Программа воспитательной компоненты "Семь цветов у радуги - семь дорог у нас"
Программа воспитательной компоненты "Семь цветов у радуги - семь дорог у нас"
Пояснительная записка
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но на сегодняшний день эта проблема ощущается особенно остро, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. События последнего времени подтвердили, что снизилось воспитательное воздействие на детей российской культуры, искусства и образования, как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств младшего школьника.
Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенные учебные программы, участие детей в олимпиадах, – все это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной компоненты "Семь цветов у радуги - семь дорог у нас"»
Программа воспитательной работы
«7 цветову радуги–
7дорогу нас»
Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ СОШ №9 г. Кулебаки
Нижегородской области
Хазова Елена Алексеевна
Кулебаки, 2013
Пояснительная записка
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но на сегодняшний день эта проблема ощущается особенно остро, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. События последнего времени подтвердили, что снизилось воспитательное воздействие на детей российской культуры, искусства и образования, как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств младшего школьника.
Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенные учебные программы, участие детей в олимпиадах, – все это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности.
Данная воспитательная система имеет несколько направлений, которые учитывают возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Цель системы: создание условий для развития личности каждого ученика, его индивидуальности, культуры, творческих способностей.
Задачи:
Развитие коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов.
Создание условий для интеллектуального и эмоционального самовыражения личности младших школьников.
Развитие любознательности и познавательного интереса учащихся.
Создание условий для формирования классного коллектива.
Прогнозируемый результат:
расширение кругозора;
реализация школьником своих интересов, потребностей, способностей, инициативы, обогащение опыта и накопление знаний, умения и навыков;
умение применить полученный опыт в дальнейшей жизни;
приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;
активное участие родителей в жизни класса и школы;
обогащение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, переосмысление отношения к себе, к Родине,
к окружающему миру на основе доверия, принятия, заботы и сотрудничества;
формирование чувства гражданственности, гражданской ответственности, патриотизма.
Принципы построения воспитательной работы в рамках данной системы:
Принцип открытости.
Принцип привлекательности будущего дела.
Принцип деятельности.
Принцип свободы участия.
Принцип обратной связи.
Принцип сотворчества.
Принцип успешности.
Направления воспитательной работы в рамках системы
I. «Я и здоровье»
Воспитание у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни невозможно без профилактической работы, в процессе которой решается важнейшая задача по сохранению здоровья детей. В связи с этим конечная цель данной работы - воспитание у учащихся культуры здорового образа жизни, а именно: сохранение и укрепление здоровья детей, повышение качества их жизни; формирование потребности вести здоровый образ жизни.
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека, воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Я и здоровье»:
формирование у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Я и здоровье»:
спортивные конкурсы, состязания;
профилактика безопасной жизнидеятельности;
походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
беседы и дискуссии на различные темы;
тематические консультации для родителей;
обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по данной проблеме.
№
Название мероприятия
Месяц
1 класс
1
Акция «Внимание, дети!»
сентябрь
2
Беседы с обучающимися по культуре безопасности жизнедеятельности
сентябрь
3
Художественная галерея «Безопасная дорога»
сентябрь
4
Проведение акций: «Чистота –залог здоровья»
Октябрь
декабрь
5
Цикл бесед о питании
ноябрь
6
Час информации «Целительная сила растений»
апрель
7
Прогноз оздоровительных возможностей.
апрель
2-й класс.
1.
Беседа «Закаляй свой организм»
сентябрь
2.
Конкурс «Дорога. Транспорт. Пешеход»
октябрь
3.
ТБ «Предупреждение травматизма по пути в школу»
ноябрь
4.
Кл. час «Я и мой организм»
декабрь
5.
«Веселые старты»
февраль
6.
Родительское собрание на тему: «Телевидение в жизни младшего школьника»
март
7.
Туристический поход на природу
май
3-й класс.
1.
Конкурс «Дорога. Транспорт. Пешеход»
октябрь
2.
ТБ «Предупреждение травматизма по пути в школу»
октябрь
3.
«Веселые старты»
декабрь
5.
Час общения «Не сломай свою судьбу!»
январь
6.
Час общения«Наркотик – злой волшебник!»
февраль
7.
Скажи сигарете: «НЕТ!»
март
8.
Конкурс «Здоровичок»
апрель
4-й класс.
1.
Кл. час «Чистота – залог здоровья»
октябрь
2.
Спортивные соревнования «Богатырские потешки»
ноябрь
3.
Викторина «Чтоб здоровье сохранить…»
декабрь
4.
«Как защитить себя?»
февраль
5.
Родительское собрание на тему: «Научите ребенка отдыхать»
март
II. «Я и интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
определение круга реальных учебных возможностей ученика и зоны его ближайшего развития;
создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
формирование интеллектуальной культуры учащихся, развитие их кругозора и любознательности.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Я и интеллект»:
интеллектуальные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
интеллектуальные игры, бои;
№
п/п
Название мероприятия
Месяц
1
Спартакиада «Я - будущий олимпиец»
октябрь
2
Книжная выставка
«Я+он+они = мы»
ноябрь
3
Кн. выставка «Читаем классику сегодня»
март
4
Творческая мастерская «Город мастеров»
апрель
2-й класс
1.
Конкурс по развитию внимания и памяти «Смотри и запоминай»
сентябрь
2.
Игра-путешествие «Мир чисел»
декабрь
3.
Викторина «Всезнайка»
февраль
4.
Час общения «Интересное рядом»
апрель
3-й класс
1.
Интеллектуальная игра «Самый умный»
сентябрь
2.
Математический КВН «Математика вокруг нас»
январь
3.
Час загадок, скороговорок, ребусов
январь
4.
Участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру»
апрель
5.
Знакомство с книгой рекордов Гиннеса
апрель
6.
Викторина «Что такое космос?»
март
4-й класс
1.
Интеллектуальная игра «Хочу все знать»
декабрь
2.
Интеллектуальные бои между классами «Ну, где же вы, Энштейны?»
февраль
3.
Участие в олимпиадах, в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру»
март
4.
Кл. час «Путешествие в страну неразгаданных тайн»
март
5.
Викторина «А знаешь ли ты?»
апрель
III. «Я и нравственность»
Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), развитие толерантных качеств личности младших школьников, обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи деятельности в направлении «Я и нравственность»:
знакомство учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений;
формирование культуры общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;
формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания, осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Форма работы классного руководителя в направлении «Я и нравственность»:
интерактивные игры;
тематические классные часы;
тренинг общения детей и родителей;
самопрезентации и самопредставление;
праздники, конкурсы.
Основные понятии направления «Я и нравственность»:
нравственный выбор;
нравственная позиция;
нравственное поведение;
нравственные ценности;
жизненные ценности.
№
п/п
Название мероприятия
Месяц
1
Классные часы по развитию толерантности детей:
В поисках хорошего настроения (1 классы)
ноябрь
2
Акция «Милосердие»
декабрь
3
Кл.часы «Я - гражданин России» (ко Дню Конституции РФ)
декабрь
4
Кл.часы о нравственности и красоте поступков человека «Спешите делать добро»
январь
5
Изучение рейтинга общечеловеческих, гражданских ценностей.
январь
6
Классные часы по воспитанию экологической культуры учащихся (ко Дню Земли).
апрель
7
Классные часы, уроки мужества «Гордость и слава».
май
2-й класс
1.
«Если добрый ты…»
сентябрь
2.
Они живут рядом («День пожилого человека»)
октябрь
3.
Конкурс рисунков ко Дню Матери «Самый родной человек»
октябрь
4.
Час общения «Легко ли сказать правду?»
февраль
5.
Родительское собрание на тему: «Как воспитать ребенка нравственным».
декабрь
3-й класс
1.
«Будем чуточку добрее…»
октябрь
2.
Час общения «Правда и ложь»
ноябрь
3.
Час общения «Милосердие»
февраль
4.
Час общения «Традиции и обычаи общения в семье»
март
5.
Час общения «Волшебные слова»
апрель
4-й класс
1.
Беседа «Мир моих интересов»,
сентябрь
2.
Час общения «Что значит быть толерантным?»
ноябрь
3.
Ролевая игра «Я на уроке».
февраль
4.
Конкурс «Ты и я – мы очень разные»
апрель
5.
Выпускной вечер «Прощание с начальной школой»
май
VI. «Я гражданин и патриот »
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные понятия направления «Я – гражданин и патриот»:
- право,
- закон,
- права и обязанности,
- правонарушения,
- ответственность,
- долг,
- честь,
- достоинство,
- личность,
- совесть,
- справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении «Я гражданин и патриот»:
- тематические классные часы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- конкурсы, викторины по правовой тематике;
- праздники, читательские конференции по праву.
№
п/п
Название мероприятия
Месяц
1
Единый классный час, посвящённый 20-летию Конституции РФ
сентябрь
2
Книжная выставка «Мы живём в правовом государстве»
октябрь
3
Кл.часы, посвященные мужеству и отваге героев ВОВ и героев-современников.
февраль
4
Конкурсная программа ко Дню защитника Отечества
февраль
5
«Память на все времена» - литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы.
май
2-й класс
1.
Кл. час «Культура и быт русского народа»
сентябрь
2.
Игра «Народные потешки» (Разучивание народных игр)
октябрь
3.
Виртуальная экскурсия «Путешествие по родному краю»
ноябрь
4.
Конкурс рисунков на тему: «Моя Родина»
январь
5.
Урок мужества
февраль
7.
Конкурс рисунков ко Дню Победы
май
3-й класс
1.
Кл. час «Современная геральдика страны»
ноябрь
2.
Викторина «А знаешь ли ты?»
январь
3.
Беседа «День примирения и согласия»
февраль
4.
Кл. час, посвященный снятию блокады города Ленинграда
февраль
5.
Акция «Солдат России»
апрель
6.
Встреча с ветеранами ВОВ
май
4-й класс
1.
Встреча с представителями правовых структур
сентябрь
2.
Мультимедийная презентация «История отечественной геральдики» (рассказывается о том, что означает геральдика прошлого и сегодняшнего времени)
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные понятия направления «Я и семья»:
- семья,
- уклад жизни и традиции семей,
- родительский дом,
- родословная,
- семейные корни,
- авторитет отца и матери,
- духовное общение в семье,
- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
- младшие и старшие дети,
- традиции отношения к старшим в семье,
- положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Я и семья»:
- Тематические классные часы.
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя) - экскурсии, викторины.
- Дни творчества, дни открытых дверей.
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
№
п/п
Название мероприятия
Месяц
1
Концерт, посвящённый Дню матери
ноябрь
2
«Новогоднее представление»
декабрь
3
Праздник «Широкая Масленица»
февраль
4
Прощай букварь
март
2-й класс
1.
Утренник «Бабушкины посиделки»
март
2.
Родительское собрание «Ошибки семейного воспитания»
май
3.
Урок-беседа «Листая страницы семейного альбома»
февраль
3-й класс
1.
Выставка «Мир нашей семьи»
октябрь
2.
Спортивные состязания с участием родителей «Мама папа я – спортивная семья»
февраль
3.
Выставка поделок, сделанных руками родителей и детей «Очумелые ручки»
март
4.
КВН «Я и моя семья»
январь
5.
Кл. час «Герой Советского Союза наш земляк»
май
4-й класс
1.
Выставка «Семейный фотоальбом»
ноябрь
2.
Конкурс «Герб моей семьи»
январь
3.
Родительское собрание «Каково на дому – таково и самому» (о взаимоотношениях в семье, об укладе, быте, праздниках, на которых воспитываются дети)
сентябрь
4.
Родительский урок от семьи «О вреде наркотиков»
ноябрь
5.
Индивидуальные консультации
6.
День открытых дверей
апрель
Список литературы
Азаров Ю.П. «Семейная педагогика». М.: Политиздат, 1985 г.
Воспитание и развитие личности в социуме (Комплексно-целевая программа) Арабеск. 2000 г.
Гуткин Я.Д. «Настольная книга классного руководителя». Центр «Педагогический полк». 2000 г.
Закон РФ «Об образовании» 1996 г.
Конституция РФ.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Методические принципы организации жизни школы в духе «Всеобщей декларации прав человека».
Национальная доктрина образования РФ.
Программа развития воспитания в системе образования России на 2002-2004гг.
Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе Образовательный центр «Педагогический поиск». Москва, 1999 г. Составили: Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремина, Н.А.Жокина, Н.В.Мартишина.
Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе 5-11 классы Н.И. Дектярёва М, «Вако» 2006 год