kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Чудеса на ладошке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа краткосрочного курса рассчитана на 12 часов аудиторных занятий. Продолжительность занятий – 1 час в неделю. В кружок входит лекционный материал и практические задания. Завершающим этапом в изучении данного курса является    

- театральная постановка мини – пьесы для детей детского сада

- подарки перчаточных театральных кукол детям детского сада для игр

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Чудеса на ладошке"»



ПРОГРАММЫ КРАТКОСРОЧНОГО ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННОГО КУРСА.

Кукольный театр «Чудеса на ладошке»

Разработчик: Белобородова Елена Юрьевна

Учитель начальных классов МБОУ «Уинская СОШ»

Пояснительная записка

Программа практико –ориентированного курса внеурочной деятельности Кукольный театр «Чудеса на ладошке» разработана на основе Закона «Об образовании» Российской Федерации, САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России, программы Е.С.Чечиной «Театр – творчество - дети», учебного пособия "Изготовление театральной перчаточной куклы из ткани и работа с ней", Положения о рабочей программе практико – ориентированного курса внеурочной деятельности МБОУ «Уинская СОШ».

Программа разработана для занятий с обучающимися во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. Курс Кукольный театр «Чудеса на ладошке» имеет художественно-эстетическую направленность.

Программа краткосрочного курса рассчитана на 12 часов аудиторных занятий. Продолжительность занятий – 1 час в неделю. В кружок входит лекционный материал и практические задания. Завершающим этапом в изучении данного курса является

- театральная постановка мини – пьесы для детей детского сада

- подарки перчаточных театральных кукол детям детского сада для игр в театр. Краткосрочный курс адресован детям 9 - 10 лет.

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят кукольный театр.

Кукольный театр привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: (мишку, зайку, собачку, кукол и др.), только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, волшебный увлекательный мир, где все необыкновенно и все возможно.

Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Младший школьник - очень впечатлителен и быстро поддается эмоциональному воздействию. Он активно включается в действие, отвечает на вопросы, которые задают куклы, охотно выполняет их поручения, дает им советы, предупреждает об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими - на отрицательных. Увиденное в театре, расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся своими впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле взрослым. Такие разговоры и рассказы дают благодатную почву для развития речи и умения выражать свои чувства. Дети испытывают желание самостоятельно создать свои «шедевры» кукол.

В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла: изобразительного искусства /создание рисунка вручную или с помощью графических редакторов на компьютере/, лепка, декоративно-прикладное творчество/, культура речи. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.

Цель: формирование общих представлений ребенка об истории кукольного театра и перчаточной театральной кукле, умение создавать художественный образ куклы с помощью нетрадиционных материалов /махровые, хлопчатобумажные носки/

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей создания кукольного тетра и перчаточной театральной куклы

  2. Обучить изготовлению перчаточной театральной куклы из нетрадиционных материалов /махровые, хлопчатобумажные носки/

  3. Развивать фантазию, воображение, творчество при изготовлении перчаточной театральной куклы

  4. Развивать у детей художественно-речевые способности через постановку мини – пьес с использованием театральной перчаточной куклы

Планируемые результаты освоения практико – ориентированного курса внеурочной деятельности Кукольный театр «Чудеса на ладошке»

ФГОС начального общего образования устанавливает требования к результатам освоения курса внеурочной деятельности

- личностным;

-метапредметным;

- предметным

В таблице 1 представлены планируемые результаты – предметные, личностные и метапредметные по курсу внеурочной деятельности Кукольный театр «Чудеса на ладошке»

личностные


  • развитие у обучающихся позитивного опыта творческой деятельности, построенного на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего народа;


  • формирование мотива,  реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;

  • Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

  • осознание значимости занятий для личного развития


метапредметные


Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при изготовлении театральных перчаточных кукол, чтении по ролям и инсценировании.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы с нетрадиционными материалами по изготовлению перчаточной театральной куклы, постановки

мини-пьесы;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • устанавливать причины успеха/неудач своей деятельности

  • корректировать свои действия для преодоления ошибок

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать цель совместной деятельности;

  • обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата

  • использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче;

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

  • готовить небольшие публичные выступления /мини – спектакли/






Предметные результаты:

В таблице 2 представлены планируемые предметные результаты освоения по курсу внеурочной деятельности Кукольный театр «Чудеса на ладошке»

Планируемые результаты

Предметные

обучающийся научится

обучающийся получит возможность научиться

  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: прочность, эстетическую выразительность – и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

  • анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

  • организовывать свое место в зависимости от вида работы;

  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

  • применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами;

  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: изготавливать изделия по эскизам, схемам, рисункам;

  • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение деталей;

  • изготавливать несложные конструкции театральной перчаточной куклы по эскизу, образцу из нетрадиционных материалов.


  • уважительно относиться к труду людей;

  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного замысла;

  • прогнозировать конечный практический результат;

  • создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

  • применять на практике знания, полученные о кукольном театре, театральной перчаточной кукле



Тематическое планирование практико – ориентированного курса внеурочной деятельности Кукольный театр «Чудеса на ладошке»


№ п/п

Тема занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Волшебный мир кукольного театра

2

1

3

2

Театральная азбука


1

1

2

3

Кукольная мастерская


1

2

3

4

Работа с театральными перчаточными куклами


1

2

3

5

Итоговое занятие.

- показ мини – пьесы воспитанникам детского сада

- анализ

0,5

0,5

1

Итого

5,5

6,5

12


Календарно - тематическое планирование практико – ориентированного курса внеурочной деятельности Кукольный театр «Чудеса на ладошке»


№ занятия

Дата

проведения

Тема занятия

Примечание

план

факт

1 - 3

25.03

01.03

08.04


Вводное занятие. Волшебный мир кукольного театра


4-5

15.04

22.04


Театральная азбука



6-8

29.04

03.05

08.05


Кукольная мастерская



9-11

15.05

22.05

29.05


Работа с театральными перчаточными куклами



12

31.05


Итоговое занятие.

- показ мини – пьесы воспитанникам детского сада

- анализ




Содержание программы практико - ориентированнного курса внеурочной деятельности

Кукольный театр «Чудеса на ладошке»

Тема 1: «Вводное занятие. Волшебный мир кукольного театра».

Знакомство детей с историей  кукольного театра  в России. Теоретические основы кукольного театра /понятия о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д/. Просмотр мини – пьесы «Дружба», представленный старшеклассниками с помощью театральных кукол. Обсуждение. Выбор мини – пьесы для постановки. /»Сказка о добре и зле», О. Емельянова «Замарашки», «Инспектор Светофоров».

Тема 2: «Театральная азбука»

Беседа об истории создания и видах театральной перчаточной куклы. Работа с бумагой, цветными карандашами/акварельными красками, пластилином, в графическом редакторе на компьютере : создание эскиза театральной перчаточной куклы для выбранной мини – пьесы. Групповая и индивидуальная работа по созданию героев, выбранной мини-пьесы. Обсуждение и выбор «удачных» эскизов кукол, распределение ролей.

Тема 3: Кукольная мастерская

Знакомство с нетрадиционными материалами, из которых будет изготовлена кукла. Обсуждение алгоритма выполнения работы. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и иголкой. Парная и индивидуальная работа по изготовлению театральной перчаточной куклы из нетрадиционных материалов

Тема 4: Работа с театральными перчаточными куклами

Понятие о речевой гимнастике и особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Обучение приёмам работы с театральными перчаточными куклами. Подготовка мини – пьесы

Тема 5: Итоговое занятие.

Показ мини – пьесы воспитанникам детского сада, анализ

Результативность освоения программы практико - ориентированнного курса внеурочной деятельности Кукольный театр «Чудеса на ладошке»

I уровень:

приобретение ребенком первоначальных исторических сведений о возникновении русского кукольного театра, театральной перчаточной куклы

II уровень:

- умение создавать театральную перчаточную куклу из нетрадиционных материалов /махровые, хлопчатобумажные носки/, наделяя ее характерными чертами и свойствами

- проявлять в творчестве самостоятельность и фантазию





III уровень:

- постановка и представление мини-пьесы с использованием театральных перчаточных кукол, изготовленных обучающимися, для детей детского сада

- подарки перчаточных театральных кукол детям детского сада для игры в театр.

Методический раздел

Методическое обеспечение программы

Для успешного освоения образовательной программы практико – ориентированного курса Кукольный театр «Чудеса на ладошке» разработаны:

- учебное пособие "Изготовление театральной перчаточной куклы из ткани и работа с ней", данное пособие будет полезно учителям, для проведения занятий кружка «Кукольный театр». Материал, представленный в данной книге поможет увлекательно организовать процесс изготовления театральной перчаточной куклы, работы с ней. Обучающиеся, за короткий промежуток времени, приобретут необходимые для создания театра кукол умения и навыки. В пособии предложены перчаточные куклы, при работе с которыми можно вносить свои изменения в оформление, конструкцию, давать волю своей фантазии. Выкройки, предлагаемые в данном пособии, столь просты и объяснения столь подробны, что даже совсем неопытный новичок может стать хорошим мастером театральной куклы.

- программа Е.С.Чечина «Театр – творчество - дети», целью которой является развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Необходимые условия для проведения занятий

Для организации краткосрочного курса внеурочной деятельности Кукольный театр «Чудеса на ладошке» необходимо следующее оснащение:

- компьютер, проектор

- интерактивная доска

- видеозаписи сказок, пьес с участием перчаточных театральных кукол

Подборка художественной литературы для театрализованных представлений;

- иглы, ножницы, ткань /в данном случае: носки махровые или хлопчатобумажные/

- краски, кисти, пластилин, доска для лепки

- перчаточные театральные куклы, изготовленные младшими школьниками под руководством педагога;

- ширма и декорации, посильную помощь в изготовлении которых могут оказать родители школьников.

Занятия проводятся в классе или другом приспособленном для этих целей помещении /компьютерный класс, актовый зал/

Критерии оценивания итоговой работы по изготовлению перчаточной театральной куклы

Критерии

балл

Качество выполнения работы: умение работать с информацией /понимать этапы выполнения работы/

1

Сотрудничество: умение работать в паре, группе; умение договариваться, распределить роли

1

Качество самостоятельного использования материалов, компьютерных программ для создания эскиза куклы, и самой куклы

1

Максимальный балл

3



Критерии оценивания итоговой работы постановки мини – пьесы

Критерии

балл

Культура речи, использование наглядных средств, чувство времени, работа с аудиторией

1

Сотрудничество: умение работать в паре, группе; умение договариваться, распределить роли

1

Качество выступления: умение использовать средства выразительности (интонация, мимика, жесты и др.), знание текста, умение использования перчаточной куклы

1

Сотрудничество: умение работать в паре, группе; умение договариваться, распределить роли

1

Максимальный балл

4



Литература для учителя:

  1. Коноплева Н.П.«Вторая жизнь вещей», Издательство : М.: Просвещение, Владос: 1994 - 2-е изд с.176

  2. Крутенкова А.Д., Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1–9 классы / А.Д. Крутенкова. – Волгоград : Издательство «Учитель», 2008, с.200

  3. Парулина, О.В. Мир игрушек и поделок / О.В. Парулина. – Смоленск, 2000, с.336

  4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в школе»/ журнал «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.

  5. Рябов В. «Актер в театре кукол». – М., 2010. Театр кукол – своими руками. - «ЮТ», 1988.

  6. Смирнова Н.И. «И…оживают куклы» - М.: Издательство «Детская литература», 1982, с.192

  7. Савостьянов А. «132 упражнения для учителя по развитию голоса и дыхания». – М., 2002

  8. Кукольный театр: истоки и современность, [https://newdedmoroz.com/blog/novogodnie-predstavleniya/kukolnyi-teatr], 24.03.2019

  9. Виды театральных кукол, [https://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/vidy-teatralnykh-kukol-i-nemnogo-o-teatre.html], 25.03.2019

Литература для обучающихся

  1. Деммени Е. Школьный кукольный театр. –Л.: Детгиз ,1960, с.70

  2. История развития кукольного театра. Москва. Изд. - “Нева”, 2000 г., с. 65

  3. Пискунова А. Ю. Игрушки из носков. Москва: АСТ - Пресс, 2014 . – С. 64 серия: Серебряная библиотека увлечений

  4. Дудкина Н.В., Театр кукол [https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-nachalnoy-shkoli-teatr-kukol-variant-1153041.html], 26.03.2019

  5. Игрушки из носков своими руками [www.promyhouse.ru/.../kak-sdelat-samostoyatelno-igrushki-iz-noskov.ht], 26.03.2019




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Чудеса на ладошке"

Автор: Белобородова Елена Юрьевна

Дата: 12.09.2023

Номер свидетельства: 636529


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства