Проект партнёрства взаимодействия школа, детский сад и семья.
Проект партнёрства взаимодействия школа, детский сад и семья.
Актуальность проекта:
Анализ социально-психологических проблем современного общества, хочется
с ДОУ отметить, что семья в России переживает глубокий кризис: снижение рождаемости, не обеспечивающей даже простого воспроизводства населения, рост разводов и, как следствие, числа неполных семей, увеличения масштабов социального сиротства, изменения нравственного климата в семьях и размывание представлений о ценности семьи и семейной жизни в общественном сознании.
Социальный опрос родителей, проводимый в дошкольных учреждениях и школы нашего села, показал, насколько востребованы правовые, психологические и педагогические знания для семей, а особенно для молодых.
Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми, не способствуют их раннему развитию, поэтому возникает необходимость в установлении контактов с такими родителями. Учитывая что, семья по прежнему остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных и культурных ценностей, необходимо сотрудничество и НОО МОБУ СШ №9.
Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте, а самое главное – единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых – семьи, воспитателей, учителей, узких специалистов.
Социализирующая роль коллектива дошкольного учреждения, школьного начального звена заключается в единстве, в содружестве детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью и общей ответственностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект партнёрства взаимодействия школа, детский сад и семья.»
Российская Федерация
Новосибирская область Новосибирский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Барышевская средняя школа №9
Номинация: «Открытая школа»
ПРОЕКТ
развития партнёрского взаимодействия школа, детский сад и семья.
Автор: Куликова М.Н.,
учитель начальных классов
Декабрь, 2016г.
Содержание:
Пояснительная записка
Содержание
Идея проекта
Цели, задачи, гипотеза
Мероприятия
Результаты работы
Отзывы, публикация в СМИ
Приложения
Актуальность проекта:
Анализ социально-психологических проблем современного общества, хочется отметить, что семья в России переживает глубокий кризис: снижение рождаемости, не обеспечивающей даже простого воспроизводства населения, рост разводов и, как следствие, числа неполных семей, увеличения масштабов социального сиротства, изменения нравственного климата в семьях и размывание представлений о ценности семьи и семейной жизни в общественном сознании.
Социальный опрос родителей, проводимый в дошкольных учреждениях и школы нашего села, показал, насколько востребованы правовые, психологические и педагогические знания для семей, а особенно для молодых.
Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми, не способствуют их раннему развитию, поэтому возникает необходимость в установлении контактов с такими родителями. Учитывая что, семья по прежнему остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных и культурных ценностей, необходимо сотрудничество с ДОУ и НОО МОБУ СШ №9.
Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте, а самое главное – единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых – семьи, воспитателей, учителей, узких специалистов.
Социализирующая роль коллектива дошкольного учреждения, школьного начального звена заключается в единстве, в содружестве детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью и общей ответственностью.
Семья, детский сад и школа – три воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка социальным опытом.
Идея проекта:
Постоянное, осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами и воспитателями процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.
Цели проекта:
Укрепление партнерских отношений семей воспитанников и школьников с различным социальным статусом и образовательного учреждения через создание атмосферы общности интересов, направленных на вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, решая проблему социального воспитания дошкольников и школьников начального звена.
Организация пропаганды семейного межпоколенного взаимодействия, способствующего укреплению внутрисемейных отношений.
Задачи проекта:
Изучение научной литературы и анализ нормативных актов;
Проведение социологического опроса с целью выявления уровня образованности родителей и знакомства с социальным статусом семьи;
Создать единую программу для педагогов и родителей по реализации воспитательно-образовательных задач;
Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
Повысить уровень личной комфортности детей и взрослых в семье, ДОУ и НОО МОБУ СШ №9; повысить педагогическую компетентность всех участников проекта;
Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания
Гипотеза проекта:
Предполагается, что такой подход непременно будет способствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.
Если мы хотим вырастить нравственное здоровое поколение, то должны решать проблему «всем миром»: детский сад, школа, семья, общественность.
Законодательно-нормативные документы:
Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025года.
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Конвенция о правах ребенка
Концепция дошкольного воспитания и школьного обучения НОО
Устав МБОУ-Барышевская СШ №9
Родительский договор
Участники проекта:
Педагогический коллектив
Воспитатели детского сада;
Старшая медицинская сестра
Педиатрическая служба
Семьи воспитанников
Сотрудники СМИ
Алгоритм взаимодействия с семьёй:
Iэтап - Поиск контактов при первой встрече.
IIэтап – Совместное размышление о том, что необходимо развить и воспитать в ребёнке, сохраняя неповторимость его индивидуальности.
IIIэтап – Установление общих требований к воспитанию ребёнка.
IVэтап – Согласованное сотрудничество в достижении общей цели.
Vэтап – Реализация индивидуального подхода, совместные мероприятия, направленные на перевоспитание ребенка, коррекцию его поведения.
Целенаправленность педагогической программы на актуальные проблемы воспитания и развития ребенка.
Вариативность содержания форм, методов образования родителей.
Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи, детского сада и школы таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого.
Развитие и сотрудничество, т.е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства). Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями.
Основные направления:
Первое направление:
Работа с педагогическим коллективом детского сада и НОО
Анализ состояния работы по взаимодействию с семьей
Анализ состояния взаимоотношений детей и родителей
Изучение интересов потребностей родителей в образовательных услугах для разработки социального заказа
Разработка авторских программ, учебных планов в сотрудничестве педагогов, психологов, узких специалистов.
Методика контактного взаимодействия педагога с родителями
Второе направление:
Педагогическое образование родителей
Знакомство с новыми программами, технологиями
Создание клуба « Родительская школа»
Создание клуба «Мамина школа»
Создание клуба «Четверг»
Создание клуба «Дружная семейка»
Модель взаимодействия ДОУ и НОО с семьей
Анализ циклограммы по 5-ти бальной шкале:
Уровень педагогической культуры родителей.
Их потенциальные педагогические задатки.
Степень участия в воспитательном процессе матери.
Степень участия в воспитательном процессе отца.
Эмоциональный микроклимат в семье.
Структура семьи.
Классификация семей по виду
Классификация семей по количеству детей:
С двумя детьми
С одним ребенком Лектории
С тремя детьми
Классификация семей по благополучию
Традиционные формы сотрудничества с семьёй
Коллективные
Индивидуальные
Наглядно-информационные
Родительские собрания
Вечера вопросов и ответов
Круглый стол
Традиции, развлечения
Выставки
Школа для родителей
Родительские конференции
День открытых дверей
Открытые занятия для родителей
Беседы
Консультации
Посещения на дому
Приобщение родителей к жизни детского сада и начальной школы
Уголок для родителей
Выставка детских работ
Выставка психолого - педагогической литературы
Папки-раскладушки
Папки-передвижки
Папки-портфолио
Новые формы сотрудничества с семьёй:
Совместные прогулки, экскурсии (приложение № )
Вовлечение в совместную творческую деятельность (приложение № )
Семейные клубы по интересам (приложение № )
Школа для родителей (приложение № )
Мамина школа (приложение № )
Занятия в театральной гостиной, творческой мастерской в условиях семейного клуба (приложение № )
Семейные встречи (приложение № )
Встречи учителей начальных классов (проведение родительских собраний в детском саду) и родителей воспитанников детского сада (приложение № )
Почта для родителей (приложение № )
Механизм оценки результатов
Повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей.
Методика изучения удовлетворенности родителей работой ДОУ.
Методика определения уровня деятельности педагога с родителями.
Оценка состояния среды развития.
Методы отслеживания
Учет участия родителей в различных мероприятиях; наблюдения; беседы.
Методика изучения удовлетворенности родителей работой ДОУ.
Метод анкетного опроса (Е.Н. Степанова); беседы с родителями.
Методика определения уровня деятельности педагога с родителями.
Использование листов самооценки (Л.М.Денякина)
Оценка состояния среды развития.
Заполнение таблицы.
Ожидаемые результаты:
Создание системы комплексной работы с родителями.
Возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение родителей в образовательное пространство. Широкое использование таких форм, как клуб «Молодая мама», семейные встречи, «Родительская почта», «Семейные клубы»
Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам развития, обучения и воспитания детей (родительская школа).
Создание благоприятной предметно-развивающей среды: уголки экспериментирования, физкультурные уголки с нетрадиционным оборудованием.
Участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности (театральная гостиная, музыкальная гостиная).
Выпускники ДОУ быстро пройдут адаптационный период в школе, хорошо усвоят программу; уровень их подготовки будет соответствовать требованиям, предъявленным к дошкольникам.
Выпускники НОО также адаптируются в период перехода в среднее звено, уровень подготовки включает: учебная самостоятельность, умение учиться. Деятельный и активный. Исследовательский интерес. Креативный. Любознательный. Инициативный. Коммуникативность. Открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый. Ответственность. Положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Саморегуляция. Уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения. Чувство собственного достоинства. Навыки самоорганизации и здорового образа жизни.
Вывод:
Если семья, детский сад и школа объединят свои усилия и обеспечат детям двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и дома, в детском саду и в школе, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками, обеспечат хорошую подготовку к школе и решат проблему социального воспитания дошкольников.
Библиографический список
Программы
Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.
Программа по физическому развитию и оздоровлению «Здоровый дошкольник» Ю. Змановского;
Методическое пособие «Здороьесберегающие технологии в ДОУ» Учредитель и издатель - ООО Издательство «Детство – ПРЕСС»
Программа социально-эмоционального развития детей «Я, ты, мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной;
Программа «Приобщения детей к истокам русской национальной культуры» О. Л. Князевой, М.Д. Маханевой.
Программа по обучению грамоте «Ступеньки грамоты» Л.Е. Журовой, Н.В. Дуровой.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н Авдеевой, О.Л. Князевой.
«ТРИЗ» А.М. Страунинг.
Опыт работы МДОУ «Северо-Енисейский детский сад №5»
И.В.Никишина «Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях».
Материалы семинара «Приоритетные направления развития образования», проводимым КГПУ В.П.Астафьева октябрь 2006 год
Материалы лекции «Модернизация образования в России» Ю.Н.Москвич
Материалы первого форума матерей Сибирского Федерального Округа. 26.09.2006, Красноярск
Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» № 1 -2008 Учредитель и издатель - ООО Издательство «Детство – ПРЕСС»
«Новые подходы к взаимодействию ДОУ и семьи в приобщении к ЗОЖ»
Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» №5- 2009 Учредитель и издатель - ООО Издательство «Детство – ПРЕСС» статья И.А.Бойчук « В содружестве с семьей».
Профессиональный журнал « Воспитатель ДОУ» №12 – 2008 Программа « Детский сад и семья» опыт работы ст. воспитателя Васеневой В.М. МДОУ №5 п.Оршанка Республика Марий Эл.
Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» №5