ПРОЕКТ-РЕФЕРАТ ПОЭТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ Выполнил Ученик 4 «В» класса Гончарук Андрей Руководитель Гончарук Елена Анатольевна
ПРОЕКТ-РЕФЕРАТ ПОЭТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ Выполнил Ученик 4 «В» класса Гончарук Андрей Руководитель Гончарук Елена Анатольевна
В прошлом году я выполнил проект на тему: «Почему люди становятся писателями?». Мне захотелось узнать про писателей еще больше, и я решил продолжить выбранную тему.
Мы приближаемся к дате 70-летия победы в Великой отечественной войне. У меня оба прадедушки воевали, один из них погиб в самом начале войны, и я часто перечитываю несколько сохранившихся писем с фронта.
Поэтому я решил выяснить, как повлияла Великая отечественная война на становление писателей и поэтов.
Цель моего исследования: выявление причин, которые побуждают человека стать писателем, или продолжать свое творчество в тяжелые военные годы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ-РЕФЕРАТ ПОЭТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ Выполнил Ученик 4 «В» класса Гончарук Андрей Руководитель Гончарук Елена Анатольевна »
Министерство образования Ставропольского края
Управление образования Администрации г.Ставрополь
МБОУ СОШ №29
ПРОЕКТ-РЕФЕРАТ
ПОЭТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ
Выполнил
Ученик 4 «В» класса
Гончарук Андрей
Ставрополь, 2013
Содержание
Введение
3
1 Как становятся писателями
5
Заключение
11
Список использованных источников
12
Введение
В прошлом году я выполнил проект на тему: «Почему люди становятся писателями?». Мне захотелось узнать про писателей еще больше, и я решил продолжить выбранную тему.
Мы приближаемся к дате 70-летия победы в Великой отечественной войне. У меня оба прадедушки воевали, один из них погиб в самом начале войны, и я часто перечитываю несколько сохранившихся писем с фронта.
Поэтому я решил выяснить, как повлияла Великая отечественная война на становление писателей и поэтов.
Цель моего исследования: выявление причин, которые побуждают человека стать писателем, или продолжать свое творчество в тяжелые военные годы.
Поэтами не рождаются
Великая Отечественная война в жизни и творчестве поэтов Ставрополья.
Память о «героях былых времен» осталась жить не только в книгах по истории, семейных воспоминаниях и альбомах, но и в стихах, песнях о Великой Отечественной войне.
Летом 1942 года гитлеровские войска предприняли мощное наступление на юге России. Фашисты рвались к Волге, на Кавказ и в Закавказье. Навечно останутся в памяти народа защитники Сталинграда, Севастополя, Керчи, Новороссийска… Ожесточенные бои разгорелись и на Ставрополье, в горах Кавказа. С беспримерным мужеством сражались защитники перевалов, которым противостояли элитные части горных стрелков «Эдельвейс». Там каждый ледник до сих пор хранит следы боев. В августе 1942 года советские войска вынуждены были оставить Ворошиловск (ныне Ставрополь). Оккупация длилась до января 1943 года.
Немало наших земляков стали героями войны, о них знают и помнят не только на Ставрополье. Среди тех, кто прошел «огневыми» дорогами, были писатели, поэты, прославившие подвиг народа в самой страшной войне. Стихи А.М. Исакова, В.Д. Марьинского (Растеряева), В.А. Ащеулова, И.В. Кашпурова, И.С. Романова объединяют темы Родины, героизма народа в борьбе за свободу, памяти, материнской любви. Многие из них представляют собой воспоминания о боях, о фронтовой дружбе, о путях-дорогах простого солдата, «труженика войны», о далеком доме, где ждут матери, любимые. Часто такие «немудрящие» рассказы перерастают в философские раздумья о вечных ценностях, свободе, патриотизме, верности, любви.
Говорят, что поэтами не рождаются. Через судьбы самых известных поэтов Ставрополья прошла война. Одни из них прошли фронтовыми дорогами военных корреспондентов, солдат и офицеров Красной Армии, другие «родом не из детства – из войны». Кто-то, как Андрей Максимович Исаков, успел закончить литературные факультеты институтов, опубликовать свои первые стихи, других поэтами сделала война, ставшая их общей темой, принесшая заслуженную славу.
Вспоминая о войне, которую прошел фронтовым корреспондентом, А.М. Исаков писал:
Я же помню ее
По знаменам пробитым,
По товарищам павшим,
По собственным ранам…
(«Да здравствует юность…»)
Поэту довелось побывать на Кавказском, Южном, Третьем Украинском, Волховском, Ленинградском, Третьем Прибалтийском фронтах. Но особое место в его творчестве заняло освобождение Ставрополя. Другой наш земляк поэт Г.С. Фатеев отмечает: «Не каждому воину выпало счастье принести солнце свободы родному городу. Исакову оно выпало».
Но радость победы была омрачена смертью боевого друга и коллеги по творческому цеху И. Булкина, которому посвящено одно из лучших стихотворений «Товарищ с Волги». В нем нарисован обаятельный образ молодого лейтенанта и поэта, стихи и песни которого остались с солдатами и после его гибели:
С душою юной и горячей,
Среди любых стихий
Он был поэтом настоящим,
Читал бойцам стихи…
Дарил бойцам стихи и песни –
Их и теперь поют.
Многие стихотворения и поэмы А. Исакова посвящены конкретным людям: партизанам братьям Игнатовым («Поджидала пшеница»), Анне Шилиной, партизанке, погибшей в 1942 году («Камыш-Бурун»), участнику боев за освобождение Ставрополя подполковнику А.Е. Короткову («Бой ведет Коротков»). Для человека, родившегося в казачьей семье, больно было видеть изуродованную землю, сожженные поля пшеницы, срезанные пулеметными очередями ветки деревьев. Эта тема звучит в стихотворении «Поджидала пшеница»:
Оседали осколки
На песчаное дно.
Золотыми слезами
Осыпалось зерно.
Произведения А. Исакова о войне близки еще и тем, что многие из них восходят к фольклорной традиции: употребление постоянных эпитетов, свойственных народнопоэтическому творчеству, диалоги, повторы, просторечия. Это особенно чувствуется в стихотворении «Мать». Оно о силе материнской любви, о слезах, пролитых в ожидании весточки от сына-воина, о чувстве вины перед матерью за то, что редко писал.
О прекрасном писателе и человеке рассказал Г. Фатеев в стихотворении «Поэт»:
И хочется, чтоб время, не старея,
Входило в наши думы и сердца
На улице Исакова Андрея,
Хорошего поэта и бойца.
Еще один ставропольский поэт, в чьем творчестве война стала главной темой, Вениамин Абрамович Ащеулов. Казалось бы, столько пережито, столько увидено горя, крови, что в мирное время захочется вычеркнуть всё это из памяти.
Великую Отечественную войну Вениамин Абрамович встретил курсантом полковой школы. Боевое крещение получил под Москвой в июле 1941 года. В последующее военное время командовал пулеметным расчетом, разведгруппой, группой десантников на броне. Закончил войну в Мукдене. Трижды ранен, награжден двумя орденами Отечественной войны и пятнадцатью медалями.
Вениамин Ащеулов пришёл в литературу из журналистики. После войны он долгое время редактировал армейскую газету на Дальнем Востоке, стихами занимался параллельно с газетой. И только в 1964 г. В Хабаровске была напечатана первая книга его стихов «Привал». После войны окончил Благовещенское военное училище. Прошел путь от лейтенанта до майора, от литературного сотрудника до редактора дивизионной газеты. В 1964 г. в Хабаровске увидела свет первая книга стихов - «Привал».
В 1965 г. Вениамин Абрамович переезжает в Ставрополь, где его поэтическое творчество достигает подлинного расцвета. В краевом издательстве выходят сборники его стихотворений: «Вы не плачьте, ивы», 1968; «Землепроходцы», 1972; «Минуты передышки», 1975; «Корень жизни», 1978; «Жаворонок», 1981; «Исходный рубеж», 1988; «О, Русь моя!..», 1995. Последний, посвященный пятидесятилетию Великой Победы, включал в себя избранное из написанного поэтом за многие годы творчества. В 1985 г. в Москве, в издательстве «Современник» вышла книга «Прифронтовая полоса». Тридцать стихотворений поэта положены на музыку и стали песнями.
Ключевые образы лирики поэта – журавли, дороги, тишина, память. В стихотворении «Тишина» В. Ащеулов пишет:
Мне, солдату, особых усилий не надо,
Чтобы в памяти вновь громыхнула война.
Это стихотворение о солдате, мечтающем «средь военного гула» «хоть часик побыть в тишине». На войне самые простые вещи, которым в мирное время не придаешь значения, воспринимаются совсем по-другому. Ключевым в тексте становится слово «тишина», каждый раз приобретающее новые оттенки. Сад, луна, «осинник в предутренней дрожи», «прильнувшая к берегу молча волна», соловей помогают понять мысль автора: почему так мало мы ценим все это в обыденной жизни?
Земля, завещанная нам предками, обильно политая потом и кровью, предстает перед нами в стихотворении «Вкус отчей земли». Любовь к Родине, чувство гордости солдатской судьбой звучат в этих строках:
С тобою я мерз,
зарываясь в снегу,
Горел в круговертиях боя…
Тебя ощущал я на запах и вкус
В прямом,
а не в призрачном смысле…
… Как пахнет и греет,
и как холодит
земля,
что на божеский свет нас родит,
Всех больше солдату известно!
Во многих произведениях Ащеулов поднимает тему интернационализма. В стихотворении «Был у меня чеченец в разведгруппе…» рассказывается об отважном разведчике Сарайли, который «… за Дахау мстил и за Освенцим, где в топках жгли и русских и чеченцев…». Поэт считает, что Родина одна для всех, кем бы ты ни был, какую бы религию ни исповедовал:
Он был по всем статьям единоверцем
В борьбе за то,
что Родиной звалось!
Стихотворение не только о былой войне, но и о сегодняшней бессмысленной и страшной бойне в Чечне, которая не нужна ни русским, ни «народу из рода Сарайли…».
Одна из лучших работ В. Ащеулова «Перед боем друзья неизменно прощаются» перекликается со ставшими классикой стихотворениями К. Симонова «Смерть друга», В. Высоцкого «Он не вернулся из боя». Та же ситуация, те же простота и высокий накал чувств отличают поэта и патриота В. Ащеулова.
А друзья по окопу,
Друзья по войне
За погибших в бою
Отвечают вдвойне, –
так заканчивает автор произведение, воскрешая в памяти симоновские строки:
И кто-то, кто тебя не видел,
Из третьих рук твой груз возьмет,
За мертвых мстя и ненавидя,
Его к победе донесет
и хрипловатый голос Высоцкого:
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих,
Все теперь – одному. Только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.
Но мне стали ближе Ставропольские писатели Александр Екимцев и Ян Бернард, так как они являются авторами детских произведений, я более подробно хочу о них рассказать.
Два писателя-поэта, с чьим творчеством я ознакомился, пришли к своему творчеству, перестрадав многое, не растеряв свой природный талант и доведя его трудолюбием до вершины мастерства. Их объединяет большая любовь кнашей Родине, народу.
Читая произведения Александра Екимцева и Яна Бернарда, я переживал вместе с их героями, как будто прикоснулся кобщей беде нашего народа в Великой Отечественной войне.
Изучив творчество этих писателей, я понял, если есть природный талант и ты болен творчеством-то это навсегда и не будут никакие трудности преградой и помехой.
В библиотеке им. Александра Екимцева я познакомился с произведениями этого писателя, детство которого пришлось на годы Великой Отечественной войны. Родился он в 1929 году в Брянской области. Всю жизнь писатель помнил, как еще ребенком собирал сведения для партизан, приносил еду, ухаживал за ранеными, хотя ему было всего 12 лет. И когда окончилась война, свои творческие силы он черпал в природе, о которой очень много знал благодаря тому, что пережил войну с партизанами в Брянском лесу. Екимцев очень любил лесные прогулки, во время которых вдохновение писать и писать посетило его. Это был природный талант.
Чем дольше уходят события Великой Отечественной войны, тем больше нашему поколению хочется узнать о беспримерном подвиге народа, защитившего свою землю от захватчиков.
Эта тема волнует многих писателей. И наш ставропольский писатель Александр Екимцев обратился к этой теме. Пережитые военные годы оставили глубокий след в его душе. Он захотел рассказать детям «кто в битве самой грозной дело разное вершил». Так о героическом подвиге партизан во время войны родилась поэма «Брянский лес», которая отмечена третьей премией на Всесоюзном художественном конкурсе.
Поэма о войне, а главный герой - лес, Брянский лес. Рассказ поэт ведет из наших дней, но ему вспоминается прошлое, которое побудило его много писать, сделав из Александра Екимцева поэта. Читая поэму, слезы наворачиваются. Как живой человек, лес в этом произведении сражается, получает ранения, а попав к врагу, молчит, как воин-партизан.
....Тогда фашисты Лес решили погубить:
Второпях с поляны мшистой
Стали пушки наводить,
Минометы наводить, Огнеметы наводить -На березы,
На калины,
На трясучий Куст малины.
На берлогу Медвежонка
На дрожащего Ежонка.
В поэме каждое дерево, каждое растение, все живое в лесу помогает партизанам. Партизану из-за пня подорожник шепчет:
К ране приложи меня, Сразу станет легче.
И мох тоже шепчет:
И в не прочь В трудный час Тебе помочь. Помогает стежка:
«Вон туда хоть нелегко, Отползи немножко!» Партизаны и лес - это два друга, две могучие силы , поражающие врага. И когда трудно лесу, на помощь ему приходят партизаны. Но победа была не легкая и лес скорбит о погибших.
Схоронили партизаны Партизан
И тоскою Затуманился курган.
И остались в карауле
Навека
У могилы партизанской
Три дубка.
Мы видим как война закалила Екимцева, как природный талант помог донести до нас всю горечь войны. Читая это произведение, я как будто все вижу сам. Все может родная земля. Может накормить своим хлебом, напоить из своих родников. Вот только защитить себя не может.
Многие молодые люди, будущие поэты и писатели, пережив войну, начинали писать стихи, рассказы и поэмы. Конечно, во всех странах переживших войну, могли тоже появиться талантливые писатели. Так Ян Бернард родился в Варшаве. Во время бомбежек он с родителями сумел добраться до советской границы. Тяжелое, трагическое детство было у Яна. Наша Родина вырастила и воспитала, дала ему образование.
И пусть меня зовут
по-польски Яном,
Но вырос я на русском добром хлебе,
По-русски люблю и мыслю. Я каждой жилкою с Россией связан. Ян работал в Ростове в редакции, в Минеральных Водах, в краевой газете Ставрополя «Молодой ленинец». Но кем бы он ни был, он никогда не порывал со своей давней детской мечтой - стать поэтом. Его мечта осуществилась.
Прочитав очерк Яна Бернарда «Мальчик из Освенцима», был поражен жестокостью фашистов. Когда в концлагере «малыш что-то заметил на крохотном кустике и с криком: «Бабочка! Вон, бабочка!» - забыв обо всем на свете, бросился за ней. Схватил то, что показалось ему бабочкой, и обнаружил лишь горстку снега у себя в ладошке. Он громко заплакал, точно его обманули в самом дорогом. Надсмотрщик мгновенно оборвал детский плач выстрелом в упор. Малыш упал навзничь, раскинув руки, а в раскрытой ладошке еще не растаяла бабочка малыша. Это произведение никого не может оставить равнодушным. Ян Бернард, пережив все тяготы войны, потерю матери, которую встретил через 30 лет во Франции седую и больную, сумел сохранить свой природный талант и правдиво донести до нас людские страдания.
Заключение
Тема Великой Отечественной войны в литературе Ставрополья представлена широко и многогранно. Но есть в ней общее, сближающее писателей разных поколений – связь их произведений с настоящим, мысли о будущем.
Все это надо нам, живущим ныне,
Чтоб чище быть, честней и человечней.
Венки живых цветов, что принесли мы
К подножью монумента Вечной Славы,
Увянут скоро.
Не увянет память.
Останется любовь.
И вечно будут
Здесь назначаться светлые свиданья,
Как будет вечно продолжаться жизнь,
Оплаченная тысячами жизней, –
так заканчивается стихотворение «У памятника Вечной Славы» прекрасного ставропольского поэта И.В. Кашпурова.