Проект пространственного моделирования по безопасности дорожного движения "Светофорик- друг детей".
Проект пространственного моделирования по безопасности дорожного движения "Светофорик- друг детей".
Основной идеей данного проекта является формирование навыков безопасного поведения у детей младшего школьного возроста на основе системно-деятельностного подхода посредствам моделирования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Риски проекта и пути их минимизации………………………..………с.10
Перспективы проекта…………………………………………..……….с.10
Список использованных источников……………………….………….с.11
1.Проблемно – ориентированный анализ
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма актуальна как для нашего города, так и для Кировского района г.Перми. Актуальность и значимость данной проблемы для нашей школы очевидна, наличие случаев нарушений ПДД несовершеннолетними детьми подчеркивается тревожными статистическими данными. Сохраняется достаточно высокий уровень детского дорожно – транспортного травматизма. За 2016г. зарегистрировано 32 ДТП с участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, 26 детей получили травмы различной степени тяжести.
Дети младшего школьного возраста активно осваивают окружающее пространство, учатся овладевать навыками культурного и безопасного поведения в социуме. Источниками этих знаний являются – родители, школа, внешняя среда.
Наш проект рассчитан на детей младшего школьного возраста - учащихся 1 б и 1 г классов (количество детей – 56 человек) и родителей. В результате наблюдений и при анкетировании родителей были выявлены характерные проблемы:
недостаточны знания детей о правилах дорожного движения и неумение применять их в практической деятельности;
дети младшего школьного возраста не умеют прогнозировать свои действия на дороге (зачастую они спонтанны), недостаточен самоконтроль, не отработаны навыки безопасного поведения;
в силу своих возрастных и психофизиологических особенностей дети очень невнимательны и поэтому становятся участниками ДТП;
отмечается несоблюдение правил безопасности дорожного движения родителями при сопровождении детей;
недостаточен надзор со стороны родителей как участников дорожного движения;
низкий уровень культуры детей и родителей.
2.Основная идея проекта
2.1.Цель:
формирование навыков безопасного поведения у детей младшего школьного возраста на основе системно - деятельностного подхода посредством моделирования.
2.2 Задачи:
расширить знания детей о правилах дорожного движения;
закрепить навыки практического применения знаний безопасности дорожного движения посредством пространственного моделирования;
сформировать необходимость осознанного соблюдения правил дорожного движения;
активизировать взаимодействие детей и родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на основе совместной продуктивной деятельности.
Ожидаемые результаты:
знание и осознанное соблюдение детьми правил дорожного движения;
формирование навыков тематического пространственного моделирования через совместную продуктивную деятельность с родителями;
закрепление навыков безопасного поведения детей через практическую деятельность;
привлечение внимания родителей к проблеме дорожной безопасности детей;
снижение уровня дорожно-транспортного травматизма учащимися младшего школьного возраста в Кировском районе г.Перми;
формирование основ профессионального самоопределения учащихся начальной школы;
развитие системы ценностей и повышение общей культуры учащихся и родителей.
Проект соответствует возрастным и психофизиологическим особенностям детей младшего школьного возраста. Обозначены наиболее значимые и актуальные проблемы освоения детьми правил безопасности дорожного движения.
В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные методики. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно - деятельностный подход. Системно - деятельностный подход – является основным современным приемом активного освоения детьми младшего школьного возраста окружающего мира и правил безопасного поведения на дороге.
Главная цель системно - деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к предмету и процессу обучения. В конечном итоге результатом должно стать воспитание активной жизненной позиции не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий.
Т.к. у большинства детей недостаточно сформирована учебная мотивация и игровая деятельность до сих пор является ведущей, то целесообразно освоение материала – правил безопасного поведения на дороге посредством моделирования ситуаций и на основе игровой деятельности.
Моделирование – один из способов познания, включающий воспроизведение свойств, структуры и функций объекта познания.
Моделирование - метод изучения объектов при помощи создания и исследования их моделей. Т.о., базой для процесса моделирования является именно модель, своего рода уменьшенная копия изучаемого объекта. Моделирование упрощает изучение объекта, способствует научению и изучению. Результат, полученный в ходе изготовления модели, может быть перенесен на реально существующий объект. И знания усваиваются через практическую деятельность – создание моделей, закрепление правил через игру – моделирование реально возможной ситуации в жизни. Практические навыки просты и реальны для выполнения. Информационная насыщенность, практическая направленность, взаимодействие с родителями при моделировании ситуаций способны поддержать интерес детей и родителей.
3. План реализации проекта
№
Наименования
мероприятий
Срок проведения
Ответственные
Результат
1.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Дорога. Элементы дороги: проезжая часть, тротуар, пешеходные ограждения.
Как правильно ходить по тротуару (1 ч.).
20-21 сентября
2017г.
учитель нач.классов
Пичужкина С.В.
Родители: Иванов Д.А.
Знания об элементах дороги. Макет дороги. Освоение практических навыков–движение пешеходов по тротуару через игровую деятельность.
Изготовление макета дороги
(1 ч.).
2.
Транспортные средства. Виды транспортных средств. Автомобили: легковые, грузовые, специальные.
Городской маршрутный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи.
Как правильно входить и выходить из общественного
транспорта (1 ч.).
3-4
октября 2017г.
учитель нач.классов Дубровина Л.В.
Родители:
Балчугов Е.А.
Знания о видах транспорта. Модели различных видов транспорта. Освоение правил пользования общественным транспортом посредством игровой деятельности.
Изготовление плоскостных моделей транспорта (1 ч.).
3.
Светофор. Для чего нужен светофор. Сигналы светофора: красный, желтый, зеленый.
Как работает 3-х секционный светофор. Как нужно переходить дорогу на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. Пешеходный светофор с вызывным устройством (1 ч.).
17-18
октября
2017г.
учитель нач.классов
Пичужкина С.В.
Родители: Самоделкин К.Е.
Знания детей о сигналах светофора.
Модели светофора.
Отработка навыков действия по сигналу светофора.
Изготовление объемных моделей светофора (1 ч.).
4.
Перекресток. Что такое перекресток. Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Обозначение нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке (1 ч.).
3-4
ноября
2017г.
учитель нач.классов Дубровина Л.В.
Родители:
Сенченко А.В.
Ознакомление детей с движением транспортных средств на перекрестке и сигналами поворота. Модель пешехода.
Моделирование ситуации перехода через перекресток.
Изготовление моделей пешеходов (1 ч.).
5.
Дорожные знаки. Группы дорожных знаков. Дорожные знаки: «Пешеходный переход» (предупреждающий), «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы
(1 ч.).
15-16
ноября 2017г.
учитель нач.классов
Пичужкина С.В.
учитель нач.классов Дубровина Л.В.
Родители:
Иванов Д.А.,
Балчугов Е.А.
Знания о видах дорожных знаков. Модели дорожных знаков. Отработка практических навыков–действия пешехода по дорожным знакам.
Изготовление плоскостных моделей дорожных знаков
(1 ч.).
Итог: создание пространственных моделей в качестве демонстрационного материала, создание презентации по результатам выполнения проекта, фотоотчет, информационный лист на сайт образовательного учреждения.
4. Ресурсное обеспечение
При освоении правил дорожного движения посредством пространственного моделирования необходим материал для изготовления макетов и моделей.
Прайс – лист
(магазин «ОФИСМАГ» товары для офиса)
№
Товар
Цена
Кол-во
Ед.
Сумма
1
120309 Ватман ф. А1 (610 х 860мм), 200г/м ГОЗНАК С-Пб, с водяным знаком
При реализации проекта риски минимизированы, но допустимы.
Риски
Пути минимизации
Бизнес-риски. Ограничения по срокам выполнения.
Возможность сокращения или увеличения времени реализации проекта (уменьшение или увеличение количества часов).
Финансовая поддержка. Сокращение бюджета.
Уменьшение финансовых вложений, уменьшение расходной статьи (на приобретение канц.товаров).
Технические риски.
Изменение технологий моделирования на менее затратные (использование пластилина для моделирования).
Организационные риски.
Привлечение других родителей класса при возникновении непредвиденных ситуаций (нездоровье, отказ от сотрудничества или невозможность присутствовать на занятии).
6. Перспективы проекта
Базовые знания послужат хорошей платформой для дальнейшего изучения правил дорожного движения в следующем учебном году.
Проект имеет практическую направленность. Практические навыки детей: рисовать, умение вырезать, наклеивать необходимы для дальнейшей работы с различными материалами.
Навыки моделирования – создание объемных пространственных моделей и умение моделировать жизненные ситуации - возможно применять и в других видах деятельности.
Системно - деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни в дальнейшем профессиональном самоопределении. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.
Результат практической деятельности – модели и макеты могут использоваться в работе и могут служить демонстрационным и наглядным материалом для изучения правил дорожного движения.
Совместная деятельность с родителями дает детям опыт общения со взрослыми, гордость за родителей, развивает позитивные взгляды на различные жизненные ситуации и желание дальнейшего сотрудничества со взрослыми.
Умение детей работать в команде, договариваться, совместное создание продукта деятельности развивает коммуникативные навыки и способно сплотить детский коллектив, улучшить социально-психологический климат в детском коллективе.
7. Список использованных источников
1.Алексей Лохнин. Управление рисками проекта согласно РМВоК.
2.BusinessMan.ru «Системно-деятельностный подход как основа 3.ФГОС. Системно-деятельностный подход в образовании».