Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века. Обобщение педагогического опыта.»
МКОУ «Талицкая основная общеобразовательная школа №8»
Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века
Выступление на районном фестивале «Педагогические идеи»
Колесникова Людмила Анатольевна учитель начальных классов
Проектная деятельность в информационной
образовательной среде XXI века
(обобщение личного опыта)
При работе с детьми младшего школьного возраста, меня всегда волновал низкий уровень сформированности исследовательских навыков, и отсутствие познавательного интереса у детей в нахождении ответов на возникающие в процессе обучения вопросы и проблемы. Считаю, что наиболее интересным и продуктивным способом стимулирования и развития данных навыков является проектная деятельность.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
Рефлексивные умения
Поисковые (исследовательские) умения
Навыки оценочной самостоятельности
Умения и навыки работы в сотрудничестве
Коммуникативные умения
Презентационные умения и навыки
Менеджерские умения и навыки:
умение проектировать процесс;
умение планировать деятельность, время, ресурсы;
умение принимать решение;
умение распределять обязанности при выполнении коллективного дела.
Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Основной психологической характеристикой, достигаемой в младшем школьном возрасте, является способность к организации своей деятельности на основе внутреннего или внешнего побуждения.
Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности.
Ведущие идеи организации проектной деятельности обучающихся:
в центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;
образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;
каждому предоставляется возможность свободно выбирать (тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;
проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;
проектированию можно научиться. Для этого необходимо! желание что-то сделать самостоятельно или вместе с другими осуществить свою идею, решить какую-либо проблему, принести кому-то пользу
Изучив литературу по теме «Проектная деятельность в работе с младшими школьниками я приступила к работе. Это оказалось сложно и одновременно очень интересно.
Продуктами наших проектов стали:
Сборник «Сказки пишем сами»
Школьная газета «Что такое Новый год?»
Электронный справочник «Растения и животные родного края»
Сценарий выпускного вечера в 4 кл «Снимаем кино» и мультимедийный фильм на 10 мин «Всё начинается со школьного звонка» и т.д.
В ГБОУ ДПО СО «ИРО» я прошла курсы по образовательной программе «Интеграция информационных и образовательных технологий XXI века, где нам рассказали о возможностях применения сетевых ресурсов в проектной деятельности школьников. Так как мне очень интересно всё, что связано с компьютерными технологиями, я предложила и своим ученикам попробовать новый вид работы.
Для чего учителю выходить в Сеть и при этом вести туда детей? В конце концов, это не входит в прямые обязанности учителя... Но мы живём в 21 веке, называем себя современными людьми и, что еще важнее, хотим учить человека 21 века, которому по плечу все достижения цивилизации. Мы должны помочь школьнику в выборе формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Одной из таких форм как раз и являются учебно-исследовательские проекты с использованием сетевых ресурсов.
Таким образом возникли новые идеи.
Как я и мои ученики работали над сетевыми проектами, расскажу на примере проекта «Мой город Талица»
Для того, чтобы воспользоваться ресурсами сети Интернет, необходимо создать аккуант а браузере Googl, это даёт возможность быстрого доступа к различным ресурсам: созданию документов, презентаций, анкет, таблиц, рисунков и дидактических игр, лёгкий переход к блог - сайтам.
Необходимо так же знать о портале Calameo, где можно разместить любые необходимые материалы для проекта в открытом либо закрытом доступе.
Подготовительный период.
Большая работа проводится учителем до информирования учеников о проекте.
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.
Задачи:
определение проблемы, темы и целей проекта, в соответствии с ФГОС
определение темы
планирование результата
оформление визитки проекта
Учитель должен так преподнести детям эту информацию, что бы создалось впечатление, словно инициатива исходит от детей.
Стартовая презентация.
В стартовой презентации учителя должна быть что-то неожиданное, необычное, какая-то «фишка», которая привлечёт детей к теме, заинтересует, заставит задуматься. Важна мотивационная заинтересованность детей, понимание личной необходимости работы над темой.
Проводится стартовая презентация на вводном уроке, после виртуальной экскурсии по родному городу.
Для проекта «Мой город Талица» я приготовила мультимедийный ролик «Виртуальная экскурсия по городу» в котором использовала фотографии родного зимнего города с наложением музыки на стихи Б. Пастернака «Снег идёт». Затаив дыхание дети смотрели на экран, а затем задумались над вопросом:Чем мы можем гордиться в своём городе? (основополагающий вопрос). На помощь пришли другие вопросы
Обсуждение проблемных вопросов.
Учащимся предлагается обсудить проблемные вопросы проекта, чтобы активировать базовые знания.
Проблемные вопросы учебной темы:
О какой достопримечательности ты хотел бы рассказать гостям города?
Что ты можешь сделать для города, что бы гордиться им ещё больше?
Учебные вопросы:
Что такое достопримечательность?
Когда был основан наш город?
Как помогал фронту город во время Великой отечественной войны?
Какие основные предприятия находятся на территории города?
Какие музеи находятся на территории города?
Какие памятники архитектуры находятся на территории города?
Когда и кем был основан храм "Петра и Павла"?
Какие природные заповедники находятся на территории города?
Какими людьми гордится наш город?
Какая из достопримечательностей кажется тебе наиболее важной?
На каких предприятиях нашего города трудятся твои родители?
Что ты можешь сделать для нашего города?
Вклад в дискуссию каждого учащегося используется для планирования обучения и обеспечения индивидуальной и групповой обратной связи.
Тестирование базовых знаний.
Учащимся предлагается провести актуализацию знаний.
Предлагаю анкету, в которую включаю учебные вопросы, для проверки текущего формирующего оценивания.
Анкета создаётся в сети: форма допускает различные варианты ответов (выбор верного варианта ответа, письменный краткий ответ, письменный развёрнутый ответ; учителю требуется только ввести вопросы). Сохранить анкету необходимо в двух вариантах:
Для ученика (предоставить доступ редактирования)
Для учителя (таблица, в которой автоматически будут фиксироваться все ответы учащихся)
Адресную ссылку для анкеты учащихся сохранить, разместить на компьютерах школьников в текстовом документе, сайте школы или блог-сайте класса. Я для работы выбрала последний вариант. Работа над анкетой выполняется одновременно всеми участниками проекта.
Анкета составлена так, чтобы дети убедились в том, насколько мало они информированы по данной теме.
Принимается идея практической необходимости работы над проблемой.
Информация по итогам теста помогает учителю оценить понимание учащихся и скорректировать план своих мероприятий, которые будут удовлетворять потребности учащихся.
Формирование школьных команд.
Формирование школьных команд и разделение на творческие группы может происходить на основе интересов и индивидуального выбора обучающихся.
Контрольный лист.
Учащиеся могут ориентироваться на эту таблицу при оценке умений и навыков в своей работе, отражающей результаты исследований и получения знаний. Выдаётся индивидуально.
Информирование родителей.
На родительском собрании информирую о работе над проектом, озвучиваю цель и задачи работы, о формах работы детей над проектом, о возможной помощи родителей. Все необходимые памятки находятся в буклете.
Обсуждение промежуточных результатов деятельности.
Целесообразно в рамках проекта проводить промежуточное оценивание навыков сотрудничества внутри команд и творческих групп. В начале проекта инициировать обсуждение может учитель. У каждого участника проекта или группы находятся все инструкции и памятки для отслеживания исследовательской работы.
Дети беседуют с родителями и родственниками, работающими на разных предприятиях города, делают фотографии. Мы организовали три экскурсии в музеи города.
По итогам оценивания каждого блока можно провести коллективное обсуждение на темы, связанные с важностью формирования и развития ключевых компетентностей XXI века.
Критерии оценивания проекта
На протяжении всей деятельности необходимо использовать критерии, по которым можно произвести итоговое оценивание всего проекта. В процессе работы критерии могут быть подвергнуты корректировке.
Специфика проекта в том, чтобы в результате каждый из участников должен стать, прежде всего, пытливым, заинтересованным, целеустремлённым исследователем.
Таблица оценивания проекта.
Предлагается таблица оценивания, которая позволят провести самооценку деятельности команд (групп) или индивидуального участника в рамках проекта.
Электронный вариант таблицы оценивания в виде Гугл-опроса можно заполнить в Интернете.
Представление продукта.
Ученик должен сам проделать весь путь от выбора темы до результата проекта, чтобы успешно представить свою работу.
Для оформления собранной информации я воспользовалась возможностью создания совместной презентации. Подготовив основу презентации (необходимо ввести заголовки, пронумеровать слайды для групп, определить места для текстов и фото при необходимости дать дополнительные рекомендации.), я поместила ссылку в блог-сайте класса.
Работа выполняется на уроке одновременно всеми школьниками (предоставить доступ «редактора») и некоторыми детьми дома вместе с родителями.
Презентация работы. Готовая работа размещается на сайте школы, в блоге, Calameo (очень красивый вид демонстрации публикации) либо создаётся коллективная viki страничка. Таким образом дети могут видеть и использовать свои работы в любое время, показать результат работы родственникам (далеко живущим)
Рефлексия.
Коллективное обсуждение работы, самоанализ работы каждым участником проекта.
Для определения финального формирующего оценивания предлагается анкета, которую дети заполняли на втором этапе проекта. Если в начале работы правильных ответов было крайне мало, то на данном этапе дети справляются с ней значительно лучше – результат достигнут!
Предлагается дидактическая игра «Назови достопримечательности города Талица», составленная в сети при помощи ресурса «Рисунки». Адресную ссылку для учащихся я сохранила и разместила в блог-сайте.
Во время рефлексии происходит закрепление полученных знаний, активная перестройка представлений с включением новых понятий; создание нового смысла, «который соотносится со мной», формирование долговременных знаний. Учащиеся стараются выражать мысли своими словами, учатся аргументировать, обмениваются своими идеями с другими учащимися и авторами проекта, анализируют собственные мыслительные операции.
Итог.
Сетевые проекты помогают ребёнку почувствовать себя в центре внимания т.к. его работа будет представлена более широкой аудитории, повышается авторитет и самооценка школьника. Сетевые проекты дают возможность участвовать тем детям, которые по разным причинам не могут находиться в данный момент в классе, дают возможность родителям не только следить за работой своего ребёнка и класса, но и принимать активное участие.