Просмотр содержимого документа
«Проект по чтению номинация "Родной язык" "Лесная дружба" 3 класс»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа п. Центральный»
Проект
конкурса ученических работ
Малой Академии
в рамках работы научного общества учащихся «Путь в науку»
«Лесная дружба»
номинация Мой родной язык
Автор Мартюхина Дарья
ученица 3 класса
МБОУ «Школа п. Центральный»
Руководитель Селезнева Татьяна Семеновна
учитель высшей категории
п. Центральный
2017 г
Лесная дружба
Оглавление
1. Введение: Актуальность выбранной темы стр. 3 Гипотеза Цель проекта Задачи, поставленные для реализации проекта 2. Основная часть стр. 3 Теоретическая часть Практическая часть 3. Заключение стр. 6 4. Приложение (рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы) стр. 7 5. Список использованной литературы стр. 9
Введение Сказки о животных, как и волшебные сказки, возникли в глубокой древности, в них отражаются старые обряды. Принята следующая классификация русских народных сказок:
сказки о животных
бытовые сказки
волшебные
Сказки о животных самые древние. В них нет чудес, или их совсем мало. Животные здесь главные герои. Они ведут себя как люди, совершают плохие и хорошие поступки.
Сначала родители читали мне сказки, а сейчас я сама могу их прочесть. С их помощью я познают мир и многому учусь, ведь сказка - это многовековая народная мудрость. Через них я получила первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Эти представления появляются именно через образы героев сказок, в том числе и животных.
Гипотеза: сказки помогают лучше понять жизнь, в них передаются реальные события, а животные имеют такие же характеры, как и люди.
Цель: показать основные идеи сказок о животных
Задачи: 1) проанализировать особенности сказок о животных
2) раскрыть основную мораль сказок: товарищество и победу
Основная часть
Сказки о животных мало похожи на рассказы из жизни животных. Животные в сказках лишь в некоторой степени действуют в согласии со своей природой, и в гораздо большей мере выступают показателем действий, которые должны быть отнесены прежде всего к человеку. Поэтому мир зверей в сказках дополнен человеческим воображением, он является формой выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь.
Животные, которые говорят, рассуждают и ведут себя, как люди, - лишь поэтическая условность: «Приключения животных спроецированы на людскую жизнь - и человеческим смыслом они-то и интересны». Отсюда основные темы русских сказок о животных - человеческие характеры, достоинства и пороки людей, типы человеческих взаимоотношений в быту, в обществе.
Каждый ребенок верит в чудо, любит фантазировать, воображать. Именно сказка отвечает нашим запросам, так как она приближена к игре. Именно сказка дает самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, героизме и трусости, доброте и жадности и определяет нормы поведения. Слушая сказку, ребенок искренне переживает за добрых персонажей, проходя все испытания, стоящие у них на пути, и доходит вместе с ними до счастливого конца.
Именно с детства закладываются те основные понятия, которые будут с человеком на протяжении ещё долгого времени. Злые персонажи сказок принимают разные формы: от жалких и нелепых до могущественных и коварных. Но какой бы невиданной силой не обладал злодей, обязательно найдется герой способный его победить.
В основном, сказки заканчиваются добром. Даже не читая сказку, можно по концовке определить ее исход: как аукнется; так и откликнется,; и теперь живут, хлеб-соль жуют; стали жить-поживать и добра наживать; видно правду говорят: жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают и т.д.
Злым быть невыгодно и неинтересно, от зла нет никакой пользы. Добро же всесильно, делая добро человек, помогает себе и другим людям.
Характер зверей подобен человеческому: медведь - глуповат, заяц - трусоват, волк - жаден, а лиса - хитрее хитрых.
А мне захотелось придумать сказку о животных про их внешние признаки. Узнать, почему заяц – косой, медведь – косолапый, ёжик – колючий.
Оказывается, зайца называют косым из-за особенностей его органов зрения. Глаза зайца расположены по бокам, как у всех травоядных животных, для того, чтобы визуально охватить большее пространство и своевременно заметить хищника. Когда заяц бежит от врага, его взгляд обращен назад (косит назад), из-за чего, кстати, могут произойти столкновения с деревьями и прочими препятствиями. А когда он смотрит вперед, то зрачки сходятся у переносицы, что напоминает косоглазие. Из-за этих особенностей зайца называют косым.
Медведя не зря называют косолапым : при ходьбе у него носки смотрят внутрь, а пятки наружу . Если зверь шел медленно , отпечатки его передних и задних лап стоят рядом , если быстро , задние лапы перекрывают отпечатки передних.
Хотя ежик выглядит очень мило, но погладить его вряд ли получится – разве что очень осторожно, ведь это симпатичное существо почти полностью утыкано острыми иголками. Только мордочка. Лапки и живот ежа не защищены шипованной броней. Почему он такой колючий? Таков его способ спасения от хищников. У ежа очень короткие лапки, он не может убежать, поэтому даже не пытается сделать этого. Когда на ежа нападает другое животное, он сворачивается в клубок, пряча под колючками незащищенные части тела, и с помощью специальных мышц растопыривает свои иголки во все стороны. Он сворачивается так крепко, что развернуть ежика почти невозможно.
Я использовала эти знания о животных в своей сказке и вот что получилось.
Сказка «Лесная дружба»
В одном лесу жил маленький Ёжик. Он был очень добрый, но никто не хотел с ним дружить. Играть в футбол его не звали, потому что он уже несколько раз протыкал мяч.
В прятки и догонялки никто из зверей не принимал – все кололи об него лапы. Ходил Ёжик один и грустил.
Вдруг увидел он Зайца. Тот сидел на пеньке и плакал.
- Почему ты, Зайка, плачешь?
- Как же мне не плакать? Все меня дразнят, что я косой и не хотят со мной дружить.
- Тогда пойдем со мной!
Заяц согласился. Вот идут они вдвоем и слышат в малине рев Медвежонка.
- Почему ты так громко ревешь?
- У меня нет друзей, говорят, что я косолапый.
- Пойдем с нами!
Вот идут они дальше и слышат, что кто-то зовет на помощь. Побежали они на крик. Видят, из гнезда выпал маленький птенчик и к нему подкрадывается Лис. Друзья, не мешкая, решили спасти малыша.
Заяц разбежался и сшиб с ног Лиса. Ёжик подкатился сзади и Лис со всего маху упал на его грозные колючки. Тот взвыл от боли на весь лес и убежал прочь.
Медвежонок залез на дерево и вернул птенца в гнездо. А тут и мать прилетела.
Долго благодарила и растрезвонила на весь лес о храбрых и смелых друзьях.
С тех пор никто не прогонял «колючего», «косого» и «косолапого», а все хотели быть с ними в дружбе.
Друзей надо выбирать не за внешность, а за доброе, храброе и отзывчивое сердце!
Лесная дружба
Для дошкольников младшего школьного возраста
Автор Д.В. Мартюхина
Художники И.В. Мартюхина
Д.В. Мартюхина
Тираж 1 экз.
Издательство «Котовасия»
Богородский район, с. Шапкино, ул. Коммунаров, д.19
Заключение
Ура! Здорово получилось! Мои одноклассники решили, что моя сказка очень интересная и поучительная.
В ней можно выделить две основные идеи сказок о животных:
- прославление товарищества, благодаря которому слабые побеждают злых и сильных
- прославление самой победы, которое приносит слушателям моральное удовлетворение
Гипотеза о том, что сказки помогают лучше понять жизнь, в них передаются реальные события, а животные имеют такие же характеры, как и люди, подтвердилась.
Приложение 1
Приложение 2
Анкета для учащихся начальной школы п. Центральный
1. Нужны ли людям сказки?
2.Любите ли вы читать русские народные сказки?
3.Похожи ли сказки разных народов?
4.Всегда ли в сказках добро побеждает зло?
5.Многоли вы читаете?
6. Сочиняли вы свои сказки?
5. Список использованнойлитературы
1. Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки: полное издание в одном томе», М., 2010.
2. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1984.
3. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.