Проект "Мы - исследователи!" "Изучение факторовЮ необходимых для роста растений" (на примере лука)
Проект "Мы - исследователи!" "Изучение факторовЮ необходимых для роста растений" (на примере лука)
Актуальность проекта:
проектная деятельность осуществлялась в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
способствует формированию у учащихся универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться;
экспериментально-практическая направленность деятельности.
Цели: освоить технологию выращивания лука (на зелень) на подоконнике;
изучить полезные свойства лука.
Задачи:
для учителя:
познакомить детей с новыми формами работы;
стимулировать познавательный интерес обучающихся к изучению окружающего мира,
формировать понятийное мышление у младших школьников;
совершенствовать детские учебные взаимодействия;
развивать способности к поисковой деятельности:
- определению задач исходя из поставленной проблемы;
- планированию этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами;
- выбору материала и способу действия;
- умению аргументировать свой выбор.
учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач: свободно пользоваться иллюстративно-печатным и дидактическим материалом при реализации поставленных задач.
для учащихся:
собрать информацию о растении, о егоразновидностях;
выделить основные условия, влияющие на прорастание луковиц;
на практике установить, как влияет на прорастание лука грунт, свет, влага и тепло.
Объектом исследования явились луковицы.
Оборудование: пластиковые стаканы объемом 500 мл, грунт для посадки (опилки, песок, земля с огорода, грунт универсальный (куплен в магазине)), садовые лопаточки, лейка, вода, фотоаппарат.
Продолжительность проекта: 6 недель.
Вид работы: индивидуально-групповая деятельность.
Содержание проекта: межпредметный (окружающий мир, чтение, изобразительное искусство, технология, полезные навыки).
Этапы работы:
Подготовительный этап. (13.01 – 18.01)
а) Изучение литературы.
б) Техника безопасности.
в) Подготовка эксперимента.
Экспериментальный этап. (20.01 – 19.02)
а) Проведение эксперимента.
б) Наблюдение и фиксирование результатов.
в) Выводы.
Работа осуществлялась второклассниками (в третьей четверти) во внеурочное время.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Мы - исследователи!" "Изучение факторовЮ необходимых для роста растений" (на примере лука) »
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. С. А. Суркова
с. Богословка Пензенского района Пензенской области
Выполнили работу:
учащиеся 2 «Б» класса
МОБУСОШ им. С.А. Суркова
с. Богословка
Научный руководитель:
учитель начальных классов Васильева Л. Н.
2014 г.
Актуальность проекта:
проектная деятельность осуществлялась в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
способствует формированию у учащихся универсальных учебных действий, которые создаютвозможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться;
экспериментально-практическая направленность деятельности.
Цели: освоить технологию выращивания лука (на зелень) на подоконнике;
изучить полезные свойства лука.
Задачи:
для учителя:
познакомить детей с новыми формами работы;
стимулировать познавательный интерес обучающихся к изучению окружающего мира,
формировать понятийное мышление у младших школьников;
совершенствовать детские учебные взаимодействия;
развивать способности к поисковой деятельности:
- определению задач исходя из поставленной проблемы;
- планированию этапов своих действий в соответствии с поставленными задачами;
- выбору материала и способу действия;
- умению аргументировать свой выбор.
учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач: свободно пользоваться иллюстративно-печатным и дидактическим материалом при реализации поставленных задач.
для учащихся:
собрать информацию о растении, о егоразновидностях;
выделить основные условия, влияющие на прорастание луковиц;
на практике установить, как влияет на прорастание лука грунт, свет, влага и тепло.
Объектом исследования явились луковицы.
Оборудование: пластиковые стаканы объемом 500 мл, грунт для посадки (опилки, песок, земля с огорода, грунт универсальный (куплен в магазине)), садовые лопаточки, лейка, вода, фотоаппарат.
Продолжительность проекта: 6 недель.
Вид работы: индивидуально-групповая деятельность.
Содержание проекта: межпредметный (окружающий мир, чтение, изобразительное искусство, технология, полезные навыки).
Этапы работы:
Подготовительный этап. (13.01 – 18.01)
а) Изучение литературы.
б) Техника безопасности.
в) Подготовка эксперимента.
Экспериментальный этап. (20.01 – 19.02)
а) Проведение эксперимента.
б) Наблюдение и фиксирование результатов.
в) Выводы.
Работа осуществлялась второклассниками (в третьей четверти) во внеурочное время.
Ход работы:
Подготовительный этап
Перед началом экспериментальной части была проведена беседа по правилам техники безопасности (работа с реактивом, со стеклянной посудой).
Познакомились с литературой о луке и наблюдениями взрослых членов семей.
Учащимся были предложены и разъяснены методы исследования, которые будут ими использованы при работе над проектом:
подумать самостоятельно;
посмотреть книги, газеты, журналы;
спросить у взрослых;
понаблюдать;
проконсультироваться с учителем;
провести эксперимент.
Исследовательская работа разделяется на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части мы изучили и обработали необходимую информацию. В практической части использовали опытно-экспериментальные методы.
Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающего мира, технологии, в кружковой работе, при работе на пришкольном участке.
В первой части работы мы узнали, что первые сведения о луке доходят до нас со времён четвёртого тысячелетия до н.э. Лук издавна ценился за свои целительные и питательные свойства у всех народов и был первым средством при болезнях, эпидемиях, в дальних походах. В некоторых странах луку приписывали магические силы, в других его обожествляли и ставили памятники, о нём писали на стенах пирамид и в медицинских трактатах. Лук был хорошо известен древним египтянам, грекам и римлянам, средневековым феодалам и покорителям Нового Света. Европейские страны особенно ценили лук и включали его в свой ежедневный рацион питания.
Никто не может сказать, когда точно появился лук на Руси. Но уже в XII-XIII веках его знали наши предки. Лук был одним из немногих овощей, сохраняющих витамины и другие полезные вещества долгими русскими зимами. Его целебные силы славяне испытали на себе. Возможно, уже в те годы зародилась пословица, дошедшая до нас: «Лук от семи недуг». Предположительно лук попал в Россию с берегов Дуная вместе с торговыми людьми.
Разновидности луков и их отличительные особенности
Семейство луковых или лилейных включает около от 400-600 видов растений. В пищу используется всего лишь 18 видов. Многие виды лука пикантны на вкус и полезны для здоровья, но еще есть декоративные виды с оригинальными соцветиями яркой окраски и красивыми листьями. Однолетний лук – репчатый лук. Лук репчатый - наиболее распространённый из всех видов лука. Лук – в стране возделывается как овощное растение почти повсеместно.
Различают две разновидности: многоярусный и многогнёздный.
В отличие от репчатого, у многолетних луков формируется не настоящая, а ложная луковица, которая на протяжении всего периода вегетации непрерывно растет, образуя все новые и новые ветви и листья.
Многолетние луки делятся на виды: с трубчатыми (батун, многоярусный, шнитт-лук) и плоскими листьями (слизун, душистый, стебельчатый, гигантский, лук Суворова, лук Регеля и другие. Они могут расти на одном месте 5—6 и даже 10 лет. Благодаря зимостойкости и морозостойкости, а также короткому периоду покоя (от 7 недели до 1 месяца), некоторые виды начинают свой рост уже под снегом и дают продукцию очень рано весной, поставляя нам аппетитную изумрудную зелень.
В зависимости от содержания сухих веществ и эфирных масел различают сладкие, полуострые, острые и горькие сорта. Острые и горькие луки содержат сахара 9-12%, полуострые — 8-9, сладкие — 4-8%. Последние на вкус кажутся более сладкими потому, что меньше содержат эфирных масел, обусловливающих горький вкус лука.
Существуют жгучие и полужгучие, а также сладкие, или салатные сорта. Помимо лука репчатого важными культурами являются также лук-порей, или жемчужный, лук-шалотт, лук-батун, лук-слизун и лук многоярусный. Сейчас расширился сортимент луков: появились слабо острые и неострые сладкие деликатесные салатные сорта луков.
Декоративные луки – близкие родственники обычного съедобного лука и чеснока и входят в семейство луковых. Если потереть лист, стебель или луковицу любого растения из этого семейства, то появится легко узнаваемый “луковый” или “чесночный” запах.
Вот о каких сортах лука мы узнали:
Лук-батун или зимний, дудчатый, песчаный, китайский, татарка один из наиболее распространенных многолетних луков с трубчатыми листьями. Он очень похож на лук репчатый, но настоящей луковицы не формирует. Выращивают его в основном на перо. В пищу используют зеленые листья и видоизмененную стеблевидную ложную луковицу. Лук-батун светолюбив, нуждается в достаточном увлажнении, требователен к плодородию почвы. Хорошо растет на богатых органикой суглинистых, супесчаных почвах, черноземах. Плохо — на заболоченных, торфяных и кислых.
Разновидность батуна — лук многоярусный, который известен еще как лук катависса, египетский, рогатый. Внешне он похож на батун, но отличается от него строением цветочной стрелки, на вершине которой вместо соцветия с цветками формируются воздушные луковицы. Поэтому многоярусный лук иногда называют живородящим. Небольшие воздушные луковички формируются на стрелке в 2—3, а то и в 4 яруса (очевидно, отсюда и произошло название "многоярусный").
Многоярусный лук исключительно морозостойкий, легко перезимовывает без укрытия даже в бесснежные зимы. Его можно возделывать в однолетней и многолетней культуре, в открытом и защищенном грунте, под пленочными укрытиями. Отрастает очень рано, листья готовы к употреблению уже в конце апреля. Размножают многоярусный лук воздушными луковичками и прикорневыми луковицами. В пищу используют не только листья, но и луковицы.
Для выгонки зелени в зимний период можно использовать и воздушные луковицы. В отличие от лука-севка, они не имеют периода покоя и при посадке в почву сразу же трогаются в рост. С 1 м2 площади, засаженной воздушными луковичками, через месяц (даже в декабре) можно получить 2 кг зеленого лука.
В условиях тропиков широко распространен вид лука-шалота, который в отличие от репчатого лука размножается вегетативно. Особенность этого вида лука — его многогнездность, а также более высокая лежкость при хранении.
Лук-порей – типично зимний овощ, даже при хранении в погребе в нем продолжает накапливаться витамин С. Его возделывают в двулетней культуре, а в пищу используют утолщенный ложный стебель (ножку) — нижнюю отбеленную часть листьев. В зависимости от вида и условий выращивания ложный стебель может достигать 10—35 см в длину и до 10 см в диаметре. Листья у порея плоские, как у чеснока, но значительно крупнее. К осени, в период уборки урожая, они грубеют, становятся жесткими, поэтому в пищу их не используют.
Лук-резанец, или шнитт-лук, или лук-скорода это невысокий обильно цветущий вид. Он очень легко приживается и быстро разрастается на участке. Его дудчатые листья напоминают лук-батун, но по размеру мельче. Листья шнитт-лука обладают мягким пряным вкусом, а лилово-розовые или сиреневые цветки используются в кулинарии как украшение.
Лук-слизун, или поникший, сравнительно недавно введен в культуру, но уже есть районированный сорт Лилейный. Своим видовым названием он обязан густому тягучему соку, напоминающему слизь, который содержится в листьях. Из-за повышенного содержания витаминов, железа и слабоострого вкуса лук-слизун относят к диетическим продуктам, оказывающим благотворное влияние на органы пищеварения. Двух-, трехлетние растения отрастают сразу после таяния снега, их листья можно срывать уже в апреле. Выращивают его посевом семян под зиму или делением разросшихся трех-, четырехлетних растений. В пищу используют сочные зеленые листья. Настоящих луковиц лук-слизун не формирует, а урожай зелени составляет около 5 кг/кв.м за сезон. Высокая зимостойкость позволяет использовать его плантации продолжительное время, омолаживая их лишь через 6—8 лет. Лук, выращенный из семян, зацветает на второй год, а из пересаженных растений — в первый. Своими декоративными розовыми соцветиями привлекает пчел и бабочек.
Лук душистый формирует плоские листья с сильным луково-чесночным ароматом, обладает витаминными и фитонцидными свойствами. Растения, выращенные из семян, зацветают на 2—3-й год нежными белыми цветками-звездочками, собранными в полусферические высокодекоративные соцветия диаметром 5—7 см. Цветки источают очень приятный тонкий аромат, отсюда и соответствующее название. Есть у лука очень ценные качества — он чрезвычайно зимостойкий, а его срезанные листья отрастают вновь. На одном месте без пересадки может расти 10 лет и более, однако со временем из-за загущения мельчает и снижает урожайность. Поэтому через 6— 7 лет его рассаживают. Отличный медонос.
Дикорастущий лук косой — пищевой вид, который происходит из Средней Азии. Это многолетнее высокорослое растение с хорошими урожайными и пищевыми достоинствами, высокой зимостойкостью, ранним отрастанием пера, декоративностью. Лук косой представляет интерес не только как перспективная овощная культура, но и как редкое реликтовое растение. Он занесен в Красную книгу Украины. Это очень пластичный вид: изучение его в условиях культуры показало возможность культивирования на приусадебных участках.
Лук медвежий, который называют черемшой, также краснокнижный, но, в отличие от предыдущего вида, в культуре практически не выживает. Многочисленные попытки огородников вырастить его на приусадебных участках заканчивались неудачей. А из-за безжалостного уничтожения и медленного естественного воспроизводства запасы его в дикой флоре быстро уменьшаются. Очень похож на лук медвежий как по внешнему виду, так и биологией развития лук победный. Эти луки требуют бережного отношения, их необходимо охранять.
Можно также употреблять в пищу один из красивоцветущих видов лук голубой. Это сравнительно высокорослый многолетник: цветочная стрелка достигает в высоту 1 м и более. Чаще всего его используют фитодизайнеры при составлении цветочных композиций и оформлении интерьеров.
Лук Регеля— один из пищевых и декоративных видов. Редкое растение нашей флоры, хотя может расти на приусадебных участках. Также занесен в Красную книгу Украины.
Лук стебельчатый более известен как декоративный вид. У него плоскоокруглые луковицы диаметром 4—7 см, широкие плоские листья с опушением и изумительные темно-розовые шаровидные соцветия.
Лук Суворова отличается от предыдущего вида более округлой и крупной луковицей (6—8 см). Листья плоские, опушенные только по краю. Цветки розово-фиолетовые с темной полосой по центру каждого лепестка. Лук гигантский формирует круглые луковицы и широкие плоские листья без опушения. Цветет фиолетовыми цветками, собраными в крупные шаровидные соцветия. Само название говорит, что это один из самых высокорослых луков. Его цветочная стрелка достигает 1,5 м в высоту.
Христофа, или Звезда Персии - это наиболее красивый представитель семейства Луковых. Растение вырастает на 50-60 см, а его шарообразные соцветия могут достигать 30 см в диаметре. Цветки приятного сиреневого цвета с металлическим отливом, каждая головка содержит до 80 отдельных цветков, цветение продолжается до полутора месяцев.
Лук исполинский достигаетй 1,5 м в высоту с ярко-лиловыми плотными головками звездообразных цветков.
Лук афлатунский высокий летнецветущий гибрид (до 1 м в высоту) с ярко-фиолетовыми цветками, которые собраны в шарообразное соцветие. Часто встречаются сорта: насыщенной розово-лиловой окраски и фиолетовой.
Лук склоненный, или Дикий лук невысокое растение (до 50 см в высоту) с веерообразно-расположенными прикорневыми листьями. Цветки от бледно- до ярко-розовых, собраны в шарообразное соцветие, которое венчает короткий цветонос.
Лук желтый невысокий лук (до 35 см в высоту), образующий множество зонтикообразных соцветий. Цветки желтые колокольчатые.
Лук сицилийский, или Медовый чеснок высокое растение (до 120 см в высоту) с пониклыми соцветиями, расположенными на прямых тонких цветоносах. Цветки колокольчатые, бледно-розового или кремового цвета. Ценятся также засохшие семенные коробочки.
Лук каратавский невысокое растение (до 20 см) с овальными листьями и розовыми звездообразными цветками, которые собраны в шарообразные головки.
Лук круглоголовый, или Барабанные палочки позднецветущий (июль-август) лук с небольшими соцветиями в форме яйца. Стебли тонкие, достигают высоты 60 см. Цветки розово-лилового цвета.
Лук голубой растение, высотой до 70 см. Небольшие соцветия диаметром до 4 см расположены на тонких стеблях. Листва этого лука отмирает еще до окончания цветения. Растение в основном декоративно из-за лазурно-голубого окраса цветков.
Лук Моля, или Лук золотой невысокое (до 25 см) растение с желтыми звездообразными цветами.
Использование лука
Применяемая часть - луковица и зеленые перья. Все растение имеет специфический луковичный вкус и запах. Зеленые листья лука и луковицы сладких сортов употребляют в пищу преимущественно в свежем виде, луковицы острых сортов — как приправу к различным блюдам.
В луковице найдено эфирное масло, содержащее серу; сахара — глюкоза, фруктоза, сахароза, мальтоза (до 11%), инулин, фитин, азотистые вещества (до 2,5%), витамины С (10 мг%), B1 (60 мг%), провитамин А (каротин), флавоноиды (кверцетин и его гликозиды), следы йода. Листья («перо») содержат эфирное масло, сахара, витамины С (20 мг%), В2 (50 мг%), провитамин А (4 мг%), лимонную, яблочную и другие кислоты. Все растение обладает фитонцидной активностью.
Успех выращивания зеленого лука в домашних условиях во многом зависит от почвенной смеси. Она должна быть достаточно плодородной, содержать все необходимые для роста растений питательные вещества. Почвенную смесь лучше заготовить заранее. Ее составляют из равных частей перегноя, хорошо разложившегося торфа и плодородной огородной земли. Перед заполнением ёмкости почвой на дно её укладывают битый кирпич, керамзит, гравий, крупный речной песок.
Луковицы сажают во влажную почву на расстоянии 1…2 см. Все промежутки между ними засыпают землей. Пристрелочные луковицы порея высаживают на расстоянии 2…3 см в ряду и до 8…10 см между рядами.
Оказывается, лучше для полива использовать дождевую или снеговую воду, а также воду из рек, водоемов и прудов.
Тот репчатый лук, который мы едим зимой, находится в состоянии покоя. Для того, чтобы он дал листья, его нужно разбудить. Для этого можно подержать лук в теплой воде (до 38°С) в течение суток. Лучше, в слабом растворе марганцовки. После этого луковицы насыпают в коробку и ставят в теплое место на два — три дня. Это ускоряет образование корней.
Практическая часть
Для посадки лука мы решили взять пластиковые стаканы объемом 500 мл из под йогуртов, сметаны и т.д. Папы сделали на дне стаканов отверстия для отвода лишней воды.
В качестве грунта принесли опилки, песок, землю с огорода, грунт универсальный, купленный в магазине. На дно некоторых стаканчиков положили поломанные веточки, т.к. не смогли найти камешки. Часть стаканов заполнили опилками, 2 стакана насыпали грунт из магазина, для остальных смешали землю с огорода и песок.
Воду для полива заранее подготовили: 14 января Людмила Николаевна нагрела два чайника воды и вылила горячую воду в ведерко и поставила его около батареи. После такой обработки вредные летучие вещества испаряются, а на дне остается осадок. После посадки мы полили лук теплой водой.
1 луковицу поместили на баночку с водой.
Все стаканы поставили на подоконник.
Наши наблюдения
На третий день у луковицы, стоящей в воде, появились корешки. Еще три корни пустили только на 6 день. Остальные трогать не стали, чтобы не повредить корешки.
Зеленые перышки первыми появились у луковицы в воде. Через несколько дней у остальных. 2 луковицы начали гнить от частого полива. Пришлось их выбросить.
14 февраля заметили, что у луковицы, растущей в воде, перышки слабые: узкие и короткие бледно-зеленого цвета.
Мы узнали, для чего нужен свет растениям. При свете идёт процесс фотосинтеза - это воздушное питание для растения.Если света растениям не хватает, растения вырастают слабыми и бледными.
Узнали, для чего нужно тепло растениям. Тепло – необходимое условие жизни. Растениям для нормальной жизни требуется определенное количество тепла в окружающей среде – в почве и воздухе.
Узнали, для чего нужна вода растениям. Клетки растений содержат 85-90% воды. Особенно ее много в сочных плодах (85-90%). Вода помогает растворять минеральные и органические вещества и помогает передвигаться по растению и участвовать в процессах обмена веществ.
Когда на луковицах выросло достаточно зелени, мы ее срезали, помыли и с удовольствием съели за обедом.
Наблюдая за растениями, отметили, что лук, который получает достаточно света, развивается хорошо, он ярко зелёного цвета. А растение, стоящее в тени, имеет бледно-зеленый цвет.
Вывод: растение должно получать хороший доступ света для правильного развития.
Растения, которые получали достаточно влаги, развивались хорошо. А растения, получающие влагу в избытке, скоро пришли в негодность (начали гнить). Вывод: вода влияет на рост и развитие растений. При умеренном поливе растение развивается быстро. А при чрезмерном или недостаточном поливе растения развиваются намного хуже или не развиваются вообще. Две луковицы загнили от переизбытка влаги. Пришлось их выбросить.
Таким образом, лук хорошо растет при температуре воздуха около 16 — 20°С днем и 14 — 16°С ночью. Более высокая температура воздуха зимой, когда мало света, приводит к ослаблению и вытягиванию зелени. Посадочные емкости держат ближе к окну, чтобы получить зеленые, а не бледно-зеленые листья. Поливают умеренно, чтобы лук не загнил.
В исследования по выращиванию лука, нами были выполнены все поставленные цели, а именно, на практике были рассмотрено влияние света, тепла и влаги на рост зеленого лука.
Мы сделали следующие выводы:
для прорастания лука необходима температура воздуха +15 -+18, умеренная влажность;
растение должно получать хороший доступ света для правильного развития;
вода влияет на рост и развитие растений. При умеренном поливе растение развивается быстро. А при чрезмерном или недостаточном поливе – растения развиваются намного хуже или не развиваются вообще.
Со своими наблюдениями и выводами мы поделились со своими родителями и родственниками.
Источники информации:
Окружающий мир : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова. — 5-е изд., дораб. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 160 с.
Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Растения / Сост. Л. А. Багрова; Худож. А. В. Кардашук, О.М. Войтенко; Под общ. Ред. О. Г. Хинн.— М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.— 512 с.