kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Проектно-исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки кубановедения – замечательная возможность идти в ногу с новыми требованиями в образовании, повысить качество обученности своих учеников. Разделы программы по кубановедению направлены на формирование у младших школьников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях, позволяют  планировать тематическую проектно-исследовательскую деятельность, а их повторение даёт возможность продолжить работу по проекту и в последующий год обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Проектно-исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе" »

Колесникова Юлия Юрьевна

Управление образования

администрации муниципального образования Динской район


Бюджетное общеобразовательное учреждение МО Динской район

«Средняя общеобразовательная школа № 30»

станица Нововеличковская Динской район Краснодарский край












Тема: «Проектно - исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе»









Автор работы: Колесникова Юлия Юрьевна,

учитель начальных классов

БОУ СОШ № 30

МО Динской район















ст. Нововеличковская

2014 год





Содержание: стр.

  1. Информация об опыте …………………………………………………………… 3 - 6

  2. Технология опыта ………………………………………………………………… 6 - 13

  3. Результативность опыта ………………………………………………………... 13 - 15

  4. Библиографический список ……………………………………………………… 16

  5. Рецензия на опыт работы ………………………………………………………. 17 - 18

  6. Приложение к опыту ……………………………………………………………. 19












































Сведения об авторе опыта

  1. ФИО: Колесникова Юлия Юрьевна

  2. Место работы: Бюджетное общеобразовательное учреждение МО Динской район

«Средняя общеобразовательная школа № 30»

станица Нововеличковская Динской район Краснодарский край

  1. Педагогический стаж: 13лет

  2. Преподаваемые предметы: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, кубановедение.

  3. Специальность: учитель начальных классов.

  4. Контактный телефон: 8-918-38-54-124


1. Информация об опыте


Условия возникновения и становления опыта

Любому обществу нужны одаренные люди и задача школы – вовремя увидеть, поддержать и развить способности ребенка, подготовить “почву” для того чтобы способности были реализованы. Школа должна заниматься поиском индивидуальности.

Пожалуй, не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в маленькой исследовательской работе.

Посмотрите на ребенка, искренне и заинтересованно решающего какую-либо проблему, и вы увидите идеального ученого. Любой ребенок, ежедневно открывая что-то новое для себя в окружающем мире, активно познает и исследует его. Мотивы ребенка просты и понятны. Им движет не корысть, не зависть, не амбиции, а искренний познавательный интерес.

Ребенок способен заметить то, на что мы, взрослые, никогда не обратили бы внимания сами, он ухватывает самую суть, самое важное в заинтересовавшем его вопросе. Непосредственность детского восприятия и мышления позволяет ему гениально просто объяснять самые сложные проблемы человеческого бытия, над разрешением которых порой безуспешно бьются лучшие умы человечества.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Педагогической наукой и практикой установлено, что если к “ творческой деятельности” не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поисков науки в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Ученик, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу. Это поможет успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины.

Уроки кубановедения – замечательная возможность идти в ногу с новыми требованиями в образовании, повысить качество обученности своих учеников. Разделы программы по кубановедению направлены на формирование у младших школьников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях, позволяют планировать тематическую проектно-исследовательскую деятельность, а их повторение даёт возможность продолжить работу по проекту и в последующий год обучения.

Под исследовательской деятельностью школьников понимается такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, при которой для учащихся создается ситуация, когда они сами способны овладеть понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организационного направляемого учителем, решать творческие исследовательские задачи с заранее неизвестным результатом. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.

Поэтому мною была выбрана тема работы «Проектно-исследовательская деятельность на уроках кубановедения и во внеклассной работе». Основными условиями возникновения и становления проблемы опыта являются:

- необходимость развития познавательных и исследовательских процессов, творческих способностей учащихся на уроках кубановедения и во внеклассной работе;

- желание учащихся узнать новое, уметь видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки;

- коллектив единомышленников – учитель – ученик - родители, работающие творчески, помогающие друг другу на пути создания и защиты проекта.

Актуальность опыта

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

- перегрузка однообразным учебным материалом;

- несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;

- ограниченные возможности для творческого самоуправления.

В настоящее время все чаще традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.

Таким образом, задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Эта задача посильная и для нашей школы.

Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений.

Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Эти задачи позволяет успешно решать исследовательская деятельность.

Считаю выбранную мною тему работы актуальной, так как исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Таким образом, введение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Исследовательская деятельность младших школьников закладывает основы развития проектирования в основной школе.

Теоретическое обоснование опыта

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Технология организации проектной деятельности школьников является многоцелевой, а потому имеет в своем арсенале большое количество видов и разновидностей проектов, определяющих ее многоплановость и комплексное влияние. Выделяются несколько классификаций проектов по различным основаниям.

Классификация проектов по доминирующему виду деятельности ученика:

  • практико-ориентированные

  • исследовательские;

  • информационные;

  • творческие;

  • ролевые.

Существуют и иные классификации проектов, основанные на выделении иного признака.

  • Классификация по предметно-содержательной области: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, внепредметные.

  • Классификация по продолжительности: мини-проекты (один урок или менее), краткосрочные (несколько уроков, обычно от 2 до 4), длительные (на четверть).

  • Классификация по месту выполнения проектов учащимися: на уроках в классе, после уроков в школе, домашние, смешанные.

  • Классификация по числу участников: индивидуальные, групповые, классные.

Этапы работы над методом проектов:

  • Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

  • Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

  • Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников: альбом, газета; гербарий; журнал; книжка-раскладушка; коллаж; коллекция; костюм; макет; модель; музыкальная подборка; наглядные пособия; плакат; план; реферат серия иллюстраций; сказка; справочник; стенгазета; сувенир-поделка; сценарий праздника; учебное пособие; фотоальбом, экскурсия. ("Проектная деятельность младших школьников”. Н.В.Матяш, В.Д. Симоненко. Москва изд. Центр “Вентана- Граф”. 2002 г.-103 с.)

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта состоит в создании условий для развития целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Уроки кубановедения, а также занятия во внеурочное время не ограничиваются приобретением учащимися определённых знаний, навыков и умений, а выходят на практические действия школьников, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается познавательный интерес к изучению кубановедения. Это даёт возможность учителю ввести своих учеников в процесс познания, нацелить их на поиск, а значит способствовать развитию личности и развивать познавательную компетенцию учащихся.

Поэтому ведущая педагогическая идея опыта – создание на уроках и во внеурочное время условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей.

2. Технология опыта

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нем.

Ведущую роль должны играть выбор инновационных педагогических средств и творческие методы обучения. В арсенале методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Работая по данной теме, я пришла к выводу, что методика в большей степени ориентирована на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, я определила для себя цели и задачи.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучить младших школьников проведению учебных исследований

- развивать творческую исследовательскую активности детей

- прививать детям интерес к фундаментальным и прикладным наукам

- ознакомить с научной картиной мира

- вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.

Исследовательский метод обучения, организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач требующих самостоятельного творческого решения. Ученик организует творческий поиск. Большинство познавательно-исследовательских заданий в школе – небольшие поисковые задачи, требующие, однако, всех этапов исследования: наблюдения и изучения факторов и явлений; выдвижения гипотез, решения задач, умения делать выводы.

Виды исследований:

1) экскурсии;

2) опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;

3) классификация;

4) путешествие “по ленте времени”.

5) информационный мини проект (дополнительный материал по теме).

Экскурсии

На уроках кубановедения проводим виртуальную экскурсию, где с помощью компьютера и проектора бываем в разных уголках нашей малой Родины: в лесу, на цветущей поляне, у реки и в море, наблюдаем и изучаем исторические памятники. (приложение №1)

Экскурсия в мир природы и наблюдение за ней способствуют экологически грамотному экскурсу, является безопасной для природы и собственного поведения. Часто дети изучают природу по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Решением проблемы, я считаю, может стать исследовательская работа в рамках экологических проектов. Мои ученики с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне. Проект “Лекарственные растения” подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщения результатов в самой разнообразной форме. В качестве объекта исследований детей были выбраны растения Кубани. В природе мы встречаем очень часто эти растения, но, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает, что дети младшего школьного возраста не знают о пользе растений. Проект, включает три этапа работы. Первый этап подготовительный. Он проходит во время экскурсии, где с детьми проводятся беседы, ставится цель и задача проекта, определяется объект исследований.

На втором этапе необходимо было собрать информацию о растении, сфотографировать его. Третий этап работы проходил на уроке обобщения, на котором дети рассказывали о растениях. Вот такой план исследования был разработан для ребят:

1. Выбрать растение для исследования.

2. Сделать рисунок или фотографию, сделать гербарий.

3. Найти литературу о растении.

4. Написать семейный рецепт использования растения.

Представленные работы, защищались каждым учеником на уроках кубановедения, окружающего мира, классных часах. Все работы учащихся были отмечены (приложение № 2).

Экскурсии в природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т.п. обеспечивают накопление чувственного опыта и облегчают учебного материала. Чтобы добиться результатов и поставленных целей, каждый раз задаю себе вопросы: «Как сделать так, чтобы урок, занятие было интересным?», «Как пробудить у учащихся желание творчески мыслить?», «Как активизировать познавательную деятельность?»

Совместно с детьми и родителями, мы приняли участие в ежегодном краевом конкурсе «Проектная деятельность учащихся при изучении кубановедения». Тема нашего исследовательского проекта - «Быт и культура жителей Кубани». В работе мы постарались рассказать о традиционной материальной культуре, о том, как жили и трудились в старину казаки на кубанской земле, об исторически сложившемся быте казаков, их ремеслах и промыслах. Учащиеся невольно перенеслись в события 19 века и окунулись в уклад жизни жителей станицы Нововеличковской того времени. Представили себя в роли казаков-умельцев: гончаров, кузнецов, плотников, сапожников и поэтому рассказали в этой работе об их удивительных изобретениях. Свои исследования проводили под девизом «Вот она была какая, Нововеличковская наша родная!» - это своего рода увлекательная игра-путешествие в прошлое. Все участники класса, разделившись по группам, узнали много нового и интересного из жизни наших прадедушек и прабабушек, побывали у них в гостях. Каждая группа в данной работе представила «свой костюм», «свою хату», «свое подворье», «свою пищу», «свою песню, игру», «свой говор». Перед ребятами открылась жизнь казаков конца 19, начала 20 века. (приложение №3)

Опыты и практические работы

Опыт - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности, единство знаний и умений, навыков.

Когда наблюдений и экскурсий оказывается недостаточно для раскрытия сущности явлений, прибегаю к проведению опытов, т.е. искусственного воспроизведения природного явления. Это один из лучших приемов развития мышления детей и гарантия осознанности и прочности знаний.

В методике проведения опыта можно выделить три этапа:

1. Подготовка к опыту: подведения учащихся к необходимости узнать посредством опыта то или иное свойство, воспроизвести природное явление, выявить закономерности, понять сущность; подбор необходимого для опыта оборудования, установка его и проверка.

2. Проведение опыта: постановка цели и определение задачи опыта; проверка оборудования и материалов, необходимых для опыта и наблюдений; непосредственное проведение опыта (самим учителем или учащимися).

3. Анализ полученных результатов.

Например, работа над проектом «Пластиковая бутылка – вред или польза» рассматривается одна из современных экологических проблем – загрязнение окружающей среды пластиковым мусором. Мы выяснили историю происхождения и применения пластиковых бутылок, провели опыты по утилизации этого мусора и выяснили, что ни сжигать, ни выбрасывать эти изделия не рекомендуется, потому, что они загрязняют атмосферу и почву. Так как на территории нашего района нет заводов по переработке пластикового мусора, мы нашли своё применение пластиковым бутылкам. (приложение № 4 )

Классификация

Классификация (от лат. classis – разряд, класс и facio - делаю, раскладываю), система соподчиненных понятий (классов объектов) и используемая как средство для установления связей между этими понятиями и классами. (Большая советская энциклопедия: Т-14. “Никко-отолиты” - 3 изд. -М.: Сов. Энциклопедия, 1974 г. -463 с.)

Организуя работу, следует использовать материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего понятия. В зависимости от конкретной темы это реальный материал (например, образцы почв или полезных ископаемых) или образный – множество иллюстративных карточек (например, изображения различных видов животных, растений, водоемов, различные формы поверхности земли). Учитель с детьми обсуждают материал, ищут черты сходства и различия между объектами, нащупывают в ходе обсуждения и рассуждения возможные основания для их группировки. Затем материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице. Это может быть лист ватмана с обозначенными вверху “родовым” именем сравниваемых объектов и пустыми графами, в которые в ходе обсуждения будут вписываться названия видов объектов в соответствии с найденными основаниями классификации. В работе принимают участие все дети, подбирая нужные объекты и располагая их на классификационной таблице.

Если исследовались реальные объекты (например, засушенные листья для гербария, образцы минералов), они размещаются в подходящие емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или просто ярлычки с названиями объектов.

Путешествие по “реке времени”

Исследования легко проводить по темам, связанным с историческим временем, где в рамках прошлого – настоящего располагаются вещи с их назначением (история материальной цивилизации) и люди с целями и характером их деятельности, событиями с ними происходящими.

Мини-проекты”

Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках кубановедения, но уже на новом продуктивном уровне.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически значимой проблемы.

Я считаю, что любая тема на уроке достойна исследования. Стремясь дать детям, самые полные знания по теме предлагаю детям задания поискового характера. С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках кубановедения, при этом все работы носят коллективный характер. Тематика определяется мной на уроке, но каждый ученик старается внести свой вклад в работу. Именно первое исследование приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, т.к. дети в лучшем случае читают только учебники. Дети увлечены компьютером, который детям заменяет друзей, улицу. Своей работой стараюсь направить своих учеников в нужное русло. Одни ищут материал в библиотеке, другие - втягивают в работу родителей.

Стараюсь построить работу так, чтобы ученик сам захотел принимать в ней участие. Начинаю работу с того, что предлагаю ребятам сделать сообщение к той или иной теме на уроках. Рекомендую им следующее: сообщение должно быть кратким и интересным, не повторять содержание учебника. Затем слушаем это сообщение и анализируем, содержит ли оно реальные факты, как преподносится материал. Постепенно подвожу их к мысли, как и зачем пишется научная работа. Объясняю, что такое научно-исследовательская работа. Предлагаю ребятам экскурсию в библиотеку. Ответственным этапом в научно-исследовательской работе с учащимися является подбор литературы. Здесь приходят на помощь библиотечные уроки. Считаю, что учитель и библиотекарь должны помочь в подборе литературы. Учим ребят, работать с картотекой, каталогом. Там ребята знакомятся с разнообразной литературой: справочники, энциклопедии, научно-познавательная литература. (приложение № 5)

Такая форма обучения многогранна, эффективна и перспективна. Организация проектной деятельности позволит учителю сделать процесс обучения ярким и запоминающимся, поможет учащимся с исследовательской деятельностью, научиться работать самостоятельно.

Во втором классе мы активно работали над проектом «Вот она какая, Нововеличковская наша родная!».

Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Основная причина пристрастия молодежи к негативным проявлениям общественной жизни в настоящее время кроется в том, что наше общество потеряло главный ориентир - патриотизм, который является стержнем любого государства.

Нужно признать, что с раннего возраста ребенку недостаточно прививается любовь и уважение к Родине. Телевидение, компьютер - играют первостепенное значение в жизни подрастающего поколения. При всей своей занятости, родители мало уделяют внимания этой проблеме. В семьях нет достаточной литературы, которая рассказывала бы о стране, родном крае, родной станице. Сами родители располагают недостаточной информацией, знаниями, чтобы воспитывать в детях патриотические чувства.

Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний о родной станице, воспитание у детей патриотических чувств.

В своей практике учителя часто сталкиваются со следующими проблемами:

  • отсутствие доступной информации по истории своего края;

  • отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;

  • слабое умение представить окружающим полученные знания.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

  • Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родной станице.

  • Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.

  • Воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родной станице.



ЗАДАЧИ:

  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы.

  • Обогащать и систематизировать знания детей о станице Нововеличковской.

  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям нашей станицы.

  • Совершенствовать у детей уровень накопительных практических навыков: побуждать к словотворчеству, изобразительной деятельности, детскому дизайну.

  • Научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации.

  • Развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.

Очень приятно, что моими единомышленниками в проектной деятельности стали родители учеников, которые готовы продолжать работу по гражданско-патриотическому воспитанию в семейном кругу.

Большое место отводилось участию детей во всех этапах проекта: они вместе с родителями участвовали в экскурсиях и изготавливали материалы по итогам этих экскурсий, участвовали в изготовлении совместных поделок для творческих выставок, самостоятельно выполняли рисунки, сочиняли стихотворения о своей станице и другое.

В процессе работы над творческим проектом ученики овладели следующим:

навыками коммуникативной деятельности;

умениями самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации, тем самым, развивая свой кругозор;

учились вырабатывать навык работы по чётко определённому плану (поэтапно);

навыками и умениями логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы;

развивали творческие способности.

Результаты проектной деятельности.

Все участники проекта проявили активность, получили положительный эмоциональный заряд от проделанной работы.

Дети расширили знания о своей родной станице, о её истории, они с гордостью делились информацией об этом.

Семьи участвовали в презентации выполненных работ.

Ребята анализируют, сравнивают, обобщают, ищут, догадываются. Они знакомятся с пейзажами родной Кубани, рассматривают портреты наших предков – казаков. У них формируется эмоционально – ценностное отношение к музыке родного края, происходит познание её духовных основ, заложенных поколениями далёких предков. Немалую роль в работе над проектом играл наш школьный музей, в котором проводили уроки кубановедения, внеклассные занятия. Все это создает особый эмоциональный настрой, пробуждает чувство благодарности к нашим предкам за жизнь, в которой мы живём сейчас. Такие уроки и занятия запоминаются надолго. (приложение№6)

Компьютерные технологии на уроке

Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на уроке и во внеклассной работе, что является совершенно новым направлением в современной образовательной системе:

1)  обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, чертежи, рисунки и т.д.);

2)   создавать слайды по учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point;

3)   формировать функциональные навыки использования Интернет ресурсов;

4)   формировать функциональные навыки разрабатывать тесты, используя готовые программы, создавать ресурсные материалы – дайджесты, презентации.

Одним из достоинств применения ИКТ в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером и Интернет ресурсами. Применение ИКТ на уроках кубановедения становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся. Освоение и применение новых информационных компьютерных технологий на уроке помогает формированию креативного человека, умеющего самостоятельно ориентироваться в большом информационном пространстве и создавать новое. Кабинет, в котором я работаю, оснащен телевизором, видеомагнитофоном, доска SMART, лабораторное оборудование «Наблюдение за погодой», роботоконструктор LEGO.

Используя возможности ПК, провожу уроки - “виртуальные экскурсии”, обращаясь за помощью к материалам, размещённым на CD и в Internet, создаю совместно с учащимися старших классов компьютерные презентации и использую их для проведения уроков и внеклассных мероприятий.

Такая форма урока очень продуктивна, так как подготовка к ней заставляет очень чётко структурировать излагаемый материал, продумывать логику повествования до мельчайших подробностей, отбирать наиболее содержательный, важный материал, продумывать аудио- и видеосопровождение, чтобы создать единый эмоциональный образ, что способствует более полному и осмысленному восприятию учащимися излагаемого материала. У меня собрана обширная медиатека, в которой представлены презентации по различным разделам кубановедения. Кроме этого есть достаточное количество электронных ресурсов, которые я использую в своей работе. Уроки с применением информационно-коммуникативных технологий провожу в системе. Они интересны ученикам, и, как правило, результативность их выше, чем традиционных.(приложение№7)

Длительность работы над опытом

В течение четырёх лет работы по данной теме, автор опыта убедилась, что задача учителя: постоянно обновлять и пополнять свой педагогический арсенал, используя разнообразные методы, формы, средства обучения; систематически, целенаправленно развивать у детей творческие способности, коммуникативные навыки; находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Диапазон опыта

Опыт сформировался в среде провинциальной школы, где высокий процент социально незащищённых семей, а среди родителей учащихся лишь 24 % имеют высшее образование

Условия формирования опыта (неширокая база) позволяют, тем не менее, говорить о возможности апробации программ разного содержания и разной длительности и достоверности полученных результатов, даже на базе одной школы, на классах с очень неоднородным социальным составом и интеллектуальным развитием учащихся, а также о технологичности (воспроизводимости) содержания и методов обучения, поскольку автор опыта на практике апробировал многие технологические приёмы в течение всей своей педагогической деятельности.

В опыте можно рассматривать репродуктивный уровень (опыт, основанный на успешном применении установленных наукой принципов и методов) и инновационный ( поисковый, исследовательский) уровень.

3. Результативность опыта

Анализ результатов опыта позволяет со всей ответственностью утверждать: любого здорового школьника возможно научить самостоятельно выполнять исследовательские проекты. Иными словами, у любого учащегося можно сформировать элементарные черты исследователя и он будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу. Это поможет успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины.

Учащиеся с самым разным интеллектуальным уровнем участвуют в конкурсах творческих работ, конференциях, исследовательских секциях разного уровня: школьного, муниципального, регионального. (приложение№8)

К наиболее ярким результатам работы по формированию познавательных и исследовательских процессов, творческих способностей учащихся за последние несколько лет можно отнести следующие:

Мои ученики постоянно принимают участие в региональном этапе олимпиады по кубановедению и занимают призовые места:

Год

класс

предмет

Ф.И. участника

Результат

2012

1 В

кубановедение

Ананченко Кирилл


2 место в районе

2013

2 В

кубановедение

Максен Юлия

2 место в школе

2013

2 В

кубановедение

Ананченко Кирилл


1 место в районе

2013

2 В

кубановедение

Чернявская Софья

1 место в школе

2013

2 В

кубановедение

Голощапова Виктория


3 место в школе





Результаты участия в научно-практической конференции младших школьников

«Я познаю мир»

Год

Класс

Секция

ФИО участника

Название

работы

Результат

2012

4 Б

экология

Колесникова Арина

«Пластиковая бутылка – вред или польза?»

3 место в районе

Результаты участия в творческих конкурсах:

Ф.И. участника

Название конкурса

Год

Результат

1.

Колесникова Арина

Краевой конкурс, посвященный Дню матери в России

2011 г.

1 место в крае


2.

Колесникова Арина

Конкурс творческих работ учащихся образовательных учреждений «Светлый праздник – Рождество Христово»

2012 г.

1 место в районе


3.

Забора Юрий


Краевой смотр - конкурс «Зеркало природы»

2013 г.


1 место в районе

1 место в районе

4.

Пергунова Анна

Краевой смотр - конкурс «Зеркало природы»

2013 г.

2 место в районе

5.

Черненко Дмитрий


Краевой конкурс, посвященный Дню матери в России

2013 г.


1 место в районе


6.

Колесникова Арина

Краевой конкурс, посвященный Дню матери в России

2013 г.


1 место в районе

7.

Голощапова Виктория

Краевой конкурс поэтических работ учащихся «Семь -Я»

2013 г.

2 место в районе

8.

Черненко Дмитрий

Краевой конкурс

на лучшую творческую работу по духовно нравственному воспитанию «Cемь+Я»

2013 г.

1 место в районе

9.

Учащиеся 1 «В» класса

Краевой конкурс «Проектная деятельность учащихся при изучении кубановедения»

2013 г.

1 место в крае


10.

Пергунов Андрей


Краевой конкурс «Пасха в кубанской семье»

2013 г.


3 место в районе


11.

Пергунова Анна

Краевой конкурс «Пасха в кубанской семье»

2013 г.


3 место в районе

12.

Колесникова Арина

Фестиваль экологического воспитания конкурс ученических проектов

2013г.

Благодарственное письмо

13.

Забора Юрий


Краевой смотр - конкурс «Зеркало природы»

2014 г.


1 место в районе


14.

Черненко Дмитрий

Краевой смотр - конкурс «Зеркало природы»

2014 г.


2 место в районе



Позитивные результаты внеурочной деятельности

Ф.И. участника

Название конкурса

Год

Результат

1.

Черненко Дмитрий

Краевой литературно-творческий конкурс «Полиция спешит на помощь»

2012 г.

1 место в районе

Лауреат в крае




2.

Учащиеся 2 «В» класса

Краевой конкурс «Проектная деятельность учащихся при изучении кубановедения» «Вот она какая, Нововеличковская наша родная»

2014 г.

1 место в районе












Библиографический список

1. Большая советская энциклопедия: Т-12, “Кварнер-конгур”. -3 изд. -М.: Сов.энциклопедия, 1973 г.-623 с.

2. Большая советская энциклопедия: Т-14. “Никко-отолиты” - 3 изд. -М.: Сов. Энциклопедия, 1974 г. -463 с.

3. Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс] Режим доступа:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%82%D1%8B%D0%BB%D0%B8

4. "Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер". В.И.Ковалько. Москва “ВАКО”. 2007 г. -298 с.

5. “Начальная школа” научно-методический журнал”. № 3/2009 г.

6. “Начальная школа” научно-методический журнал”. № 12/2000 г.

7. “Основы учебно-исследовательской и научной деятельности студентов”. Краснодар. 2008 г. -59 с.

8. “Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста”. Н.А.Короткова. Москва “Линка-Пресс”. 2007 г. -208 с.

9. Программа курса “Кубановедение”. Краснодар. 2005 г.

10. "Проектная деятельность младших школьников”. Н.В.Матяш, В.Д. Симоненко. Москва изд. Центр “Вентана- Граф”. 2002 г.-103 с.

11. “Профильная школа”. Научно-методический журнал № 5/2008 г.

12. LiveInternet [электронный ресурс] Режим доступа:

http://www.liveinternet.ru/users/enigmatica/rubric/1469026/



























Рецензия

на опыт работы

Колесниковой Юлии Юрьевны

учителя начальных классов

БОУСОШ № 30 МО Динской район

В настоящее время в свете реализации планов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» возрастает ответственность школы за интеллектуальное, творческое развитие обучающихся. Возрастает также и востребованность таких педагогических технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования. Одной из таких технологий следует считать организацию исследовательской работы.

Работа Юлии Юрьевны соответствует заявленной теме, в которой описаны как общепринятые, так и инновационные методы, и приемы работы с учащимися начальной школы по предмету кубановедения.

Учитель на уроках применяет три уровня познавательной работы учащихся, все они в реальной практике связаны друг с другом: получение готовых знаний о крае со слов учителя, самостоятельное приобретение знаний, углубленный исследовательский поиск. Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Проектно-исследовательская деятельность позволяет вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.

Большинство исследовательских заданий в школе – небольшие поисковые задачи, требующие, однако, всех этапов исследования: наблюдения и изучения факторов и явлений; выдвижения гипотез, решения задач, делать выводы. На уроках педагог применяет такие виды исследований как: опыты, экскурсии, классификация, путешествие по карте, путешествие по «реке времени», информационный мини-проект. Именно через исследовательскую работу на уроках развивается интерес у учащихся к предмету, воспитывается уважение к истокам родной культуры, её преданиям, быту, традициям народа, природным особенностям.

Организация краеведческой работы педагога носит системный характер, представлена на уроках и во внеурочное время. Внеклассная работа способствует углубленному изучению учебного материала по предмету, повышает мотивацию к учебной деятельности, вызывает интерес к изучению родного края. Происходит усовершенствование современных методов преподавания и обучения, реализация совершенно новых форм; обновление содержания образования и учебно-методического инструментария.

Учитель достаточно полно, раскрывает свой опыт работы, доказывает его актуальность, приводя в доказательство результаты своей работы по данному направлению. Результатом является - стопроцентная успеваемость по предмету, высокая мотивация к учебной деятельности, творческие достижения учащихся.

Опыт Колесниковой Ю.Ю. можно использовать в образовательных учреждениях любого типа. Исследовательские проекты, разработанные учителем и детьми, будут полезны широкому кругу: учителям начальных классов и кубановедения, историкам, заместителям директора по воспитательной работе, работникам центров детского творчества, сотрудникам библиотек, работникам детских домов и интернатов…

Своим опытом работы с детьми Юлия Юрьевна охотно делится с коллегами, выступая на методических объединениях учителей начальных классов и педсоветах школы, на РМО учителей кубановедения.

Считаем, что опыт работы Колесниковой Ю.Ю. целесообразно внести в краевой банк данных передового педагогического опыта.

















17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Колесникова Юлия Юрьевна

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 134783


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства