родился в 1924 г. Призван в армию в феврале 1943 г. (19 лет). Закончил Краснохолмское пехотное училище. Воевал на II Украинском фронте. Участвовал в освобождении Венгрии, Австрии, Чехословакии. В феврале
1945 г был контужен. Прошёл войну до мая 1945 г.
Награды: орден «Отечественной войны 2 степени», медаль «За победу над Германией», благодарности за подписью Сталина, Юбилейные медали.
В послевоенные годы по окончании Дуванского совхоз-техникума работал диспетчером Месягутовской автоколонны, налоговым агентом, секретарём, председателем Тастубинского сельсовета, председателем колхоза «Искра», директором комбикормового завода.
Я горжусь своими предками, потому что они показали геройский пример для последующих поколений русского народа. (приложение 2).
Семенов Михаил: «Мой рассказ о дедушке нашего классного руководителя Латыевой Е.Е.»:
Панов Павел Иванович
Два раза был ранен, перенёс контузию. Служил в Германии. Когда окончилась Великая Отечественная война, ее дедушка был демобилизован и сразу начал трудовую деятельность сначала бригадиром молочно - товарной фермы, а затем стал бригадиром конефермы колхоза «Искра». Елена Егоровна (его внучка, наша классный руководитель) рассказывала, что когда его просили рассказать про войну, то у Павла Ивановича подкатывался комок к горлу и на глазах появлялись слёзы. В годы войны их семья голодала. Летом было легче, земля кормила, а вот зимой шли младшие братья с сестрами на поля и искали оставшуюся с осени промёрзшую картошку. Он очень любил надевать 9 мая парадный пиджак, потому что вся грудь на том пиджаке была в боевых орденах и медалях. (приложение 3).
Родословная ветвь
Панов Павел Иванович ( 12.07.1910)
Клюхин Егор Иванович (01.01.1950)
и
Клюхина (Смольникова) Серафима Павловна (01.01.1953) - дочь
Клюхина (Латыева) Елена Егоровна (05.01.1974) - внучка
Он прожил долгую жизнь, и своей мудростью и житейским опытом был примером для всей семьи.
Серебренников Андрей: « А мой прапрадедушка – герой!!!»:
Кузнецов Иван Григорьевич
(17.04.1909- 04.12.1981)
Место рождения: Башкирия, Караидельский р-н, д. Круш. Рос в большой семье из восьми человек. После пожара своего дома переехал в деревню Ивановку, где женился на Клавдии Степановне. Прапрадедушка воевал с первого и до последнего дня войны. У моего прапрадедушки было много наград. «Дни и ночи шли бои, но солдаты не сдавались, и сражались за Родину», - писал он с фронта родным. Дедушку ждали дома любимая жена с четырьмя детьми (старшей, моей прабабушке было 6 лет, а младшей всего 5 месяцев). По окончании войны Иван Григорьевич с семьей переехали в село Тастуба. Здесь у него родились еще две дочери и два сына. День Победы – 9 мая 1945 года стал для всех всеобщим праздником! Мы победили! Это была Победа каждого солдата.(приложение 4)
Серебренниковы Дмитрий Ильич (28.12.2000) и Андрей Ильич (28.09.2006) праправнуки
Богданов Вадим: «Мой прадедушка (дедушка моей мамы) служил на войне. Его звали Смольников Егор Михайлович. Он родился в 1918 году.
Старшина . Годы жизни: (26.11.1918 - 17.12.1987). с.Озерки, Дуванского района Республики Башкортостан. Призван в армию в мае 1939 года. Служил на Дальнем Востоке , затем воевал там с Японией в 22 миномётном батальоне. Домой вернулся 22 августа 1946 года. В армии окончил полковую школу и стал младшим командиром .Учился на миномётчика. Служил по руководством полковника Скворцова. 8 августа 1946 года они переправились через реку Амур и дошли до города Дзянусы (Япония). Во время боев с японскими агрессорами при совершении похода по бездорожью проявил инициативу и находчивость в прокладывании колонного пути. Заботился о своих подчиненных,чем обеспечил своевременное выполнение поставленной боевой задачи. К счастью он не имел ни одного ранения, и говорил, что Бог его спас от смерти.
Вернувшись домой работал в колхозе имени Каминтерна. Он награждён многими орденами и медалями. Среди них: « За боевые заслуги», «За Победу над Японией», «Участнику войны 1941-1945» , «За трудовую доблесть», которые хранятся в музее села Вознесенка Дуванского района Республики Башкортостан. (приложение 5).
Скороходова Арина говорит: «Спасибо деду – за Победу!»:
Передо мной фото, с которого на меня смотрит мой прапрадед Соловьев Егор Трифонович ( 1898 – 03. 1972).
Родился в 1898году в селе Тастуба. Работал каталем, катал валенки в селе Дуван. Участник двух воин: Гражданской войны и Великой Отечественной Войны.
Из воспоминаний родственников:
….в первый год Великой Отечественной войны попал под обстрел. Из всего отряда спасся только он один. Во время боя ему оборвало ногу до колена. Помог ему тогда уроженец с.Тастуба - Василий Владимиров. Он перевязал ему ногу и помог добраться до ближайшего сарая. Позже Егор Трифонович попал в санчасть, откуда его переправили в госпиталь в с. Кунгур. Там сделали ему операцию, ногу пришлось обрезать по колено. Все думали, что он не выживет, ведь кроме оборванной ноги у него были и множественные пулевые ранения. Так и остались несколько пуль: в легких и руке, с которыми в дальнейшем жил Егор Трифонович. Подлечившись, он вернулся к жене и трём дочерям на костылях…..
Уволен из армии в 1942г. Имеет награды. Колхозник колхоза «Искра».
Умер в марте 1972г. Для меня мой прапрадедушка настоящий герой!
Я очень горжусь своим прапрадедушкой, потому что они победили врага, чтобы был мир на всей Земле и счастливое детство у детей! Спасибо вам, герои! (приложение 6).
Родословная ветвь от прапрадеда к праправнучке:
Соловьев Егор Трифонович
Соловьева (Ватолина) Елена Романовна
Кутышева (Соловьева) Мария Егоровна
Кутышев Павел Александрович
Кутышев Евгений Павлович
и
Кутышева (Семёнова) Татьяна Александровна
Кутышева (Скороходова) Анастасия Евгеньевна
и
Скороходов Александр Викторович
Скороходова Арина Александровна
Предполагаемый результат проекта:
1. Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной Войне.
2. Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ. 3. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
4. Закреплены навыки работы при создании презентации.
5. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).
6. Сохранение памяти о суровых годах жизни своих предков.
7. Удовлетворенность от общения с родителями, родственниками, одноклассниками.
Заключение
Работа имеет воспитательное значение, формирует патриотические чувства, чувство гордости подвигом людей, подаривших Родине МИР.
Работа учащихся показывает, что дети будут помнить о подвиге защитников РОДИНЫ в годы Великой Отечественной войны.
У детей отмечалась хорошая рефлексия в ходе реализации проекта, которая проявилась в том, что:
- дети осознали, какой ценой была достигнута Победа в Великой Отечественной войне, насколько трудными были шаги к ней;
- при знакомстве детей с произведениями искусства, посвящёнными теме Великой Отечественной войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны у них наблюдалось серьёзное отношение, повышенный интерес;
- появилась масса вопросов на тему войны, активизировалась воспитательная работа в семье;
- восстановилась связь поколений в семье через память о войне.
Ко дню Победы, мы формируем наш бессмертный полк.
Всем кому дорога память о своем фронтовике готовы встать в колонну
бессмертного полка!
Гипотеза, которую мы предполагали в начале работы над проектом, дала положительные результаты, которые радуют и нас педагогов, и детей и родителей.
Наталья Майданик
ВЕТЕРАНАМ
Наши бабушки, дедушки, милые люди,
Седина вам к лицу и улыбка светла!
Мы с поклоном цветами вас чествовать будем
В это майское утро любви и добра!
Отгремела война, уже выросли внуки,
На полях тех сражений вновь тюльпаны цветут,
Только нет, не забыть, как замерзшие руки
Автомат направляют на вражий редут!
Как с истошным "Ура!.." снова в бой поднимались
И теряли друзей, им не в силах помочь,
Медсестре молодой, словно ангелу вновь поклонялись,
Той, дарившей любовь и как мать, и как дочь!
Эта память в веках - не зажившие раны,
От беды, от войны край родной сбережет,
Наши дедушки, бабушки - войн ветераны,
В ноги кланяется вам российский народ!
СПАСИБО ГЕРОЯМ,
СПАСИБО СОЛДАТАМ,
Что МИР подарили,
Тогда - в сорок пятом !!!
Вы кровью и пОтом
Добыли ПОБЕДУ.
Вы мОлоды были,
Сейчас - уже дЕды.
Мы ЭТУ ПОБЕДУ -
Вовек не забудем !!!
Пусть МИРНОЕ солнце
Сияет всем людям !!!
Пусть счастье и радость
Живут на планете !!!
Ведь мир очень нужен -
И взрослым, и детям !!!
Управление
Педагогам
Родителям
Детям
Библиографический список
Сборник. Дуванский район в годы войны (выпуск 2). - Месягутово, 2005, 68 стр.
Сборник воспоминаний ветеранов, архив школьного музея МБОУ СОШ с. Тастуба, 1997 г., 35 стр.
Сборник воспоминаний родственников солдат, воевавших в годы Вов, 2007 г., 30 стр.