kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение. Проектирование и моделированиеурока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода»


Проектирование и моделирование урока с позиции требований

системно-деятельностного подхода


«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились

самостоятельно, а учитель руководил этим

самостоятельным процессом и давал для него

материал». К.Д.Ушинский


Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. Они отличны от тех, которые были представлены в стандарте, принятом в 2004 году. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов –универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах.

Основной формой организации обучения является современный урок. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС ООО.

Современный урок это деятельностный урок. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности [4, с 94]. В стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения.

Таким образом, современный урок должен быть актуальным и интересным, связан не только с усвоением учащимися определенных знаний, но и целостным развитием личности, ее познавательных и созидательных способностей.

Сегодня наиболее существенное влияние на урок оказывает новое содержание образования: вариативные образовательные программы, новое поколение учебников, рабочие тетради, разнообразные дидактические материалы позволяют делать урок более интересным, ярким, насыщенным.

Что касается термина проектирование, то этот термин не является традиционным для педагогов. Наряду с новыми методическими понятиями конструирование и сценирование урока он пришел на смену привычному термину планированию. Проектирование (от лат. projectus, буквально –брошенный вперёд) –процесс создания продукта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния [5, 214]. Дидактическое проектирование –это мысленное предвосхищение учителем процесса обучения и его результатов. Педагогическое проектирование –предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога на уроке, прогнозирование её результатов.

Таким образом, появление в профессиональном языке термина проектирование отражает те изменения, которые происходят сегодня в деятельности учителя при подготовке урока.

Для того, чтобы спроектировать урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерииоценивания урока. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов.





Система дидактических принципов


1.





Принцип деятельности

Заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений


2.


Принцип непрерывности

Означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей


3.


Принцип целостности

Предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук)


4.


Принцип минимакса

Заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний)


5.


Принцип психологической комфортности

Предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения


6.


Принцип вариативности

Предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора


7.


Принцип творчества

Означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности



Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы учащихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы,содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности учителя и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственного поиска, необходимо организовать этот поиск, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Как известно, самый распространённый тип урока –это комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем основные отличия системно-деятельностного подхода от традиционного:


Основные отличия системно-деятельностного подхода от традиционного




Требования к уроку


Традиционный подход




Системно-деятельностный подход

Методы, применяемые на уроке

Репродуктивные (делай как я)

Активное усвоение знаний (делайте, я с вами)

Способы усвоения материала:

Заучивание, запоминание

Самостоятельное добывание знаний

Позиция педагога:

Главная позиция

Консультант, тьютер

Позиция ученика:

Послушный исполнитель

Активный деятель

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Проектирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Проектирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая

деятельность учащихся

Под руководством учителя

учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные

действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно,

учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей),

учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще –задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей



Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного подхода к проектированию урока теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» -слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Проектирование урока. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока.

Рассмотрим особенности урока каждого типа (Типология уроков А.К. Дусавицкого).

1. Урок постановки учебной задачи имеет следующую структуру:

1) создание ситуации успеха;

2) создание ситуации разрыва;

3) фиксация места «разрыва» в графико-знаковой форме;

4) формулировка учебной задачи в знаковой форме;

5) рефлексия.

Этап актуализации предполагает создание «ситуации успеха» по результатам осмысления деятельности. Урок начинается с решения конкретно-практической задачи, которая опирается на прошлый «опыт» ребёнка. Учитель подбирает такую практическую задачу, которая решалась бы известным ребёнку способом. В ходе индивидуальной работы

каждый ребёнок может убедиться в правильности собственных знаний. Следующий этап «Создание ситуации разрыва». На фоне «ситуации успеха» создается аналогичная по внешним признакам, но более сложная проблемная ситуация. При этом дети должны почувствовать дефицит собственных знаний. На этом этапе осуществляется поиск ответа на вопрос: «Что же мы должны узнать, чтобы иметь возможность двигаться дальше?».

2.Урок решения учебной задачи имеет следующую структуру:

1) анализ условий;

2) решения задачи, конструирование нового способа действия;

3) рефлексия.

На этапе «Решения учебной задачи» учащиеся осознают, при каком условии возможно решить учебную задачу. На этом этапе происходит постановка учащимися гипотезы и её проверка. Для наиболее конструктивного решения проблемы необходимо привлечение к ее обсуждению всех детей в классе. Возникает потребность в групповой форме работы. Дети самостоятельно открывают способ, результаты совместной деятельности вывешиваются на доску.

3.Урок моделирования и преобразования модели имеет следующую структуру:

1) преобразование условий задачи;

2) моделирование;

3) преобразование модели;

4) рефлексия.

Часто этот тип урока переплетается с уроком решения учебной задачи в ситуации, когда уже в ходе анализа условий решения конкретно-практической задачи дети обращаются к модели (строят или преобразуют её).

Для наиболее конструктивного решения проблемы необходимо привлечение к ее обсуждению всех детей в классе. Возникает потребность в групповой форме работы. Дети могут предъявить результат своей деятельности, в виде какой-то гипотезы; модели.


4.Урок решения частных задач с применением открытого способа

На данном уроке каждый ученик учится использовать знания, умения и обобщённый способ действий в реальной деятельности, пытается применить открытый способ при решении конкретных практических задач. Но таких уроков немного, т.к. навык вырабатывается не на основе многократного воспроизведения заученных правил, а базируется на найденных и осознанных самими детьми общих принципах.

5.Урок контроля и оценки

Как правило, в традиционной школе действие контроля и оценки относится только к компетенции учителя. При такой ситуации у учащихся нет мотивов к выполнению этих действий, также учащиеся не владеют способом и критериями контроля и оценки. Наша задача –системно вести работу по формированию учащимися собственного «инструмента» для контроля и оценки своих действий. Поэтому необходимы специальные уроки, направленные на формирование контрольных и оценочных действий ребёнка.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся личностные и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретают форма и методы организации учебной деятельности учащихся на уроке.


Форма организации учебной деятельности


1.


Фронтальная

Предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя


2.


Индивидуальная

Предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности


3.


Групповая

Учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах


4.


Межгрупповая

Предполагает диалог между группами


Методы организации учебной деятельности


1.


Методы организации учебно-познавательной деятельности

Словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения


2.


Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Познавательные игры, учебные дискуссии и др.


3.


Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения


Для построения урока в рамках ФГОС ООО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Критерии результативности урока


1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы

5. Учитель эффективно (согласно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилам и творчески

6. На уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся)

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы.

8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное взаимодействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)


Каков же алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС?

Первое:

  • четко определить и сформулировать для себя тему урока;

  • определить место темы в учебном курсе;

  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок


обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

Второе.

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока -зачем он вообще нужен?

Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока –шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.

Третье.

1. Спланировать учебный материал

2. Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • узнавание нового материала;

  • воспроизведение;

  • применение знаний в новой ситуации;

  • применение знаний в незнакомой ситуации;

  • творческий подход к знаниям.

3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

4.Составить три набора заданий:

  • задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

  • задания, способствующие осмыслению материала учеником;

  • задания, способствующие закреплению материала учеником.

Четвертое.

Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать ученикам. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач –регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.

Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока формируются какие метапредметные результаты.


Таблица формирования универсальных учебных действий на каждом этапе урока



Требования

к уроку

Урок

современного типа

Универсальные

учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

(учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные




Пятое.

Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников -одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.


Шестое.

Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:

  • мотивационно-целевой;

  • процессуальный;

  • рефлексивно-оценочный


Седьмое.

Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  • что контролировать;

  • как контролировать;

  • как использовать результаты контроля


Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помогать им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»

Восьмое.

Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.

Девятое.

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения –учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Литература: 1.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия –к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам». 2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 -№4. -С18-22. 3. Строкова Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации. –М.: Школьные технологии, 2009. -№ 6. –С9-16.

4. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. –М.: Школьные технологии, 2011. -№ 6. –С10-17.

5. Осмоловская И. Изменение процесса обучения: от общества индустриального –к информационному. –М.: Народное образование, 2009. -№ 7.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. –М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

4. Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.-М., Центр педагогического образования,2011год.

5. О.Е. Ломакина «Проектирование в образовании: необходимость и реальность». –М., 2001






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Афанасьева Екатерина Николаевна

Дата: 16.04.2018

Номер свидетельства: 466421


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства