kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектно-исследовательская деятельность "Глаза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель развивать интерес детей к изучению своего организма, формировать знания о строении и функции органа зрения, его роли в жизни человека и в жизни животных. Влияние специальных упражнений на развития и сохранения зрения. Значимость проекта создания картотеки игр по развитию детского воспитания. Создание альбомов. Создание картотеки комплексов зрительной гимнастике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность "Глаза" »

Проектно-исследовательская деятельность как средство активизации познавательной сферы дошкольников





Цель и задачи проектного метода

Цель: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.

Задачи:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

  • развитие познавательных способностей;

  • развитие творческого воображения;

  • развитие творческого мышления;

  • развитие коммуникативных навыков.








Проект «Глаза».

Цель проекта: 
Развивать интерес детей к изучению своего организма, формировать знания о строении и функции органа зрения, его роли в жизни человека и животных.
Задачи проекта. 
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.

2. Выявить имеющиеся у детей знания и расширить их знания о зрении людей и животных.

3. Научить детей элементарным способам сохранения зрения, воспитывать бережное и заботливое отношение к глазам и всему своему организму.

4. Подвести детей к пониманию того, как нелегко живется слепым людям, воспитывать толерантное отношение к инвалидам.

5. Развивать зрительное восприятие детей .

6. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас новыми словами и понятиями.

7. Привлечь родителей к поиску информации для детей об органе зрения людей и животных, активизировать их к совместной деятельности.
Объект исследования.  
Изучение строения и функции глаза – важнейшего органа чувств
Предмет исследования: Формирование элементарных понятий о строении, функции органа зрения человека, разнообразии строения глаз животных.Влияние специальных упражнений на развитие и сохранение зрения.
Гипотеза проекта 
В дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма. Ребенок должен получать элементарные знания о своем организме, о работе органов чувств, т. к. через познание себя он может бережно относиться к своему организму. Элементарное ознакомление детей со строением своего организма, с органами чувств - не самоцель. Оно лишь средство для понимания и ощущения неразрывной связи человека и природы. В частности, если сформировать у детей представления о роли зрения в жизни человека, научить ребенка выполнять зрительную гимнастику, специальные упражнения, научить правилам ухода за глазами, то ребенок будет стремиться сохранять и развивать свое зрение.
Методы исследования- изучение литературы;

- экскурсии и наблюдения;

- рассматривание картин и рисунков с изображениями глаз животных;

- беседы;

- дидактические игры и занятия;

- зрительная гимнастика, игровые упражнения.
Практическая и теоретическая значимость проекта.

- создание картотеки игр по развитию зрительного восприятия.

- создание альбома "Ах, эти чудные глаза!"

- создание картотеки комплексов зрительной гимнастики.





План реализации проекта.

1. Выявить уровень знаний детей об органе зрения / Уточнение знаний детей

2. Обзор литературы. Изучить литературу по данной проблеме.

3. Беседы Раскрыть значение органа зрения в жизни человека, показать разнообразие органа зрения в животном мире. /В течение проекта/ Оформление альбома "Орган зрения у человека и представителей животного мира".

4. Наблюдения, экскурсии Учить замечать изменения в окружающем мире, развивать зрительное восприятие./ В течение проекта/Обогащение эмоционального и познавательного опыта дошкольников

5. Занятия Развивать и расширять знания и эмоциональные впечатления в области ознакомления со своим организмом. /В течение проекта /Обогащение словаря дошкольников посредством новых слов, понятий. Занятие "Эти чудные глаза"

6. Дидактические игры и игровые упражнения Развивать зрительное восприятие, зрительную память; организовывать игровые ситуации; формировать нравственные качества. /В течение проекта/ Подбор игр и игровых упражнений для развития зрительного восприятия и памяти.

7. Зрительная гимнастика Помочь детям сохранить и развивать зрение. /В течение проекта/ Составление комплексов зрительной гимнастики

8. Выставки детских работ Учить передавать в рисунке форму глаз, настроение через глаза, стимулировать желание участвовать в оформлении тематических экспозиций. /В течение проекта/ Проведение выставки детских рисунков "Мамин портрет", "Папин портрет", "Мой автопортрет" и другие выставки.

9. Самостоятельная деятельность Учить применять в свободной деятельности знания, полученные на занятиях, в играх. /В течение проекта/ Самостоятельная организация дидактических, познавательных игр

10. Экспериментальная деятельность Показать значение органа зрения /В течение проекта/ Организация игр по выявлению значения органа зрения

11. Работа с родителями Привлечь родителей к поиску информации для детей об органе зрения людей и животных, активизировать их к совместной деятельности. /В течение проекта /Подбор картинок, загадок, стихов, поговорок о глазах. Проведение игр,зрительной гимнастики дома.


















Советы воспитателю по работе над проектом


  1. Глубоко изучить тематику проекта.

  2. При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

  3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

  4. Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

  5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

  6. Рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

  7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

  8. В ходе работы над проектом создать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

  9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

  10. Ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

  11. Творчески подходить к реализации проекта.























































Примерное содержание исследований с детьми дошкольного возраста

  1. Материалы (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).

  2. Природные явления (ветер (сила ветра, его направление по различным признакам; солнце (движение солнца, длительность светового дня);воздух (бесцветный, прозрачный, движется, упругий, сжимается при охлаждении и расширяется при нагревании, теплый воздух поднимается кверху)снегопад, пурга, вьюга, метель, поземка, иней, наст).

  3. Объекты неживой природы (вода прозрачная, принимает форму любого сосуда, в который ее наливают, вода бывает твердой - это лед, снег, пар – это тоже вода, он легче воздуха, поэтому поднимается вверх;воду можно замораживать и выпаривать, делать из кипятка на морозе иней, придавать ей цвет, вкус и запах);лед (прозрачный, скользкий, разбивается на мелкие кусочки (хрупкий)), сосулька (прозрачная, хрупкая, падает со звоном), снежинки (зависимость формы снежинок от погоды);воздух интересно обнаруживать: создавать разными способами ветер, наливать воду из крана и наблюдать за появлением пузырьков воздуха на стенках прозрачного сосуда, бросать в воду мелкие предметы и замечать, как вверх поднимаются пузыри;почва – зависимость состояния почвы от погоды (в сухую, теплую погоду – теплая, сухая, рассыпается в руке, светло-серого цвета; в холодную погоду – холодная; после дождя – мокрая, темная, плотная)).

  4. Мир растений (потребности растений в воде, свете, тепле; зависимость состояния растений от удовлетворения потребностей).





Примерное содержание опытнической деятельности

с детьми дошкольного возраста



Опыты с предметами неживой природы

Выявление свойств и качеств снега, льда, песка, глины, воды

        1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах)    Налить из-под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причины замерзания воды.

        2. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда (снег и лед превращаются в воду в теплом помещении) Принести снег и лед в помещение. Наблюдать за таянием снега и льда.

        3. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.  Наблюдать за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдать за таянием снега на руке в варежке.

        4.  Подвести детей к пониманию зависимости свойств снега от температуры воздуха: на морозе снег рассыпается. Чтобы из него можно было лепить, он должен быть влажным. Предложить детям в морозный день вылепить снежки. Выяснить, почему не получается. Полить снег водой. Вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липкий.

        5. Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха (пластичность зависит от влажности, а влажность − от температуры воздуха)  В морозный день предложить детям вылепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить, почему снег стал липкий

        6.   Подвести детей к пониманию защитных свойств снега. В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Выяснить, почему вода замерзла в бутылке, лежавшей на снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба

        7. Показать детям водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины. Подготовить две банки: одну − с песком, другую − с глиной. Налить в банки одинаковое количество воды. Выяснить, почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину.

        8.  Подвести детей к выводу, что формуется только сырой песок.  Предложить детям «испечь пирожки» из сухого и сырого песка.



Опыты с песком и глиной

        Цель: сравнить свойства песка и глины, составить их характеристики (выделить их свойства).

        Используется следующее оборудование: стаканчики (из_под йогурта), листы чистой бумаги, лупа, песок, глина, трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием, и резиновая трубка.

       

Задания:

        1) С помощью увеличительного стекла нужно рассмотреть песчинки и кусочки глины. Дать им характеристику: комочки, песчинки, рыхлый, слитный, легкий, тяжелый, липкий, не липкий.

        2) Будем сыпать песок и глину из стаканчика на лист белой бумаги. Обсудим вопросы: какое из этих веществ можно назвать сыпучим, какие другие свойства вещества делают его сыпучим?

        3) В трехлитровой банке с помощью резиновой трубки попробуем устроить «ветер» (опыт демонстрационный, проводит воспитатель). Обсудим вопросы: что происходит с песчинками, движутся ли кусочки глины так же быстро?

        4) Устроим игрушечный огород на листе бумаги. Обсудим вопросы: «Можно ли из песка сделать грядки, а из глины, а из смеси глины и песка?». «О каком веществе можно сказать «рыхлый»?», «Какое вещество быстрее забирает воду: песок или глина? Почему?», «В какое вещество легче «посадить» растение? Почему?», «Почему человек, сажая в землю растение, поливает его?».

        5) Намочим песок и глину, слепим из того и другого вещества фигурки. Подождем, пока они высохнут. Обсудим вопросы: «Из какого вещества легче лепить?», «Какие новые свойства приобретает изделие после высыхания?».



Опыты с растениями

Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений

        1.  Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой). Посадить семена − сухие и пророщенные. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой.

        2. Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. Два одинаковых растения поместить в темное и светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.

        3. Подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости удобрений для роста растений. Взять два одинаковых растения, одно из них подкармливать.

        4. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений. Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно − в теплое место, другое − в холодное.

        5. Подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения. Наблюдать за ростом мать-и-мачехи на разных полянках.

        6. Доказать разную потребность растений во влаге.  Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узумбарскую фиалку.

        7. Выяснить влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений  На части грядки не пропалывать и не прореживать растения


Опыт по влиянию света на растение

Цель: подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.

Ход опыта. Воспитатель ставит перед детьми задачу: где лучше будет расти фасоль − в темном или светлом месте? Обсудив с детьми выдвинутые предположения, он предлагает проверить их и организует опыт. Два ящика с проросшей фасолью помещают в разные по освещенности условия: один − в темное место, другой − на освещенный солнцем подоконник. Вместе с детьми устанавливает, что все условия (размер растений, их количество, величина ящиков, количество воды для полива) одинаковы, кроме одного − степени освещенности. Педагог проводит длительное наблюдение за изменениями вида растений и установлением причин этого. Наиболее яркие изменения в ходе опыта дети зарисовывают.

        Когда изменения становятся явными, воспитатель предлагает детям сравнить, растения и сделать выводы. Для подтверждения полученных выводов растения, росшие в более темном месте, помещают в светлое. Происходящие изменения вновь отмечают и обсуждают.

        Фиксация опыта. Во время опыта воспитатель поддерживает интерес к нему фиксацией наиболее характерных этапов в дневнике наблюдений (в виде рисунков, моделей). Это в то же время помогает детям отмечать состояние условий и устанавливать причины изменений.



Опыт по влиянию тепла, влаги и света на рост растения

Опыт при выращивании зелени из репчатого лука. Можно поставить три банки с луковицами: одну − в темноту; другую − в прохладное, но светлое место; третью нормально − в теплом помещении на окне. Дети будут наблюдать влияние разных условий на рост луковиц − в холоде лук не прорастет совсем или будет прорастать очень медленно; в темноте появятся желтые, некрасивые листья. Только сочетание трех основных условий (тепла, влаги, света) обеспечит бурный рост хорошей зелени.

         Можно поставить одновременно четыре банки с одинаковыми луковицами, но в разные условия (без воды, без света, без тепла, в нормальных условиях). Важно иметь в виду следующее обстоятельство − в каждом конкретном случае опыт проводится только с одним отклонением от нормальных условий: луковица без воды должна стоять в тепле и на свету; луковица в темноте должна быть с водой и в тепле; луковица в холоде должна стоять на свету и в воде. Это создает чистоту (дети наглядно убеждаются в значении каждого из условий и всего комплекса условий для роста растений) и простоту опыта (дети видят то, что им легко понять и осмыслить).

        Наблюдение результатов опытнической ситуации должно проходить по одной и той же логической схеме, которая включает следующие моменты: определение состояния объекта, меняющихся внешних параметров, условий (т.е. причин), которые вызвали изменение, сравнение разных объектов. Например, посаженную в воду луковицу каждый раз следует рассматривать таким образом: что растет в банке? Что изменилось у луковицы? Какими стали листья, корни, сама луковица? Почему она изменилась, почему листья стали длиннее, почему их стало больше? Какие условия помогают расти луковице? Сравнение луковиц, каждая из которых была рассмотрена по этой схеме, поможет детям установить сначала их внешнее различие, а потом и разные условия, которые обусловили это различие.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектно-исследовательская деятельность "Глаза"

Автор: Девятова Равиля Вильдяновна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159380


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства