Проектная задача по математике
Название проектной задачи | «Новогодняя ёлка» |
Предмет | Математика |
Класс | 1 класс |
Тип задачи | Предметная проектная одновозрастная |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | 1.Оценивание возможностей учащихся применять усвоенные за первое полугодие 1 класса понятия, основные способы действий (право, лево, верх, низ, счёт предметов в пределах 10). 2. Парное сотрудничество учащихся. |
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача | Математика умение работать с геометрическим материалом; сравнение предметов (больше, меньше, уже, шире); умение выделять информацию, представленную в различных видах; построение фигуры из геометрического материала; умение решать простейшие задачи. Обще учебные умения работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль; работа согласно инструкции (умение действовать по плану, по образцу) |
Планируемый педагогический результат | усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях. умение, работая в малой группе, создавать конечный «продукт» - новогоднюю ёлку. |
Способ и формат оценивания результата работы | В процессе решения задачи оценивается: Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе. |
Оборудование и материалы | Набор текстовых заданий в нескольких вариантах, геометрический материал: круги разного цвета и разной формы, листы бумаги А4, клей, ножницы. |
Замысел проектной задачи
Детям предлагается самим создать новогоднюю ёлку из предложенного материала, выполняя последовательно задания по плану. Но ребята не просто создают новогоднюю ёлку. Они спасают лес от вырубки, животных от потери своего дома. Дети не только создают ёлки, но и украшают их, выполняя задания по плану. Ребята самостоятельно находят недостающие элементы украшения ёлки и помещают их на неё.
Работа проходит в малых группах. Каждая группа получает одинаковые задания. В конце урока каждая группа проводит презентацию своего продукта.
Работу группу оценивают эксперты, которые выступают после презентации продукта каждой группы. Также ребята сами оценивают свою работу.
Данная проектная задача рассчитана на участие 4-5 человек в каждой малой группе, так как для украшения ёлки предполагается работа каждого из участников. Продолжительность выполнения проектной задачи составляет 45 минут.
Результат, который должны получить дети:
украшенные новогодние ёлки, созданные из геометрического материала.
Описание проектной задачи
-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости.
- Приветствуем всех, кто время нашёл
И сегодня на урок к нам пришёл.
- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частицу своего хорошего настроения друг другу.
Сегодня нам предстоит решить очередную проектную задачу.
-Скажите, пожалуйста, какой самый любимый праздник у детей и взрослых?
-Правильно. Это Новый год.
-А кто-нибудь знает историю возникновения этого праздника? Его обычаи, традиции?
-Внимание на экран.
Давно на Руси начало нового года отчитывалось с 1 марта. Его встречали на праздник весны, солнца, нового урожая. В Новогоднюю ночь люди надевали
шкуры животных, маски. Ходили по домам, пели песни, сыпали зерно. Желали всем богатого урожая.
Более 300 лет назад русский царь Пётр I издал указ, чтобы празднование Нового года было по Европейскому обычаю- 1 января. Он предложил всем людям украсить свои дома еловыми ветками. Все поздравляли родных и близких с праздником. Ночью в 12 часов сам Пётр вышел на Красную площадь
в Москве с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Начался салют в честь новогоднего праздника.
- Как вы думаете, что является символом Нового года? (Ёлка).
- Правильно, но почему ёлка?
- Древние люди верили в духов. Духи обитали на деревьях. Их надо было задабривать. Для этого на дерево надо было развешивать дары. Дерево должно быть вечно зелёным. Оно представляет собой бессмертие. Вот и выбрали ёлку.
- И каждый год люди рубили ёлки и праздновали этот праздник.
- Но как выдумаете, что произойдёт, если мы будем продолжать рубить ёлки?
- Правильно! Не будет леса. А лес это чистый воздух и дом для животных.
- Перед нами возникает проблема: как мы можем помочь сберечь природу?
- Нужно изготовить искусственные ёлки.
-
Целью нашего урока будет создание ёлочного базара. Мы изготовим несколько ёлочек, украсим их, без вреда для нашей природы.
- А в конце урока я вам открою один секрет.
- И Дедушка Мороз приготовил вам сюрприз.
- Будем работать в группах. Каждая группа выберет себе ответственного.
Правила работы в группе при решении проектных задач
* Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
* Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
* Не бойся высказывать своё мнение.
* Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
* Думай сам, а не рассчитывай на других.
* Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
* В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
* Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.
Решение проектной задачи
Задание №1
(для всей группы)
Изготовьте ёлку.
Комментарий к заданию №1
Найдите шаблоны для ёлки. Это квадраты со стороной 5см , 7см, 9см, 11 см.
Согните каждый квадрат так, чтобы получилось два одинаковых треугольника.
Прогладьте линию сгиба в каждом квадрате.
На белом листе разложите треугольники так, чтобы они образовали ёлку.
У всех треугольников, кроме самого большого, сделайте вырез.
В эти прорези вставьте верхний угол предыдущего треугольника.
Если все члены группы считают, что ёлка собрана правильно, то на каждый верхний угол нанесите клей и склейте треугольники между собой.
Расположите заготовку ёлки на альбомном листе( лист расположите вертикально).
Приклейте ёлку на белый лист.
Задание№2
(задание для каждого члена группы, кроме ответственного)
Украсить ёлку разноцветными шарами. Каждый член группы выбирает сам себе задание. Задания выполняются по порядку.
Комментарий к заданию №2
Найдите 4 шара: жёлтый, жёлтый, оранжевый и синий. Разместите их на ёлке в нижнем треугольнике так: оранжевый над синим, а жёлтые с обеих сторон от синего.
Найдите 3 шара: синий, красный и жёлтый. В следующем треугольнике разместите шары так: они должны быть в углах. В левом - синий, в правом- красный, в верхнем – жёлтый.
Найдите 2 шара: красный и синий. В третьем треугольнике расположите два шара так: красный слева от синего.
Возьмите оранжевый шар. Поместите его в верхнем треугольнике посередине.
Проверьте расположение шаров. Если все члены группы согласны, то приклейте шары.
Задание №3
Добавьте на ёлку недостающие элементы.
Комментарий к заданию №3
Посмотрите на получившуюся ёлку. Что на ней не хватает?
Задание №4.
Приготовить презентацию продукта.
Комментарий к заданию №4
Каждая группа выходит со своим продуктом. Представляет продукт ответственный каждой группы.
Презентация
Выступление
Мы выполняли проектную задачу под названием «Новогодняя ёлка».
Работа получилась…
Группа работала…
При работе над задачей хочу отметить….
Мне помогали…
При работе в группе мы пользовались девизом: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно».