Программа внеурочной деятельности коррекционно - развивающего направления "Волшебные пальчики"
Программа внеурочной деятельности коррекционно - развивающего направления "Волшебные пальчики"
Программа «Волшебные пальчики» предназначена для обучающихся 1 (1 дополнительного) класса с ЗПР, РАС.
Предлагаемый курс может быть реализован также учителем – логопедом, дефектологом и с другими категориями детей с ОВЗ (дети с расстройствами аутисческого спектра, нарушениями речи), также может использоваться в учреждениях системы дополнительного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности коррекционно - развивающего направления "Волшебные пальчики"»
ТОГБОУ «Центр психолого – педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Волшебные пальчики»
Программу подготовили:
Агеева Т.В., учитель начальных классов
Кобзева Е.В., учитель начальных классов
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Волшебные пальчики» составлена на основе АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2), в соответствии с Федеральным компонентом стандарта начального общего образования.
Программа «Волшебные пальчики» предназначена для обучающихся 1 (1 дополнительного) класса с ЗПР.
Предлагаемый курс может быть реализован также учителем – логопедом, дефектологом и с другими категориями детей с ОВЗ (дети с расстройствами аутисческого спектра, нарушениями речи), также может использоваться в учреждениях системы дополнительного образования.
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.
В настоящее время отмечается увеличение количества детей младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии, что приводит в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому.
Чтобы получить информацию, дети с ОВЗ чаще всего полагаются на зрение, а не на слух. Формирование графических навыков у детей с ОВЗ осуществляется со специфическими трудностями, обусловленными интеллектуальными нарушениями и отклонениями психического и физического развития. Низкий уровень познавательной активности, недостаточность моторных систем, замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности, а также слабость самоконтроля затрудняют овладение графическими навыками таких детей. У таких детей отмечаются значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую. Дети с ОВЗ, отличаясь неточной координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в
состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения
пределами строки, чертить ровные линии.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Актуальность программы по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического здоровья определяется тем, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики, которые недостаточно развиты у детей данной категории.
Актуальность программы по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ЗПР определяется тем, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики, которые недостаточно развиты у детей данной категории.
Новизной программы является то, что наряду с традиционными формами работы (игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т. д.) применяется в системе логопедического воздействия и такие нетрадиционные формы, как упражнения со стеклянными камушками «Марблс» и «пальчиковые шаги».
Цель программы – формирование и развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей 1 (1 – дополнительного) класса с ЗПР.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Выявить уровень сформированности мелкой моторики и графомоторных навыков у детей на входе в программу.
2. Развивать умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; умение владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах).
5. Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.
6. Привлечь родителей к участию во всех этапах коррекционно – развивающего процесса.
7. Проанализировать уровень сформированности мелкой моторики и графомоторных навыков у детей на выходе из программы.
Общая характеристика программы «Волшебные пальчики»
Программа учебного курса рассчитана на два часа в неделю. Занятия предполагают использование следующих форм:
- беседа;
- экскурсия;
- дидактическая игра;
- ролевая игра;
- физические упражнения;
- коллективное творчество;
- анкетирование;
- индивидуальная корректировка действий.
Программа включает в себя следующие разделы:
пальчиковая гимнастика
оригами
лепка
аппликация
графические упражнения
игры и действия с предметами.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Оригами” учащиеся знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.
В разделе “Лепка” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Диагностика мелкой моторики и графомоторных навыков у детей проводится в форме заданий с использованием адаптивных разработок и тестов Н. Н. Павловой, Л. Г. Руденко и И. Н. Шевляковой.
Для диагностики графических навыков использовались тесты под авторством С. Е. Гавриной, Н. Л. Кутявиной, И. Т. Топорковой, С. В.Щебининой.
Параметры обследования:
- проявление интереса к играм и упражнениям по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков;
- выполнение работы по образцу, по показу педагога, по словесной инструкции;
- ориентировка в пространстве листа бумаги: вверху, внизу, посередине, справа, слева;
- умение давать оценку своим работам, работам сверстников;
- доведение начатой работы до конца.
Для реализации программы по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков «Волшебные пальчики» создана предметно-развивающая среда, которая включает в себя массажные мячики, прищепки разных цветов, карточки с описанием пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр, игры-шнуровки, пособие по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков, мозаика, пазлы, пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу, пластмассовые и деревянные фигурки, простые и цветные карандаши, стеклянные камушки «Марблс», листы бумаги, образцы графических рисунков, образцы «пальчиковых шагов», обводки, трафареты, природный материал (орехи, косточки, семечки, семена гороха, фасоли, риса, гречки и т. д.).
Предметно-развивающая среда меняется с учетом практического опыта детей.
При проведении занятий используются подгрупповая, парная, индивидуальная формы работы.
Подгрупповая форма работы позволяет работать с небольшим количеством детей и объединять их в группы по каким-либо признакам (например, по уровню развития). Это улучшает эффективность работы коррекционного процесса, а также делает его разнообразным и повышает интерес детей.
Используются традиционные игры и упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений, игры с пальчиками с речевым сопровождением, самомассаж кистей и пальцев рук, пальчиковую гимнастику, упражнения на составление фигурок из счетных палочек или спичек, упражнения «Нитяные узоры» и другие (приложение 1).
Парная форма работы предполагает работу детей в паре. Это объединяет детей, учит их взаимодействовать друг с другом, развивать общение. Пары формируются по желанию педагога или по желанию детей. К тому же в помощь слабому ребенку можно дать ребенка посильнее. В парной форме работы можно применять как традиционные (упражнения по штриховке по контуру, обводка; графические задания), так и нетрадиционные игры и упражнения для развития мелкой моторики и графомоторных навыков: игры и упражнения со стеклянными камушками «Марблс», упражнение «Пальчиковые шаги».
Целью игр и упражнений со стеклянными камушками «Марблс» является развитие тактильных ощущений, умение ориентироваться на плоскости, профилактика оптико-пространственных нарушений, развитие мелкой моторики рук.
Упражнения «Пальчиковые шаги» тоже относятся к нетрадиционным упражнениям, целью которых является развитие координации движений кистей и пальцев рук.
Индивидуальная форма работы предполагает наличие индивидуального подхода к обучению и воспитанию ребенка. Используются традиционные и нетрадиционные игры и упражнения в работе с детьми.
Упражнения на развитие пальцевой моторики играют положительную роль в коррекционном обучении детей. Это позволяет:
– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с умственной деятельностью;
– облегчить усвоение навыков письма школьникам;
– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослого, активизируют моторику рук, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Графическая работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму.
Целостность формирования и развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей обеспечивается тесной взаимосвязью со специалистами: учителем – логопедом, педагогом – психологом, дефектологом, воспитателями.
Цель взаимодействия – формирование у детей адекватного эмоционального общения, умения взаимодействовать друг с другом и со взрослым в процессе занятий по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков.
Во взаимодействии с родителями целью является установление партнерских отношений, объединения усилий в процессе формирования у детей с ЗПР мелкой моторики и графомоторных навыков.
Участие родителей в коррекционном процессе усиливает его эффективность и позволяет добиться более высокого уровня развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формы и методы работы с родителями:
- Родительские собрания.
- Печатные консультации, памятки.
- Консультирование и беседы.
- День открытых дверей.
- Практические семинары.
- Методическая подборка для родителей (включает подбор книг, материалов консультаций, специальных памяток, подборку с упражнениями пальчиковых гимнастик, дидактические и настольно-печатные игры для развития мелкой моторики. Родители могут взять любой материал домой во временное пользование).
Результаты освоения программы внеурочной деятельности
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук учащихся доуровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами трудовой деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
Овладение нормами этики поведения
Содержание рабочей программы «Волшебные пальчики»
Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
Оригами
Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Лепка
Знакомство с материалами (глина, пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. Техника безопасности при работе с глиной и пластилином.
Аппликация
Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, разрезание, изготовление деталей по шаблону. Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.
Графические упражнения
Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.
Игры и действия с предметами
Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами.
Тематическое планирование
№
Содержание.
Кол-во часов
1
Диагностика. Пальчиковая гимнастика.
14
2
Оригами.
8
3
Лепка.
8
3
Аппликация.
8
4
Графические упражнения.
25
5
Игры и действия с предметами.
5
Список литературы
1. Бот, О. С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук детей с ЗПР // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи / О. С. Бот. – Сб. науч. трудов. – М., 1982.
2. Екжанова, Е. А., Стребелева, Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – Издательство «Просвещение», 2003.
3. Зиннхубер, Хельга. Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения: От 4 до 7,5 лет / Хельга Зиннхубер; (пер. с нем Е. Араловой). – М.: Теревинф, 2009.
4. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка/ М. М. Кольцова. – М. 1973.
5. Кольцова, М .М., Рузин, М. С. Страна пальчиковых игр / М. М. Кольцова, М. С. Рузин. – СПб.,1997.
6. Филиппова, С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков/ С. О. Филиппова – СПб., 1999.
7. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь/ В. В. Цвынтарный. – Нижний Новгород, 1995.
8. Чернова, Е. И., Тимофеева, Е. Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики/ Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеева.– Санкт-Петербург: КОРОНА-Век, 2007.
9. Никитина, А. В., 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (4–5 лет)/ Авт.-сост. А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2008.
10. Подрезова, И. А. Школа умелого Карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5–7 лет с речевыми нарушениями / И. А. Подрезова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.