Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС
Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС
Для меня, учителя начальных классов, подготовка выпускника образованного, владеющего основами предметных и социальных компетенций, культурой умственного труда, стала основой моего педагогического поиска.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС»
Проектирование уроков
на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон
в контексте реализации ФГОС
Стремительные изменения в обществе требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идёт о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование. И сегодня, в условиях реализации задач Национального проекта «Образование», повышение качества обучения и развития обучающихся стало приоритетной целью каждого из нас. Для меня, учителя начальных классов, подготовка выпускника образованного, владеющего основами предметных и социальных компетенций, культурой умственного труда, стала основой моего педагогического поиска. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к “самоопределению и самореализации”, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Для достижения желаемых результатов применяю новые педагогические подходы по оптимальному развитию поисково-исследовательских компетенций в учебной и внеклассной работе с учащимися, т.к. практическая направленность образовательного процесса и усиление деятельностного компонента изменили тип и структуру урока.
Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:
Для планирования и проведения уроков в общеобразовательной школе мы предлагаем использовать адаптированный вариант технологии деятельностного метода.
Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Целеполаганиеи построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовываюттему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
На схеме в качестве примера приведена структура урока «открытия» нового знания для учащихся начальной школы:
Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяется в зависимости от возрастного этапа обучения и типа урока.
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся. Кроме того, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей
Уважаемые коллеги, вы уже сделали первый шаг (пробное действие) и если у вас возникло затруднение, не огорчайтесь. Это объяснимо, так как курс предлагает новый деятельностный метод работы и, соответственно, новые методики. Они дают прекрасный результат с точки зрения реализации целей и задач ФГОС, сохраняют преемственность с традиционной школой. Тем не менее, есть и новое, не очень привычное на первых порах.
Но дорогу осилит идущий, и учителя, которые ее прошли (их сегодня – десятки тысяч), осознают, как важен был для них этот переход, и как много полезного теперь они могут передать своим детям.
Чтобы помочь учителям в этом переходе, в нашеq школе часто организуются семинары по ТДМ, сопровождающиеся открытыми уроками, на которые приглашаются учителя республики.
Дидактическая система «Школа 2000…» позволяет учителю на уроках по разным учебным предметам системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др.
При этом выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:
уроки «открытия» нового знания;
уроки рефлексии;
уроки построения системы знаний;
уроки развивающего контроля.
Структура урока введения нового знания по технология деятельностного метода
Основные цели:
Формирование способностей к основным видам деятельности.
Усвоение содержания учебной программы.
Структура урока
1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).
На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2) выделяется содержательная область («могу»).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
3. Постановка учебной задачи.
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.) и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).
На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т. д.). После построения и обоснования нового способа действий он фиксируется в речи и в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.
Урок рефлексии
на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000...»
Основные цели
Повторение и закрепление учебного материала.
Формирование алгоритма рефлексивного мышления
Структура урока
1. Самоопределение к деятельности
Учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки повторяемого содержания. При этом включается эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте прошлых уроков.
2. Актуализация знаний
Организуется повторение используемых способов действий (норм) - понятий, алгоритмов (правил), свойств, с фиксацией соответствующих эталонов.
Проводится самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятельности учащихся).
Этап завершается самопроверкой учащимися по готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок.
Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют, какие способы действий (нормы) требуют уточнения.
Этап завершается указанием способов действий (норм), в которых допущены ошибки. Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
4. Построение проекта преодоления затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания).
Пошагово применяя эталоны, соответствующие зафиксированным способам действий (нормам), учащиеся выявляют, в чем именно заключаются ошибки (место в алгоритме, признак понятия и т.д.), и исправляют их на основе правильного применения эталонов.
5. Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления).
Обсуждаются типовые ошибки и проговариваются формулировки способов действий (норм), вызвавших затруднение.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует знаково результат деятельности.
7. Включение в систему знаний и повторение.
При положительном результате деятельности на предыдущем этапе учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий (нормы) связываются с ранее изученными и между собой, а также задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном - учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта (индивидуально или вместе с консультантом).
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке.
В завершение, учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.
Алгоритм конструирования урока рефлексии
Анализ типичных ошибок и затруднений по изучаемой теме.
Составление списка способов действий (норм) - понятий, алгоритмов (правил), свойств, которые требуют тренинга и коррекции ошибок.
Подбор заданий самостоятельной работы на этапе актуализации знаний на применение зафиксированных способов действий (норм).
Проектирование способа повторения с учащимися выбранных норм и их фиксации, а также способа предъявления соответствующих эталонов.
Конструирование диалога по постановке учебной задачи.
Проектирование деятельности учащихся, не допустивших ошибок (подбор для них заданий, планирование способов их предъявления и проверки, включение в консультационную деятельность и пр.)
Конструирование диалога по построению проекта выхода из затруднения.
Подбор заданий для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Подготовка образцов выполнения самостоятельных работ.
Составление списка норм для этапа повторения, выбор соответствующих заданий и форм работы.
Проектирование способа коррекции ошибок на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Определение способа проведения этапа рефлексии.
Урок общеметодологической направленности
Основные цели этого типа урока:
1. Формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Данные уроки организуются в соответствии с технологией деятельностного метода. Отличительной особенностью уроков методологической направленности от традиционных уроков обобщения и систематизации знаний является то, что наряду с фактической констатацией и перечислением свойств изученного понятия в некоторой системе выявляется принцип освоения изученных способов действий в данной последовательности.
Урок общеметодологической направленности
Основные цели этого типа урока:
1. Формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Данные уроки организуются в соответствии с технологией деятельностного метода. Отличительной особенностью уроков методологической направленности от традиционных уроков обобщения и систематизации знаний является то, что наряду с фактической констатацией и перечислением свойств изученного понятия в некоторой системе выявляется принцип освоения изученных способов действий в данной последовательности.
Технология деятельностного метода – инструмент позволяющий решить задачу по смене парадигмы образования – с формирующей на развивающую, т.е. построить образовательное пространство, в котором эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Сегодня надо осваивать не просто одну из образовательных технологий в рамках старого метода, как бывало раньше, а требуется сменить сам метод – перейти от объяснения нового знания к организации “открытия” его детьми. Это означает изменение мировоззрения педагога, привычных способов его работы. Деятельность – это активное взаимодействие человека с окружающей средой. Ребенок живет процессом созидания, процессом учения, воспитания, а не результатом. Ребенок познает мир через деятельность. Педагогами и психологами доказано: учебный процесс эффективен в отношении усвоения знаний и умственного развития учащихся только тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность. Какова структура деятельности учащихся, такова структура качества. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Деятельностный метод в системе развивающего обучения позволяет достигнуть цели – готовность к саморазвитию. Это означает, что учащихся нужно знакомить с методами научного познания, для чего формировать познавательные умения и навыки, учить проводить наблюдения, обрабатывать и систематизировать полученные данные, ставить проблемные вопросы и выдвигать гипотезы. Применение компьютерных технологий на уроке физики позволяет обеспечить яркую наглядность при изучении нового материала, применить индивидуальные формы контроля и освоения нового учебного материала, удобно блочно представить любой материал, обеспечив к нему оперативный доступ (с помощью электронных презентаций). Все этапы урока можно разнообразить и совершенствовать с помощью компьютера, применяя иллюстративно-демонстрационные приложения, проецируемые на экран с помощью мультимедийного проектора. Деятельностный метод в системе развивающего обучения позволяет достигнуть цели – готовность к саморазвитию. При работе с использованием технологии деятельностного метода учащиеся:
Быстрее всех своих сверстников усваивают учебный материал.
Спокойнее, увереннее отвечают у доски.
Умеют аргументировать свои высказывания.
Умеют отстаивать свою точку зрения, не боятся поспорить с учителями в случае необходимости.
Лучше владеют навыками самоконтроля и самооценки.
Умеют выбрать и предложить для выполнения работы свой способ деятельности.
Склонны к исследовательской деятельности.
У них значительно повышается качество знаний (до 85%).
Увеличилось количество участников и победителей школьных и районных олимпиад.