Просмотр содержимого документа
«Проект «Что за чудо-красота! Расписные ворота»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №8
г. Аткарска Саратовской области
«Что за чудо-красота! Расписные ворота»
Исследование провели
ученики 3 «А» класса
МОУ – СОШ №8
под руководством
Лацковой Елены Васильевны
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою земля,
И небо чистым быть.
Берегите природу! Так часто мы слышим эти слова. В наше время очень важно то, как мы относимся к природе.
Ведь она отдает нам свое богатство. Мы должны постоянно помнить об этом и понимать, что если не относиться к ней бережно, то мы потеряем не только природные богатства, но и не увидим больше ее красоты!
Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн.
После ливня и грозы-
Мост невиданной красы!
Ни потрогать, ни забраться,
Можно только любоваться!
Каждому из нас приходилось видеть радугу. Это красочное зрелище на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.
Радуга - удивительное природное явление, которое никого не оставляет равнодушным, вызывает восторг, восхищение, радость!
Проблема: как образуется радуга? Что же это за разноцветное чудо природы? А можно наблюдать эту красоту дома?
Эти вопросы заинтересовали нас.
Цель исследования: изучение природного явления – радуги.
Для достижения цели были поставлены задачи:
узнать, что такое радуга;
выяснить условия и причины появления радуги в природе;
рассмотреть разные виды радуг;
попробовать получить радугу в домашних условиях разными способами.
Предмет исследования: радуга.
Объект исследования: процесс получения радуги в домашних условиях.
Гипотеза исследования: радуга - явление природы, но, возможно, мы можем сотворить ее сами.
Методы исследования:
анализ литературы по теме исследования, изучение, отбор и классификация материала;
поисковый метод;
сравнительный анализ;
эксперимент;
социологический опрос;
наблюдение.
Предполагаемая новизна: познакомились с познавательным материалом о природе атмосферного оптического явления – радуги.
Форма продукта: социологический опрос, результаты опытов, задания к урокам.
Сроки исследования: январь – март 2017 года.
Мы провели социологический опрос среди учащихся начальной школы.
Были предложены вопросы:
Приходилось ли вам видеть радугу?
Знаете ли вы причину появления радуги?
Из каких цветов состоит радуга?
Мы решили расширить свои знания и обратились к словарям и энциклопедиям.
Радуга – претерпевшее изменение слово «райдуга», или Божья дуга. (По словарю В.Даля)
Радуга – разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. (Толковый словарь русского языка Ожегова С.И.)
Радуга – оптическое явление в атмосфере, наблюдаемое при дожде, когда лучи солнца преломляются через пелену дождевых капель. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
Из энциклопедий мы узнали, что когда-то давным-давно люди стали задумываться, почему же на небе появляется радуга. Человечество связало радугу с множеством поверий и легенд.
Древние греки думали, что радуга-это улыбка богини Ириды.
В древнеиндийской мифологии – это лук Индры, бога грома и молнии.
По славянским поверьям, радуга, подобно змею, пьет воду из озер, рек и морей, которая потом проливается дождем.
Существовало поверье, будто в том месте, где радуга как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откопать горшок с золотом. А чтобы до окончания жизни быть счастливым и удачным во всех делах, надо хотя бы раз пройти под радугой босиком. Жаль вот только, что никому еще не удавалось пройти под радугой.
А пытался ли кто-нибудь в истории человечества познать природу радуги? Мы нашли ответ на этот вопрос в разных источниках.
Это красивое явление стали изучать уже в глубокой древности.
Аристотель, древнегреческий философ, пытался объяснить причину радуги.
Первым понял причину радуги немецкий монах Теодорик в 14 веке. Однако, открытие его было забыто.
Общая картина радуги была описана архиепископом Марком Антонием де Доминисом в 17 веке. Но его рукописи были сожжены.
Спустя 26 лет французский философ, математик и физик Декарт связал возникновение радуги с законами преломления и отражения солнечного света в
каплях дождя.
Почему же и как возникает многоцветная дуга на небе?
На самом деле солнечный луч является сочетанием всех цветов. Он проходит через дождевые капли, преломляется и отражается на противоположной стороне неба в виде огромной разноцветной дуги.
Радуга возникает, когда солнце освещает завесу дождя. Находиться надо строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед вами). Иначе, радугу не увидеть!
Мы чаще всего видим радугу в форме дуги, но дуга - лишь часть ее. Радуга имеет форму окружности, но мы наблюдаем лишь половину дуги, потому что ее центр находится на одной прямой с нашими глазами и солнцем. Целиком радугу можно увидеть на большой высоте, с борта самолета или с высокой горы.
Иногда можно увидеть еще одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. В ней перевернутый порядок цветов.
Однако, есть такое редкое природное явление, как лунная радуга. Она более бледная, чем обычная, потому что Луна производит меньше света, чем Солнце.
Как правило, радуга появляется в теплое время года, но иногда ее можно увидеть и зимой. Такое чудо тоже бывает! Зимой в воздухе «плавают» кристаллики льда. Они тоже могут разделить белый цвет на семь цветов радуги. Для зимней радуги нужны три составляющие: крепкий мороз, высокая влажность и яркое солнце. Совпадают эти условия только перед приближением бурана.
В тайну солнечного луча триста лет назад проник знаменитый английский ученый Ньютон. Это было замечательное открытие. Ньютон первый разгадал, что солнечный луч многоцветный.
Мы побывали на уроке физики в 11 классе.Выпускники показали нам прибор для определения длины световой волны и как призма разлагает световой луч на разные цвета. Учитель физики нашей школы Брусьева Оксана Александровна показала нам видеосюжет, где демонстрируют опыт Ньютона ( направили пучок света на грань стеклянной призмы, и на экране, установленном за ней, получился спектр из непрерывных переходящих одна в другую полос. Так мы проникли в тайну луча.
Ученые выделили семь основных цветов, которые мы наблюдаем в радуге.
Для проверки своих предположений мы провели несколько опытов
.
Опыт первый.
Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи зеркальца.
Оборудование: колба, наполненная водой, зеркальце, источник света – солнечные лучи.
Мы поставили колбу на стол под источник солнечных лучей. Поворачивая зеркальце, мы получили вот такую радугу.
Опыт второй.
Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи компакт-диска.
Оборудование: компакт-диск, источник света – солнечный луч.
Дождавшись солнечного дня, я взяла компакт-диск и, поймав им солнечный луч, направила его на потолок. Получилась вот такая радуга.
Опыт третий.
Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи мыльных пузырей.
Оборудование: мыльные пузыри, источник света – солнечные лучи.
Встав перед окном ярким солнечным днем, я надувала мыльные пузыри. На мыльной пленке можно увидеть полосы цветов, как у радуги.
Все выдвинутые гипотезы подтвердились.
Опытным путем мы доказали, что эффект радуги можно получить в домашних условиях и в любое время года любоваться этим красивейшим природным явлением.
Изучая информацию о радуге, можно найти не только научное объяснение этого явления, а также много пословиц, поговорок, загадок, примет.
Вечерняя радуга – к ясной погоде, утренняя – к дождливой.
Высокая и круглая радуга – к ведру, низкая – к ненастью.
Двойная радуга – признак дождливой погоды.
Загадка: «Что за чудо-красота? Расписные ворота! Ни потрогать, ни забраться, можно только любоваться!
Радуга – это великолепное красочное явление издавна поражало воображение людей. Она вдохновляла поэтов, художников на создание произведений искусства.
.
На уроках ИЗО и технологии мы работали по этой теме.
На уроках русского языка и литературного чтения знакомились со стихами разных поэтов и выполняли задания по предмету.
Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге, есть специальные простые фразы – в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов:
Как однажды Жак-Звонарь головой сломал фонарь.
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Запомните их – и вы без труда в любое время сможете нарисовать радугу.
Вывод:
Во время работы над проектом мы узнали о природном явлении – радуге, можем получить радугу в домашних условиях и можем научить этому других.
Осуществление данного проекта позволило нам развить свои навыки работы с дополнительной литературой, умение проводить эксперименты, проводить анализ полученных результатов, обосновывать итоги исследований.
Цель достигнута.
Выдвинутые нами гипотезы подтвердились.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Л. А. Багрова – Детская энциклопедия «Я познаю мир», М.:Аванта, 2000 – 130 с.
О. И. Дружкова – 1000 веселых загадок для детей, М.:Нева, 2003 – 380 с.
Е. Б. Спасская – Большая энциклопедия начальной школы «Школьная программа вместе с родителями», М.:Нева, 2001 – 200 с.