Название проекта | Инновационный проект по экологическому образованию «Люблю берёзку русскую» |
Предмет, класс | Окружающий мир, литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство (3класс) |
Краткая аннотация проекта | Проект « Люблю берёзку русскую » ориентирован на воспитание экологической культуры учащихся, на получение знаний, умений и навыков в результате самостоятельных практических и теоретических (индивидуальных и групповых) исследований окружающей среды. Работа над проектом предполагает совместную деятельность учащихся, родителей, учителя и воспитателя группы продлённого дня. Тема проекта « Люблю березку русскую » актуальна, значима и интересна. Этот проект расширяет знания учащихся об окружающей среде и помогает овладеть основами экологической культуры. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе. Дети начинают также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе. И если ребенок с детства будет приучен заботиться об окружающей природе, то у него сформируются нравственные отношения к нашему общему дому – Земле. Поэтому для повышения общекультурных компетенций мы выбираем проектную деятельность. |
Цель проекта | Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды. |
Основания проекта | Проект направлен на развитие общекультурных компетенций обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие. |
Вопросы, направляющие проект Основополагающий вопрос | За что мы любим русскую берёзу? |
Проблемные вопросы | -Как люди выражают своё отношение к русской берёзке? -Почему они по-разному воспринимают берёзу в разное время года? -Как заставить людей по-другому взглянуть на красоту русской берёзы, нашей природы, бережному отношению к ней? |
Учебные вопросы | 1) Картины, каких художников изображают русскую березу? 2) Найдите три небольших стихотворения о берёзе русских авторов. Выучите их. 3) Представьте свои «блиц-ответы» на уроке «В гостях у берёзок» по следующей схеме: -назвать виды берёз и количество видов; -рассказать, какова продолжительность жизни, высота дерева; -описать особенности цветовой гаммы коры берёз; -рассказать о местах обитания разных видов берёз. 4) Вспомните загадки, пословицы и притчу с упоминанием берёзы; составьте словосочетания со словом «берёза», составьте список песен о берёзе или упоминанием о ней; 5) Нарисуйте берёзку, оформите выставку работ. 6) Напишите сочинение « Моя берёзка в разное время года » ( Разговор с деревом как с другом). |
Ожидаемые результаты обучения | Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с расширением знаний о берёзе, о её роли в нашей жизни, в истории России, охране и защите окружающей среды. В частности, младшими школьниками выполняется поиск информации из разных источников (энциклопедии, справочники, словари, художественные книги, альбомы с репродукциями картин знаменитых русских и зарубежных художников, интернет-сайты, телепередачи, ссылки которые указаны учителем, прогулки с родителями в лес, разучивание русских песен игр). В результате своей поисковой деятельности учащиеся представляют подготовленные ими материалы в виде проектных творческих работ, фото-рассказов о своих наблюдениях. |
Продолжительность проекта | 7-8 недель |
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта | Технологии — оборудование: фотоаппарат, компьютер(ы), принтер, проекционная система, сканер, сеть Интернет, мобильный телефон, 10 листов картона формата А4, призы за 1, 2,3 места (лауреатам). |
План проекта | I этап. Организационно-ознакомительный Выход на тему, определение цели и предположение результата, знакомство с вопросами проекта. Составление учителем буклета для родителей. Представление стартовой презентации учителя для школьников с целью выявления интересов и уровня знаний по предложенной теме. Деление на группы по интересам, распределение ролей в группах. Предварительное совместное планирование продвижение по проекту. II этап. Реализация проекта 1.Фотовыставка « Берёзы России ». 2.Конкурс чтецов « Люблю берёзку русскую ». 3.Творческий отчёт « В гостях у берёзки ». 4.Викторина « Всё о берёзе ». 5.Конкурс рисунков « В стране берёзового ситца » 6. Конкурс сочинений « Моя берёзка в разное время года » 7.Участие в музыкально-литературной композиции « Русские берёзы » ( Использование стихотворений А . Прокофьева, Вс. Рождественского , М . Матусовского , Н . Агеева , Б. Лапницкого, Якуб Кулмыя , Эйжен Вевериса , 4-й симфонии П. И. Чайковского.) Самостоятельная или групповая работа по выполнению проекта. Рефлексия, проверка учителем активности участников группы, завершение продвижения по проекту. III этап. Завершающий - оформление результатов проектной деятельности (фото с выставки, аудиозаписи стихов, оформление презентации, сканирование листов с ответами на вопросы викторины, фотографии берёз). IV этап. Итоговый Презентация проекта учащимся 1-2 классов. |
План работы групп разных направлений проекта | 1. План работы группы исследователей Познакомиться с деревом. Изучить крону листьев. Изучить цветовую гамму коры берёзы. Изучить снег около дерева Подготовить материал об ореоле обитания берёз Подготовить рассказ о симбиозе березы с растениями и животными. 2. План работы группы фотокорреспондентов 3. План работы группы литераторов Прочитать и проанализировать художественные произведения русских и зарубежных поэтов. Выучить стихотворения о берёзе. Записать аудиофайл своего прочтения этих произведений. 4. План работы группы художников 5. План работы группы знатоков о берёзе) |
Результат проекта | Оценивание работы участниками, учителем, родителями. Презентация материала учащимся 1-2-х классов. Получение ответных отзывов о проекте от |