kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект «Что за чудо-красота! Расписные ворота»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательский проект с учащимися 3 класса. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Что за чудо-красота! Расписные ворота»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №8

г. Аткарска Саратовской области








«Что за чудо-красота! Расписные ворота»













Исследование провели

ученики 3 «А» класса

МОУ – СОШ №8

под руководством

Лацковой Елены Васильевны



Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою земля,

И небо чистым быть.


Берегите природу! Так часто мы слышим эти слова. В наше время очень важно то, как мы относимся к природе.

Ведь она отдает нам свое богатство. Мы должны постоянно помнить об этом и понимать, что если не относиться к ней бережно, то мы потеряем не только природные богатства, но и не увидим больше ее красоты!


Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн.


После ливня и грозы-

Мост невиданной красы!

Ни потрогать, ни забраться,

Можно только любоваться!



Каждому из нас приходилось видеть радугу. Это красочное зрелище на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.

Радуга - удивительное природное явление, которое никого не оставляет равнодушным, вызывает восторг, восхищение, радость!








Проблема: как образуется радуга? Что же это за разноцветное чудо природы? А можно наблюдать эту красоту дома?

Эти вопросы заинтересовали нас.

Цель исследования: изучение природного явления – радуги.

Для достижения цели были поставлены задачи:

  • узнать, что такое радуга;

  • выяснить условия и причины появления радуги в природе;

  • рассмотреть разные виды радуг;

  • попробовать получить радугу в домашних условиях разными способами.

Предмет исследования: радуга.

Объект исследования: процесс получения радуги в домашних условиях.

Гипотеза исследования: радуга - явление природы, но, возможно, мы можем сотворить ее сами.

Методы исследования:

  • анализ литературы по теме исследования, изучение, отбор и классификация материала;

  • поисковый метод;

  • сравнительный анализ;

  • эксперимент;

  • социологический опрос;

  • наблюдение.

Предполагаемая новизна: познакомились с познавательным материалом о природе атмосферного оптического явления – радуги.

Форма продукта: социологический опрос, результаты опытов, задания к урокам.

Сроки исследования: январь – март 2017 года.


Мы провели социологический опрос среди учащихся начальной школы.

Были предложены вопросы:

  1. Приходилось ли вам видеть радугу?

  2. Знаете ли вы причину появления радуги?

  3. Из каких цветов состоит радуга?



Мы решили расширить свои знания и обратились к словарям и энциклопедиям.

Радуга – претерпевшее изменение слово «райдуга», или Божья дуга. (По словарю В.Даля)

Радуга – разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. (Толковый словарь русского языка Ожегова С.И.)

Радуга – оптическое явление в атмосфере, наблюдаемое при дожде, когда лучи солнца преломляются через пелену дождевых капель. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)

Из энциклопедий мы узнали, что когда-то давным-давно люди стали задумываться, почему же на небе появляется радуга. Человечество связало радугу с множеством поверий и легенд.

Древние греки думали, что радуга-это улыбка богини Ириды.

В древнеиндийской мифологии – это лук Индры, бога грома и молнии.

По славянским поверьям, радуга, подобно змею, пьет воду из озер, рек и морей, которая потом проливается дождем.

Существовало поверье, будто в том месте, где радуга как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откопать горшок с золотом. А чтобы до окончания жизни быть счастливым и удачным во всех делах, надо хотя бы раз пройти под радугой босиком. Жаль вот только, что никому еще не удавалось пройти под радугой.

А пытался ли кто-нибудь в истории человечества познать природу радуги? Мы нашли ответ на этот вопрос в разных источниках.

Это красивое явление стали изучать уже в глубокой древности.

Аристотель, древнегреческий философ, пытался объяснить причину радуги.



Первым понял причину радуги немецкий монах Теодорик в 14 веке. Однако, открытие его было забыто.

Общая картина радуги была описана архиепископом Марком Антонием де Доминисом в 17 веке. Но его рукописи были сожжены.

Спустя 26 лет французский философ, математик и физик Декарт связал возникновение радуги с законами преломления и отражения солнечного света в

каплях дождя.



Почему же и как возникает многоцветная дуга на небе?

На самом деле солнечный луч является сочетанием всех цветов. Он проходит через дождевые капли, преломляется и отражается на противоположной стороне неба в виде огромной разноцветной дуги.

Радуга возникает, когда солнце освещает завесу дождя. Находиться надо строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед вами). Иначе, радугу не увидеть!

Мы чаще всего видим радугу в форме дуги, но дуга - лишь часть ее. Радуга имеет форму окружности, но мы наблюдаем лишь половину дуги, потому что ее центр находится на одной прямой с нашими глазами и солнцем. Целиком радугу можно увидеть на большой высоте, с борта самолета или с высокой горы.



Иногда можно увидеть еще одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. В ней перевернутый порядок цветов.

Однако, есть такое редкое природное явление, как лунная радуга. Она более бледная, чем обычная, потому что Луна производит меньше света, чем Солнце.

Как правило, радуга появляется в теплое время года, но иногда ее можно увидеть и зимой. Такое чудо тоже бывает! Зимой в воздухе «плавают» кристаллики льда. Они тоже могут разделить белый цвет на семь цветов радуги. Для зимней радуги нужны три составляющие: крепкий мороз, высокая влажность и яркое солнце. Совпадают эти условия только перед приближением бурана.

В тайну солнечного луча триста лет назад проник знаменитый английский ученый Ньютон. Это было замечательное открытие. Ньютон первый разгадал, что солнечный луч многоцветный.



Мы побывали на уроке физики в 11 классе.Выпускники показали нам прибор для определения длины световой волны и как призма разлагает световой луч на разные цвета. Учитель физики нашей школы Брусьева Оксана Александровна показала нам видеосюжет, где демонстрируют опыт Ньютона ( направили пучок света на грань стеклянной призмы, и на экране, установленном за ней, получился спектр из непрерывных переходящих одна в другую полос. Так мы проникли в тайну луча.

Ученые выделили семь основных цветов, которые мы наблюдаем в радуге.


Для проверки своих предположений мы провели несколько опытов

.

Опыт первый.

Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи зеркальца.

Оборудование: колба, наполненная водой, зеркальце, источник света – солнечные лучи.

Мы поставили колбу на стол под источник солнечных лучей. Поворачивая зеркальце, мы получили вот такую радугу.


Опыт второй.

Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи компакт-диска.

Оборудование: компакт-диск, источник света – солнечный луч.

Дождавшись солнечного дня, я взяла компакт-диск и, поймав им солнечный луч, направила его на потолок. Получилась вот такая радуга.


Опыт третий.

Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи мыльных пузырей.

Оборудование: мыльные пузыри, источник света – солнечные лучи.

Встав перед окном ярким солнечным днем, я надувала мыльные пузыри. На мыльной пленке можно увидеть полосы цветов, как у радуги.

Все выдвинутые гипотезы подтвердились.

Опытным путем мы доказали, что эффект радуги можно получить в домашних условиях и в любое время года любоваться этим красивейшим природным явлением.

Изучая информацию о радуге, можно найти не только научное объяснение этого явления, а также много пословиц, поговорок, загадок, примет.

Вечерняя радуга – к ясной погоде, утренняя – к дождливой.

Высокая и круглая радуга – к ведру, низкая – к ненастью.

Двойная радуга – признак дождливой погоды.

Загадка: «Что за чудо-красота? Расписные ворота! Ни потрогать, ни забраться, можно только любоваться!

Радуга – это великолепное красочное явление издавна поражало воображение людей. Она вдохновляла поэтов, художников на создание произведений искусства.


.

На уроках ИЗО и технологии мы работали по этой теме.



На уроках русского языка и литературного чтения знакомились со стихами разных поэтов и выполняли задания по предмету.




Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге, есть специальные простые фразы – в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов:

Как однажды Жак-Звонарь головой сломал фонарь.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Запомните их – и вы без труда в любое время сможете нарисовать радугу.



Вывод:

Во время работы над проектом мы узнали о природном явлении – радуге, можем получить радугу в домашних условиях и можем научить этому других.

Осуществление данного проекта позволило нам развить свои навыки работы с дополнительной литературой, умение проводить эксперименты, проводить анализ полученных результатов, обосновывать итоги исследований.


Цель достигнута.

Выдвинутые нами гипотезы подтвердились.










СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  • Л. А. Багрова – Детская энциклопедия «Я познаю мир», М.:Аванта, 2000 – 130 с.

  • О. И. Дружкова – 1000 веселых загадок для детей, М.:Нева, 2003 – 380 с.

  • Е. Б. Спасская – Большая энциклопедия начальной школы «Школьная программа вместе с родителями», М.:Нева, 2001 – 200 с.

  • Интернет-ресурс




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Проект «Что за чудо-красота! Расписные ворота»

Автор: Лацкова Елена Васильевна

Дата: 23.06.2017

Номер свидетельства: 423011


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства