kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа самообразования по теме " Формы и методы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель: теоретически обосновать возможности развития устной речи в процессе учебной деятельности и разработать методические рекомендации по исследованию путей развития устной речи в учебной деятельности, направленных на формирование речевых навыков на уроках русского языка в начальной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа самообразования по теме " Формы и методы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды"»

«Формы и методы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды»

Елеушева Г.С.


План

 Цель: теоретически обосновать возможности развития устной речи в процессе учебной деятельности и разработать методические рекомендации по исследованию путей развития устной речи в учебной деятельности, направленных на формирование речевых навыков на уроках русского языка в начальной школе.

Гипотеза: полноценное развитие устной речи учащихся начальных классов будет возможным если:

- на уроке чтения будут использоваться различные методы и средства обучения;

- содержание урока будет интересно, научно и доступно;

- пути развития речи будут реализоваться систематически и целенаправленно.

Исходя из цели, определены следующие задачи:

1. Проанализировать соответствующую учебную и методическую литературу по проблеме.

2. Дать объяснение применению методов и средств обучения по формированию речевого навыка у учащихся начальных классов.

3. Подготовить на основе экспериментов методические рекомендации по развитию устной речи на уроках русского языка в начальной школе.

4. Отследить результаты влияния применения средств и методов на уровень знаний детей.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, материалов научных исследований; изучение педагогического опыта; прямое и косвенное наблюдение за деятельностью учащихся; педагогический эксперимент; статистическая обработка данных эксперимента.

1.Развитие речи как методическое понятие и его психологическая основа.

Понятие «речь» является  межпредметным : оно встречается в лингвистической, психологической, методической литературе.

Объектам исследований методистов является речь как предмет обучения, именно поэтому они, как правило, говорят о «развитии речи». При этом методисты рассматривают развитие речи с учебно-педагогической точки зрения. Методисты выявляют трудности, возникающие при овладении речью учащимся, педагогические условия и средства воздействия на процесс формирования речевых умений и навыков школьников.

Опираясь на данные своей науки, а также на данные психологии и лингвистики, методисты разрабатывают вопрос о том, чему и как нужно учить детей, чтобы научить их полноценно общаться. Следовательно, методика развития речи имеет объект познания, свой предмет исследования свою систему понятий. В методике принято говорить о работе по развитию речи школьников, то есть о деятельности учителя, направленной на формирование и совершенствование устной и письменной речи детей.

Занятия по развитию речи учащихся побуждают знакомить школьников с рядом лингвистических понятий, без которых обойтись или трудно, или попросту невозможно. К этим понятиям относятся: язык и речь, типы речи (повествование, описание, рассуждение), стили речи (разговорный, книжный с его разделением на стили деловой, научный, публицистический, художественный),формы речи (устная и письменная), виды речи (монолог и диалог), текст, тема, идея, функциональные возможности языковых средств.

Развитие речи на уроках русского языка - это вся работа, проводимая словесником специально и в связи с изучением школьного курса для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами, а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь ненужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием и условиями общения.

 Особенности  речевого развития младших школьников

Рассмотрим основные психологические теории, объясняющие процесс формирования речи. Одна из них – теория научения. Данная теория утверждает, что подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека. Предполагается, что у ребенка имеется врожденная потребность и способность к подражанию, в том числе звукам человеческой речи. Получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала звуков человеческой речи, затем фонем, морфем, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Освоение речи, таким образом, сводится к научению всем ее основным элементам.

С позиции данной теории трудно понять детское словотворчество, а также те моменты в развитии речи ребенка, которые не имеют аналогов у взрослых, то есть такие, которые никак не усвоишь методом подражания.

Автором следующей теории речевого развития является Н. Хомский. Он утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи в ее основных атрибутах. Эти задатки созревают примерно к годовалому возрасту и открывают возможности для ускоренного развития речи с одного года до трех лет. Данный возраст называется сензитивным для формирования речи. В более широких возрастных границах он охватывает период жизни человека от года до половой зрелости.

Еще одна популярная теория усвоения языка называется когнитивной. Согласно ей развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Этим, в частности, и объясняется детское спонтанное словотворчество.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни, а к годовалому возрасту его экспрессия становится настолько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения, пользоваться звуковой речью.

Существует несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии.

Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.

Второе условие любого речевого высказывания — это наличие содержания, материала, то есть того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.

Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал.

Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.

Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть главным образом слов, их сочетаний, различных оборотов речи.

Поэтому третье условие успешного речевого развития — это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.

В результате слушания речи и использования ее в собственной практике у ребенка формируется подсознательное «чувство языка», на которое и опирается методика обучения.

Ладыженская Т.А. раскрывает механизм практического формирования этого явления, который был предложен Н. И. Жинкиным. Он писал: «При передаче сообщения вводится два вида информации:

о предмете и явлениях действительности;

о правилах языка, на котором подается сообщение.

Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится.

Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, то есть через речь .Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, восприятие хороших образцов речи, достаточно разнообразных и содержащих необходимый языковый материал, с другой — создание условий для собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть.

Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь нередко бывает примитивна и неправильна.

Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы.

Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы.

Школа учит детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах.

Иными словами, школьник должен усвоить тысячи новых слов, новых значений известных ему слов, словосочетаний, множество таких грамматических форм и конструкций, которых он в своей дошкольной речевой практике совсем не употреблял, и, кроме того, знать уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях; должен усвоить нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы.

Во-вторых, это усвоение навыков чтения и письма — важнейших речевых навыков, необходимых каждому члену современного общества.

Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями письменной речи, в отличие от устно-разговорной, стилями и жанрами.

Третья задача школы — это совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.

Для решения указанных задач нужна планомерная работа учителя и учащихся, с определенной дозировкой материала, с последовательным планированием как общей, «большой» перспективной цели (которая обобщенно может быть определена как «хорошая речь»), так и частных, «малых» целей каждого отдельного урока, каждого упражнения по развитию речи.

К сожалению, эти цели далеко не всегда могут быть определены с такой же конкретностью и точностью, как, например, в грамматике, где программа указывает точную дозировку теоретического и практического материала по каждой теме.

Поэтому очень важно выяснить, что именно входит в методическое понятие «работа по развитию речи учащихся».

В развитии речи отчетливо выделяются три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью (уровень текста).

Кроме того, в объем понятия  «развитие речи» включается произносительная работа — дикция, орфоэпия,  выразительность, просодия, исправление произносительных недочетов.

Лингвистической базой для первых двух направлений служат лексикология, словообразование, фразеология, стилистика, морфология и синтаксис, что же касается связной речи, то она опирается на теорию текста (лингвистику текста), логику, теорию литературы.

Указанные три линии работы развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливают связную речь.

В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря и т. д.

Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них — это упражнения в связной речи (рассказы, пересказы, сочинения и пр.).

Они представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, так как в них сливаются все речевые умения и в области словаря, и на уровне синтаксическом, умение накапливать материал, логические, композиционные умения и т. п.

Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями: последовательностью упражнений, их перспективностью, разнообразием упражнений (и пониманием конкретной, узкой цели каждого типа упражнений) и умением подчинить разнообразные виды упражнений общей цели.

Каждое новое упражнение, как бы ни было оно мало, связывается с предыдущими  и готовит учащихся к последующим, в то же время, подчиняясь общей далекой цели, вносит что-то новое (хотя бы элемент нового), обеспечивающее движение вперед.

В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения русскому языку.

Это значит, что элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока (не только по русскому языку, но также природоведению, математике, труду, изобразительному искусству) и во внеклассные мероприятия.

Не случайно разделы программы для начальных классов названы: «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи».

Развивая речь учащихся, школа придерживается четко определенных характеристик речи, к которым  следует  стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.

Первое требование — это содержательность. Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, картин, радиопередач. Пользуются успехом в начальных классах также сочинения на основе творческого воображения (например, опыт В.А.Сухомлинского, под руководством которого дети сами сочиняли прекрасные сказки, приобрел всемирную известность).

В тех случаях, когда учащимся задается сочинение без достаточной подготовки его содержания, тексты оказываются бедными, расплывчатыми.

Необходимо также учитывать возрастные возможности и интересы младших школьников: общие рассуждения могут лишь воспитать неискренность учащихся.

Вторым требованием к речи является логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являются следствием неясного, нечеткого знания материала, непродуманности темы, неразвитости мыслительных операций.

Указанные два требования касаются содержания и структуры речи; последующие требования относятся к ее языковому оформлению.

Точность речи (третье требование) предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства — такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие  изображаемому.

Отсюда вытекает четвертое требование — богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание. В начальных классах, конечно, еще не могут быть предъявлены высокие требования к богатству языка, но и эта задача всегда должна предусматриваться в учебной работе.

Пятое требование — ясность речи, то есть ее доступность слушателю и читателю, ее ориентированность на восприятие адресатом.

Говорящий или пишущий сознательно или подсознательно учитывает и возможности, и интересы, и другие качества адресата речи.

Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами. Речь должна быть коммуникативно целесообразна в зависимости от ситуации, от цели высказывания, от условий обмена информацией.

Речь лишь тогда воздействует на слушателя или читателя, когда она выразительна (шестое требование), то есть ярка, красива, убедительна.

Устная речь воздействует на слушателя интонациями; и устная, и письменная — общим настроением рассказа, отбором фактов, выбором слов, их эмоциональными окрасками, построением фразы.

И ясность, и выразительность речи предполагают также ее чистоту, то есть отсутствие лишних слов, слов -«паразитов» (ну, значит, понимаешь и т. п.), просторечных слов и пр.

Для школы особенно большое значение имеет правильность речи (седьмое требование) — ее соответствие литературной норме. Различают правильность грамматическую (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной — произносительную, орфоэпическую. Немалое значение для правильности речи имеет выбор слов, логика высказывания.

Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают в комплексе. Все они применимы к учащимся начальных классов.

2. Разделы работ по развитию речи

Наиболее продуктивным, позволяющим раскрыть возможность работы по развитию речи на уроках русского языка в современной школе, является выделение разделов работы по развитию речи в соответствии с основными единицами языка, изучаемыми в школьном курсе.

Рассмотрим соотношение единиц языка, разделов школьного курса русского языка и разделов по развитию речи.

Разделы школьного

курса русского языка

Единицы языка,

изучаемые в разделах

Разделы работы по

развитию речи

Фонетика

Звук

Работа над звуком

Словообразование

Части слова

Работа над значащими

частями слова

Лексика с фразеологией

Слово

Работа над словом

( словарная работа)

Морфология

Словоформа

Работа

над морфологическими

средствами речи

Синтаксис

Словосочетание

Предложение

Сложное синтаксическое

целое

Работа над

синтаксическими

средствами речи

Культура речи

Стилистика

Связная речь

Все единицы языка

Текст

Культура речи

Стилистика

Связная речь

Предлагаемый подход выделения  основных разделов работы по развитию речи в соответствии с основными единицами языка отражает традиции отечественной методики и позволяет привести в систему объем работы по развитию речи. В соответствии с этим подходом выделяется 7 разделов работы по развитию речи (их наименования в таблице).

Связную речь можно рассматривать со многих точек зрения, из которых для методики обучения русского языка в нерусской школе наибольший интерес представляют следующие:

  • Во-первых, связная речь может рассматриваться с точки зрения ее типологии, форм , видов жанрового разнообразия. С этой точки зрения связная речь, может быть устной и письменной, диалогической и монологической.

  • Во-вторых, связную речь можно классифицировать по тем видам, жанров и формы, которые применяются в учебно-речевой деятельности: диалог между учителем и учеником, диалог между учащимися; беседа по картинке; беседа об окружающей действительности; пересказ близко к тексту; краткий пересказ; описание; рассказ; изложение; сочинение; письмо;  заявление; автобиография и т.д. этот аспект связной речи рассматривается нами в разделах, посвященных устной и письменной речи

  • В-третьих, связную речь можно рассматривать как особое образование, построение которого регулируется своими правилами. Речевая деятельность осуществляется в форме высказываний. Высказывание может состоять из одного предложения или группы, иногда довольно большой.

Рассматривая связную речь как тематически организованную, а тематичность как важнейшие условие связности речи, остановимся на проблеме темы учебной речевой деятельности в дидактическом плане.

  • Во-первых, тема выступает как способ вычленения из сложной и многообразной действительности,  окружающей нас , того её фрагмента, который соответствует осуществляемой в данный момент деятельности и который должен быть зафиксирован в речи.

  • Во-вторых, тема выступает как способ конкретизации целей и задач и содержания речевой деятельности.

  • В-третьих, тема выступает как средство определения масштаба отражения  действительности (сравним, например изменение масштаба отражение действительности в темах «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» одной стороны, и в теме «Времена года» - с другой).

При обучении языку в школе темы прямо и непосредственно не задаются условиями общения. Они не вытекают из ситуации учебного процесса , учебной деятельности и должны быть заданы искусственно в соответствии с целями и задачами  изучения русского языка.

Для правильности организации учебной деятельности на уроках русского языка учителю необходимо разобраться в некоторых принципах и тенденциях формирования тем.

В период  устного курса  речевую деятельность  рекомендуется организовать вокруг  16 основных тем: «Завтра в школу», «Здравствуй, школа!»,

«Первый раз в первый класс»,  «Мы учимся»,  «Сказка в гости к нам пришла», «Весёлая переменка», «Учись всё делать вовремя», «Наша семья», «В нашем доме (на кухне)», «В нашем доме вечером», «Готовимся ко сну», «Пора засыпать», «Почитай мне, мама», «Мой брат», «Наше село», «Наш друг телефон», «Домашние животные и птицы», «Все работы хороши». Для букварного периода намечено основных тем:

«Школьные занятия и учебные вещи», «В доме», «Семья», «Здоровье и личная гигиена», «Одежда и обувь», «Пища, продукты», «Посуда», «В саду, на огороде, в поле», «Зимой», «Четыре времени года».

А темы из класса в класс повторяются, несколько видоизменяясь.         Дидактический смысл повторения одних и тех же тем на разных этапах обучения состоит в том, что повторяемость выступает как фактор, обеспечивающий прочность запоминания и предупреждающий забывание.

Темы не только повторяются, но и частично перекрещиваются, переплетаются.

Дидактический смысл перекрещивания тем на разных этапах обучения вытекает из необходимости не только запомнить усвоение в учебном процессе, но и  обеспечить прирост знаний, организовать планомерное углубление представлений учащихся об изучаемом на основе включения усвоенного в новые отношения и связи.

Связную речь можно рассматривать как особое речевое образование, характеризующееся определенными закономерностями, нормами и традициями построения, как сложную структуру, части которой определенным образом соотносятся и связываются друг с другом.

Для методики преподавания русского языка в нерусской школе важнейшее значение имеют следующие выводы, сделанные на основе изучения связной речи.

1.Связность речи (монологической и диалогической как в устной, так и в письменной форме) возникает не стихийно, а на основе использования определенных средств, выражающих межфразовые связи устанавливающих отношения в зависимости предложений или их групп друг от друга.

2 .Используемые в языке средства межфразовой связи весьма разнообразны и многоплановы, поэтому единство и целостность связной речи создаются и выражаются средствами и смыслового порядка (например, употреблением одних и тех же слов и синонимов), и словообразовательного (например, употреблением форм времени, лица и наклонения), и синтаксического порядка (например, употреблением союзов, модных слов, специальных предложений, выполняющих связующую функцию) т.д.

Любой связный текст представляет собой такое единство, части которого объединяются друг с другом по многим линиям. Задача обучения русской связной речи с родным (нерусским) языком обучения должна преследовать вполне определенную цель—научить нерусских детей использовать все средства межфразовой связи, которые применяются в русском языке.

1.Выявить наиболее важные, широко употребляемые в языке средства межфразовой связи.

2.Уточнить место и время изучения отобранных средств межфразовых связей.

3.Установить взаимосвязь в работе над связной речью с усвоением словарного состава, словообразования, морфологического и синтаксического строя русского языка.

Практический   материал  по раскрытию  темы  самообразования:

 С первых уроков  устного курса  по русскому языку в первом классе  уделяю  большое внимание на повествовательные , вопросительные и восклицательные предложения. Для начала объясняю на родном языке,  что наша речь состоит из предложений ,  слова в предложении пишутся отдельно ,  при помощи предложений  мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниями .Идёт работа по формированию  представлений о повествовательном , вопросительном , восклицательном предложениях , интонации , с которой они могут произноситься (восклицательная и невосклицательная ) , о знаках препинаний в конце предложений.

          Повествовательные - это предложения, в которых о чём-нибудь сообщают (в конце таких предложений ставится точка). Учимся правильно произносить слово «повествовательное» по слогам. Первостепенная задача  на первых уроках  добукварного  периода – это формирование у учащихся

понимание того , что предложение является единицей речи , выражающей законченную мысль ;  умение составлять  предложения из двух и

более слов , устанавливать связь между словами при помощи вопросов.

 Потом начинаю работать по составлению схемы предложений. Параллельно идёт работа по интонированию предложений. 

       Объясняю: значок    ∟ обозначает начало предложения т. е первое слово; значок   ── обозначает слово .

 Начало слова в предложении всегда пишется с большой буквы. В схемах обозначаются запятая, тире, двоеточие, точка, вопросительный или восклицательный знаки. Использование схем предложений вырабатывает у детей навык деления предложений на слова, подготавливает их к обучению грамоте , облегчает обучение правильному интонированию различных типов предложений и текстов диалогического и монологического характера.  На каждом занятии повторяем правило, что начало предложения пишется с большой  буквы. В  конце  предложения ставится точка.

           На уроке материал пособия, построенного на основе сюжетных и предметных рисунков , одновременно решает  ответственные образовательные и воспитательные задачи , раскрывает перед маленькими школьниками широкий мир жизни школы, своего родного дома, семьи. В период предварительного курса и при обучении грамоте нужно уделять большое внимание фонематическим упражнениям, на каждом уроке тренировать детей в правильном произношении отдельных русских звуков и их сочетаний.

      В подтеме «Мебель» детям очень нравятся яркие  предметные картинки.  Веду активную работу со словарём (называя то или иное словарное слово, надо обязательно повторить его с соответствующими местоимениями  мой, моя, или наш наша). Предлагаю ответить на вопросы, направленные на составление словосочетаний: столик какой?- столик журнальный, голубой, новый ,коричневый, обеденный, по форме круглый, деревянный и т.д.

Мотивационные, побудительные моменты занимают очень важное место в структуре деятельности. Проблема мотива встаёт особенно остро, если мы обратимся к речевой деятельности. Поэтому при организации работы , связанного с речью, мы должны помнить о необходимости обеспечения мотива высказывания.

Как показывают исследования Л.В. Занкова, Н.М. Зубаревой, М.Н. Кониной, прекрасным средством создания на уроке речевых ситуаций и обеспечения мотивации высказывания является изобразительная наглядность. Речевые ситуации, созданные с помощью слова  учителя и средств наглядности, являются ситуациями воображаемыми , поэтому при создании таких ситуаций от  преподавателя  требуется немалая доля творчества, надо поставить школьника в такие условия, чтобы он говорил не потому, что обязан, а прежде всего потому, что ему интересно выразить свое отношение к какому-то событию, факту. Добиться этого можно посредством постановки творческих задач.

  Детям по душе тема «Сказка в гости к нам пришла». «Теремок». К этой сказке  даю серию сюжетных картинок, практически это картинный план, по которому составляется пересказ сказки в лицах.

Применяю такой метод работы:

        Я выступаю в роли рассказчика: дети, которые посещали детский сад, знают и очень любят эту сказку. Они и выступают в роли зайца, лягушки, петушка  и  медведя. На втором уроке уже рассказывают те ученики, которые пассивно  сидели на первом уроке . На третьем уроке провожу  это  занятие  в форме инсценировки,  соответствующих  сюжетным картинкам. Здесь важно показать детям , что не только слова , но и то, как они произносятся , может многое сказать , о том или  ином герое, о том или ином человеке.

          То, что обучение правописанию опирается на знания по фонетике, исчерпывающе обосновали лингвисты и методисты. Как известно практическим методом, с помощью которого анализируется отношение между произнесением и написанием слова   является звуко - буквенный  анализ слова. В букварный период работаю над развитием способностей детей, умением последовательно вычленять в слове звуки и произносить каждый из них изолированно в соответствии с тем, как этот звук произносится в целом слове, происходит в собственно звуковом разборе. Этот разбор провожу по такому алгоритму:

  • Произнеси и послушай слово  

  • Найди     ударный гласный.

  • Сосчитай сколько слогов в слове.

  • Назови сколько гласных в слове.

  • Назови сколько согласных в слове

  • Протяни (выдели) первый звук в полном слове, назови его  и охарактеризуй. И так далее до конца слова.

  • Последний пункт: произнеси подряд все названные звуки и послушай, не искажается ли  слово.

 Звуко  - буквенный анализ слова служит ещё одним средством воспитания младших  школьников потребности в самоконтроле, что необходимо для развития лингвистических и  общеучебных умений.

Детям нравится выполнять задания с призывом о помощи. Например,

 говорю: - Дети,  помогите  ёжику собрать все яблоки.  А для этого нужно выполнить следующие задания:

  • Сосчитай сколько звуков в словах сок, торт.

  • Придумай слово, в котором один слог.

  • Придумай предложение из двух слов и т.д.

      При  звуко - буквенном  анализе слова  применяю личностно -ориентированную технологию. Форма работы парная. В букварный период

на каждом  уроке  раздаю ученикам конверты с буквами (над буквами  одного

конверта работают двое учащихся). Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны чётко понимать, для чего изучают тот или иной материал, ясно представлять себе результаты своей работы на уроке. Дети самостоятельно работают по такому алгоритму:

  • Из букв составлю слово.

  • Произношу и послушаю слово.

  • Нахожу ударный гласный.

  •  Нахожу, выделяю и считаю гласных в слове.

  • Делю слово на слоги.(в слове сколько гласных, столько и слогов.)

  • Нахожу согласных, даю краткую характеристику каждому  

        согласному.

 Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся,

формированию устойчивого интереса к предмету даёт технология сотрудничества.

Она создаёт атмосферу взаимопомощи и  взаимообучения.

 На своих уроках  применяю такой приём как рефлексия. Считаю рефлексию необходимым моментом  личностно- ориентированного урока. Ведь именно она позволяет  учителю осуществить обратную связь, помогает определить , насколько интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали  , чего добились. Очень важно в букварный период научить ребёнка называть и различать слова, различать на слух слова в предложении, составлять предложения. При работе над предложениями применяю такой метод  как составление предложений из деформированных слов.

Эта парная форма работы применена на уроке русского языка по теме «Гласные е , ё, ю , я  обозначающие два звука», приложение 3,4)

Форма работы парная. Раздаю конверты. (Над словами одного конверта работают двое учащихся). В этих конвертах разрезаны отдельные слова. Дети из этих слов должны составить предложения. В словах одно слово написано с большой буквы, а в конце одного слова поставлена точка. Все эти знаки для того, чтобы у них развивался навыки оформления предложения на письме, формировался у учащихся понимание того, что начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка. Также они знают, что имена людей тоже пишется с большой буквы. Вот образец слов:

       жука.         поймала           Кошка  

       Лиза          сказки.            читала

       Папа         рубашку.         купил   Чамбалу

Учащимися составляются предложения:

  • Кошка поймала жука.

  • Лиза читала сказки.

  • Папа купил Чамбалу рубашку.

После составления  предложений, продолжаю работу по развитию речи  в форме  беседы.

          В букварный период  даю учащимся  понятие о  текстах. Работаю над умением  восстанавливать деформированный текст; определять границы предложения , тему и идею текста; развиваю умение распознавать текст. Продолжаю развивать умение составлять предложения из деформированных слов. На каждый урок даю на доске  текст написанный  печатными буквами. Образ каждой письменной буквы учащиеся должны  списать  в тетрадь. При такой каждодневной работе  отрабатывается орфографическая  зоркость,  тренируется внимание, усидчивость, терпение, расширяется лексический запас первоклассников и одновременно обогащается и систематизируется их представления об окружающей  действительности. Говорю, что текст- это законченный по смыслу отрывок письменной или устной речи.

 Каждое предложение в тексте  связаны одной темой. Эти понятия играют очень важную роль в развитии связной речи для тувинских учащихся.

Научить детей определить главную мысль текста - это главная задача для учителя в букварный период.

  • Образцовое чтение учителя;

  • Словарная работа;

  • Работа над произношением сложных слов;

  • Чтение текста учащимися;

  • Чтение и пересказ  прочитанного по приёму « стопа».

   Тут применяю приём «стопа»  технологии развития критического мышления.

(Этот приём применён на уроке литературного чтения «В зимнюю стужу» , приложение 2.).

Цель её состоит в развитии мыслительных  навыков  учащихся . Я пришла к выводу ,что актуальна технология критического мышления на уроках русского языка и  литературного чтения , её применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности, мышление, внимание, восприятие.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Елеушева Г. С.

Дата: 19.11.2018

Номер свидетельства: 486509

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Речевая деятельность на уроках казахского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(64) "rechevaia_deiatelnost_na_urokakh_kazakhskogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "592823"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638082879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства