Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская работа «Игры младших школьников на перемене».»
23
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Шумковская основная общеобразовательная школа»
Проектно-исследовательская работа
«Игры младших школьников на перемене».
Выполнил: ученик 3 класса
Ковальчук Илья Олегович.
Руководитель:
Сыропятова Галина Ивановна.
2016 г.
Оглавление.
Введение……………………………………………………………………..
3
1. Виды игр на перемене………………………………………….
4
2. Результаты анкетирования……………………………………
11
Заключение ………………………………………………………………….
12
Список литературы …………………………………………………………
13
Приложение 1,2,3 …………………………………………………………...
14
Введение.
Мне приходиться много заниматься в школе и дома. Современное школьное образование с младших классов ограничивает потребность детей в движении. Могут возникнуть хронические заболевания опорно-двигательной системы и внутренних органов. Знаменитое выражение «движение – это жизнь» выражает суть детского развития: без движения невозможно полноценное формирование тела и мозга. Чтобы не уставать от умственных нагрузок я сочетаю учёбу с игрой. Мне нравятся разные игры подвижные и малоподвижные. Поэтому тема моей исследовательской работы: «Игры младших школьников на перемене». Я захотел узнать, а какие игры больше нравятся ребятам моего возраста? Поставил цель: узнать какие игры больше нравятся младшимшкольникам и создать для них книжку малышку с этими играми.
Определил следующие задачи:
1. Найти различные игры для детей, которые можно поводить на переменах.
2. Разучить их с одноклассниками.
3. Провести игры на переменках со всеми желающими детьми младших классов.
4. Провести анкетирование со всеми играющими учениками.
5. Проанализировать результат, выявить какие игры больше нравятся детям на переменах.
6. Создать книжку малышку понравившихся игр для младших школьников.
Выдвинул гипотезу: предположим, что младшим школьникам на переменах больше нравятся подвижные игры.
Ожидаемый результат: младшим школьникам нравятся подвижные игры.
В своей работе я использовал следующие методы:
1. Подбор и изучение литературы.
2. Беседа.
3. Разучивание и проведение игр.
4. Анкетирование.
5. Анализ результатов анкеты.
6. Составление книжки-малы.
Виды игр на перемене.
Работая в библиотеке с литературой, с компьютером в интернет- сети я нашёл различные игры для младших школьников. Их было очень много, поэтому я выбрал самые интересные и разграничил их на подвижные и малоподвижные.
Подвижные игры на перемене.
1. «Перебежки».
Играющие становятся по кругу, на расстоянии трех шагов друг от друга. Один из них становится в центре. Каждый участник отмечает свое место - небольшой кружок вокруг своих ступней на земле.
По команде «Меняйтесь!», которую подает стоящий в центре, все участники меняются местами, пересекая круг. Стоящий в центре должен воспользоваться этой перебежкой, чтобы занять чье-нибудь пустующее место.
2. «Смена номеров».
Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.
3. «Волк и ягненок».
Играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний - ягненка, остальные - овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему). По сигналу преподавателя «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назначает новых «волка», «пастуха» и «ягненка», и игра возобновляется.
4. «Ручеёк».
Количество играющих должно быть нечетным: все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор, выбирает себе пару из играющих и встает в конец. Освободившийся игрок становится водящим.
5 «Туннель».
Играющие делятся на две команды, каждая команда строится в колонну по два, колонны становятся друг к другу параллельно другой. Игроки, стоящие в колоннах рядом, берут друг друга за руки. По сигналу дети, стоящие последними в своих колоннах, по туннелю под поднятыми руками играющих бегут вперёд, встают впереди колонны и поднимают руки вверх. Следующие выполняют то же. Выигрывает та команда играющие которой, окажутся самыми быстрыми.
6. «Шишки, жёлуди, орехи».
Дети встают тройками по кругу. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки» или «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего. По команде водящего, например: «орехи»,
7. «Горелки».
Играющие встают парами друг за другом. Впереди на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Стой подоле, гляди на поле,
Едут там трубачи, да едят калачи.
Погляди на небо: звёзды горят,
Журавли кричат: - гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!
После последних слов дети, стоящие в первой паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, они встают сзади колонны, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди колонны, а тот, кто остался без пары, горит.
8. «Кот и мыши».
Играющие встают парами по кругу лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в норе, тогда бежит мышка из этой пары. Если кот поймал мышь, играющие встают в круг. Начинает игру следующая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.
Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.
9.Русская народная игра «Зарница».
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые. За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарёй. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие
не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.
10 «Золотые ворота». В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. «Воротики» произносят:
Золотые ворота Пропускают не всегда! Первый раз прощается,
Второй запрещает
А на третий раз Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками».
11. «Кот и воробьи». На полу мелом или веревкой обозначается круг. В кругу будет стоять «кот», а за чертой «воробышки». По сигналу учителя последние начинают запрыгивать в круг, а задача «кота» быстренько поймать одного из них. Тогда пойманный «воробей» сам становится «котом».
12. «Два Мороза».
На противоположных сторонах площадки, на расстоянии 10-20 метров отмечается линиями "дом" и "школа". Выбирается два "мороза". Остальные ребята располагаются за линией "дома", посредине стоят два "мороза".
"Морозы" обращаются к ребятам:
"Мы два брата молодые, два мороза удалые".
"Я мороз - красный нос".
"Я мороз - синий нос".
"Кто и вас решится в путь дороженьку пуститься?"
Все ребята отвечают: "Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!"
После этих слов ребята бегут из "дома" в "школу". "Морозы" ловят их и "замораживают". Остальные останавливаются и стоят неподвижно. "Морозы" обращаются к ребятам с теми же словами, а те, перебегая обратно в "дом", дотрагиваясь до детей, "размораживают" их. "Морозы" пытаются "заморозить" оставшихся участников. После двух перебежек из непойманных назначают новую пару "морозов", а пойманных отпускают.
Повторяется 3-4 раза. Побеждает пара, поймавшая большее количество ребят.
13. «Удочка».
1. Участники встают в круг. Ведущий в центре крутит веревку, на конце которой маленький набивной мяч.
2. Мяч должен проходить под ногами игроков. Кто заденет веревку, временно выбывает из игры. Выигрывают те, кто ни разу не задел веревку.
3. Выигрывают те, кто ни разу не задел веревку.
14.т«Совушка».
Выбирается водящий - «совушка». Играющие – на площадке, а «совушка» - в гнезде (отведенное для этого место).По сигналу «День наступает» дети, подражая полету бабочек, стрекоз, птиц, жуков и «превращаясь» в других животных, резвятся, стараются наиболее точно показать, кого они изображают.
По команде «Ночь наступает» все играющие обязаны «замереть» в той позе, в которой она их застала. «Совушка» выходит «на охоту», шевелящихся уводит в гнездо. По сигналу «День наступает»- «совушка» уходит в гнездо, играющие опять «оживают». «Совушка» меняется через 2-3 игры.
Малоподвижные игры на перемене.
1. «Три, тринадцать, тридцать». Три, Тринадцать, Тридцать – игра, которая хорошо развивает внимание и быструю реакцию детей.
Описаниебигры: Участники игры заранее оговаривают: какое из чисел – какое действие обозначает. Игроки строятся в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук. Если водящий (учитель) говорит «три» - все игроки должны поднять руки вверх, при слове «тринадцать» - руки на пояс, при слове «тридцать» - руки вперед и т.д. (Можно придумать самые разные движения). Игроки должны быстро выполнить соответствующие движения.
Правила игры
Участники заранее договариваются - какое из чисел – какое действие обозначает
Игроки строятся в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук
Водящий называет определенное число – участники должны быстро выполнить соответствующее действие
Водящий может называть числа в любом порядке
Игрок, допустивший ошибку, отходит на один шаг назад и там продолжает игру
Выигрывает тот, кто по окончании игры останется на исходной позиции.
2. «Съедобное – несъедобное».
Для игры необходимы: группа игроков, сидящих рядком, ведущий и мячик. Ведущий кидает мячик каждому игроку по очереди и при этом произносил какое-нибудь слово. Если слово «съедобное» (т.е. обозначало какую -нибудь еду: «мороженое», «колбаса»), то игрок должен мячик поймать. Если «несъедобное» («табуретка», «чашка») – оттолкнуть. Тот, кто ошибается (ловит мяч) – меняется местами с ведущим. Для игры требуется хорошая реакция и внимание.
3. «Испорченный телефон».
Обычно играют две команды. Ведущий загадывает слово и шепотом говорит его на ухо первому члену команды. Тот передает слово (также тихонько, чтобы никто не услышал) следующему игроку, и так далее – по цепочке. Последний член команды произносит слово вслух. Выигрывает та команда, которая верно «донесла» слово ведущего через всех игроков. Порой можно услышать уморительные варианты загаданного слова, которое неверно передал «испорченный телефон». Многие усложняют игру: ведущий загадывает не слово, а целую фразу.
4. «Хлопки».
Хлопки - веселая игра на внимание и реакцию для большой группы детей. Эта детская игра хорошо подойдет для проведения на переменах в школе.
Игроки встают в круг. Каждый игрок получает порядковый номер. Все игроки вместе начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два раза по коленям. При этом один из игроков на хлопки в ладоши говорит свой номер, например - «пять-пять», а на хлопки по коленям – номер любого другого игрока. Игрок, не успевший назвать свой номер или назвавший номер уже выбывшего участника, выходит из игры.
Побеждают два последних оставшихся игрока.
Правила игры:
1. Игроки встают в круг.
2. Каждому игроку присваивается порядковый номер.
3. Все вместе начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два - по коленям.
4. Хлопая в ладоши, игрок называет свой номер, а, хлопая по коленям – номер любого другого участника, стоящего в круге.
5. Не успевший назвать свой номер или назвавший номер уже выбывшего участника, выходит из круга и прекращает игру.
6. Побеждают два последних оставшихся игрока.
5. «Ассоциация». Один играющий передаёт другому слово, например, « море », а другой на ушко говорит слово, которое связано по смыслу, например « рыба» и так далее. Потом последний человек говорит вслух то что ему передали.
6. «Найди спрятанный предмет». Один ученик отворачивается, остальные дети прячут предмет (палочку, кубик и т. п.). После этого сообщают "маршрут" тому, кто будет искать: пройти два шага прямо, повернуть налево, пройти семь шагов вперед и можно искать.
7. «Как живется твоим вещам». Учащиеся выходят к столу. Все рассматривают его одежду и отвечают на вопрос учителя: "Хорошо ли живется рубашечке у Андрея?" Дети отвечают: "Хорошо. Она отглаженная, чистая, все пуговки на месте". Обсуждается не только одежда ученика, но и прическа. обувь. Все это поможет выяснить, как лучше ухаживать за одеждой, обувью, чтобы выглядеть аккуратным.
8. «Режим дня». Учащимся раздаются сюжетные картинки, на которых изображены режимные моменты школьника. Учащиеся рассматривают картинки, затем быстро выстраиваются друг за другом, соблюдая последовательность выполнения режимных моментов.
9. «Как мы одеваемся?» Учащиеся задумывают названия предметов одежды: платочек, платье, варежки, туфли, носки и пр. Каждый ученик тихонько называет задуманное учителю (не должны повторяться одни и те же предметы). Потом кто - то из детей (вначале это делает учитель) рассказывает, например: "Собрался я кататься на санках и надел на себя...". Прервав рассказ, он указывает на любого ученика, который называет задуманное слово. Учащиеся должны сказать, правильно ли оделись в данном случае дети.
10. «Палочка, остановись!» Ученики становятся в круг, учитель - в центр. Игра проходит в виде эстафеты: дети называют слова и одновременно передают палочку по кругу. О том, на какую тему будут слова, договариваются заранее: "О чем будем рассказывать?" - "О зиме". Учитель предлагает подобрать вначале слова о погоде и дает палочку одному из ребят; тот называет первое слово (морозная) и передает палочку следующему участнику игры и т. д. Таким образом, дети подбирают много слов (ветреная, холодная, снежная и т. п.). Если играющий повторяет уже названное слово или долго не может подыскать нужного, учитель говорит: "Стоп! Палочка, остановись!" - и этот ученик выходит из круга
11. «Нужно - не нужно». Ведущий говорит: "Я хочу посадить огород. Капуста нужна?" Дети отвечают: "Нужна". Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые. Кто из детей ошибся, платит фант. "Засадив" огород, дети продолжают игру - начинают "засаживать" сад. Ведущий, перечисляя фрукты, употребляет названия овощей. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
12. «Кто это?»Ученики поочередно берут карточки у ведущего, но так, чтобы дети не видели, что там нарисовано. Тот, кто вытянул карточку, имитирует голос и движение изображенного на ней животного, а остальные отгадывают, что это за животное.
13. «Зеленый, красный, желтый».
Дети становятся в круг, водящий с тремя кружочками (зеленый, красный, желтый) - посредине. Водящий дает команды: "Остановились! Приготовились! Пошли!", - одновременно поднимая соответствующий кружок. Кто ошибается, тот становится водящим. Своим одноклассникам я рассказал, какие игры можно проводить на переменах. Сначала мы разучили эти игры. Затем провели их на переменах с другими детьми младших классов. (Приложение 1- фото).
2. Результаты анкетирования.
Следующим этапом моей работы было составление анкеты: «В какие игры вам бы хотелось играть?» (Приложение 2).
Я провел анкетирование среди младших школьников, принимавших участие в проведении игр на переменах и проанализировал результаты. Всего в играх приняло участие 26 человек. Затем подсчитал, сколько детей предпочитают играть чаще в подвижные игры, а сколько в малоподвижные. (приложение 3 –фото). Составил таблицу и записал результаты.
Виды игр
Хотелось бы играть часто
не очень
редко
подвижные
18
4
2
малоподвижные
6
9
9
Результаты анкетирования показали, что большинство детей предпочитают подвижные игры. Это в основном 1-3 класс. Малоподвижные игры привлекают более старших ребят.
Заключение.
Таким образом, изучив литературу, различные виды игр, проведя анкетирование с младшими школьниками, я пришёл к следующему выводу: младшие школьники любят играть на переменках в разные игры, но большинство ребят предпочитают подвижные. Моя гипотеза: «Предположим, что младшим школьникам на переменах больше нравятся подвижные игры» - подтвердилась. Игра – главное времяпровождение ребёнка младшего школьного возраста. Подвижные игры дают выход жизненно необходимой двигательной активности. Итогом моей работы стало издание книжки-малышки, в которой записаны самые интересные подвижные игры. Надеюсь, что данная книжка поможет запомнить школьникам новые игры, благодаря которым ребята смогут снять умственное напряжение, отдохнуть от школьных занятий, а на переменах станет интересней.
Литература.
1. М.А. Бесова «В школе и на отдыхе». Познавательные игры для детей. Ярославль, Академия развития. 1997 г.
2. Ю.И. Иванов «Играй на здоровье». Подвижные игры, народные забавы, аттракционы, игровые поединки. Московская правда, 1991 г.
3. Л.А. Обухова. «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы». Москва, ВАКО, 2008 г.
4. М.Ф. Литвинова. «Русские народные подвижные игры». Москва, Просвещение, 1986 г.
5 . Энциклопедия о здоровье. Москва, Пр.2010 г.
6. Материалы сети интернет.
Приложение 1.
Выступление перед аудиторией одноклассников. Разучивание игр.
Проведение игр на переменах со другими детьми младших классов.
Подвижные игры:
Перебежки Смена номеров Кот и воробьи
Волк и ягнёнок Золотые ворота Горелки
«Туннель» «Третий лишний» «Два мороза»
Малоподвижные игры.
Съедобное, несъедобное Три, тринадцать, тридцать. Режим дня.
Как живётся твоим вещам? Испорченный телефон Найди спрятанный